Игумен Кирилл (Сахаров)

Игумен Кирилл (Сахаров) о Всеправославном Соборе

Из выступления на круглом столе в Доме журналиста по поводу Всеправославного Собора

Я только что вернулся со своей малой Родины Донбасса. Везде, где приходилось бывать, верующие высказывали обеспокоенность по поводу Гаванской декларации и Всеправославного Собора. Есть не поминающие Патриарха священники.

На занятой ВСУ части Луганской области идут репрессии. Так, дважды избивали настоятеля храма в поселке Трехизбенка, требовали перейти в т.н. Киевский патриархат. Когда священника схватили третий раз, верующие встали на его защиту. Батюшку обвиняли в связях с ополченцами (варили для них пищу и пр.). Когда колонна ВСУ приближалась к Трехизбенке, с колокольни храма раздался набат, предупреждающий об опасности. Плохо вооруженные ополченцы стали отходить. Выдвинувшиеся вперед украинские снайперы одного из них убили и четырех ранили. Уходя, ополченцы взорвали мост.

На территории, подконтрольной ВСУ, поражает неестественно большой масштаб вымирания населения. В основном, по причине раковых заболеваний. Причина не только в стрессах, но, как предполагают, из-за так называемой гуманитарной помощи, специально обработанной ядами. Таким образом освобождается жизненное пространство от нелояльного населения. В прежние приезды в Луганскую область в центре моих проповедей и выступлений был вопрос о сохранении церковного единства, об угрозе автокефалии. В этот приезд я акцентировал на необходимости сохранения чистоты православной веры в связи с угрозами, возникшими в последнее время.

На обратном пути, проезжая через Воронежскую область – родные места моего покойного отца, совершил первую Литургию в одном заброшенном сельском храме. В беседе после Литургии стал делиться с прихожанами мыслями о дальнейшем возрождении храма. Потом спохватился – как можно что-то планировать не то что на будущий год, а уже после 1 июля нынешнего года. В связи с предстоящим 16.06.16 Собором, возникает по крайней мере неопределенность. Неизвестно, что будет с тобой и общиной храма. Лишиться всего можно необязательно по причине того, что в твоих публикациях может что-то не понравится. Можно инкриминировать настоятелю, что он не справляется со своими обязанностями. Территория церкви, расположенная напротив храма Христа Спасителя, например, у него запущена (это единственная в центре столицы старинная усадьба, являющаяся охранной зоной).

По поводу возникших надежд, что Собор не состоится, хотел бы сказать следующее. Пока решения последнего Архиерейского Собора по поводу самого опасного проекта документа об отношении к другим христианским конфессиям не отменен или хотя бы не скорректирован, рано еще расслабляться. Я тоже испытываю оптимизм, но сдержанный. Вспоминаю, как в 90-е годы я, тогда председатель Союза Православных братств, в качестве члена Богословской комиссии единственный раз присутствовал и выступал на ее заседании. Предложил очень мягкий проект резолюции о том, что нашей Церкви «желательно эволюционировать в сторону статуса не члена ВСЦ, а только наблюдателя в нем». На следующее заседание Комиссии я и еще несколько человек, засветившихся в своей антипатии к экуменизму, в новом списке членов Комиссии себя не обнаружили.

В отношении предстоящего Собора могу предположить, что, несмотря на все демарши и неучастие в нем нескольких Поместных Церквей, он, все-таки, состоится. Как состоялся печальной памяти Всеправославный Конгресс в Стамбуле в 1923-м году под руководством Патриарха-масона Мелетия Метаксакиса. Слишком много сил и средств было затрачено на подготовку Собора. Похоже, что вопрос о его проведении во что бы то ни стало встал перед Константинополем ребром, и его все же будут стремиться провести. А после Собора провести в жизнь его решения, оказывая давление на несогласных.

Что нас ожидает впереди? Какой представляется оптимальной линия поведения Русской Церкви?

