Сергей Сокуров

Нет, не М.Ю. Лермонтов автор «Прощай, немытая Россия»!

Задумаемся о происхожении и живучести расхожей фальшивки

ПРЕДИСЛОВИЕ С РАЗДРАЖЕНИЕМ

Вы думаете, я о Лермонтове? Отнюдь нет! Благороднейший наш соотечественник не имеет никакого отношения к одному из самых известных стихотворений русской литературы, которое публикуется уже более века под его именем и принимается читателями как само собой разумеющееся, отражающее и ощущение автора и  действительность.  Отчего так?

Прежде, чем указывать обвинительным перстом на истинного сочинителя этой  стихотворной мерзости, и предавать его казни  осуждением, призываю пристальней вглядеться в самих себя. Вот он – коллективный лжец-очернитель – вся наша русскоговорящая, с колыбели, общность. Разве не все мы, за редким исключением, с каким-то сладострастием, дай только малейший повод, обгаживаем всё родное, вечное и святое? Особенно в задушевных разговорах. И подобострастно, с жаром, поддакиваем иноземцам, когда они политкорректно,  подыскивая слова, намекают на исконное свинство русских. Обеляет нас в этом в некоторой степени лишь то,  что, разглядев в собеседнике убеждённого русофоба, способны тут же дать отпор, доказывая с тем же жаром обратное. А если тот заморский русофоб вдруг  возымеет желание с оружием в руках полезть в наш (как мы поспешили согласиться с ним) “отечественный свинарник”, чтобы его почистить (вернее, обчистить), то, без рассуждений, “и сурово брови мы насупим…”.  Вот такие мы непреклонные. Как пить дать, накостыляем шею всякому, кто рот не прополаскивает, раскрывая его на Святую Русь, всем этим  карлам, жакам, фрицам, прочим немцам. Да так вдохновенно, что, по обычаю своему, не заметим самых опасных русофобов. А они среди нас затесались.     Вот хотя бы этот –  Митрий-Митричем представляется – с отёкшим лицом интеллигентного пьяницы. Пока его рассматриваем, вспомним два стихотворения. Оба проходили в школе.

ДВА СТИХОТВОРЕНИЯ ЯКОБЫ ОДНОГО АВТОРА

1. Родина

Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
Но я люблю – за что, не знаю сам –
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям;
Проселочным путем люблю скакать в телеге
И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень;
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.
С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно;
И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков.
2. Прощай, немытая Россия

Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ.
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.
Быть может, за стеной Кавказа
Сокроюсь от твоих пашей,
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей.

Рукопись первого стихотворения  до нас дошла. Рука Лермонтова. Второе появилось в списках в начале 70-х годов XIX , потом в журнале “Русская старина” под его именем через 46 (!) лет после роковой дуэли. Причём, каноническому “пашей” в той публикации в списках предшествует “вождей”, есть вариант “царей”.  Не известны ни черновик, ни лермонтовский автограф.

П.И. Бартенёв
П.И. Бартенёв

Первооткрывателем гласно назвался  историк П. Бартенёв, известный археограф и библиограф. В частном письме он ссылается на некий “подлинник руки Лермонтова”, так никому и не показанный. Никто не видел его. Таинственным образом исчез. Позже, в своём журнале “Русский архив”, Бартенёв  печатает приписку: “Записано со слов поэта современником”. Подлинной записи того безымянного “современника” также до сих пор не нашли. Странные пропажи, согласитесь.

Теперь посмотрим на оба произведения глазами неискушённого в поэтическом искусстве читателя. Если то и другое сочинение принадлежит одному автору, то какие-то совершенно разные России он описывает. Первую любит. Чувство своё называет “странным”, так как вроде бы, при взгляде со стороны, не могут вызывать “отрады”  “печальные деревни” с “избами, покрытыми соломой”, не яркая, бедная формами и красками равнинная природа и гибельные “разливы рек”. Но Россия для Лермонтова и для тех, кому он адресует лирическое признание, – Родина. А это придаёт “странности” индивидуальный смысл радостного изумления. Будь наш поэт, например, вояжирующим по империи французом (вроде изначально настроенного на неприязнь маркиза де Кюстина), он непременно бы отметил на деревенском празднике глумливых, бранящихся крестьян. Но влюблённому в свою бедную, несовершенную родину московскому дворянину слышится не сквернословие, а “говор”; и не мужиков, а покладистых “мужичков”.

Во втором стихотворении автор (Лермонтов? Другой?) не “скачет в телеге просёлочным путём”, оглядывая окрестности влюблённым взором. Он, что есть мочи, бежит из России, спешит покинуть ту же самую Родину, которую в одноименном стихотворении “любил странною любовью”. Хочет оказаться “за стеной Кавказа” в окружении чужих ландшафтов, среди племён, для которых он враг, ибо завоеватель. Мечтает “сокрыться” то ли от каких-то “вождей”, то ли от “пашей”, хотя империя, которой он служит, Российская, не Османская (и поэт средней руки, навеселе, такой несуразицы не напишет). Он не замечает природы, которая его умиляла с детства, не слышит “говора пьяных мужичков”. Теперь они у него только “послушный голубым мундирам народ”, рабы из “страны рабов и господ”.  Автор отказывается назвать её Родиной, она… “Немытая Россия”.

