Белорусский офицер рассказал о своей службе в составе Временных сил ООН в Ливане
В январе этого года из длительной командировки в Ливанскую Республику возвратился представитель белорусских Вооруженных Сил подполковник Юрий Малый. Офицер на Ближнем Востоке находился около года и направлялся для участия в деятельности по поддержанию мира и безопасности в составе Временных сил ООН в Ливане (ВСООНЛ).
«Военно-политическое обозрение» нашло возможность встретиться и побеседовать с подполковником Ю.Малым о его пребывании на ливанской земле.
– Почему Вы решили отправиться в уже давно неспокойный Ливан?
– Отправиться в Ливан мне предложили после того, как моя кандидатура прошла отбор для участия в деятельности по поддержанию мира и безопасности в составе Временных сил ООН. Мне предстояло работать в качестве офицера штаба Временных Сил – начальника группы по стратегическому диалогу с вооруженными силами Ливана.
Еще в 2007 году я прошел обучение на курсах по миротворчеству в Швеции, и с того времени мне стала интересна сама возможность участия в подобной деятельности, т.е. в принципе, я ожидал, что когда-нибудь смогу примерить голубой берет миротворца. И когда мне предложили направиться в Ливан, я согласился.
– В чем специфика внутренней обстановки в Ливане и какие задачи стояли перед миротворцами?
– Как вы, наверное, знаете, внутриполитическая обстановка в Ливане отличается существенной нестабильностью. На процессы в этой стране оказывают влияние как внешние, так и внутренние факторы. Внутренние – это политическая борьба, на которую накладываются религиозные противоречия, зачастую перерастающие в вооруженное противостояние между различными партиями и движениями.
Внешние факторы связаны с историческими событиями. Еще в 1948 году Ливан принял участие в первой арабо-израильской войне. В 1978 году, во время очередного арабо-израильского конфликта, страна, предоставив свои территории (Южный Ливан) палестинским беженцам, оказалась в затруднительном положении. Получилось так, что в данных районах появилось другое государство, в котором перестали соблюдаться ливанские законы. На территории страны одна за другой вспыхнули гражданские войны, в которых не последнюю роль сыграла и Сирия. Дело в том, что исторически эти два государства всегда были тесно связаны. Достаточно вспомнить тот факт, что сирийские войска находились в Ливане до 2005 года, поэтому кризис в соседней Сирии и сегодня непосредственно влияет на обстановку в стране.
Сирийский конфликт затрагивает многих ливанцев: часть населения воюет на стороне сирийской оппозиции, в то время как другие – на стороне президента Башара Асада. Есть люди, которые снабжают и тех, и других контрабандным оружием. Именно в таких условиях действует миссия Временных сил ООН в Ливане.
Из всех задач, которые выполняет и сейчас миссия, основными являются обеспечение мира и стабильности в Южном Ливане, а также недопущение вооруженного конфликта между Ливаном и Израилем.
– Что входило в сферу Вашей деятельности?
– Белорусский миротворческий контингент состоит из пяти военнослужащих, четверо из которых – медицинские работники и один – офицер штаба. Медики оказывают медицинскую помощь военнослужащим миссии, а также гражданскому населению в качестве гуманитарного аспекта.
В сферу моей деятельности в должности офицера штаба входила организация стратегического диалога. Стратегический диалог – это двусторонний процесс, в котором участвуют Временные силы и вооруженные силы Ливана. Его цель – разработка, планирование и реализация стратегии вывода Временных сил из Ливанской Республики, а также формирование условий для выполнения положений Резолюции Совета Безопасности ООН от 11 августа 2006 г. № 1701 после передачи полномочий по контролю над территорией южной части страны ливанским властям.
Стратегический диалог предусматривает регулярный всесторонний анализ сухопутной и морской составляющих боевого потенциала Временных сил и ливанской армии на юге страны, совершенствование при содействии государств-доноров боевого потенциала армии Ливана в интересах выполнения задач, определенных Резолюцией № 1701.
Непосредственно, я занимался планированием, подготовкой и документальным сопровождением мероприятий в рамках стратегического диалога, в том числе организацией двухсторонних встреч руководства миссии и ливанских вооруженных сил. Соответственно, приходилось контактировать с военнослужащими ливанской армии и с местным населением.
