«Беспредельщики» пошли в последнюю отчаянную атаку
Исторические ландшафты пилят под коттеджи лихорадочными темпами
Август 2011 года для России стал весьма катастрофичным, вполне в духе сложившейся за десятилетие традиции. Только самая серьезная серия катастроф произошла почти незаметно – благо, многие из журналистов, общественников и чиновников разъехались в отпуска. По совпадению или нет, но сразу в нескольких критически важных для российской истории, культуры и национальной идентичности местах произошла беспрецедентная по своей дерзости «приватизация» земельных участков. Возле дворца в Архангельском, на толстовских землях Ясной Поляны, на Бородинском поле уже скоро поднимутся новые коттеджи и магазины.
О том, что у застройщиков и чиновников имеются далеко идущие планы на земли указанных культурных заповедников, было известно довольно давно. В частности, вокруг «Архангельского» и Бородинского поля уже несколько лет идут судебные тяжбы – и до последнего времени «распил» исторических ландшафтов удавалось предотвратить. Тем более, что для сохранения этих земель нетронутыми имеются вполне законные основания (о них – ниже).
Однако в последние месяцы или даже недели застройщики перешли в столь массированное наступление, что ни у общественников, ни даже у Министерства культуры не хватило ресурсов, чтобы отстоять свою позицию (против строительства в заповедных зонах) «в реальном времени». Сейчас ведомство Александра Авдеева лишь заявляет протесты постфактум, чего, судя по опыту борьбы с беспредельщиками-строителями в Москве, явно недостаточно.
«Ашан» в подмосковном Версале
16 августа прошел аукцион Министерства Обороны, на котором были проданы, в том числе, чуть больше 20 гектаров земли в Красногорском районе Московской области, в непосредственной близости от усадьбы «Архангельское». Торги выиграло ООО «Градострой», которое заплатило военным 754,493 миллиона рублей, сообщило в день торгов РИА «Новости». Эти 20, 67 гектаров делятся на три категории с разным режимом охраны. Первый участок, площадью около 7 гектаров, является зоной регулирования застройки памятника истории и культуры – усадьба “Архангельское”. Второй участок, площадью 12 гектаров, является охранной зоной усадьбы “Архангельское”, а третий, площадью 0,7 гектара, является собственно территорией усадьбы.
Теперь на этих 20 гектарах развернется, скорее всего, коттеджное строительство – то есть, учитывая статусность и расположение места, можно ожидать появления в «Архангельском» двух – пяти новых усадеб высшего класса. При этом застройщик даже может соблюсти букву закона – земля продана с обременениями, прежде всего по этажности. Однако исторический парк это не спасёт – он превратится в коттеджный поселок, а частью просто исчезнет – так, уже «приговорена» известная аллея славы героев 1812 года, бережно поддерживаемая и в царские времена, и в советский период.
Отметим, что проведение этих торгов ранее было оспорено ФГУК “Государственный музей-усадьба “Архангельское” – 10 августа музей-усадьба обратился в суд с требованием отменить приказ Минобороны о назначении торгов по продаже принадлежащего оборонному ведомству земельного участка, поскольку тот входит в охранную зону усадьбы.
Однако скорее всего хода претензиям музейщиков не дадут – прецеденты приватизации земель в охранной зоне музея уже имеются. Например, скоро на другом участке той же зоны может появиться гипермаркет «Ашан» и его магазины-спутники, относящиеся к тому же холдингу – «Леруа Мерлен», «Декатлон». Именно холдинг «Ашан» приобрел 18 га земель в Архангельском еще несколько месяцев назад, написала в четверг 18 августа газета «Коммерсантъ».
Напомним, что площадь всей исторической зоны вокруг «Архангельского» – более 600 гектаров, однако самому музею принадлежит лишь 62 га, остальные – это охранная зона, которая и приватизируется в эти недели и месяцы, причем совершенно лихорадочными темпами. Фактически территорию заповедника «обрезают по периметру забора» музея, как пояснила «СП» сотрудница «Архангельского».