Можно подумать, что стихотворцу, на бегу, было не до подбора определения; вплёл в строчку, что на раздражённый ум пришло, лишь бы в ритм.

Но Лермонтов не таков. В его подлинниках каждое слово со смыслом. Нет, не мог он изменить гению, коим наградил его Творец. Не посмел бы грязно исковеркать начальную строчку “Прощания с морем”, что написал его кумир, невольник чести: “Прощай, свободная стихия!”. Публицист П.Краснов отметил в “Немытой России”    “кривоватый слог, убогие сравнения и полное отсутствие глубины, столь характерной для Лермонтова… Анализ  показывает полное несоответствие стилю Лермонтова. Так, “голубые мундиры”, “паши” не встречаются у автора “Родины” нигде более”. “Грубость, топорность строк” увидел в этом стихотворении Г.Клечёнов.
О РУССКОЙ БАНЬКЕ И ЕВРОПЕЙСКИХ ТАЗИКАХ

Главное, что сразу бросается в глаза, вызывает недоумение и внутренний протест, так это оскорбление Отечества – с первой строки.  Лермонтов, дворянин и патриот, с любовью в своих сочинениях отзывавшийся о простом народе, нигде, ни одним словом не отмечает телесной нечистоплотности низших сословий.  “К слову сказать, – пишет П.Краснов, –  словосочетание “немытая Россия” если чем и примечательно, так это своей подлостью и переворачиванием ситуацию с ног на голову. Уж по уровню гигиены с русским мужиком из самой захудалой деревни, сотни лет мывшимся в парной бане, как минимум, раз в неделю, не сравниться не то, что европейским крестьянам, мывшимся два раза в жизни, но и самым изысканным французским дворянам, мывшимся, в лучшем случае, раз в год, и придумавшим духи и одеколон для отбивания невыносимого смрада немытого тела, и дворянкам, носившим блохоловки”.

Ваш покорный слуга, уважаемый читатель, сподобился после ВОВ, в юном возрасте, побывать в европах, куда занесли нашу семью военные дороги отца. Напоминаю, это была середина ХХ века. В сибирском городке, откуда мы, Сокуровы, родом, едва ли не в каждом дворе была банька (или одна на 2-3 двора). То же – в деревнях. В мадьярской Ньиредьхазе, в галицийском Самборе на первых порах негде было помыться. В отдельных квартирах среднего класса были ванные комнаты, но не сразу стал действовать водопровод. В простонародных кварталах горожане пользовались общими колонками на улицах, плескались на кухне в тазиках. Для селян – речка и колодец, без проблем. Зимой дрова, торф и уголь расходовали только на приготовление пищи и обогрев жилья. Так что вправе было воскликнуть: “Привет, немытая Европа!”

НЕМНОГО СОМНЕНИЙ, ДЛЯ ПРИЛИЧИЯ

И всё-таки, сделаю теоретическое допущение: а вдруг  оба стихотворения написал действительно Лермонтов под воздействием паршивого настроения!  Точнее, “один из двух” Лермонтовых, разделённых в его физическом теле каким-то событием, что меняет в человеке сознание, приоритеты, взгляды на себя и окружающее. Мы знаем хулиганствующего безбожника и придумавшего себе республиканские взгляды Пушкина первых семи лет после Лицея. И знаем совсем другого Пушкина, остепенившегося, признавшего Бога, сторонника просвещённого самодержавия, кем он оставался до последних дней. Таковым его сделало судьбоносное сельцо Михайловское – “приют спокойствия, трудов и вдохновенья”. Процесс перерождения, в интенсивной фазе, длился с 1824 по 26 год. Он почти надвое разделил поэтическую жизнь гения в печатный её период: 9 лет до северной ссылки и 10 – после.

Лермонтов написал “Родину” в 1841 году, незадолго до смерти. “Немытая Россия” могла бы теоретически появиться под его пером, когда он, после отпуска, в том же году возвращался в свой полк на Кавказ. Появись такой дерзкий вызов власти в 1837 году, когда автор стихотворения “Смерть поэта” уже собирался по Высочайшему повелению отправиться  на войну с горцами, то такой “залп грязью” в сторону трона стал бы сразу услышан всеми. Выходит, между двумя стихотворениями, резко противоположными по тональности, считанные месяцы, если не недели, а то и дни. Этого временного отрезка недостаточно для мировоззренческого перерождения человека, тем более байронического склада ума. Этот вывод был бы весом в рассуждениях, если бы мы гадали, писал – не писал “немытую Россию” человек, которому критика и  вдумчивые читатели пророчили занять место рано ушедшего Пушкина.  Однако гадать нечего. Автор известен. Только уточним: автор фальшивки.

