Site icon ИА Русские новости

Блаженнейший Митрополит Христофор о Св.Православии в Чехии и Словакии, православной жизни и миссии, Святой Руси, о РОА, русских и о многом другом

Эксклюзивное интервью Блаженнейшего Архиепископа Пражского, Митрополита Чешских земель и Словакии Христофора главному редактору ИА “Русские новости” Ярославу Мошкову. Беседа состоялась в резиденции владыки Христофора в Праге, 13-го декабря 2009 г. в день Святого апостола Андрея Первозванного.

 

Владыка, прежде всего позвольте ещё раз поздравить Вас с праздником Святого апостола Андрея Первозванного. И каково значение Андрея Первозванного для славян?

Я бы хотел с этим днём поздравить всех православных, чтобы они знали, что наш апостол славянский – это именно Святой апостол Андрей Первозванный. Великий проповедник Христа. Он благословил Киев, Святую Русь, Карпатскую Русь, Моравию, Словакию и Чехию. После визита на наших землях он отправился в Грецию, где скончался как мученик. И что касается священнослужения, мы все православные имеем апостольскую сукцессию, то есть благословление апостольское.

 

Владыка, хочу передать Вам поклон  из Москвы от координатора Союза Православных Братств Русской Православной Церкви Юрия Агещева и братчиков Союза Православных Братств и Союза Православных Хоругвеносцев РПЦ, которые с Вами встречались в Москве на нескольких Православных съездах. Они также тепло вспоминают их встречи с почившим о Господе Вашем  предшественником – митрополитом Дорофеем, который был родом из Карпатской Руси и много сделал во благо Св.Православия и единения славянских народов.

Благодарю. Взаимно.

Я духовный сын владыки Дорофея, его духовное чадо. С детства около него. 35 лет назад он рукополагал меня во дьякона, как раз введение во храм Пресвятой Богородицы здесь в Праге. У меня такой юбилей получается – 35 лет в сане, как дьякон, пресвитер, а епископом я стал 22 года назад, когда мне было 34 года. Это было так давно, но кажется, что как будто вчера. Я жил постоянно в присутствии его блаженства владыки Дорофея. И уже десять лет исполнится в этом году 30-го декабря со дня его кончины. Я приглашаю всех помолиться у его могилы.

 

Владыка, сколько в Чехии и сколько в Словакии православных храмов и монастырей?

В Чехии две епархии (Пражская и Оломоуцко-Брвенская), в Словакии также две епархии (Пряшевская и Михайловская). В Словакии один монастырь – мужской, а в Моравии и Чехии у нас семь монастырей. Во всей Чехии и Словакии есть 220 приходов и точно такое же число священнослужителей. Что касается богословского образования, богословских факультетов, то у нас есть православный факультет в городе Прешове, который является одним из факультетов государственного Прешовского университета, где мы можем воспитать своих молодых будущих священнослужителей. Верующих 150 тысяч и их количество постоянно растёт и мы надеемся, на следующей переписи населения, которая скоро пройдёт, показать, что количество верующих в Чехии будет больше, может и в два раза больше. Это вопрос сложный, это идёт через разные бумаги, мы объясняем, чтобы наш человек понял, что надо там написать “я православный” потому, что здесь говорят: “это не надо, это не нужно, впишите своё имя, впишите сколько у вас автомобилей, телевизоров, а вера – это не важно”. Поэтому у нас, у наших священнослужителей задача подготовить наших верующих, чтобы они это приняли как исповедание веры, чтобы понимали это как важный акт.

 

Владыка, хотелось бы спросить, ведь, хоть, без сомнения, чехи – славянский народ, но как-то так исторически сложилось, что Чехия – католическая страна. Почему это так сложилось?