– Как формируются отношения между офицерами из разных стран, и имеет ли большое значение их национальная принадлежность?
– В составе Временных сил на сегодняшний день проходят службу военнослужащие из более 30 стран, и, безусловно, каждый ее представитель имеет свои национальные особенности. Если говорить о моих отношениях с офицерами и гражданским персоналом миссии, то они были прекрасными. Никаких проблем или нюансов на национальной почве никогда не возникало, языкового барьера не было. Отмечу, что рабочий язык миссии – английский. Особо теплые отношения у меня сложились с французами, индусами, индонезийцами, ирландцами и итальянцами.
Что касается местного населения, то ливанцы очень доброжелательно относятся к представителям стран, которые когда-то входили в состав СССР. Многие из них получили образование на территории Советского Союза. Очень часто можно было слышать русскую речь. И если я, например, в присутствии ливанцев общался с представителями нашего контингента, то иногда они включались в диалог на русском языке.
– Как воспринимают миротворческую миссию в Ливане?
– Ответ на этот вопрос будет несколько неоднозначным. Часть населения, особенно на юге Ливана, воспринимают представителей миссии как людей, которые занимаются шпионажем в пользу Израиля. Определенная часть воспринимает нашу деятельность нейтрально. Большинство же ливанцев относится к присутствию миротворцев положительно. Под патронажем миссии реализуется ряд проектов, направленных на развитие инфраструктуры, строительство резервуаров для сбора дождевых вод в интересах сельского хозяйства, оснащение школ компьютерными классами, создаются рабочие места и т.д., что находит положительный отклик у местного населения.
– Не могли бы вы рассказать о каком-нибудь эпизоде из вашей командировки, который вам наиболее запомнился?
– В подтверждение того, что ранее было сказано о нестабильной обстановке в Ливане, мне особенно запомнился следующий инцидент. В один из летних дней все было спокойно. В новостях местных СМИ никакой тревожной информации не транслировалось, ничто не предвещало неприятных новостей. В миссии день прошел как обычно, в рабочей обстановке. Но уже на следующее утро стало известно, что в административном центре столицы Ливана Бейрута произошло громкое политическое убийство с многочисленными жертвами. Покушение было организовано на шефа разведки внутренних сил безопасности страны. В результате подрыва заминированного автомобиля был убит высокопоставленный генерал, при этом погибло более 30 человек и ранено несколько десятков людей. Это еще раз показало, насколько хрупка и нестабильна ситуация в Ливане.
– Известно, что на сегодняшний день в Ливане погибло около 300 миротворцев. Приходилось ли вам попадать в такую ситуацию, когда была угроза вашей жизни и были ли случаи, когда вы применяли оружие в целях самозащиты?
– Вы абсолютно правы, число погибших среди представителей Временного контингента сил ООН велико. Что касается меня лично, то оружие применять в целях самозащиты не приходилось. В командировку я направлялся с бронежилетом и шлемом. В состав выданного мне специмущества оружие не включается, но вот бронежилет и шлем несколько раз надевал. К счастью, все обошлось.
– Что Вы можете рассказать об условиях, которые были созданы для работы и отдыха (рабочее место, питание, проживание)? Как прошла акклиматизация?
– Что касается рабочего места, то оно было оборудовано в довольно просторном офисе. На рабочем месте находился компьютер, необходимая оргтехника, телефонный аппарат. Кроме того, каждому военнослужащему миссии выдается телефон стандарта DECT, который работает в пределах базы. Офицеры штаба также имели служебные автомобили повышенной проходимости. В моем распоряжении была Toyota Land Cruiser Prado.
Что касается условий проживания, то располагались мы в сборно-щитовом здании, разделенном на отсеки – типовые комнаты. Офицеры нашего контингента имели отдельные комнаты, с несколькими шкафами для одежды, кроватью, двумя столами, стульями и телевизором в каждой из них. И, что немаловажно, – кондиционером, который очень спасал в жаркий период.
Что касается отдыха, то свободного времени особенно не было, так как работали мы с понедельника по пятницу с 8 утра до 18 часов вечера, а в субботу – с 8 утра до 12 дня. Если выпадало свободное время, то изучал французский язык и занимался спортом. Там созданы все условия для того, чтобы поддерживать себя в форме. Есть спортзал, теннисные корты, волейбольные площадки. Кроме того, территория миссии достаточно большая и есть возможность осуществлять пробежки.