СОУЧАСТНИК

Когда заходит разговор о появлении на Свет Божий скандального стихотворения “Прощай, немытая Россия”, сначала  в списках, потом в печати, неизменно фигурирует библиограф Бартенёв. Других свидетелей нет. Сей  человек посвятил всю жизнь отысканию и публикации неизвестных материалов и литературно-биографических документов о русских писателях. Благодарны мы ему и за возрождение интереса к Пушкину, после яростного его развенчивания Писаревым.  Но у  известного археографа было, как говорится, “рыльце в пушку”. Бывало, ради пущего воздействия на заинтересованную публику, ради увеличения числа подписчиков своего журнала, ради “сенсационных открытий” он шёл на весёлые розыгрыши, которые как-то незаметно и мило переходили в серьёзные  подлоги.  Притом, он осторожно сотрудничал с Герценом, которого в своё время “разбудили декабристы” и который “звал Русь к топору” на безопасном расстоянии, из Лондона.  Для бесцензурной печати требовались “разоблачительные” сочинения признанных  поэтов и прозаиков. Если таковых произведений не хватало, их сочиняли “под известные имена” скорые на руку виршеплёты-либералы. Сам Бартенёв писательскими талантами не блистал. Как-то он осилил несколько строк с помощью заимствований у Пушкина, но  честно признался в своей поэтической бездарности. К его удаче объявился  единомышленник, мастер стихосложения, ставший другом, тот самый, с одутловатым лицом, что представлялся Митрий-Митричем.

 

МИСТИФИКАТОР

Д.Д.Минаев
Д.Д.Минаев

Д. Д.Минаев в пореформенной России заслуженно пользовался известностью едкого сатирика, талантливого пародиста и бесовски весёлого мистификатора. Был выпить не  дурак,  душа компании.  Удачно (ну, почти оригиналы!) пародировал классиков поэзии, от Данте до Пушкина (последнего, на потеху зубоскалам,  высмеял пародийным романом “Евгений Онегин наших дней”). Доставалось от него и прозаикам, даже Льву Толстому.

Однажды (дело было в 1873 году), когда издатель “Русского архива” особенно нуждался в свеженьком разоблачительном документе самодержавия, Минаев принёс другу чудесным образом обнаруженное стихотворение, которое начиналось разящими, с запашком немытого народного тела,  словами “Прощай, немытая Россия”.

“Пушкин, что ли?”, – спросил Бартенёв, вспомнив первую строку известного послания “К морю”, написанного, когда опальный поэт прощался со “свободной стихией”, отправляясь в Михайловское. “Нет, Лермонтов”, – ответствовал хмельной, по своему обычаю, Минаев.  Прочтя всё восьмистишие, Бартенёв, поразмыслив, согласился. Тот же Минаев,  ухмыляясь в бороду,  недавно ознакомил его с сатирической поэмой “Демон”, в которой были такие строки:

“Бес мчится. Никаких помех
Не видит он в ночном эфире.
На голубом его мундире
Сверкают звезды рангов всех”.

Хотя подписи не было, Бартнёв без объяснений понял,  кто автор этого другого “Демона”. “Голубой мундир” выдавал сочинителя “Немытой России” с головой, тем более, что, ведал библиограф, Лермонтов никогда  и нигде не применял это словосочетание. Однако  разоблачать мистификатора  не было  информатору Герцена никакого резона.

Увы, на сей раз ошибся Бартенёв. Как писал наш современник В.Хатюшин, пародийная мерзость ряженого под демократа Минаева, звучащая кощунственно и отвратительно, пережила и царизм, и социализм (в том числе развитой”) и уютно чувствует себя в постсоветскую эпоху. И, что невыносимо, она стала частью литературного наследия Лермонтова.

СОЮЗ МЕРЗАВЦЕВ И НЕВЕЖД

Актом грамотной идеологической войны назвал П.Краснов введение этой фальшивки в учебники, начиная с советских; её неограниченного тиражирования. По сути, “кричащая русофобия”, выраженная в стихах, стала как бы визитной карточкой  великого поэта.  И все усилия опровергнуть авторство Лермонтова таких авторитетных исследователей, как академик Скатов, например,  сводятся на нет невеждами  и сознательными мерзавцами. Недавно в одном из “телешоу” публичный писатель Быков вновь смаковал “немытую Россию”, цитируя якобы Лермонтова. Ну, с невеждами понятно. А какую цель ставят “сознательные мерзавцы”?  Ведь, благодаря авторитету гнусно “подставленного” здесь  Лермонтова,  каждое новое поколение со школьных лет  привыкают видеть Родину “немытой”, то есть  в облике мирового бомжа,  неопрятной, дурно пахнущей,  убогой на фоне чистенького, ухоженного, густо благоухающего французскими духами, но экономящего воду Запада.   Кто заинтересован в русофобском штампе, безумно заложенном в подсознание  людей, читающих на русском языке?  Разумеется, те силы, что ставят целью манипулирование сознанием насельников огромный страны, которая для атлантического мира как кость в горле, как досадное бревно, которая лежит веками на пути их вселенской экспансии.