Был период, когда все здесь были православными. Кирилл и Мефодий прежде всего основали славянскую Церковь, славянскую письменность здесь на территории Чехии. Даже в Праге первый храм был создан по благословлению архиепископа святого Мефодия. Мы находимся между Востоком и Западом. Потом, конечно, тут владела латинская ориентация в церкви, но здесь было и очень важное движение гуситов против, прежде всего, индульгенций и главенства Папы Римского. Это всё было под влиянием Востока, под влиянием памяти святых Кирилла и Мефодия, всего того, что наши учёные могли увидеть в Киеве и знать, что есть такая Литва православная. Поэтому сотрудник и друг Яна Гуса Иероним Пражский принял православие в Витебске и всё, что было восточное, внёс в движение гуситское, которое в конце 15-го и ещё в начале 16-го века достигло того, что 80% чехов были гуситами – не католиками. После казни Яна Гуса в Констанце в 1415 г., Чехия вышла из повиновения Римской Церкви и стала первой некатолической страной. В 1451 –1453 гг. в Константинополе, который был Патриархатом, приняли гуситов по вероисповеданию как православных. Там велись переговоры о воссоединении гуситов с Православной Церковью. Исповедание гуситов было признано вполне православным и Константинополь обещал прислать в Чехию православное духовенство. Священник, который  вёл переговоры, принял православие, монашество, стал архимандритом Великой Церкви Константинопольской. Завоевание Константинополя турками в 1453 г. прервало начатые переговоры. Если бы не было падения Константинополя, когда он был захвачен исламской Османской империей, то вся Чехия была бы православной. Потом уже невозможно было посылать епископов, рукополагать священников. В итоге, гуситы, в конце концов, приняли западную немецкую реформацию. Поэтому говорить о Чехии как католической стране нельзя. Австрийские власти, австрийский император насильственно ввели католичество и прогнали всех, кто возглавлял гуситскую церковь и создали католическую церковь как что-то чужое для народа. Люди всегда вспоминали времена Кирилла и Мефодия, а также гуситские времена. Поэтому, когда в конце 19-го века некоторые чехи переселились  в губернию Виленскую, то представитель царских властей спрашивал их, какого они вероисповедания, думая, что они католики. На что получил ответ: “мы гуситы, мы не католики”. Чехи не чувствуют себя католиками. А сегодня знаете какая ситуация? Менее 20% чехов считают себя католиками, а 80% не католики, которые остались без церкви, но их можно, конечно, воспитать, им можно говорить о правде, с ними можно работать и это надо делать. Поэтому наша Церковь постоянно увеличивается, а католиков становится всё меньше и меньше. Православных всё больше и больше, поэтому ситуация для нас, конечно, приятная, но ответственная. Нам очень трудно получить участок, чтобы построить храмы. Вы видели сегодня, какие у нас переполненные храмы. У нас все такие небольшие храмы и все переполненные. Прежде всего трудно работать с людьми. С людьми надо работать не только, чтобы они пришли-ушли, их надо воспитать. У нас нет пространства, нет дома, куда приглашать людей. У всех других конфессий, даже у протестантов есть, а у нас нет. Это очень печально и мы стремимся к тому и надеемся, что государство или город Прага даст возможность купить участок, чтобы построить храм с духовным и гуманитарным центром.

А Чешское государство оказывает какую-то помощь Православной Церкви?

Как всем церквям. У нас такое с прошлых веков, что государство выделяет средства на зарплату священнослужителей, поскольку понимает церковь как часть культуры народа. Церковь воспринимается как театр, как музей или иное культурное заведение, чтобы воспитывать людей в духовном плане. Поэтому государством выделяются средства на зарплаты, но, как долго это продлится, неизвестно. Это единственная поддержка, которая, конечно, имеет значение, но на этом она заканчивается. Наоборот, что касается нас православных, то мы так хотим построить храм. Вот уже 10 лет я лично стремлюсь, чтобы купить участок для постройки духовного центра и храма, но не могу. Постоянно говорят “завтра, завтра, завтра…”. Чиновники работают как везде, а власти официально говорят: “да-да-да, мы знаем”. Потому, что у всех есть культурные и духовные центры – у католиков, протестантов, только у нас нет. Мне кажется, что здесь что-то плохо работает.

