«Шумерля означает на тюркском Шумер иле, что значит Страна шумер». Это цитата из статьи Измайлова И.Л. (к.и.н., советника Президента АН РТ), которая называется «Незаконнорождённые дети господ журналистов или о навязчивом шумеро-булгаризаторстве истории татар». Статья, естественно, носит критический характер. Но так ли уж неправы энтузиасты-любители, пытающиеся отыскать прародину шумеров на севере Азии?
Существует замечательная работа томского учёного Галины Ивановны Пелих “Происхождение селькупов” (г.Томск, 1972). Селькупы – это ханто-самодийцы (остяко-самоеды), обские аборигены Сибири. Книгу можно найти в сети.
Г.И. Пелих в своей работе показывает близость этнографическую и языковую предков селькупов и шумеров. То есть на этом основании можно предварительно наметить вектор поиска прародины шумеров. Шумеры в Междуречье народ пришлый, их родина – Аратта.
Местоположение Аратты до сих пор не определено и дискутируется. Обострение дискуссии произошло уже в недавнем прошлом, когда были расшифрованы наскальные надписи «Каменной могилы» – археологического памятника культуры Триполья (IV тыс.до н.э. в Причерноморье). Целый ряд учёных на основании того, что надписи Причерноморья являются протошумерскими, видит в этом факте проявление культурной деятельности древних жителей Аратты.
Однако, в описании страны Аратты, по памятникам шумерских эпосов, присутствуют следующие характерные признаки страны: добираться из Шумера до Аратты надо через семь горных хребтов (семь гор) и холмистую степь (в других переводах пустыню). Можно часть пути пройти по воде (реке или морю). Аратта богата золотом, серебром, медью, свинцом, лазуритом, древесиной, поделочными камнями. Существует река Аратта. Аратта – горная страна (или город).
Этим критериям Причерноморье соответствует лишь отчасти. Более точно подходит к описанию Аратты Южный Урал или Алтае-Саяны. В научных кругах почему-то предпочтение отдают Восточному Ирану, на основании, вероятно, того, что он близко расположен к Бадахшанскому месторождению лазурита, единственному известному (учёным) месторождению древнего мира. Но лазурит есть и на Урале и в Саянах. Кроме того, в шумерском эпосе «Лугальбанда и гора Хурум» герой Лугальбанда, направляясь в Аратту, преодолел вершину Хурум и далее шёл по пустыне (степи). Хурум – это шумерийское прочтение названия горы Хугар (Хукарья) – самой высокой горы Хара Березайте, горного пояса ограждающего страну предков ариев (горы Эльбурс). Горная цепь Эльбурс расположена у южного побережья Каспия, преодолев которую, попадаешь в пустыню Каракумы. Далее степь и Южный Урал. Урал по многим статьям подходит к описанию Аратты. В северном направлении от Междуречья находится и водный путь (река Тигр – Каспийское море – река Урал), следуя которым так же можно достичь горной страны (Урала). Кроме того, на Урале так же найдены артефакты с протошумерскими письменами (Шигирский идол, таблички Горбуновского торфяника).
Тема Аратты в исторической географии занимает очень существенное значение. Аратта – страна богов и предков шумерийцев. Арта-Артания – это известная по арабским источникам страна русских, одна из трёх русских территорий, наряду с Куявией (Киевской Русью) и Славией (Новгородской Русью). Местоположение Третьей Руси – Артании до сих пор не определено. Правомерно предположить, что Артания и Аратта есть названия близкородственных понятий и явлений и что понятия эти связаны с одной и той же страной. Об этом свидетельствует и лингвистика. Замечательное русское слово «рота» является производным от индоарийского «арта». Значения этих слов: клятва, правда, истина. Близко к этому кусту слов и русское слово «артачиться» – упрямиться, стоять на своём, следовать клятве. Но само слово арта – это «arsa» – топоним и прояснять его необходимо с точки зрения естественного природного смысла.
Относительно того, что «arsa» – это «rasa»: тюркологи подтвердят, что звук «Р» не удобен для тюркского произношения в начале слова (например, рус – урус, Брус – Борус), так и в слове Раса (Rasa) произошла перестановка звуков в устах тюркоязычных информаторов составителей карт: rasa=arsa. Очень даже вероятно. Да и топоним должен быть «привязан» к земле. Слово «rasa» на общеславянском языке означает вода, влага, это слово исходное для роса, и для гидронимов: Рось, Рас, Порос.
К этому необходимо добавить, что название гор, которые пересекали шумеры, когда путешествовали из Междуречья в Аратту, читается как «Zubi». По-русски это слово звучит «зубы», а нам известно, что «скалы» и «оскал» – слова родственные и близки по значению к русскому слову «зубы». На юге Кемеровской области в Горной Шории сегодня известны горы «Зубы» – Тенгир-Тыш (Поднебесные Зубы, Зубы Тенгри).