Соотечественники, будьте бдительны и разборчивы! Читайте подлинного Лермонтова – “Родину”, “Бородино”, да практически всё, что им написано. К столетнему юбилею поэта “Вестник литературы” откликнулся такими словами: “Лермонтов составляет гордость и славу русской поэзии, которому наравне с другими “богатырями пера” обязаны мы крепостью наших национальных чувств… Ведь Лермонтов, бесспорно, был одним из тех поэтов, которые научили нас любить нашу родину и заставили возгордиться ею…”. В.О.Ключевский писал: “… вспомните РОДИНУ Лермонтова… Поэзия, согретая личным чувством поэта, становится явлением народной жизни, историческим фактом. Ни один русский поэт доселе не был так способен глубоко проникнуться народным чувством и дать ему художественное выражение, как Лермонтов”.

Ко Дню воздушного флота -100 или 102? (к юбилею приказа № 397)

0

«Не мы, а правнуки наши будут лететь  по воздуху, ако птицы».
Пётр Великий

 

Несколько лет назад  мы с полковником А.Кокуриным работали над материалом  об отечественных  воздушных силах в ХХ веке.  Сочинению дали заглавие «Русский флот пятого океана».  Сразу отметили, что,  если строго придерживаться истины, слово «русский» в заголовке не обязательно. Ибо только в нашей стране соединение летальных аппаратов, предназначенных для  использования в боевых условиях, изначально, сто лет тому назад, было наречено флотом.

 

В иных странах, например, в США и Великобритании,  это  воздушные силы (Air Force)  или,  как в Германии, воздушное оружие (Luftwaffe).  Французы предпочли  привычное слово «армия» с указанием места действия – Armee de L’air.  Близко к русскому  названию итальянское, Aerjnautica Militare,  что  значит  военное воздухоплавание. Позже и у нас утвердилось официальное название, произносимое по аббревиатуре «вэ-вэ-эс» (ВВС), но и по сей день нередко, по старинке именуют воздушным флотом этот род войск, отличительный признак которых не рыбий хвост – для плавания в водной стихии, а именно крылья – для полёта в воздухе.  В песне 30-х годов прошлого века так и пелось: «Нам даны сверкающие крылья, а вместо сердца пламенный мотор. То и другое верно.

В чём же причина предпочтения «морского образа» «образу небесному»  наших прадедов, зачинателей военного воздухоплавания?   Предполагаю, имело значение  то, что в России, как нигде, укоренилось поэтическое название  воздушной стихии Земли – Пятый океан. Но, думается,  большее влияние на  выбор  общего «имени» для совокупности самолётов, вооружённых бомбами и пулемётами, разведывательной аппаратурой, также перевозящих военные грузы и войска, сыграл род службы одного из не простых наших соотечественников.  В нужное время, на  нужном для Отечества раздорожье, где принимаются судьбоносные решения, он оказался  с обдуманным проектом боевой авиации России.

Справедливость, истина требуют уточнения: их было двое. Один – известный физик, академик Борис Борисович Голицын, из древнего княжеского рода. Другой – великий князь Александр Михайлович Романов, «технарь» по призванию, прошедший практическую морскую школу от мичмана до полного адмирала. Учёный  озвучил идею.  Двоюродный дядя последнего императора разработал её и добился практического исполнения. Следовательно, приоритет в великолепном дуэте – за ним.

В то время  военно-морской флот России восстанавливался  после Цусимы на государственные средства и добровольные пожертвования. За расходованием последних наблюдал Особый комитет, возглавляемый А.М. Романовым.

12 января 1910 года, неожиданно для общественности, когда в кассе комитета от 20-и миллионов золотых рублей оставалось 880 тысяч, великий князь обращается к жертвователям через газеты с призывом высказаться, «признают ли они соответствующим нуждам нашей родины использовать имеющиеся в распоряжении суммы на создание русского воздушного флота?» (выделено мной.- С.С.).   И далее А. М. Романов приводит аргументы: на оставшиеся деньги можно построить одну подводную лодку или 100 аэропланов. Последние позволят вести дальнюю разведку на море, обнаруживать подводные лодки и минные заграждения, наносить бомбовые удары по вражеским кораблям. Автор воззвания убеждал соотечественников,  что страна, которая первая овладеет новым оружием – поднимет в небо воздушный флот, получит значительный перевес над противником в близкой войне. «Нельзя медлить ни минуты!», – заключает автор публикации, размноженной газетами и журналами.

Подобные  мысли, ставшие достоянием всей страны, благодаря прессе, месяцем  ранее высказал Б.Б. Голицын в  Академии наук перед членами Государственной Думы и Государственного Совета. Похоже, это был «благой заговор» двух высокопоставленных патриотов России, когда неизбежность большой общеевропейской войны уже была очевидной.  Обращение великого князя Александра Михайловича непосредственно к народу в течение всего двух недель  получило в ответ мощное «да».  Идею создания  флота воздушных кораблей (термин Б.Б.Голицына) на средства Особого комитета  подхватили газеты. Она получила почти единогласную поддержку  жертвователей.  Контр-адмирал царской фамилии немедленно стал действовать согласно девизу своего прямого предка Петра  I: Промедление смерти подобно. А ещё великий князь, несомненно, свято верил в удивительное для нас убеждение своего прямого венценосного предка, записанное хронистом: «Не мы, а правнуки наши будут лететь по воздуху, ако птицы».