 

Возможно тут причина в теперешней государственной прозападной ориентации?

Да, может так. Потому, что все говорят: “Православие – это Русь”. Но если просто говорили бы Русь, то было бы хорошо, но они говорят о большевизме, о большевистской какой-то ориентации. Поэтому здесь нам много надо трудиться, чтобы дать понять, что Православие, конечно, Русь, но Святая Русь! В прошлом веке Русь дала тысячи мучеников за веру христианскую. Святая Русь – это нужно повторять и повторять постоянно. Русь – это не Советский Союз, его уже нет. И сейчас Русь восстанавливается благодаря Церкви духовно, морально, этически. Это Церковь прогрессивная и эту Церковь понимают на Западе, но здесь не Запад. Здесь ситуация, где люди очень мало знают. Если, например, в Германии или Швейцарии, или Франции все знают, что такое Святая Русь. Все понимают, что такое большевизм, что это не Православная Церковь, что Советский Союз – это не Церковь, а Церковь – это совершенно другое. Здесь у нас в Чехии нет даже элементарного религиозного воспитания ни в школах, ни в университетах. Только те, кто хотят что-то узнать, то могут узнать, но могут узнать в негативном плане потому, что это какая-то тенденция со стороны инославных говорить плохо о Православии. Богословы и греки, и в Ватикане везде знают, что Православие – это христианская церковь, которая сохранила веру христианскую. Что это истина, что Православие – это истинная вера христианская и это вызывает, конечно, какую-то опасность потому, что на Западе, в западном богословии и у западных людей есть какое-то другое понимание христианства. Запад отошёл от правды евангельской. Мы знаем, что касается Папы Римского, мы знаем, что касается протестантизма, они исказили и продолжают искажать христианство и священное писание. И что касается этики последних времён у протестантов, то я сказал бы, что об этом лучше не говорить – о вопросах биоэтики, о вопросе аборта. Что там творится? Это что-то ужасное! И богословие какое-то, что Бог – женщина. Бог, конечно же, он не женщина, он не мужчина. Бог – это творец. Здесь всё идёт через философии, через разные течения, через феминизм и такие вещи, которые приходят и уходят. Поэтому протестантство – это такое христианство, они сами говорят, что Церковь – сектор реформации, что надо церковь постоянно менять “как мне нравится”, “как мне угодно”, “как мне приятно”. Все прекрасно понимают, что только Православная Церковь сохраняет истину веры христианской. Поэтому мы немного опасны для них. И результат этого – на нас навешивают ярлык, что мы “красные”, что это “коммунистическая церковь”… Это такая бессмыслица!

 

Да, уж, это поистине более абсурдных доводов они и не могли бы придумать. Ведь что-что, а у Православия и большевизма ничего общего. Более того, в России была Гражданская война, где с одной стороны были безбожные большевики, а с другой – православное русское воинство. И после Гражданской войны Православие, по сути, на протяжении всего Советского периода подвергалось тяжёлым репрессиям и гонениям.