Возвращаясь из Донбасса, я останавливался в городе Богучар Воронежской области. На стене местного храма памятная доска, посвященная архиепископу Серафиму Соболеву, недавно причисленному к лику святых. Святитель, как известно, носил титул «Богучарский». Храм готовится к чествованию святого Владыки. Ждут делегацию из Болгарии. Вспомнились выступления архиепископа Серафима на знаменитом Совещании глав и представителей Православных Поместных Церквей в Москве в 1948-м году. Вот подобные Совещания, на мой взгляд, и являются обнадеживающей перспективой на будущее.

Надо честно признать, что подлинного единения Православного мира давно уже нет, по крайней мере, с 20-х годов прошлого столетия, когда в ряде Поместных Православных Церквей был введен новый календарный стиль. Тогда Константинопольские Патриархи открыто поддерживали наших обновленцев. В самом деле, о каком органичном единении с экуменистами, либералами, новостильниками и модернистами из Константинопольского Патриархата, за спиной которого маячит Ватикан и мировая закулиса, можно говорить? Речь не идет, конечно, о полном разрыве отношений, но о разумном дистанцировании, сплочении вокруг себя верных святоотеческому наследию из других Православных Церквей. С надеждой на помощь Божию ожидаем серию совещаний, подобных Совещанию 1948-го года, посвященных сохранению в неповрежденности и чистоте жемчужины Святого Православия.

Игумен Кирилл (Сахаров). Дневник деревенского попа. Часть 9

DSC07147Впервые провел день Ангела в деревне – Юнаково Воронежской области по пути в Донбасс. Во время молебна свв. Кириллу и Мефодию пришел в смущение от черных комочков под ногами – неудобно, занес грязь в молитвенное помещение. Оказалось, что подошвы моих полуботинок совсем развалились.

На трапезе был огромный торт самодельной работы. После поучения проходит оживленная беседа, задают вопросы. Интересуются моим семейным положением. Узнав, что одинок, одна пожилая женщина сочувственно сказала: «У нас в селе живет одинокий мужчина – и ничего себе, хозяйство держит». Затаив дыхание, слушают из моих уст байки о разных казусах в церковной жизни (по книге о. Михаила Ардова «Мелочи архи-, прото-, и просто иерейской жизни»). Заключительные аккорды мини-рассказов вызывают у хохлушек громкий смех, так, что стены сотрясаются. Картина напоминает известное произведение Сурикова «Запорожские казаки пишут письмо турецкому султану» (только в женском варианте).

В Юнаково планировались полунощница и павечерница только в понедельник. Но местные поняли, что ежедневно – пришлось подтягиваться. После каждой службы была беседа. Одна женщина рассказала о своем сильно пьющем муже. Не приносит деньги, убирает иконы, чуть что шантажирует – повешусь (были попытки). Идет эта женщина в магазин за сигаретами для него и, пользуясь этим случаем, заходит на молитву.

DSC07221Очень тревожная динамика вымирания – за последние 15 лет от паленой водки в селе умерло около 50-ти человек. Одно время водку фургонами привозили с Кавказа (называли конкретную республику). Фургоны сопровождались милицейскими машинами. На все были сертификаты и разрешительная документация. Зачастую признаков отравления не было и что-то доказать было очень трудно. Пиво тоже не вызывает доверие – бутылка с ним может простоять год без всяких изменений. Местные предпочитают варить самогон, подкрашивая его соками из ягод.

Я подумал: «Женщины 9 месяцев носили погибших во чреве. Рожали, испытывая сильные боли. Растили, лечили, воспитывали. Заканчивали они кто 8, кто 10 классов. Служили в армии десантниками, ракетчиками, моряками и т.д. Получали специальность, работали. Женились, поднимали детей. В конце концов, такой ужасный конец. Заколоченные дома, пустоты… Что вообще происходит? Куда смотрит государство? Ничего не понимаю».