Питание было организовано на базе столовой миссии. Блюда, которые там предлагали, были как национальными ливанскими, так и представляли кухни других стран, которые входили в состав Временных сил. Новая смена медиков, которая прибыла в Ливан позже меня, предложила персоналу столовой включить в меню блюда белорусской кухни. За более чем 2000 километров от дома это было одним из напоминаний о Родине.
Акклиматизация прошла достаточно быстро, так как прилетел я в Ливан зимой. У нас в Беларуси был мороз –20ºС, а температура там – +15ºС. С приходом лета стало сложнее. Трудности возникли тогда, когда дневная температура в мае начала достигать +30ºС, в июне +38ºС, в июле-августе +45ºС, а ночная не опускалась ниже +28ºС. В этих случаях спасал только кондиционер, так как заснуть без него было достаточно тяжело.
– А какие местные достопримечательности вам довелось увидеть?
– Ливан – это страна с очень богатой историей и древней культурой, его территория была центром могущественной финикийской цивилизации Древнего Мира. До сих пор сохранилось множество напоминаний об истории финикийцев, в виде памятников и развалин. Мне довелось посетить развалины древнего ипподрома в близлежащем портовом городе Тире. Также в рамках своей служебной деятельности мне приходилось посещать Бейрут – древний и очень красивый город.
– Расскажите нам вкратце о местных обычаях, традициях и культуре.
– За год моей командировки мне представилась возможность поближе познакомиться с местными колоритом. Ливан, как я уже говорил, – страна с древней культурой и традициями, которые местное население очень ценит. Это арабское государство с достаточно образованным населением, является самой развитой страной среди стран Ближнего Востока. Так как Ливан отличается чрезвычайным религиозным разнообразием, то традиции и культура местных жителей также очень разнообразны и зависят от того, к какой религиозной группе они относятся: к мусульманам, христианам или друзам.
– Как вы поддерживали связь со своей семьей, и как она отнеслась к вашей длительной командировке?
– Что касается моих близких, моей жены и моих родителей, то мое решение принять участие в миротворческой миссии, было воспринято с уважением. Я – потомственный офицер, мой отец – воин-интернационалист, и он сразу же одобрил мой выбор. Мои родные поддерживали меня также и на протяжении всей командировки.
Благодаря тому, что в миссии нам выдавался телефон, с которого можно было осуществлять международные звонки, с близкими я созванивался раз в два-три дня. Поэтому я был в курсе всех событий в семье. Через семь месяцев после того, как я убыл в Ливан, у меня родился сын, и эту новость я узнал в первые же часы после появления на свет моего наследника. Кроме того, мы переписывались по электронной почте, по которой я получал фото моего сына.
– Почему Вы считаете, что для Беларуси важно участвовать в миротворческих миссиях под эгидой ООН?
– Республика Беларусь является полноправным участником процессов, связанных с поддержанием международного мира и безопасности. Участие белорусских военнослужащих в миротворческой деятельности способствует укреплению авторитета нашей страны на международной арене и поддержанию положительного имиджа Беларуси.
– Готовы ли вы в будущем еще раз принять участие в подобной миссии?
– Эта служебная командировка дала мне очень многое в профессиональном плане. Это позволило расширить мой кругозор, приобрести понимание политических процессов, которые происходят как в самом Ливане, так и во всем Ближневосточном регионе. Кроме того, это очень много дало в плане развития языковых навыков. Уверен, что участие в миротворческих миссиях под эгидой ООН – это большая честь для каждого офицера Вооруженных Сил Республики Беларусь. И если мне еще раз представится такая возможность, то, скорее всего, я отвечу согласием.
Справка:
По итогам прохождения службы в составе Временных сил ООН в Ливане командование миссии положительно оценило работу подполковника Малого Ю.Н. Деятельность руководимой им группы по стратегическому диалогу получила высокую оценку руководства Временных сил.
В период командировки представитель Республики Беларусь приказом командующего Временных сил был награжден медалью ООН «На службе мира» (13 июля 2012 г. – первой ступени, 15 января 2013 г. – второй ступени), а также похвальной грамотой его заместителя.
Источник: belvpo.com