Здесь тоже есть люди, которые интересуются историей и всё, что я говорю, они знают. Среди таких православных людей, например, спортсмен Яромир Ягр – это знаменитый чешский хоккеист. Также Карелл Готт – один из самых знаменитых чешских певцов, вот если с ним беседовать, можете всю ночь разговаривать на такие исторические темы. Он прекрасно знает историю, в том числе и Гражданской войны в России, и роли Православной Церкви. Он может очень многое рассказать. Здесь таких образованных людей не мало, у которых есть религиозное и историческое образование. Ведь до сих пор говорится, что в современной России “темно”, что там большевизм и нет демократии. И мы – это люди, которые могут разъяснить и помочь понять, что правда, а что ложь. Это ведь никто другой так не говорит, как мы – Православная Церковь и православные люди. И конечно, мне очень сложно жить потому, что не дают возможности говорить правду. Уже пять лет как лично меня “нет” потому, что я по-чешски могу хорошо говорить, могу разъяснить, на вопросы могу дать ответы, но никто не даёт мне этой возможности, поскольку это ответы, которые им не нравятся. Я несколько раз так делал, после чего СМИ уже не приглашают – все боятся. Можно сказать, что здесь в Чехии нет демократии потому, что не дают возможности всем говорить и не приглашают. Чувство такого унижения для меня не ново. Как православный человек я должен это понимать и я это конечно понимаю. Православная Церковь тут всегда была не первая и всегда была гонима каким-то образом. Теперь это тоже продолжается, да и в Словакии тоже.

 

Главный православный храм Чехии – Кафедральный собор Святых Кирилла и Мефодия. Ранее он был католическим и в 30-е годы был передан Православной Церкви. Храм Благовещения Пресвятой Богородицы, где Вы сегодня проводили богослужение, внешне он также в католическом стиле. Видимо не так давно он был передан Православной Церкви?

Все наши храмы, которые в Праге, они не католические, они в руках города Прага. Это интересно, но это так. Кафедральный и Благовещенские храмы в руках магистрата города Праги. Они переданы нам по договору аренды. Например, храм святых Кирилла и Мефодия до передачи в аренду Православной Церкви был техническим зданием Праги. Там была сахароварня. Этот храм был построен государством для пожилых священнослужителей во времена Австро-Венгрии. Но император Иосиф II в 1783 году закрыл этот храм для пожилых священников и сделал из него склад для хранения оружия. Позже он выполнял роль здания для технических нужд, причём довольно долго и в последнее время там была сахароварня. Православные люди искали храм. Одним из священников был профессор этого технического института и это способствовало тому, что удалось договориться с государством о передаче храма православным. Это произошло в 1935-м году. Теперь будет годовщина, когда государство передало в пользование, не в имущество, а в пользование – Православной Церкви. Поэтому нам всем и мне лично очень хочется купить участок и построить храм, который был бы в руках православных, а не на правах аренды. Все храмы нам даны в аренду. И знаете, политическое положение меняется, завтра может кто-то сказать, что аренда теперь бесплатная, а также могут сказать, что 100000 Крон в месяц аренда. Поэтому для нас решение только одно – строительство своего храма и Духовного центра.

 

Владыка, Вы в беседе сказали о “православной Литве”. Могли бы Вы рассказать об этом побольше?

Это история. История Литвы – это часто и история России. Литва была одно время и православной, там русские миссионеры работали. И когда наш профессор Иероним Пражский хотел узнать, есть ли Православная церковь – схизматическая или не схизматическая, то он просто поехал в Литву, в Витебск. Он встречался с учёными, богословами, спрашивал о вере, о том, что православный человек “ел и как жил”. Когда он увидел, что это всё лучше, чем то, что он знал о Католической Церкви, то он решил стать православным. Он приехал в Литву потому, что туда была возможность приехать, поскольку человеку из Запада дальше на Восток ехать было трудно. Ему удалось туда приехать и там познакомиться с Православной Церковью. И когда он возвратился, то в движение гуситов внёс новые вещи, перенятые от Православия. Это было, например, причащение Кровью Христовой, тогда как католики дают только хлеб. И символом гуситского движения стала чаша, так как, на Западе было запрещено давать чашу верующим. Причащения детей – тоже не было и нет до сегодняшнего дня в Католической Церкви. А гуситы причащали и детей.

 

Я на кладбищах довольно часто видел не крест, а чашу. Это могилы гуситов?

Это символ гуситского движения тех, которые, когда не было возможности продолжать сотрудничества с Константинополем, стали протестантами. Но чашу, как символ гуситского движения, они оставили себе.