Когда-то в Юнаково проживало около 600 человек, а теперь числится 270. Фактически же проживает 170. До развала Союза в селе было около сотни детей – сейчас осталось только двое пятнадцатилетних. На моих глазах закрылась школа, столовая, клуб. Побывал здесь на юбилее 50-летия совместной жизни активной прихожанки р.Б. Клавдии. Все проходило с неподражаемым хохляцким юмором. «Молодых» нарядили: ей – фату, а ему – картуз с цветком. Было умилительно видеть, с каким обожанием и любовью смотрела супруга на своего избранника. Запомнились ее неприхотливые стихи: «Спасибо Богу, что ты есть у меня, милый Ванька, я люблю тебя!» и т.д. В их языке причудливо смешались великороссийские и малороссийские обороты речи. На чисто украинской мове они не «балакают». Я им говорю «добрый ранок», а они мне «доброе утро». Я им «силь», а они мне «соль». Не знают, что такое «майтэ на увази»  (имейте в виду). Наблюдая сценки из «Сорочинской ярмарки» или «Вечеров на хуторе близ Диканьки»япорой с трудом сдерживал себя, чтобы не рассмеяться. «Кума, та ты ж подывысь, якый добрый холодэць» – «Та, ни, кумэ, ось у мэнэ ну таки гарниварэнычки».

DSC07232В церкви села Россыпное совершил Литургию. В конце службы поступило сообщение, что со мной желает встретиться местное руководство. Поговорили на тему дальнейшей, после долгого перерыва, реставрации храма. По моему предложению, учредили Попечительский совет, избрали его руководителя. В протоколе зафиксировали 10 пунктов решения. Храм здесь начали строить в 1906-м году. Завершили строительство в 1910-м. Освящали в 1914-м. Тогда в Россыпном было 750 человек жителей, а теперь только 70. Закрыли храм в 1927-м году. Вот уже четверть века в нем эпизодически совершаются службы, но нет постоянного священника. Вообще, в районе на 40 церквей только 11 священников.

В селе Попасное в выделенной администрацией комнате (или одной из комнат) почты, совершил вечерню. Запомнился рассказ одной старушки о том, что ее тяжкоболящий сын завещал матери не брать деньги за чтение Псалтыри и та этот завет строго исполняет.

В Троицкой церкви с.Четвериково за последние два года была покрыта крыша и установлены все окна. Рядом со старостой стояла и участвовала в разговоре девушка-чеченка.

В с. Медвежье у поклонного креста на месте разрушенной Воздвиженской церкви была только одна местная женщина. По случаю Дня защиты детей мой спутник, известный певец из Белоруссии, Евгений Савельев в местном клубе принял участие в концерте.

На хуторе Переездном (здесь родился мой отец) в помещении краеведческого музея в здании бывшей школы после вечерни была трапеза, в которой приняли участие несколько десятков человек. Особенно много было учителей из соседнего большого села Воронцовки.До революции здесь было 3 храма; сейчас действует один в здании бывшей школы. Детских садов было тоже три, а теперь один. Решили поклонный крест, установленный при входе на кладбище (он был первым нами установлен в 1997 году), перенести в центр хутора. Бывший директор школы жаловалась, что школу закрыли под большим давлением. Еще 31 августа обещали, что она продолжит свое существование, а уже 1-го сентября увезли детей в соседнее село Шувалово. Колхоз работает с пятого на десятое. Колхозников не более 50-ти человек. Одна учительница сетовала на то, что ученики не знают про Хатынь, Брестскую крепость и «Молодую гвардию».

DSC07177С. Хвощеватое. У поклонного креста на месте разрушенной Покровской церкви прочитали часы и обедницу. На сегодня в селе проживает 260 человек (в 1976-м было 530). В школу пойдут только четыре первоклассника.

