Иван Ташкинов

Шумерля

0

«Шумерля означает на тюркском Шумер иле, что значит Страна шумер». Это цитата из статьи Измайлова И.Л. (к.и.н., советника Президента АН РТ), которая называется «Незаконнорождённые дети господ журналистов или о навязчивом шумеро-булгаризаторстве истории татар». Статья, естественно, носит критический характер. Но так ли уж неправы энтузиасты-любители, пытающиеся отыскать прародину шумеров на севере Азии?

Существует замечательная работа томского учёного Галины Ивановны Пелих “Происхождение селькупов” (г.Томск, 1972). Селькупы – это ханто-самодийцы (остяко-самоеды), обские аборигены Сибири. Книгу можно найти в сети.

Г.И. Пелих в своей работе показывает близость этнографическую и языковую предков селькупов и шумеров. То есть на этом основании можно предварительно наметить вектор поиска прародины шумеров. Шумеры в Междуречье народ пришлый, их родина – Аратта.
Местоположение Аратты до сих пор не определено и дискутируется. Обострение дискуссии произошло уже в недавнем прошлом, когда были расшифрованы наскальные надписи «Каменной могилы» – археологического памятника культуры Триполья (IV тыс.до н.э. в Причерноморье). Целый ряд учёных на основании того, что надписи Причерноморья являются протошумерскими, видит в этом факте проявление культурной деятельности древних жителей Аратты.

Однако, в описании страны Аратты, по памятникам шумерских эпосов, присутствуют следующие характерные признаки страны: добираться из Шумера до Аратты надо через семь горных хребтов (семь гор) и холмистую степь (в других переводах пустыню). Можно часть пути пройти по воде (реке или морю). Аратта богата золотом, серебром, медью, свинцом, лазуритом, древесиной, поделочными камнями. Существует река Аратта. Аратта – горная страна (или город).

Этим критериям Причерноморье соответствует лишь отчасти. Более точно подходит к описанию Аратты Южный Урал или Алтае-Саяны. В научных кругах почему-то предпочтение отдают Восточному Ирану, на основании, вероятно, того, что он близко расположен к Бадахшанскому месторождению лазурита, единственному известному (учёным) месторождению древнего мира. Но лазурит есть и на Урале и в Саянах. Кроме того, в шумерском эпосе «Лугальбанда и гора Хурум» герой Лугальбанда, направляясь в Аратту, преодолел вершину Хурум и далее шёл по пустыне (степи). Хурум – это шумерийское прочтение названия горы Хугар (Хукарья) – самой высокой горы Хара Березайте, горного пояса ограждающего страну предков ариев (горы Эльбурс). Горная цепь Эльбурс расположена у южного побережья Каспия, преодолев которую, попадаешь в пустыню Каракумы. Далее степь и Южный Урал. Урал по многим статьям подходит к описанию Аратты. В северном направлении от Междуречья находится и водный путь (река Тигр – Каспийское море – река Урал), следуя которым так же можно достичь горной страны (Урала). Кроме того, на Урале так же найдены артефакты с протошумерскими письменами (Шигирский идол, таблички Горбуновского торфяника).

Тема Аратты в исторической географии занимает очень существенное значение. Аратта – страна богов и предков шумерийцев. Арта-Артания – это известная по арабским источникам страна русских, одна из трёх русских территорий, наряду с Куявией (Киевской Русью) и Славией (Новгородской Русью). Местоположение Третьей Руси – Артании до сих пор не определено. Правомерно предположить, что Артания и Аратта есть названия близкородственных понятий и явлений и что понятия эти связаны с одной и той же страной. Об этом свидетельствует и лингвистика. Замечательное русское слово «рота» является производным от индоарийского «арта». Значения этих слов: клятва, правда, истина. Близко к этому кусту слов и русское слово «артачиться» – упрямиться, стоять на своём, следовать клятве. Но само слово арта – это «arsa» – топоним и прояснять его необходимо с точки зрения естественного природного смысла.

Относительно того, что «arsa» – это «rasa»: тюркологи подтвердят, что звук «Р» не удобен для тюркского произношения в начале слова (например, рус – урус, Брус – Борус), так и в слове Раса (Rasa) произошла перестановка звуков в устах тюркоязычных информаторов составителей карт: rasa=arsa. Очень даже вероятно. Да и топоним должен быть «привязан» к земле. Слово «rasa» на общеславянском языке означает вода, влага, это слово исходное для роса, и для гидронимов: Рось, Рас, Порос.

