21 января Александр Лукашенко вступил в должность президента Белоруссии. Это его уже четвертый по счету пятилетний срок на высшем государственном посту. На церемонии вступления в должность президента присутствовали высшие должностные лиц республики, а также многочисленные зарубежные гости – руководители иностранных дипломатических учреждений и представительств международных организаций.
Россию представлял посол РФ в РБ Александр Суриков. Руководитель дипломатической миссии США и представители стран Евросоюза демонстративно не явились на инаугурацию. Игнорирование церемонии американцами и европейцами – реакция Запада на результаты выборов, разгон белорусскими властями акции протеста, незаконный, по их мнению, арест кандидатов в президенты. Накануне инаугурации Европарламент (ЕП) потребовал от Совета Европы принять жесткие санкции в отношении белорусских властей и добиваться проведения в Белоруссии новых выборов, предложил запретить выдачу виз высшим белорусским чиновникам, представителям судебных и правоохранительных органов, причастным к фальсификациям результатов выборов и репрессиям, а также заморозить их счета в странах Евросоюза. Параллельно в Брюсселе хотят упростить процедуру получения виз для белорусских граждан, увеличить поддержку «гражданского общества» и «независимых» СМИ. Министерство иностранных дел Беларуси назвало обвинения в фальсификациях беспочвенными.
Официальный Минск пригрозил ответными мерами. «…в случае если кто-либо попытается ввести против страны экономические или иные санкции, мы должны немедленно отреагировать, подготовить ответные меры, вплоть до самых жестких», – заявил Александр Лукашенко, выступая на совещании по внутриполитическим вопросам. Какие это могут быть меры – пока неизвестно. Ради справедливости надо отметить, что далеко не все европейские политики разделяют точку зрения, принятую европарламентариями. Так, депутата Европарламента Альфреда Рубикоса беспокоит, что «отдельные депутаты готовы переступить грань и вмешаться во внутренние дела страны». Польский политический деятель Анджей Леппер, комментируя принятую Европарламентом резолюцию, предупредил: «Вмешательство насильно во внутренние дела другого государства, где власть выбрана демократическим способом, по моему мнению, ни к чему хорошему не приведет». Было бы наивно думать, что власти Евросоюза сколько-нибудь на самом деле озабочены свободами и правами человека в Белоруссии, а также судьбой политзаключенных. Вспомним: еще в канун выборов, признавая слабость оппозиции, министры иностранных дел Германии и Польши обещали батьке финансовую поддержку на сумму около 3 млрд. евро в случае проведения «в меру демократических выборов».
Александр Лукашенко тогда заверил европейских гостей в том, что выборы «пройдут по самым демократичным стандартам». И что? Идя навстречу пожеланиям Европы, белорусские власти зарегистрировали девять оппозиционных действующему президенту кандидатов, которые на этот раз пользовались большей свободой, нежели соискатели высшего государственного поста на предыдущих выборах. Однако, похоже, Брюссель и Минск не очень-то доверяют друг другу. Председатель миссии БДИПЧ ОБСЕ (Бюро по демократическим институтам и правам человека)Герт Аренс упрекнул главу белорусского государства в том, что тот не проявляет никаких признаков либерализации. В ответ Александр Лукашенко, выступая в Астане на саммите ОБСЕ, назвал БДИПЧ «дубиной в чьих-то руках в предвыборный период того или иного государства» и предложил выработать универсальные стандарты выборов. Не доверяя до конца Европе, белорусский президент заручился поддержкой России, проведя встречу один на один с Дмитрием Медведевым и подписав документы по ЕЭС. Однако больше всего батька надеялся на поддержку белорусов, чьи голоса, в конечном итоге, оказали решающее влияние на результат выборов. Тем не менее, оппозиция посчитала результаты голосования сфальсифицированными и вывела людей «на Площу».