Побывали в селах Хрещатое, Переволочноеи Никольское-1, Никольское-2. В них мы начинали возрождение храмов (расчищали, оборудовали, совершали первые службы). В Переволочном храм был уже после нас отреставрирован под ключ. Освящал его сам воронежский митрополит. При въездах в Хрещатое и Переволочное установлены мраморные кресты. Запомнилось, что в селе Пузево в конце 30-х годов хотели ломать храм. Накануне приезда ликвидационной комиссии храм был засыпан зерном и это его спасло.

При выезде из Калача поразил огромный (на тысячу человек) Преображенский храм вс.Заброды. В настоящее время функционирует только левый его придел в честь апостола Фомы. Здесь находится афонский список иконы Божией Матери «Сладкое лобзание». Восстановлены купол и колокольня храма. Только собрались ехать дальше, как подъехал настоятель храма о. Евгений. Оказалось, что именно он опекает храмы в Россыпном, в Четвериково и еще в Ширяево. В расписании служб в воскресный день на 22 мая прочитал: «В 14.00 молебен в Ширяево, в 15.00 – в Четвериково, в 16.00 – в Россыпном». О. Евгений, смущенно: «Чтобы поднять эти храмы, надо в них как можно чаще служить и подольше общаться с народом. Реально это сделать только монахам». «Теплый батюшка» – говорили нам в селе Лесково, куда в течение значительного времени о. Евгений после своей службы часто приезжал служить по воскресным дням.

В Лесковона престольный праздник – память святых равноапостольных Константина и Елены – совершил первую за 80 лет Литургию. Накануне облачил престол и жертвенник, прочитал две молитвы на обновление храма, затем было всенощное бдение.

В Новомеловатке у поклонного креста на месте разрушенной Благовещенской церквичитал чин 12 псалмов. Неожиданно было то, что на молитву пришло не менее 50-ти человек. Полукругом они стали вокруг креста, возвышающегося над окрестностями. Захватывающая дух картина пространства с буйной южной растительностью. Евгений также здесь выступал. Пили чай в местном молитвенном доме – оборудованном из колхозной столовой (построенной из кирпича второй разрушенной в селе церкви во имя Святой Троицы). Несколько лет назад был заложен фундамент этой церкви, но, к сожалению, дальше дело не пошло. Рассказывали, что во время закладки фундамента храма, буквально, бесновалась одна иеговистка – выкрикивала оскорбления в адрес православных. В молитвенном доме смущает лепка из пятиконечных звезд на потолке. Мнения разделились – кто-то полагает, что их нужно сбить, а кто-то почитает заВифлеемские звезды.

DSC08809Меловые пещеры. Ко времени возникновения слободы Калач (1816 г.) монастырь здесь был уже заброшен, а история его возникновения забыта. Исследователи называют 14-й век как дату возникновения обители (могло быть и раньше; не исключен и более поздний срок). По протяженности пещеры занимают второе место в Европе (около 1 км.). Пещеры Белогорского монастыря в Павловском районе области длиннее на 50 метров. В 2014-м году монастырь посетил епископ Россошанско-Калачеевский Андрей, а в 2015-м – казачий крестный ход. Ежегодно совершаются молебны. Зимой и летом температура в пещерах одинакова – около 8 градусов. Внутри пещер два храма и две часовни. Колодец с водой. Сохраняет свою тайну библиотека обители (есть замурованные ходы). Все стены испещрены надписями посетителей. На вопрос, были ли в пещерах несчастные случаи, был такой ответ: «Об этом ходят только слухи». Келья затворника. В пещерах легко дышится, хотя отсутствует вентиляция.

В годы войны Калач бомбили. В городе располагался штаб Юго-западного фронта. Сюда прилетал маршал Жуков. Отсюда на оккупированную Украину вещала радиостанция. В районе располагалось 16 военных аэродромов. Над пещерами было установлено зенитное орудие.