К этому необходимо добавить, что название гор, которые пересекали шумеры, когда путешествовали из Междуречья в Аратту, читается как «Zubi». По-русски это слово звучит «зубы», а нам известно, что «скалы» и «оскал» – слова родственные и близки по значению к русскому слову «зубы». На юге Кемеровской области в Горной Шории сегодня известны горы «Зубы» – Тенгир-Тыш (Поднебесные Зубы, Зубы Тенгри).
Кратко упомянем и топонимику Междуречья, которая уж больно красноречива. Названия двух великих рек Востока Тигра и Евфрата имеют, как это не странно, индоевропейскую этимологию. Тигр из шумерского «Idigna», что означает «быстрая река». От этого названия произошли имена Тигра и у других народов региона: (Digla) – у арабов; Тигрис – у греков; Dijle – у курдов; Tigra/Tigr – у персов. Этимологически обосновано шумерское название «ID» (река) и выводится оно из hind (река, др.инд.евр).

Река Евфрат. Имя Euphrates произошло из шумерского названия реки, звучало оно Пурат/Пура (по-аккадски, пуратту). Значение из шумерского слова выводится, как уверяют лингвисты, только через финно-угорский язык, где пур означает река. Напомним, что связь шумерского и финно-угорского отмечалась уже многими исследователями. Однако и в русском языке существует слово «пруд», которое означает тоже река/вода (пример – “напрудил”, Малолетко, 2005, имя реки Прут в Прикарпатье). Есть река Пур и его притоки Пяку-Пур, Айваседа-Пур на севере Сибири. О реке Прут следует упомянуть в связи с тем, что по её берегам жили северские (сербские) «бродники» (берладники) и прозывалась река в древности Поросом (Poras) и Поратом. Реки с названием Порос есть и в Сибири: в Томской и Новосибирской областях.

Примечательно, что страна богов и у египтян называлась Харата-Нетер (hrta ntr), дословно – страна богов. Позднее египтяне харатой стали называть кладбища. Но для нас существенным является тот факт, что хАрата и для египтян была страной их богов, как и для шумерийцев Аратта, и для индоарьев Бхаратта. Слово это, несомненно, одно и то же, и прародина народов Древнего Востока одна и та же.

Часть моего сообщения, что выше, была опубликована на форуме сайта «Rodstvo.RU». Там меня генетики «облажали», обвинили в «чайничестве», может и поделом, и я оттуда сбежал.

Шумерля картаНо недавно наткнулся на материал, который заставил меня вернуться к теме прародины шумеров. Их «следы» я вновь увидел в Сибири, недалеко от города Междуреченска (!). Речь о горах, о Небесных Зубах (Тигер-Тиш), что в Кузнецком Алатау. Рядом с Зубами находится хребет Харатас, в отрогах хребта спряталось озеро Харатас, а из него вытекает река Харатас. Река впадает в Белый Июс, который, в свою очередь, является истоком Чулыма. Здесь намёк на то, что Харатас и Аратта являются однокоренными словами. Лингвисты название Харатас выводят из тюркских хара (чёрный)+тас (камень), караташ. Но в шорском языке слово «хара суг» означает родник, и многозначность термина «харатас» (горный хребет, река, озеро) настораживает.

Следует обратить внимание и на то, что бог шумеров Дангир и тюркский Тенгри (Тенгри-Тыш – Небесные Зубы) имеют одну языковую основу.

Но вернуться к шумерской теме меня заставил другой материал. Это древне-хакасский эпос. Хребты Кузнецкого Алатау разделяют Кемеровскую область и Хакассию, и горы Зубы лежат в Хакассии.

«Самой священной горой до сих пор у хакасского народа считается гора Борус (Шушенский район). Согласно древним мифам в далёкие времена жил вещий старец Борус, который смог предвидеть заранее надвигающийся потоп. Он соорудил большой плот, куда посадил всех зверей и птиц. Лишь только огромный мамонт –  «артылан» и птица Гаруда – «Хан Кирет» отказались сесть на него, ибо рассчитывали на свои силы. Но на 39-й день птица Гаруда, не выдержав, села на бивни плывущего мамонта, и они утонули. Когда вода стала спадать, Борус пристал к показавшейся горной вершине, которая в честь хакасского Ноя затем была названа его именем. От Боруса родились сыновья, ставшие родоначальниками племенных групп».