И вот  результат его подвижничества (забегаю на 4 года вперёд):  в Первую мировую войну (для России – вторую Отечественную),  империя вступила самым  большим из всех мировых держав Воздушным Флотом.  Таким образом, справедливо было бы считать   зачатием (по словам журналиста Меньшикова) нашего воздушного флота не  30 июля (12 августа) 1912 года,  когда военный министр царского правительства приказом № 397 передал дела воздухоплавания из Главного инженерного управления в Главное управление Генштаба,  а описанное  выше событие, которое случилось двумя с половиной годами раньше. Но, увы, наш президент уже утвердил 12 июня, как дату праздника ВВС РФ, что тоже логично. Изменить её мы не в силах. Зато  нам по силам вывести из тени забвения реальных основателей того крылатого  флота, что контролирует сегодня воздушный океан над восьмой частью суши и того больше…

Повторюсь, это наши выдающиеся соотечественники: военный моряк Александр Михайлович Романов и учёный физик  Борис Борисович Голицын. Второй, сыграв свою короткую, но важную  роль сто лет тому назад, накануне рождения Императорского ВВФ, уступил видное место на исторической сцене своему напарнику-практику, который возглавил воздушный отдел военно-морского ведомства. Руки его  были, практически, ни чем не связаны.

В знаменательном для отечественного воздухоплавания  1910 году хлопотами зачинателя нового вида вооружённых сил Правительство Николая I закупило во Франции  первую партию самолётов. По инициативе контр-адмирала    была создана офицерская школа авиации под Севастополем. С началом Первой мировой войны он будет назначен заведующим организацией авиационного дела в армиях Юго-Западного фронта, а 10 января1915 года — во всей действующей армии. С 11 декабря 1916 года великий князь стал полевым генерал-инспектором военно-воздушного флота при Верховном главнокомандующем. Фактически А.М. Романов  принял командование над воздушным флотом России, когда звучали последние аккорды реквиема по империи. Помянем его добрым словом. И всех авиаторов Императорского ВВФ в его  недолгой, между 1910-1917 годами,  истории.

Личность – это лицо дела,  им зачатое и лелеемое с первых шагов. Не будь  моряка А. М. Романова, проложившего вместе со своим учёным напарником первый курс в Пятом океане, кто знает, какой была бы история Русского военно-воздушного флота.  Нам известна одна, реальная.  Историю советской военной авиации, героическую и результативную, мы знаем, смею утверждать, на отлично. Наслышаны о подвигах наших авиаторов в «холодную войну». А вот  «дела небесные» до 1917 года и в «гражданку» как-то заслонены последующими событиями, в густой тени. Их коротко и освещу.

В 1912 году, вместе с введением в действие приказа № 397,  начался отпуск средств на формирование авиационных отрядов по 6-10 самолётов, которые объединялись в авиагруппы. Несколько отрядов приняли боевое крещение в 1-й Балканской войне 1912-13 годов, корректируя огонь болгарской артиллерии и ведя разведку в пользу дружественной армии, сражавшейся с турками. Опыт в этом был приобретён годом ранее на манёврах  западных ВО.  Самолетный парк состоял из машин французского производства, таких как “Вуазен”, больше “Ньюпор”. Их поднимали в небо наши мужественные, умелые пилоты. Живыми легендами стали  А.А. Васильев, М.Н. Ефимов, С.И. Уточкин, Е.Н. Крутень,  К.К. Арцеулов, основоположник высшего пилотажа П.Н. Нестеров. Последний за год до войны выполнил на моноплане «Ньюпор» замкнутую фигуру в вертикальной плоскости,  известную как «Петля Нестерова». Впоследствии, в разгар боевых действий в Галиции,  её автор ещё раз прославится, уже посмертно, впервые в истории воздушных сражений таранив  вражеский самолёт. Парашютов тогда ещё не было…
Призрак мировой  войны расшевелил отечественное самолётостроение. Притом, было положено начало тяжёлой авиации. До выстрела из зловещего  нагана в Сараеве, на Русско-Балтийском заводе стали собирать первые в мире многомоторные бипланы фюзеляжного типа И. И. Сикорского. Вначале появился  “Русский витязь”, ставший прототипом “Ильи Муромца” Этот гигантский самолет, задуманный как грузовой и гражданский (на 15-16 пассажиров), война превратила в грозный бомбовоз, вооружённый к тому же пулемётами и пушкой. Он не имел аналогов за рубежом, мог  пролететь без посадки 700 км при крейсерской скорости 100 км/час.  На шестой месяц войны была сформирована эскадра (и здесь морской термин!) из 10-и  «воздушных богатырей», ещё через полтора года она  удвоилась. Бомбардировщики вызвали к жизни истребительную авиацию. Сначала  под истребители переоборудовались наиболее скоростные и манёвренные разведчики, потом  их стали строить по заданным характеристикам. Русские лётчики предпочитали одноместные «Ньюпоры», развивавшие скорость до 120 км/ч; они успешно противостояли немецким «Фоккерам». Россия вступила в войну  с Четверным Союзом, имея  263 военных самолёта. Её союзники,  Франция и Великобритания,  выставили против общего врага всего 186 машин, а Германия, Австро-Венгрия и Италия вместе противопоставил Тройственному Союзу 327 аппаратов. Правда, к предпоследнему году войны  Берлин и Вена уже обладали парком из 3352 боевых самолёта против 5079 машин Лондона и Парижа. Они развивали скорость порядка 200  км/ч. Россия же к тому времени  смогла лишь удвоить свой воздушный  флот устаревших типов. Словом, получилось «как всегда».