Особый интерес в этот приезд проявил к крестьянскому быту и хозяйству. В детстве отец шутил: «Вы люди городские, вы, наверное, думаете, что хлеб булками растет на деревьях». Меня интересовало все – как кормят кур, гусей, индюков, овец, коз, коров и т.д. Оказывается утки и гуси между собой несовместимы, поэтому плавают они отдельно. На пруд их отпускать становится рискованно, т.к. крадут рыболовы и пьяницы. Уток заманивают домой, поднося к ним емкость с кормом. Гуси же сами приходят – они умные, недаром Рим спасли. Если кто-то из стайки пропал, то собратья его не разыскивают, а стараются подальше убежать. Если у курицы на глазах появляется бельмо, ее режут, потом сжигают.

Настоящим бедствием для сельчан в настоящее время являются лисицы и куницы. Они живут в заброшенных домах и тащат любую живность, которая им попадается. Из-за этого хозяева стараются не выпускать домашнюю птицу за ворота, держат собак, чтобы отпугивать зверьков. Были случаи, когда те таскали кур из-под носа хозяев. В этом случае не самому хозяину нужно бежать за воровкой, а спускать на нее собаку. Раньше лисиц отстреливали, ставили капканы, высокие изгороди. У лисиц жесткая хватка. Они, нападая, душат, прокусывают горло. Отбиться невозможно.

Если у телка сухая морда и она отказывается от пищи, значит, болен. Бывает так, что корова не признает хозяйку, перестает ее слушаться. Тогда ее режут. Режут и заболевших свиней. Если раньше был контроль со стороны соответствующих инстанций, то теперь вероятность сплава на городской рынок такого продукта весьма высока.

Очень высокие цены на корма. Раньше тонна пшеницы стоила 1 тысячу рублей, теперь – пять. Когда цены на нефть были высоки, стремились покупать импортные продукты, т.к. они более презентабельно выглядели, была красивая упаковка и т.п. Потом, когда цены резко упали, спохватились и кинулись развивать отечественное производство.

На селе нет притока свежей крови.Отсутствует производство. Если пытаться работать в городе, то только на дорогу в месяц уходит тысяч десять – все становится нерентабельным. Обвал на селе произошел в короткий промежуток времени и затем лучше не становилось. Были сняты надбавки работникам села.

Большим злом являются перекупщики (как правило, это представители южных республик). Так, себестоимость килограмма свинины 250 руб., а ее скупают за 140 руб. «Раньше люди на селе были сплоченные, они были востребованы. Теперь много зависти, злобы. Если у соседа есть корова, а у тебя нет и т.п.»

Ситуация усугубляется тем, что у молодежи начинают атрофироваться трудовые навыки и вообще желание работать. Запомнилось сетование на то, что трудно найти пастуха с окладом в 28 тысяч рублей. Один руководитель рассказывал, что на его вопрос, почему молодые люди уезжают, был такой ответ: «Вот если бы активно развивалось животноводство…» Этот руководитель сказал, что он организовал элитное животноводство, а молодежь все равно уезжает. Кстати, в деревне появились свои латифундисты из числа руководителей хозяйств, которые в личной собственности имеют по несколько тысяч гектаров земли.

Игумен Кирилл (Сахаров). В Донбассе накануне новых испытаний

DSC08823В октябре месяце в связи с 10-летием со дня кончины моего отца р.Б. Сергия я собирался посетить свою малую Родину – Луганскую область. Получил приглашение принять участие в крестном ходе «За мир в Донбассе» – отказать никак не мог. Решил совместить и то и другое.