Эта история «один в один» повторяет сведения переднеазиатского эпоса, приводится по А.М. Малолетко (2005):

«…находится в Армении высокая гора Барис, на которой, по преданию, искало убежище и нашло спасение множество людей от потопа» (Иосиф Флавий, I век н.э.).

Обращаю внимание и на название гор: Борус. На Ближнем Востоке известен горный массив Эльбурс, да и Кавказский Эльбрус. Всё это слова одного корня «брус», в русском языке известно слово брус, брусок – камень (точильный).

Резюме. Много совпадений, однако. Пора внимательней рассматривать гипотезу о северной прародине шумеров.

Шумерля

Скифо-Сибирский мир

0

Скифо-Сибирский мир (ССМ) – явление мировой истории железного века. Это культурно-историческая общность племён евразийской степи. Географически область расселения народов ССМ раскинулась от Дуная до Ордоса (плато в Китае, 300 км от Пекина). Временные рамки существования единого культурного пространства на этой огромной территории от VIII в. до III в. до н.э.

Историей зафиксированы народы скифского мира под именами:

  • скифы в Причерноморье;
  • савроматы в Поволжье и на Урале;
  • саки в степях Казахстана и Средней Азии;
  • хунны в Ордосе.

Имена племён Сибири и Саяно-Алтайского района историками однозначно не называются. Хотя, можно допустить, что племена, известные нам по сообщениям античных греко-романских авторов, так же принадлежали к скифскому кругу. К ним относятся исседоны (асии, усуни), аримаспы, грифы и гипербореи. Следует добавить к этим народам и серов, жителей страны Серика, локализуемой в Сибири. Что не может быть оспорено, так как древние авторы называли исседонов и скифскими (зауральскими, Птолемей, «География») и серскими.

Сегодня учёные называют целый круг сибирских археологических культур, которые следует отнести к собственно скифским и скифо-подобным. Наиболее известные археологические культуры скифских народов это тагарская (р. Енисей, Минусинск), уюкская (Тува, Восточный Алтай), пазырыкская (Алтай).

Своеобразие культурных традиций, искусства и религии скифо-сибирских народов было обусловлено характером цивилизационного ландшафта степной полосы Евразии, протяжённость которого более 10 тысяч километров. Южной границей скифского царства являлись зоны иного ландшафта: горы, пустыни, моря. Но кроме естественных границ экспансии скифов на юг препятствовали существовавшие в те века империи: Рим, Византия, Персия, Китай. Историей сношений скифов с империями железного века, мы и обязаны сообщениям императорских информаторов (Гекатей, Геродот, Птолемей, Плиний и др.).

Одной из самых замечательных культур железного века Сибири является тагарская археологическая культура (VIII – II вв .до н.э.). Она известна по памятникам Хакасии, Минусы, Кемеровской и Томской областей. Область расселения «тагарцев» значительна. Уровень социально-экономического развития жителей древнего объединения следует считать передовым на фоне окружающих культур. Вполне вероятно, что здесь уже существовало государство.

Как же называлось государство и жители этой древней страны? У нас есть два варианта: Серика и Кам (Кем, Ком). Но, вероятно, это были разные народы и государства.

Серика (Serica). Выписку из англоязычной Википедии смотрите ниже, а статью из русскоязычной Википедии удалили бдительные «смотрящие».

«…Востоковед Кристиан Лассен определил их (серов, Seres, жителей Серики) по священным книгам индусов как Сака, Тухара и Канка (Caka, Tukhara, and Kanka)».

«…Резюме сообщений античных авторов (Плиний Старший, Птолемей) о серах, жителях Серики, сводятся к следующему описанию:

Область серов обширная и густонаселенная страна, касается на востоке океана и расширяется на запад почти до Урала (Imaus) и границ Бактрии(?). Сразу отметим, что восточнее исторической Бактрии находятся Тибет, Памир и Гималаи, а не Серика и не океан (ТИВ).

Серы – цивилизованные люди, мягкого, справедливого и скромного нрава, избегают столкновений с соседями, и даже стесняется близкого общения, но не прочь избавиться от своих собственных продуктов, из которых шелк-сырец является основным продуктом. Кроме того, серы торгуют шелковыми тканями, мехами, и железом, замечательного качества».

Анализ этого резюме, сообщения о мехах и железе ориентирует нас на Сибирь. Сообщения о связи серов с шёлком требуют отдельного рассмотрения, но следует сказать, что тутового шелкопряда в природе не существует (даже в Китае). Его вывели, «культивировали» из какого-то дикого вида шелкопряда, который неизвестно где обитает. Генетики, расшифровав геном культурного червяка, «не могут» сказать к какому виду он принадлежит и где обитал в дикой природе?! В Сибири же этих «зверей» много, они поедают хвойные и лиственные леса. Существовал в Сибири и промысел «лесной кудели».