А тут последовали две революции одна за другой. Уцелевшие самолёты растащили «белые» и «красные».   Героев воздушных боёв разделили «домашние» баррикады. Выживших в «гражданке» постигла участь победителей и побеждённых. У меня нет желания описывать подвиги пилотов воюющих сторон в братоубийственной бойне. В доме повешенного о верёвке не говорят.

Вот такова начальная история дня, отмеченного в наших календарях 12 августа, как День ВВС России. Если кто-нибудь из читателей впервые услышал имена первых защитников Пятого океана над Россией (а это от 1/8 до 1/6 части воздушной стихии), считаю свою задачу выполненной.

 

Сергей Сокуров для Sozidatel.org

Слово о полку Родины. К 200-летию Отечественной войны 1812 года

0

Предисловие

Для многих (к какому бы они роду-племени не принадлежали) армия Отечества есть объект особого внимания. В первую очередь сказанное справедливо для тех обществ, в воспитании которых принимает участие опытный, правдивый, основательный, украшенный сединами педагог – собственная история, созданная в решающей мере «летописцами» бранных полей особыми «перьями» из закаленной стали. Своими армиями истинные дети Отечества гордятся. Ее неудачи и поражения вызывают острые переживания в народных массах. Ей зачастую отдают все имущество, даже собственные жизни. Ей посвящают «души прекрасные порывы». Она интересна не только блистательными достижениями. Интерес вызывают такие частности, как внешний вид бойца, знаки различия и украшения, конечно же – вооружение, транспортные средства, оборонительные и наступательные приспособления, тактические приемы, национальная школа «науки побеждать»; устройство вооруженных сил. Но все это с течением времени меняется, да так быстро, что сведущий иллюстратор и описатель былых сражений, кинорежиссер, не опасаясь ответственности перед истиной, ничтоже сумняшеся помещает на каком-нибудь бутафорском поле давней битвы бойцов, одетых во что гаразд, вооруженных всем подряд, что нашлось на складах и в воображении автора. Посмотрите-ка внимательно на «аустерлицкую сцену» киноэпопеи Сергея Бондарчука! Там за спинами гренадеров, идущих, как им было положено, с кремневыми ружьями наперевес, выступают, демонстрируя ограниченные возможности киностудии, обладатели… «трехлинеек» образца 1891 г.  Да, мало кто замечает подлог, но те, кто сподобился, насильственно, к их разочарованию, вырваны из 1805 г, куда их зазвали лукавые лицедеи.

Приближаясь к 200-летию «Грозы двенадцатого года» и к 70-летию окончания Великой Отечественной войны, мы погружаемся в воспоминания о событиях, поднявших нашу страну на недосягаемые вершины славы. Между ними немногим 130 лет. Первое событие – это изгнание Наполеона из России, за чем последовало вступление русских войск во главе антинаполеоновской коалиции в Париж в марте 1814 г. И второе – от Московскьй битвы в 1941-1942 гг. до падения Берлина в мае 1945 г. Каждый из нас внутренне готовится к ним по-своему. Я решил, пока позволяет время, рассказать об устройстве наших в период войн с Наполеоном. Любознательный читатель увидит здесь то, что позволило прадедам и правнукам овладеть суворовской «наукой побеждать».

 

Воспоминания «избитого кивера»

Помните, у Лермонтова? – «…кто кивер чистил весь избитый, кто штык точил, ворча сердито, кусая длинный ус». Кивер, этот, предок сегодняшней каркасной фуражки, наиболее и запомнился. Он и сейчас украшает головы статных молодцев из Президентского полка. Что и говорить, красив по покрою, увеличивает рост. Удобство в бою такого головного убора под большим сомнением. Правда, жесткий каркас, высокая тулья, есть сведения, уберегали от удара сабли, да и стрелок, целясь издали в голову, не мог определить, что голова, а что только головной убор. Металлическая или с металлической пластиной спереди каска, принятая в некоторых родах войск (вспомним похожую на колпак «гренадерку»), конечно, защищала суворовских «чудо-богатырей» лучше.  В этом смысле больше всех выгадала тяжелая кавалерия. Защитное вооружение кирасир включало кирасу, остаток рыцарского доспеха толщиной до 3,5 мм. Этот  стальной нагрудник способен был защитить от сабли, бывало, пули и картечи, но весил 10 кг, сковывая действия кирасира.
 