… «Отойдите за белую полосу» – строго сказала сотрудница таможни с российской стороны (г. Донецк). С трудом обнаруживаю едва различимую полосу. Со стороны ЛНР (Изварино), в отличие от прошлого года, появились элементы правильно устроенной таможни с паспортным контролем, с проверкой багажа и пр. Первое, что бросилось в глаза после таможни – большой щит с цветовой гаммой российского флага и словами «Спасибо, Россия!» Напротив, через дорогу, могила коменданта Изварино с трогательной надписью на мраморной стеле: «Вечная память вставшим на защиту Луганщины от фашиствующего национализма и всем пострадавшим в междоусобной брани». В другом месте прочитали: «Если в душе твоей Родина есть – стать на защиту ее честь!» Автобусные остановки, еще недавно выкрашенные в цвета украинского флага, теперь в цветовой гамме ЛНР. Контраст между добротностью домов и более-менее качественными дорогами Ростовской области и обветшалостью того и другого в Луганской. Впечатление законсервированности социума советского периода. Рекламный щит: «С праздником Святой Пасхи!» – Игорь Плотницкий». Свежая вывеска на магазине при въезде в Луганск «Хлебушек». Рядом, под ней, заржавевшая на украинском – «Мрия» (мечта). Милицейские машины с надписями на российский лад – «ГИБДД».

DSC08830Новосветловка. Несколько снарядов попали в купол и колокольню местного храма, вегокрестильню. Два месяца настоятель, как и жители села, спасался от обстрелов в подвале. Богослужения совершались под артиллерийскую канонаду (часто обстрелы храмов происходили в праздники). Погибло 114 сельчан. Несмотря на тяжелые испытания, к церкви, по словам настоятеля, приобщилось всего лишь 4-5 человек. Неподалеку от храма подбитый танк ополченцев – он весь в цветах.

«Зачем нужна была эта война? Православные убивали друг друга! Надо было дипломатическими и иными мирными способами решать вопросы» – недоумевал батюшка. «Несколько домов были разрушены от прямых попаданий снарядов – дома тех, кто в храм не ходил. Был случай, когда летел снаряд, а человек закрылся книгой акафистов. Снаряд изменил траекторию своего полета. Не разрывались снаряды, обходили стороной те танки, где были иконы.

Большую помощь в восстановлении храма оказали благотворители из России. Храм был очень быстро восстановлен, что удивило правящего архиерея. Хотя еще много следов от пуль и осколков. У нас не было проблем с русским языком, а вот украинский класс в Луганске было найти непросто».

Новосветловка, как один из эпицентров конфликта, привлекала многочисленных корреспондентов газет. Иногда в своих репортажах они явно перебарщивали, трактуя, например, нахождение жителей села в храме во время обстрелов, как намерение их там сжечь. Наплыв корреспондентов стал тяготить, и батюшка стал избегать их. Кстати, супруга настоятеля родом с Западной Украины – с того самого села, где родился С.Бандера. По ее словам, половина села положительно отзывается о нем, а половина – негативно. Дочь батюшки, будучи в этом селе, очень резко выступила против крайностей национализма.

Интересным было общение с одним из комбатов ополчения. Запомнилось: «На границе с Украиной у нас дыры – надо, чтобы там разъезжали казачьи патрули. Алексей Мозговой хотел перевести казаков в разряд ополченцев – я был против этого. Ополченцы рано или поздно демобилизуются, а казак – потомственный воин. Кстати, Мозговой придерживался советской символики и на месте его гибели установлена звезда. Я был против расстрелов за мародерство – это методы из советского времени. Необходимо в каждом отдельном случае проводить тщательное расследование с участием адвоката. У нас здесь было как в Чечне: то нас останавливали, то мы вновь наступали. После Дебальцевского котла можно было бы до Киева дойти – дорога была свободна. Нам нужно очень пристально наблюдать за тем, что преподают в наших школах, ибо, как известно, победить врага можно через правильное воспитание его детей».

В своей квартире комбат не ночует – небезопасно, т.к. его домашний адрес выставлен на сайте «Миротворец». Запомнилась такая рекомендация: предохранительный ремень в салоне машины не одевать, чтобы в случае обстрела успеть выпрыгнуть.

Директором огромного металлургического завода в г. Алчевске является … Тарас Григорьевич Шевченко (полная тезка, конечно, известного украинского поэта). Удивительно, но все деньги с завода поступают на Украину.

В Перевальском районе, откуда я родом, было всего две школы на украинском языке – в селах Михайловка и Малоивановка. В школе Малоивановки пытались перейти на русский язык обучения. Продолжался эксперимент в течение только одного учебного года. Снова вернулись на украинский, т.к. ученики все равно говорили по-украински.