Далее цитаты античных информаторов из электронной энциклопедии, приводятся по труду Генри Юля «Катай и дорога туда».

«Первые сообщения о Серике приводятся греческим историком Ктесием (V в. до н.э), он сообщает в своей книге «Индика»  о них (серах), как о «людях огромного роста и долголетия». Прошу обратить внимание на то, что корни слов «индия» и «сер» (сыр, сар, сор) являются синонимами и означают вода, река, влага, сырость, болото (ТИВ).

Греческий географ Страбон упомянул серов в своей “Geographia», написанной в начале первого века, в двух местах. Он также говорит о долговечности серов (боле двухсот лет), и приводит цитаты из “некоторых писателей”:

«Онесикрит говорит о стране Musicanus, и сообщает о её жителях то, что они родственники других индейских племен, и что они долговечны, и что жизнь затягивается у них даже в возрасте более 130 лет, (в Серике, однако, как говорят некоторые писатели, чтобы жить дольше, они воздерживаются от вредных привычек и излишеств, хотя страна производит все в изобилии»…

Помпоний Мела сообщает следующие данные о серах:

На дальнем востоке Азии проживают индейцы, серы, и скифы. Индейцы и скифы занимают две конечности района, а серы находятся в середине.

Кроме того, в описании Каспийского моря и скифских берегов сообщается:

«…берега (Каспия) делают изгиб и береговая линия направляется на восток. Та часть, которая примыкает к Скифскому мысу является непроходимой от снегов. Затем следуют непроходимые места, занятые дикарями. Эти племена людоедов-скифов и саков, разделённые друг от друга области, где никто не может пребывать, потому что здесь огромное число диких животных. Следующая пустынная область занята также зверями, простирается до горы, называемой Табис (Thabis), который нависает над морем (Табис – Таймыр, омывается северным океаном ТИВ). Далее следует возвышающийся хребет Тельца (Taurus). Серика находится между ними. Серы – народ, хорошо известный «немой торговлей».

Плиний Старший в «Естественной истории” описывал расположение Серики, в направлении на восток от Каспийского моря:

«Там мы снова найдём племена скифов, и снова пустынные участки, занятые только дикими животными, пока мы не выйдем к горной цепи, нависающей над морем, которая называется Табис (Tabis). Не доходя почти до половины длины побережья, которая ориентирована на северо-восток, вы найдете населенную страну. Первый народ, с которым здесь столкнёшься, является серами, которые славятся ворсистым произведением их лесов (производство лесной кудели? ТИВ).

Плиний описывает шелковое производство в Серике:

«Серы славятся шерстяной тканью, полученной в своих лесах; после замачивания в воде они расчесывают её до белизны …(смотрите мочище, ТИВ). Такое многообразие затраченного труда в столь отдалённой области земного шара, выполняется для того, чтобы римские девицы смогли выставлять напоказ свои формы сквозь прозрачную одежду в общественных местах».

Плиний говорит относительно того, что было известно в мире в то время о железе и его продаже:

«Но из всех видов железа «пальма первенства» присуждается тому, которое производится серами. Они направляют его к нам со своими тканями и кожами, и оно значительно качественнее парфянского железа».

Плиний сообщает о любопытном описании серов, сделанное посольством острова Тапробана (Taprobane) императору Клавдию, предполагая, что они могут быть индоевропейцами бассейна реки Тарим (?ТИВ), тохарами:

«Они также сообщили нам, что их остров (Тапробане) находится напротив Индии на расстоянии десять тысяч стадий (185х10000=1850 км) в юго-восточном направлении. Они за горами Emodian, которые направлены в сторону Сервов (Serves, серов). С серами они познакомились во время торговли; их посол Rachias не раз посещал их страну, и говорят, что серы всегда приезжали, чтобы встретить их. Эти люди, по их словам, превышают обычный человеческий рост, с льняными волосами и голубыми глаза. Они столь неотесаны, что шумят при разговоре, не имея слов для изложения своих мыслей. Остальные их информации о серах была такого же характера. Говорили о том, что товар на продажу оставлялся ими на противоположном берегу реки и затем они удалялись, видимо они думали об обмене…(немой торг, ТИВ)».