Кратко упомянем и топонимику Междуречья, которая уж больно красноречива. Названия двух великих рек Востока Тигра и Евфрата имеют, как это не странно, индоевропейскую этимологию. Тигр из шумерского «Idigna», что означает «быстрая река». От этого названия произошли имена Тигра и у других народов региона: (Digla) – у арабов; Тигрис – у греков; Dijle – у курдов; Tigra/Tigr – у персов. Этимологически обосновано шумерское название «ID» (река) и выводится оно из hind (река, др.инд.евр).
Река Евфрат. Имя Euphrates произошло из шумерского названия реки, звучало оно Пурат/Пура (по-аккадски, пуратту). Значение из шумерского слова выводится, как уверяют лингвисты, только через финно-угорский язык, где пур означает река. Напомним, что связь шумерского и финно-угорского отмечалась уже многими исследователями. Однако и в русском языке существует слово «пруд», которое означает тоже река/вода (пример – “напрудил”, Малолетко, 2005, имя реки Прут в Прикарпатье). Есть река Пур и его притоки Пяку-Пур, Айваседа-Пур на севере Сибири. О реке Прут следует упомянуть в связи с тем, что по её берегам жили северские (сербские) «бродники» (берладники) и прозывалась река в древности Поросом (Poras) и Поратом. Реки с названием Порос есть и в Сибири: в Томской и Новосибирской областях.
Примечательно, что страна богов и у египтян называлась Харата-Нетер (hrta ntr), дословно – страна богов. Позднее египтяне харатой стали называть кладбища. Но для нас существенным является тот факт, что хАрата и для египтян была страной их богов, как и для шумерийцев Аратта, и для индоарьев Бхаратта. Слово это, несомненно, одно и то же, и прародина народов Древнего Востока одна и та же.
Часть моего сообщения, что выше, была опубликована на форуме сайта «Rodstvo.RU». Там меня генетики «облажали», обвинили в «чайничестве», может и поделом, и я оттуда сбежал.
Но недавно наткнулся на материал, который заставил меня вернуться к теме прародины шумеров. Их «следы» я вновь увидел в Сибири, недалеко от города Междуреченска (!). Речь о горах, о Небесных Зубах (Тигер-Тиш), что в Кузнецком Алатау. Рядом с Зубами находится хребет Харатас, в отрогах хребта спряталось озеро Харатас, а из него вытекает река Харатас. Река впадает в Белый Июс, который, в свою очередь, является истоком Чулыма. Здесь намёк на то, что Харатас и Аратта являются однокоренными словами. Лингвисты название Харатас выводят из тюркских хара (чёрный)+тас (камень), караташ. Но в шорском языке слово «хара суг» означает родник, и многозначность термина «харатас» (горный хребет, река, озеро) настораживает.
Следует обратить внимание и на то, что бог шумеров Дангир и тюркский Тенгри (Тенгри-Тыш – Небесные Зубы) имеют одну языковую основу.
Но вернуться к шумерской теме меня заставил другой материал. Это древне-хакасский эпос. Хребты Кузнецкого Алатау разделяют Кемеровскую область и Хакассию, и горы Зубы лежат в Хакассии.
«Самой священной горой до сих пор у хакасского народа считается гора Борус (Шушенский район). Согласно древним мифам в далёкие времена жил вещий старец Борус, который смог предвидеть заранее надвигающийся потоп. Он соорудил большой плот, куда посадил всех зверей и птиц. Лишь только огромный мамонт – «артылан» и птица Гаруда – «Хан Кирет» отказались сесть на него, ибо рассчитывали на свои силы. Но на 39-й день птица Гаруда, не выдержав, села на бивни плывущего мамонта, и они утонули. Когда вода стала спадать, Борус пристал к показавшейся горной вершине, которая в честь хакасского Ноя затем была названа его именем. От Боруса родились сыновья, ставшие родоначальниками племенных групп».
Эта история «один в один» повторяет сведения переднеазиатского эпоса, приводится по А.М. Малолетко (2005):
«…находится в Армении высокая гора Барис, на которой, по преданию, искало убежище и нашло спасение множество людей от потопа» (Иосиф Флавий, I век н.э.).
Обращаю внимание и на название гор: Борус. На Ближнем Востоке известен горный массив Эльбурс, да и Кавказский Эльбрус. Всё это слова одного корня «брус», в русском языке известно слово брус, брусок – камень (точильный).
Резюме. Много совпадений, однако. Пора внимательней рассматривать гипотезу о северной прародине шумеров.