Что подтолкнуло власти к применению силы в отношении демонстрантов, еще до конца не ясно. По версии оппозиции, «кровавое воскресенье» спровоцировали силовики. Власти утверждают обратное. По приказу Александра Лукашенко в газете Администрации Президента Беларуси «Советская Белоруссия» 14 и 15 января были опубликованы фрагменты оперативных и аналитических материалов, показывающих события в Минске в день президентских выборов 19 декабря как попытку оппозиции произвести переворот и захватить власть силой. Материалы указывают на то, что за этой попыткой стояли Германия и Польша. «Я вынужден сегодня сказать о том, что все программы и огромная часть денег шли из Германии и Польши или через Германию и Польшу. Там же и писались программы свержения конституционного строя. И это не выдумка спецслужб. Это показания тех, кто это организовывал.
Никто не сомневается в том, что против нашего государства был организован заговор. Спонсировали его иностранные спецслужбы, а роль исполнителей отвели местным отщепенцам и жуликам от политики», – цитирует главу белорусского государства агентство БЕЛТА. Две публикации, вызвавшие возмущение в среде зарубежных дипломатов и белорусской демократической общественности, следует полагать, – только часть имеющегося у властей досье. «И это еще не конец», – сказал Александр Лукашенко. Теперь Германия и Польша чувствуют себя обманутыми. «Лукашенко выразительно показал Западу средний палец», – отметила Global Post (США). Вероятно, вступая в переговоры с батькой накануне выборов, Запад надеялся на продолжение конфронтации Минска с Москвой. Однако в отношениях двух славянских столиц наступило перемирие, после чего руководители стран Евросоюза сошлись во мнении не признавать результаты выборы. Для Европы выбор большинства белорусов, сделанный 19 декабря, не играл и не играет никакой роли. Официальные результаты, объявленные ЦИК (около 80% – за Лукашенко), можно поставить под сомнение, на победу батьки – вряд ли.
По версии Независимого института социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ), который никак не заподозришь в симпатиях к действующему президенту, 19 декабря за Александра Лукашенко проголосовали 58% белорусов, пришедших на избирательные участки, а его оппоненты – в сумме 32,6%. То есть «ни официальная версия сокрушительной арифметической победы действующего лидера, ни версия его оппонентов о необходимости второго тура» не нашли подтверждения в выводах НИСЭПИ. Это наверняка бы устроило Европу, «играй» Лукашенко на стороне Запада. В данной ситуации, на наш взгляд, лидеры Евросоюза продемонстрировали некомпетентность в подходе к решению «белорусского вопроса» и оказалась в том же положении, что некогда Москва, которая не раз пыталась давить на батьку, не добиваясь желаемых для себя результатов.
А ведь уже можно было убедиться, что действие внешних раздражителей – как на Востоке, так и на Западе – белорусские власти всегда умело используют к своей выгоде. Как считают некоторые эксперты, после публикации «рассекреченных материалов КГБ» Александр Лукашенко почти потерял возможность шантажировать российские власти своим «путём в Европу», и Москва может спокойно строить с Минском Единое экономическое пространство и Таможенный союз. На наш взгляд, не все так однозначно. И проблема не только в непредсказуемости белорусского президента. Вероятнее всего, Запад не будет применять жестких экономических санкций в отношении Беларуси, поскольку у некоторых стран ЕС есть заинтересованность в отрыве республики от восточной соседки и ее вовлечении в европейское пространство.
Несмотря на «многовекторность» белорусской политики, для синеокой республики по-прежнему важными остаются как российский, так и европейский рынки. Сужение одного из них означает расширение другого, что не желательно для Республики Беларусь, поэтому А. Лукашенко будет и дальше продолжать лавировать между Востоком и Западом. Чтобы коренным образом переломить ситуацию в свою пользу, России следует вовлекать Белоруссию в свои проекты, оказывать ей большую поддержку в самых разных сферах. Например – не смотреть сквозь пальцы на «наезды» Запада на члена Союзного государства.