Птолемей страну Серику (Serica) располагает на своей карте мира (150 год н.э.) в области за пределами Урала (Imaus, в Wiki значится – Памира):

«Обитаемая часть нашей земли ограничена на востоке Terra Incognita, которая лежит вдоль области, занятой самыми восточными народами Азии в Китае и народами Серики (Serice). Птолемей также говорит о городе Сере (Sera) – столице Серики».

Генри Юль, английский разведчик и супер-агент, из всех этих сообщений делает вывод о том, что Серика – это сегодняшний Синьцзян-Уйгурский автономный район (СУАР) Китая, в прошлом Таримская культурная область тохаров. Но на карте К.Птолемея видно, что это не так.

Рис. 1. Вырезка из карты К. Птолемея, 150 год н.э.
Рис. 1. Вырезка из карты К. Птолемея, 150 год н.э.

Наш вывод сводится к тому, что Серика – это сибирская страна. В эпоху раннего железа на территории Сибири существовала страна, жизнедеятельность которой сегодня археологами распознаётся, как тагарская археологическая культура. Но, что вероятней, тагарцы были только одним из народов, населявших Серику.

Камь. Одна историческая область Древней Индии несёт в своём названии следы своей Североазийской прародины – Сибири. Это Камбоджа (Kamboja), индо-иранское царство. О Камбодже известно по ведическим текстам 5 века до н.э. Но реальное государство с названием Камбоджа на территории Южной Азии возникло в период нашествия саков во II век до н.э.– IV век н.э. Это было вторжение, так называемых, Панчагана, то есть «Пяти орд»: Haihaya-Kamboja-Saka-Pahlava-Parada.

Приведём здесь имена правителей династии Парада (Варада, Барада), вторгшейся в описываемый период на территорию Белуджистана. Ниже их имена в хронологическом порядке:

· Yolamira, сын Bagareva (ок. 125-150 н.э.);
· Bagamira, сын Yolamira (ок. 150);
· Ajuna, второй сын Yolamira (ок. 150-160);
· Hvaramira, третий сын Yolamira (ок. 160-175);
· Mirahvara, сын Hvaramira (ок. 175-185);
· Miratakhma, другой сын Hvaramira (ок. 185-200);
· Kozana, сын Bagavharna (и, возможно, внук Bagamira, ок. 200-220);
· Bhimajuna, сын Yolatakhma (и, возможно, внук Ajuna, ок. 220-235);
· Koziya, сын Kozana (ок. 235-265);
· Datarvharna, сын Datayola I (и, возможно, внук Bhimarjuna, ок. 265-280);
· Datayola II, сын Datarvharna (ок. 280-300).

Имена правителей написаны латиницей, однако, видно, что они созвучны со славянскими двухкоренными именами средневековой Руси. На присутствие в славянских именах иранских корней указывал ещё Г.В. Вернадский. В именах Владимир, Яромир, Тихомир, Миролюб присутствует имя Митры (Михра, Мисра), а имя Yalomira, является точным соответствием имени Яромир; Bagamira – Богомир. Имя Hvaramira состоит из корней mitra (мир) + hvara (свора, варна) и означает принадлежность к клану (связке) Митры. Это имена людей пришедших в Южную Азию из Сибири. Но вернёмся к Камбодже.

Имя Камбоджа заманчиво прочитать по-русски: Камь Божья, но это будет не совсем верно, хотя и близко к реальному значению. Существует несколько интерпретаций этимологии этого имени. Популярен вариант расшифровки Бейли: он определяет имя Kamboja как Каm+bauja. Вторая часть слова «bauja» означает на иранском: «владеть, господин, закон». Первую часть имени «Кам» Бейли интерпретирует как авестийско-ведийское «кама» – «желание, похоть». Тогда Кабоджа (Kamboja) по Бейли – это «самодержавное» царство.Наиболее обоснованным следует признать интерпретацию, где Кам – это имя конкретного региона, тогда Камь Божья – это Камь Божья.

Рис. 2. Махаджанапады (княжества) Древней Индии.
Рис. 2. Махаджанапады (княжества) Древней Индии.

В I веке н.э. Клавдий Птолемей упоминает народы Khomaroi (комары) и Komoi (комы), которые проживают в Согдиане (Камбоджа). Нам же известны наши соотечественники – коми-народ, который называет себя «коми морт» («камски морды»), что означает «люди Камы».

