Бани-Валид и Сирт – это символы текущего этапа войны
Настойчиво раздаются вопросы – почему Каддафи так уцепился за два (точнее три, если считать Себху) города, вместо того, чтобы уйти в леса (горы) пустыню и развязать партизанскую войну.
Думаю, ответ не прост, хотя довольно очевиден.
Во-первых, как запасной вариант, уход в пустыню скорее всего, существует. Просто для него еще не настало время – и судя по всему, Полковник очень надеется, что и не настанет.
Во-вторых, текущая обстановка для правительственных войск как минимум неплоха. Неплоха для ситуации, когда еще две недели назад её можно было охарактеризовать лишь как катастрофу.
Города Бани-Валид и Сирт – это символы текущего этапа войны. Вряд ли стоит задача удержать их любой ценой – Каддафи вообще бережлив и на протяжении всей войны неоднократно доказывал, что вести войну на взаимное истребление не готов. Тем не менее, контролируя три крупных города, Полковник подрывает легитимность мятежников. Они признаны – но признаны теми, кто открыто воюет на их стороне. Остальные пребывают либо в раздумьях, либо жестко не принимают новые ливийские власти. По сути, даже с НАТО мятежники пока демонстрируют способность лишь удерживать равновесие – и все отлично понимают, что без НАТО они продолжают оставаться никем.
Более того – исламисты АКИМ и ЛИБГ несмотря на то, что их главари прошли через Гуантанамо и вербовку ЦРУ, не являются штатными сотрудниками этой уважаемой организации и имеют свои, несколько отличающиеся от планов Запада, цели и задачи. Чем дальше – тем эти задачи больше расходятся с целями коалиции. И еще более того – вполне уверенно исламисты подгребают под себя всё то, что называется новой ливийской властью. Конкурентов у них ведь, в сущности, нет. Прозападные политики из ПНС не имеют силы – а парни из Дерна понимают только её. Джалиль явно и откровенно лёг под АКИМ, отдавая себе отчёт, на чьей стороне сила.
Говоря иными словами, Каддафи явно надеется, что против него начнут вести не одну, а две войны. Причем эти две войны будут воевать попутно и параллельно друг с другом – и чем дальше, тем сильнее. Пока это кажется если не фанастикой, то малореальным будущим – однако если вспомнить судьбу Талибана, который был создан как проект пакистанской ISI, однако отбился от рук и сегодня является реальным и очень опасным противником своего родителя, то ничего невозможного нет. Сколько волка не корми, а у зайца уши длиннее, как известно. Стоит отметить, что просачивающиеся сообщения о разборках внутри мятежников заставляют принимать в расчет такую вероятность. А что произойдет, когда парни начнут делить деньги, нефть и воду – тут можно даже тотализатор открывать.
Собственно, что там Пакистан… Киренаика на сегодня – прямое подтверждение того, что мятежники слишком разнородны и имеют слишком непримиримые противоречия, чтобы жить дружно. Резня, которую чинят сейчас исламисты с Обейда и Харуба (хотя относительно последнего племени я признаюсь, не столь уверен) – вполне показательна.
В общем, Полковник очевидно надеется пересидеть то время, которое требуется мятежникам, чтобы начать резать друг друга. Стоит отметить, что в таком случае его тактика весьма психологически выверена – повторяющиеся поражения под Сиртом и Бани-Валидом неизбежно вызовут – если уже не вызвали – грызню между мятежниками по вопросу – кто виноват.
Наконец, третий момент. Взятие Триполи экспериментальным образом доказало, что население крупных и космополитичных городов, как этого и следовало ожидать, индиффирентно относится к власти – кто бы не занял город, жители не полезут на баррикады. Ни за, ни против. Говоря иначе – они встретят войска Каддафи точно с таким же энтузиазмом, как встречали гопников и бандитов ПНС. То есть – нейтралитет жителей в целом гарантирован. Поэтому нет ничего запредельного в том, чтобы Каддафи мог помечтать вернуться и в Триполи – а почему бы и нет. Помнится, в первую чеченскую чеченцы таки взяли на несколько дней Грозный – что в итоге привело к Хасавьюрту. Ситуация, безусловно, не аналогичная – но прецеденты в новейшей истории есть.
В общем, пока Каддафи совершенно верно не уходит из городов. Еще успеет. А вот поражения мятежников под ними могут принести очень необычный эффект. Не стоит забывать – это арабская война. Психология здесь играет пожалуй, даже большую роль, чем тактико-технические характеристики и нетто-показатели противоборствующих сторон. Короче, давайте, парни – еще разик-другой поштурмуйте. А мы посмотрим, надолго ли вас таких красивых хватит.