 

Владыка, во время смуты в России, в первую волну эмиграции, когда в России шла Гражданская война, а также сразу после неё, в Чехии было довольно большое количество русских людей, вынужденных покинуть Родину, спасаясь от большевизма. Также здесь были остатки Белой армии и казаков. Они держались довольно сплочённо и общинно. Сейчас сохранилась ли хоть одна такая община от той волны эмиграции?

Эта община – Успенский храм, что на Ольшанском кладбище. Когда я был мальчиком, она состояла только из людей той первой волны русской эмиграции. Теперь же её не осталось. Я знаю только два-три человека. Сейчас приход конечно тоже русский и проповедь ведётся только на русском языке. Но той волны эмиграции уже нет людей, все уже скончались, уже ожидают воскресения около храма. Там русское православное кладбище, где похоронено много русских людей.

 

Владыка, я хотел бы затронуть тему, которая долгое время была запретной, но по сути она и сейчас таковой является и всячески скрывается. О Русской Освободительной Армии, которая поддержала чешское восстание против фашистских войск, участвуя в освобождении Праги. Каково Ваше отношение к РОА?

Это исторический факт. Это конечно очень сложный исторический период. Они очень помогли потому, что войска Красной Армии были далеко. Здесь в Праге чехи восстали против фашистов, но почти без оружия, без подготовки и практически без ничего. Поэтому этот договор с армией РОА о помощи был очень важен. И, конечно, без помощи войск РОА немцы просто ликвидировали бы Прагу как город, как они уничтожали и другие города. У них был план всё уничтожить. И они начали его осуществлять. На самой главной площади Праги “Староместске намести”, где Староместская ратуша – башня и исторические часы были разрушены от взрывов. Символом Праги являются часы, Орлой называются. И этот символ города был разрушен. Немцы хотели вообще всё уничтожить: Карлов мост, Пражский Град, просто всё, все достопримечательности, которые являются большим сокровищем Праги и вей культуры Европы. Но войска РОА просто спасли город. Ведь у немцев всё было готово для уничтожения города, в том числе были подготовлены самолёты, чтобы и сверху разбомбить, и уничтожить Прагу как город. Так что без помощи РОА, в Праге не было бы на что смотреть. В том числе солдаты РОА, конечно же, и спасли людей – жителей Праги. И поэтому мы, кто знает историю, мы их уважаем. Около нашей церкви есть братская могила солдат, которые в сражениях 3-4-5-6-7-го мая погибли. Я там освятил крест, совершаются панихиды. На Ольшанском кладбище похоронены и бойцы Красной Армии, и бойцы РОА, которых называют Власовцами.

 

Я слышал, что бойцы РОА захоронены не только на Ольшанском кладбище, но и на других кладбищах, так ли это?

Когда пришла Красная Армия, с ней пришли и НКВД, которые их разыскивали и тут же расстреливали. Это очень печальная история. Конечно – это был вопрос политический в то время, к сожалению. Те, которые на Ольшанском кладбище, те в основном погибли в сражениях. Те, которые на других кладбищах похоронены – это кого разыскали и расстреляли уже после освобождения Праги. Но и участники чешского сопротивления тоже подвергались преследованиям. Я знаю этот страх от своего дедушки, который участвовал в сражениях у аэропорта в Рузене. Он нам всегда говорил: “никогда этого не говорите, что я помогал войскам РОА, потому, что нас всех расстреляют”. Он боялся не столько за себя, сколько за нас – нашу семью. И он постоянно жил с этим страхом. Пострадало очень много людей. Сколько было таких политических процессов… Это такая очень и очень печальная история.

 

Владыка, не так давно появилась в прессе информация о том, что Патриарх Московский и всея Руси Кирилл собирается посетить Прагу и вместе с Вами в Кафедральном соборе Святых Кирилла и Мефодия совершить богослужение. Так ли это?