DSC08834В родном городе Артемовске в местном храме в честь Всех святых в Земле Российской просиявших прочитал полунощницу, после чего передал в дар храму Евхаристическую Чашу (об этом ранее просил настоятель храма о. Михаил). На могиле отца вместе с батюшкой совершил панихиду. В отличие от прошлого года, она не сопровождалась артиллерийской канонадой.

8 мая в городе было праздничное шествие, в котором приняло участие около трех тысяч человек (при населении города ок. 7 тысяч). В этот день в городе рядом со статуей скорбящей матери и стеной с именами погибших в годы Великой Отечественной войны была открыта стела с именами погибших ополченцев (11 человек). Рядом со стелой – БТР.

Уже два года, как бездействует в городе шахта, являвшаяся градообразующим предприятием. Причина – ее затопление (на 21 метр) из-за повреждения оборудования во время военных действий.

На поминальной трапезе двоюродные сестры рассказывали о своем тяжком житье-бытье: низко летали украинские самолеты и вертолеты, наводя панику ужасным ревом.Люди до сих пор подрываются на минах – лишаются рук, ног, некоторых убивает насмерть (на вопрос украинским солдатам, кто будет убирать мины после их ухода, был ответ:«Ваши дети»). Подрываются и на минах, установленных ополченцами, т.к. в хаосе войны было много путаницы.

Не работает клуб – он в аварийном состоянии. В школах только по одному классу. Пенсии мизерные – 2 тысячи рублей. Из-за непризнанности ЛНР не работают суды, невозможно заверить завещание у нотариуса.

Как всегда посетил поселок Городище – большое старообрядческое селение. При въезде в поселок на высокой горе у поклонного креста возжег свещу. Храм потряс большими переменами за прошедший год. На церковных дверях информация о необходимости исповеди и причастия во все посты и о том, что над тем, кто не был хоть раз в году на исповеди и причастии, отпевание не совершается. Внутри храма прошла полная реставрация (ее не было более ста лет), промыты все иконы, появились новые.

В Никольском соборе города Алчевска после акафисту св. Николе (он пелся нараспев попеременно духовенством и хором) произнес проповедь, в которой, в частности, сказал, что раньше мы делали упор на необходимости сохранения церковного единства, то теперь на необходимости хранения чистоты православной веры.

Что касается крестного хода. Ядро его составили крестоходцы из разных регионов России. Организатором был Кодаченко В.В., председатель Общественного движения «Общее Дело».

DSC08860Крестоходцы, к которым присоединялись местные жители, несли чудотворный образ Песчанской иконы Богородицы, огромную икону св. царя-мученика Николая II и св. цесаревича Алексия. Не было никаких объявлений о крестном ходе, местные архиереи отнеслись прохладно. В ряде храмов духовенство никак не реагировало на это мероприятие, не служило молебны. Запомнился такой диалог местного обывателя с одним из крестоходцев: «Что здесь происходит? – Крестный ход. – А зачем? – Бога молить, чтобы был порядок и мир. – Правильно».

Я присоединился к крестному ходу на его завершающем этапе, когда он шел по Луганску. От храма прп. Сергия Радонежского на окраине города прошел всего лишь метров 500 и дальше идти не мог не только по причине жары, но и из-за того, что каблуки моей обуви отвалились. Ехал на машине в конце крестного хода. Две машины военной полиции в начале и конце сопровождали крестный ход. Легковая машина пытается обогнуть шествие, полицейские оттесняют ее на обочину, окружают. Разговор короткий: хрясь-хрясь по лицу. Реплика комбата: «Видимо, ребята – участники боевых действий, им непривычно долго разбираться».