– Мы категорически против строительства гипермаркета, – заявил журналистам заместитель председателя московского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК) Евгений Соседов. – Это худший вариант, который может быть. Это охранная зона и частично территория памятника, которая должна быть передана музею усадьбы. По нашему мнению, это просто незаконно и ставит крест на развитии всего «Архангельского» как культурного центра.
Супермаркеты, а возможно, еще и трехзвездочная гостиница, фитнес-центр и прочая инфраструктура делают проект довольно выгодным для застройщиков. «Затраты на строительство могут варьироваться от 800 до 1,4 тысячи долларов за квадратный метр, в зависимости от типа недвижимости, а сроки окупаемости могут составлять семь-девять лет, включая затраты на землю», – подсчитал заместитель руководителя департамента оценки компании Knight Frank Дмитрий Черный. Официальная цена земли, исходя из цифр аукциона Минобороны, составила примерно 365 тысяч рублей за «сотку» – далеко не предельная сумма, учитывая расположение участков.
Добавим, что Минкульт и Росохранкультура уже высказались против подобных планов застройки охранной зоны «Архангельского», но никаких оргвыводов из позиции этих ведомств пока не последовало. Эта практика знакома по новейшей истории Москвы – застройщики «по беспределу» успевают снести старинное здание до того, как охранное ведомство успеет привести в действие доступные ему механизмы влияния.
Leo Tolstoy Development
Одновременно обострилась ситуация под Тулой, на землях имения Льва Толстого «Ясная Поляна». Там, напомним, еще в 2009 году прошел аукцион по аренде участков земли в охранной зоне музея-заповедника. Цена, определенная на торгах, составила примерно 4 рубля за 1 кв. метр, сообщают сотрудники музея.
Сейчас же, в августе 2011-го, планы коттеджного строительства около исторической деревни Грумант, оформились окончательно. Уже разработан план строительства на одном из участков в районе деревни – здесь планируют построить 174 коттеджа со всей инфраструктурой.
Строительство коттеджей на территории зоны, прилегающей к «Ясной поляны», незаконно, считают сотрудники музея-усадьбы Л.Н. Толстого. «Здесь леса, которые были посажены при жизни Льва Николаевича и даже им самим. Здесь поля, по которым он гулял, природа, которая вдохновляла его. И это может быть безнадежно разрушено», – рассказала журналистам главный юрист музея Елена Симонова.
На это местные власти отвечают, что охранная зона в прилегающей к усадьбе территории не определена, и поэтому сдача в аренду этих земель под строительство не противоречит закону. «Как таковой зоны охраны нет, она не установлена. Поэтому и было принято решение о строительстве», – заявил глава администрации Щекинского района Тульской области Николай Свиридов.
Однако в музее объясняют, что охранная зона примыкает к территории графской усадьбы, границы которой были утверждены в 1988 году генеральным планом Государственного заповедника «Ясная поляна». «Границы никто в судебном порядке не отменял, значит, они действительны до тех пор, пока не будут приняты новые рубежи охранной зоны», – цитирует Newsru.com директор музея-усадьбы Владимир Толстой, уточнив, что утверждают границы совместно Минкультуры РФ и областная дума.
«Деревня Грумант является историческим поселением, которое существовало здесь со времен Толстого, сюда крестьяне были привезены из Архангельска дедом Льва Николаевича», – рассказала Симонова.
Чиновники, ответственные за охрану наследия, уже появились и здесь: правомерность строительства на этой территории оценила комиссия Управления Росохранкультуры, которая приезжала в «Ясную поляну», чтобы ознакомиться с ситуацией на месте. «На данный момент проводится проверка, и по ее результатам местной администрации будет выдано предписание об отмене данных постановлений», – рассказал журналистам заместитель руководителя Управления Росохранкультуры по ЦФО Денис Зайцев. А министр культуры Александр Авдеев обратился к генеральному прокурору Юрию Чайке с просьбой рассмотреть конфликт и оценить правомерность жилищной застройки на данной территории.