Приглашение открыто, но мы понимаем, что у него очень большой протокол поездок и мы надеемся, что он приедет на следующий год. Всё зависит от его графика, но мы знаем, что он очень напряжённый, и мы очень рады, что он нам уделяет внимание. Вот недавно 22-го ноября мы праздновали 10-летие создания Подворья в Москве и вместе совершили Божественную литургию в московском Храме Святителя Николая в Котельниках, который является Подворьем Православной Церкви Чешских земель и Словакии. Мы вместе там служили, молились. Мы очень рады, что он так уделяет нам внимание.

 

Владыка, позвольте поблагодарить Вас за тёплый приём и за очень интересную беседу.

Я очень рад, что мог дать Вам интервью в день праздника Андрея Первозванного, которого очень почитаю. И я всех ваших читателей поздравляю и надеюсь, если когда-нибудь у них будет возможность посетить Прагу и Чехию, то смогу с ними помолиться. И мы приглашаем их к мощам Святой Людмилы, которые находятся в Храме Святого Георгия. Так что Прага для православных россиян тоже может быть местом паломничества. Всех приглашаем приложиться к её мощам.

 

Блаженнейший Архиепископ Пражский, Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор на богослужении в Храме Благовещения Пресвятой Богородицы. Прага, 13-е декабря 2009 г.

 

Беседа Блаженнейшего Архиепископа Пражского, Митрополита Чешских земель и Словакии Христофора и главного редактора ИА “Русские новости” Ярослава Мошкова. Прага, 13-е декабря 2009 г.

 

Беседа с Блаженнейшим Архиепископом Пражским, Митрополитом Чешских земель и Словакии Христофором. Прага, 13-е декабря 2009 г.

 

Беседа с Блаженнейшим Архиепископом Пражским, Митрополитом Чешских земель и Словакии Христофором. Прага, 13-е декабря 2009 г.

 

Блаженнейший Архиепископ Пражский, Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор у портрета Блаженнейшего митрополита Дорофея. Прага, 13-е декабря 2009 г.

 

Кафедральный собор Святых Кирилла и Мефодия в Праге. 29 нобяря 2009 г.

 

Храм Успения Пресвятой Богородицы на Ольшанском кладбище. Прага, 7-е декабря 2009 г.

 

Могила Блаженнейшего митрополита Дорофея. Ольшанское кладбище, 7-е декабря 2009 г.

Ольшанское кладбище, слева братская могила солдат Белой Армии и казаков, справа братская могила бойцов РОА. 7-е декабря 2009 г.

 

_____________________________________

СПРАВКА:

Митрополит Христофор
Его Блаженство митрополит Христофор (Радим Пулец) родился в 1953 г. в Праге.
В 1974 г. рукоположен в сан диакона, а затем священника.
Богословское образование получил, закончив Православный богословский факультет Прешского университета (1979), Московскую духовную академию (1984) и на богословском факультет Афинского университета (1987).
В 1985 г. принял монашеский постриг в Троице-Сергиевой лавре с именем Христофор.
В 1987 г. возведен в сан архимандрита. Приходское служение проходил при Кафедральном соборе Святых Кирилла и Мефодия в Праге.
В 1988 г. блаженнейший митрополит Христофор хиротонисан во епископа Оломоуцко-Брненского.
В 2000 г. после смерти блаженнейшего митрополита Дорофея был избран Архиепископом Пражским и Чешских земель и назначен главой Митрополичьего совета.
Митрополит Христофор – постоянный участник богословских конференций, он занимается научной и преподавательской деятельностью. Имеет ученые степени доктора теологии и философии, владеет русским, греческим, немецким и английским языками.
2 мая 2006 г. в чешском городе Вилемов состоялся Собор духовевства и мирян Православной церкви Чешских земель и Словакии, на котором архиепископ Христофор был избран предстоятелем Православной Церкви в Чешских землях и Словакии.

Exit mobile version