Site icon ИА Русские новости

Богатые богатеют, а бедные никого не интересуют

Богатые богатеют, а бедные никого не интересуют


Обнародован перечень самых богатых россиян этого года. Первое место повторно занял Владимир Лисин, владелец НЛМК, второе – Михаил Прохоров (группа ОНЭКСИМ), третье – Алишер Усманов. Роман Абрамович переместился на четвертую позицию, поскольку его активы в этом году не так сильно росли в цене. Дело в том, что предметы роскоши, футбольный клуб «Челси», а также недвижимость не приносят такого дохода, как металлопроизводство.

Что любопытно, в первых строчках рейтинга нет ни одного россиянина, создавшего бизнес с нуля. Все они для обогащения использовали либо используют или бывшие советские предприятия, или природные ресурсы. Созиданием уникального продукта ни один из них не занимается. По крайней мере, с целью обогащения. Заявленный проект Михаила Прохорова по разработке отечественного бюджетного автомобиля «Ё» нельзя в полной мере отнести к предпринимательским проектам, потому что финансовые риски для Прохорова не критичны. Этот проект скорее можно отнести к социальной нагрузке и к хобби. К тому же, пока он не вышел в финальную стадию, так что говорить, по большому счету, не о чем, разве что о маркетинговой кампании по рекламе «Ё». Кроме того, относительно размеров богатств российских олигархов затраты на проект «Ё» выглядят жалко.

Можно ли сказать, что приватизация таких гигантов, как НЛМК или тот же «Норильский никель», была оправданным шагом, глядя на стремительно полнеющие кошельки отдельных удачливых персон, и отсутствие каких-либо серьезных вложений в российскую экономику из этих полных кошельков? Конечно, если придираться, можно сказать, что такие вложения существуют, ведь сотрудники олигархических структур платят налоги в казну, покупают товары в России и т.п. Но это все – косвенные итоги. Равно как и обновление основных средств, средств производства и проч., – все это необходимо для бизнеса. А вот строят ли олигархи больницы, картинные галереи, дома призрения? Строят в таком объеме, чтобы об этом не стыдно было сказать, применительно к озвученным в «Форбс» размерам состояний? Поправьте меня, но вроде бы таких строек нет.

Социальная нагрузка распространяется в основном на поддержание спортивных клубов и отдельных видов спорта, или, как в случае с Абрамовичем, на отдельный регион. Опять же, затраты эти не слишком критичны для капиталов новоявленных богатеев.

Почему-то в нашем обществе не принято говорить вслух о том, как именно россияне богатые тратят свои деньги. Вроде как неприлично считать чужие деньги. Однако рейтинги «Форбс» пользуются неизменным успехом, и любые изменения в рейтинге обсуждаются в блогах и на светских вечеринках так активно, что даже неловко становится за наш народ. Получается, как в известном анекдоте: явление есть, а слова такого нет. Супербогатство российских олигархов является больным местом для миллионов жителей России, но говорить об этом вроде бы не принято. Такой разрыв между реальным и виртуальным мы в нашей стране наблюдали перед Февральской революцией. Когда аристократы и дворяне обладали привилегиями, которые оказались недоступны людям более талантливым и состоятельным, не говоря уж о народе. Волна двух революций смела и дворян, и привилегии, и талантливых людей с их амбициями.

Сомнительность своего состояния отмечают и сами олигархи. Не зря же они так стремительно покупают недвижимость за рубежом, переводят за границу детей и родных, не зря тратят деньги на предметы роскоши: вложения в Россию, особенно долгосрочные, не кажутся им перспективными. Можно приводить разного рода доводы о конъюнктуре рынка, о колебаниях спроса и предложения, но причиной столь многозначительного молчания российских бизнесменов является страх. Страх перед волной народного гнева, который пока что кипит под крышкой навязчивого юмора с телеэкрана и благостных новостных программ.

Пока что все не так серьезно, и, скорее всего, мы узнаем победителя рейтинга «Форбс» в следующем году. Если им станет Владимир Лисин, это можно будет назвать «хет-трик российского миллиардера».

Exit mobile version