О «дурах» и «молодцах»

Помните суворовское «пуля – дурра, штык – молодец?.. На переломе двух веков – Екатерины и Александра – большее разнообразие видим в холодном и огнестрельном оружии, чем в защитном.     К холодному относились штык, пика, шпага, палаш, сабля, кортик, тесак, кинжал, топор ополченца, коса у партизана; у башкир и калмыков – дротик, лук, сулица (чем последние весьма позабавили парижан).     Огнестрельное делилось на артиллерийское (пушка, гаубица, единорог, мортира) и стрелковое (ружье, пистолет, карабин, мушкетон, штуцер и т.п.) Ополченцы и партизаны вооружались также охотничьими ружьями и дуэльными пистолетами. К огнестрельному оружию относятся все виды снарядов: ядро, граната, картечь, бомба, пуля, брандкугель и др.     Практическая дальность стрельбы из орудий ядрами и гранатами достигала 1200 м, картечью до 600;  стрелок настигал цель из ружья на расстоянии 300 шагов, штуцер бил смертельно в три раза дальше. Но наиболее эффективная стрельба достигалась при половине названных расстояний. Скорострельность же была на наши мерки невелика: артиллерист посылал в среднем один снаряд в минуту, картечью же мог осыпать врага пять раз. Чтобы зарядить ружье и, найдя цель, спустить курок, требовалось вообще 1,5 минуты; «счастливый» владелец нарезного ружья, штуцера, тратил на выстрел от 5 до 7 минут. Есть данные о поражающих свойствах артиллерийских гранат: до 15 осколков, разлетающихся в радиусе 500 шагов.

 

Устройство армии и флота

Каждая из трех русских армий в 1812 г.  включала в себя несколько пехотных и кавалерийских корпусов. Пехотный корпус (инфантерия), как правило, соединял две пехотные дивизии (одна из них могла быть гренадерской), каждая из которых включала шесть полков, составлявших три бригады по два полка (в том числе одну егерскую; в гренадерских же и гвардейских полках все бригады гренадерские) и одну артиллерийскую бригаду. В пехотный полк входили три батальона по 700 штыков в каждом. Пехотный батальон включал четыре роты: гренадерскую и три мушкетерские или егерские (в егерских полках); каждая рота состояла из двух взводов, а гренадерская – из гренадерского и стрелкового. К началу войны в действующих армиях состояли гвардейская, две гренадерских и 25 пехотных дивизий. В них сводили шесть гвардейских, 14 гренадерских, 98 пехотных, 50 егерских, четыре морских полка, Каспийский морской батальон и Гвардейский экипаж – морскую пехоту.

Регулярная кавалерия русской армии делилась на легкую (гусары и уланы) и тяжелую (кирасиры и драгуны). Первые использовались доля разведки, боевого охранения, рейдов и партизанских действий. Вооружались они саблями, пистолетами и карабинами, а уланы еще и пиками. Кирасиры действовали в сомкнутом строю и наносили решающий массированный удар. Их вооружение – палаш, пистолеты, карабин и кираса. Драгуны предназначались для действий в конном и пешем строю, для чего, кроме сабли (или палаша), пары пистолетов, вооружались ружьями со штыками. В гвардейские полки входили все виды кавалерии, а кирасиров представляли Кавалергардский и Конный полки. К июню 1812 г. регулярная кавалерия насчитывала пять гвардейских, восемь кирасирских, 36 драгунских, пять уланских и 11 гусарских полков. Иррегулярную кавалерию представляли казаки, инордцы и конные ополченцы.

Артиллерийская бригада в русской армии состояла из трех рот по 12 орудий в каждой. Роты делились на батарейные, вооруженные крупнокалиберными орудиями и предназначенные для создания батарей; и легкие, вооруженные соответствующими орудиями для поддержки пехоты. Первые и вторые роты именовались «пешими», так их прислуга передвигалась пешком. В конных артиллерийских ротах прислуга ехала верхом на лошадях и была обучена приемам кавалерийского боя, что помогало им поддерживать огнем подвижную кавалерию. Полевая артиллерия 1812 г. насчитывала 51 батарейную, 56 легких и 23 конных роты, сведенные в одну гвардейскую 27 полевых, 10 резервных и четыре запасных бригады. Резерв и запас включал разное число артиллерийских рот, а гвардейская бригада – две батарейных и две легких.  На Бородинском поле Кутузов мог сконцентрировать 640 орудий, Наполеон только 580.

Русский военно-морской флот преобладал над французским на всех путях в Черном и Балтийском морях, особенно после Трафальгарского сражения. О вражеском морском десанте на Кронштадт или в Севастополе, тем более в Пеотропавловске-Камчатском или под стенами Архангельска, как это случилось 42 года спустя, не было и речи.

 

Господа офицеры

Офицерский состав русской армии комплектовался из дворян. Случаи производства в младшие офицеры из других сословий были редки. Для этого нижнему чину необходимо было совершить на поле боя исключительный подвиг, например, пленить неприятельского генерала или возглавить удачную атаку подразделения, если выбыли все офицеры. Высший, обер-офицерский, состав, пополнялся из дворян низших, унтер-офицерских званий.