Это свидетельствует о вероятном родстве коми-народа (зырян, пермяков) с мигрантами индо-скифами раннего средневековья, создавшими государство Камбоджа на севере Индии и, позже, в Индокитае (современная Камбоджа). Исходная точка «камского люда», их прародина, – это берега великой сибирской реки Енисея. В древности Енисей в своём верхнем и в среднем течении назывался Камой (Кем, Кам). Ещё и сегодня в Туве истоки Енисея носят имена Ка-Хем и Би-Хем (Малая и Большая река). В районе Енисейска в Енисей впадает река Кемь. Выше по течению с правого берега Енисей принимает воды реки Кан; корни кан, кам, кем имеют одно языковое гнездо. В Чулым (Ус) впадает река Кемчуг, в Красноярском крае есть реки Кемчик, Хемчик. Известна река Кам (Cam), на которой стоит Кембридж в Великобритании. Впадает английский Кам в реку Уз (Great Ouse, Большой Ус). Вот где обнаруживаются следы камского народа! Да, там же на Британских островах текут реки Дон и Том.

Да, но Камь Божья имеет своим прототипом авестийскую Кангха-Вару, праведную обитель туранцев, а расселившиеся по Средней Азии саки-туры называли Кангой свою главную реку Сыр-Дарью. Лингвисты, именно Каму (Кам, Кем, Кан) называют прототипом Ганги (Канга=Ганга), и это безупречная лингвистическая связь.

Тот факт, что «коми-народ» (пермяки, зыряне-сыряне) пришли на Урал с Канги (Енисея) и с Приобья (Уса-Чулыма) подтверждается археологией (родство пермского звериного стиля и кулайской металлопластики), лингвистикой, историей, этнографией. Доказательства этого не вызывают затруднений. А вот южное направление миграций «камбоджийцев» доказать более сложно, хотя возможно.

Языковые соответствия, литературные авестийские и ведические памятники, подтверждают наши выкладки однозначно: Кангха=Канга (Сыра-Дарья)=КамьБожья. Саки-туры (восточные сырматы) мигрировали в период со II века до н.э. по IV век н.э. на территорию Ирана и Индии. Создали там несколько скифо-арийских государств. Позднее эфталиты-хиониты и более ранние комары-коми вписались в индийское ведическое общество в виде кшатрийских варн (раджпутских каст), а в Иране создали целый ряд государств (Парфия-Pahlav, Согдиана-Kamboja и другие). Участвовали в создании этого мира и юэчжи-кушаны-тохары. Вот следы тохаров однозначно ведут в Сибирь в «Кемску волость» с тагаро-таштыкской археологической культурой. Ещё одним положительным аккордом, в смысле признания факта ранних сибирских миграций в Среднюю и Южную Азию, является удивительная близость древне-пермской письменности (Анбур) и алфавита Брахми, который имел хождение среди народов Средней и Южной Азии.

Тогда, на основе выше приведённых выкладок можно сделать вывод о существовании в Приенисейской-Причулымской области, на территории обнаружения следов тагаро-таштыкской археологической культуры прагосударства с названием Камь Божья. Кстати, ещё и сегодня в Южной Азии существует область, называемая Камбоха.

У нас же в стране, кроме упомянутых уже коми-зырян, живут и здравствуют потомки «камбджийцев»- тагарцев и серов-сырян в лице: алтайцев, хакасов, шорцев, киргизов, чулымцев (асиев, сырян), селькупов. Ниже приведены материалы по генетике народов мира (гаплогруппа R1a).

Рис. 3. Распространённость гаплогруппы R1a (метка ариев) среди Евразийских народов.
Рис. 3. Распространённость гаплогруппы R1a (метка ариев) среди Евразийских народов.

Обращает на себя внимание, что в Сибири (Алтай, Саяны) у алтайцев, хакасов, шорцев меток европеоидной расы значительно больше, чем в других регионах Сибири. Повышенный процент носителей метки R1a и в Якутии, которые называют себя саха.

Коррелируют с нашими выводами и материалы антропологических исследований среди сибирских народов, проведённых учёными Томского госуниверситета в середине XX века. Ниже приведены некоторые материалы (фото представителей сибирских народов).

 

4-1 4-2 4-3

Рис. 4. Представители коренных сибирских народов: чулымская татарка, селькуп, томская татарка.

Выше фото представителей коренных сибирских народов со светлым окрасом глаз и волос. Чулымцы, селькупы и томские татары, как раз и являются аборигенами тех областей, где были распространены тагарская и кулайская археологические культуры.