Однако, пока идет разбирательство, коттеджи могут быть уже построены на заповедных землях, а исторический ландшафт, помнящий еще самого писателя и оберегаемый его наследниками – непоправимо исказиться.
Далее везде
Синхронно с описанными двумя сюжетами обострились и некоторые другие конфликты вокруг земель в исторически значимых местах России. Особенно в тех, разумеется, что ближе к Москве и потому дороже. В первых рядах «проблемных» мест – Бородинское поле и знаменитая видовая долина в Абрамцеве, где позиционные войны музейщиков и общественности против девелоперов ведутся уже не первую пятилетку.
Напомним, оба эти ландшафта уже около сотни лет признаны культурными ценностями и охраняются государством. Формально государство от охраны этих видовых зон не отказывается – однако в реальности беспредел застройщиков и, возможно, местных чиновников вовремя не пресекается.
Тем более призрачны шансы на спасение целого ряда других архитектурных памятников, у которых есть могущественный и полноправный владелец, желающий их уничтожить. Речь о целом ряде старинных железнодорожных сооружений, имеющих статус объектов культурного наследия. В августе 2011 года обострилась проблема с Круглым депо Николаевской железной дороги – РЖД ведет активную работу по снятию с этого объекта охранного статуса. Правда, само Москомнаследие – ведомство, от которого зависит этот статус – пока заявляет, что не видит причин снимать депо с охраны. Но, как заявляют в приватных разговорах сотрудники железной дороги, вопрос с депо уже решенный – историческим зданием пожертвуют ради дополнительного подъездного пути.
В августе начато уничтожение еще одного – пожалуй, даже более интересного – памятника железнодорожной истории: депо «Подмосковная» (район метро «Сокол», на Рижском направлении). Рабочие уже сейчас демонтируют поворотный круг, на котором еще несколько лет назад разворачивались экскурсионные паровозы. По имеющимся сведениям, под снос собираются пустить почти все строения депо – недавно «Подмосковная» отметила свое столетие. Подобных хорошо сохранившихся станционных ансамблей в Москве и ее окрестностях больше не осталось…
Наконец, и традиционные городские застройщики в последние недели необыкновенно оживились. Чего стоит снос дома в Большом Козихинском переулке, прошедший в лучших бандитских традициях – с неизвестными бойцами в респираторах и с дубинками, с синяками и сломанными ребрами местных жителей. Незадолго до этого, 18 июня, подобным же силовым образом уничтожили флигель усадьбы в Калашном переулке, против сноса которого также возражали общественники.
Видя такое оживление застройщиков и земельных спекулянтов, в лихорадочном темпе «столбящих» все доступные земельные участки в последних лакомых кусочках России, оставшихся неприватизированными – пытаешься понять, стоит ли за этой активностью какая-то фундаментальная причина. И не находишь иной возможной причины, кроме того, что бизнесмены чувствуют приближающееся резкое изменение ситуации. Или знают об этом?
Сценариев такого резкого изменения ситуации, по сути, может быть два. Первый – это изменение политического климата, когда дальнейшая спокойная работа девелоперов по захвату земель будет уже невозможной. Второй – это надвигающийся экономический кризис – застройщики могут пытаться вложить имеющиеся деньги в землю ради сбережения.
В целом – близится ли катаклизм в результате выборов или надвигается новый виток общего обнищания – ощущение от последних новостей в сфере охраны наследия четкое. «Беспредельщики» – крупные и очень крупные застройщики, имеющие хороший административный ресурс – пошли в последнюю отчаянную атаку. Эту атаку почти невозможно парировать усилиями общественности – все доступные бюрократические механизмы слишком медленные, а силового ресурса у застройщиков больше, это показывают примеры Козихинского переулка и Химкинского леса.
Но есть и хорошая новость – возможно, если случится то, чего боятся девелоперы, эта атака все-таки захлебнется сама. Как захлебывались безумные генпланы Москвы и Петербурга в Первой и Второй мировых войнах, как не раз спасали нашу историю революции и «перестройки». Правда, жизнь для обывателя при этом проще не станет – но, может быть, хотя бы историю удастся сохранить для потомков.