В Петропавловском кафедральном соборе совершил молебен перед святынями с акафистом Песчанской иконе Божией Матери. Замироточили две храмовые иконы – Покрова и свт. Николы. Один из молящихся поведал: «У нас тут засилье «западэнцев». Выходцы с Западной Украины имеют очень прочные родственные связи. Не скрывают своего желание быть под омофором Константинопольского, а не Московского Патриарха».

DSC08863По пути вНиколо-Преображенский собор совершил заупокойную литию у памятника погибшим казакам. Молебен с акафистом царю-мученику в церкви свв.мчч. Гурия, Самона и Авива. Проповедь о подвиге святого царя, возрождении монархии, необходимости ратования за сохранение чистоты Православия. Над могилой местночтимого подвижника благочестия диакона  Филиппа построен храм-часовня. Рядом кусок дерева, ставшего по молитвам Филиппа твердым, как камень. Здесь же новопостроенная церковь во имя Всех святых.

На мой вопрос о жестокостях войны в Донбассе, один ополченец так ответил: «Имели место у нас отдельные случаи со стороны бывших наркоманов. С украинской стороны были настоящие садисты. Когда они попадали в плен и их забирали на допрос, мы, опасаясь, что некоторых из них отпустят, для того чтобы они снова не могли бы больше воевать, мы порой стреляли им в плечо или в колено. Однажды группа наших на ночь расположилась вокруг костра. Украинский танк с большого расстояния попал в самую гущу греющихся. Один из ополченцев, цыган по национальности, потянул за ноги убитого, а они отделились от туловища. Цыган с ума сошел после этого».

Отдают должное добровольцам из России, без помощи которых не устояли бы. Многие местные просто не владели оружием – обучали российские добровольцы.Убеждены, что подоплека происходящего – строительство новой Хазарии. Сетовали на слабую мотивацию, сквернословие, курево, пьянку и наркоманию. Православных среди ополченцев мало, а вот родноверов-язычников – полно.

В последний день нашего пребывания в Донбассе участвовали в крестном ходе по Краснодону, затем по поселку Комсомольское. В храме священник показал срезы с дерева с четким изображением креста. Были случаи исцелений. За трапезой батюшка энергично выступал на темы глобализации, опасности принятия чипов и пр. Отвечал на вопросы паломников. Было трогательно видеть, с каким благоговением он, едва сдерживая слезы, встречал икону св. царя Николая.

В Свердловске посетили два храма – в честь прп. Агапита Печерского и св. прпмц. Елизаветы. Запомнились слова сотрудницы, произнесенные в первом храме: «У нас здесь проживает много выходцев с Западной Украины и поэтому настроение 50 на 50 между стремлениями к России и к Украине».

У самой границы в поселке Червоноармейскийновопостроенный большой храм в честь архангела Михаила. Батюшка родом из Харькова. Имеет воинскую награду. Рассказывал о зверствах карателей (одному пленному ополченцу отбили молотком пальцы, другому отрезали голову и т.п.). О том, как ночью в лесу поблизости от таможни «Грады» накрыли большое подразделение ВСУ – погибло несколько сот человек. Части человеческих тел долго висели на деревьях и проводах. Стоял ужасный запах, который гасили известью. Потом все закопали в общую могилу. Каратели разбомбили здание женской колонии, а храм в ней разграбили. В бой они шли с истошным криком «Господы, поможи!» Два ополченца попали в окружение. Заканчивались патроны. Звонят они по сотовому телефону батюшки и спрашивают: «Не будет ли самоубийством, если мы, чтобы не попасть в плен, подорвем себя?» Батюшка не нашелся, что ответить…

Везде, где мы были, звучала тревога в связи со встречей в Гаване и предстоящим Собором. Есть не поминающие Патриарха священники. Звучала обида на Россию, за то, что не была предотвращена ужасная бойня и что до сих пор ею не признаны Народные республики. Неопределенность статуса тяготит и удручает.

К моему сожалению и  удивлению, я оказался единственным священником не только из России, но и вообще, который принял участие в этом крестном ходе. Организаторы намереваются проводить его ежегодно.