В 1812 г. в армии числилось около 17000 офицеров. Срок службы им не устанавливался. Этот корпус пополнялся также выпускниками военно-учебных заведений: 1-го, 2-го и Смоленского кадетских корпусов, Дворянского отделения Военно-сиротского дома, Пажеского корпуса, Инженерной школы, Тульского, Тамбовского, Харьковского и Оренбургского училищ, Дворянского полка с Дворянским кавалерийским эскадроном, Горного кадетского корпуса, Петербургского и Московского училищ колонновожатых, временных школ при штабах 1-й и 2-й армий. Они дали русской армии в те годы пятую часть всех произведенных в офицеры.

 

Унтера и нижние чины

Комплектование русской армии нижними чинами – рядовыми и сержантами (последние уже относились к унтер-офицерам) осуществлялось на основе рекрутской повинности, т. е. обязанности крестьянства поставлять в армию одного рекрута возраста 17-35 лет не ниже 160 см. ростом с каждых 100-120 мужчин. От обязательной воинской службы освобождалось дворянство, духовенство и купечество. В военное время наборы увеличивались. В 1812 г. провели три набора по два, восемь и десять рекрут с 500 мужчин, причем предельный возраст расширили до 40 лет.

Солдатская служба продолжалась 25 лет, а для «вольноопределяющихся» – восемь. Подсчитано, что в пехотной дивизии из 7500 солдат выслуживали 25 лет не более 300 (4%). Унтер-офицеров готовили солдатские школы, учебные подразделения, Военно- сиротский дом и его губернские филиалы. К нашествию «двунадесяти языков» они выпустили 4500 нижних чинов.

 

Служилая вольница

Уже с «века Екатерины» начинается подчинение казачества центральной власти, превращение его в привилегированное военное сословие. Из казаков создаются иррегулярные войска. За сто последующих лет возникли Донское, Кубанское, Оренбургское, Забайкальское, Терское, Сибирское, Уральское, Астраханское, Семиреченское, Амурское и Уссурийское казачьи войска, которые участвовали во всех войнах России. Ко времени «расказачивания» казачье население составляло свыше четырех миллионов человек, самостоятельно кормящихся с 63 млн десятин земли и выходящих в бой на личном коне с личным оружием.

 

Война народная

Русский характер породил, как явление, партизанское движение на оккупированных врагом территориях. Здесь с нами сближаются в некоторой мере испанцы. «Война народная час от часу является в новом блеске, отмечал участник Отечественной войны писатель Ф. Глинка. – Сгорающие села возжигают огонь мщения в жителях. Тысячи поселян, укрываясь в лесах и превратив серп и косу в оружие, одним мужеством отражают злодеев. Даже женщины сражаются». Зачастую они действовали вместе с войсковыми «летучими отрядами»,совершавшими рейды по тылам врага, которыми командовали «полу-партизаны» в офицерских чинах Дорохов, поэт-гусар Денис Давыдов, Фигнер, Кудашев, другие. Среди народных вожаков, поднявших односельчан стихийно, история сохранила имена Архипова, Скобеева, Еременко, Кожину, Курина… Они уничтожили тысячи неприятельских солдат и офицеров, захватили много вооружения, снаряжения, продовольствия.

 

Знамя, меч и крест

«Кто боится Бога – неприятеля не боится»,- любил повторять Суворов. Во время военных действий перед ежечасной возможностью отойти в вечность, Господь – единственная опора и надежда солдата. Такое состояние духа поддерживало в нем духовенство. В армии его представителем являлся полковой священник, единственным «оружием» которого были крест и Слово Божие. Его фигура нередко оказывалась впереди атакующих колонн, как во время боя за Шевардинский редут в 1812 г., когда перед гренадерскими полками шли священники в полном облачении и с крестами в руках. Такими же священными свойствами в глазах бойцов обладали и воинские знамена – эмблема Родины, символы чести и единства. Были установлены неотъемлемость знамен от воинских формирований – принцип «вечности» знамени, процедура освящения, церемониал их вручения и принятия присяги под знаменем.

Высоко ценились в сознании бойцов коллективные награды – Георгиевские знамена и штандарты (крепление в навершии древка Георгиевского креста или закрепление кистей на Георгиевской ленте. Таких знамен в Отечественную войну удостоился 21 полк; 11 полков наградили Серебряными трубами. Особенный вид маршевого барабанного боя – «гренадерский бой» – повелели иметь 13-и пехотным и егерским полкам. Три полка причислили к гвардии, еще трем пожаловали звание «гренадерских».

Своеобразной данью памяти погибших, хотя и неофициальной, является обустройство братских могил не местах, где шли бои и устраивались госпитали. Немногие из братских могил удостоились надгробных досок и могильных камней, но память о героях не стирают даже века.

 

Сокуров Сергей Анатольевич,  член Союза писателей России, представитель Львовского РО им.Пушкина в Москве