“БЕЛАЯ РУСЬ ТЫ МОЯ…”
Из цикла историко-публицистических очерков “Русский мiр”
Этими словами из замечательной песни белорусского композитора и художественного руководителя прославленного ансамбля «Песняры» В. Мулявина я хочу начать свой очерк, посвящённый западному форпосту Русского мiра – Белоруссии. Мой очерк, надеюсь, будет интересен прежде всего российским читателям, так как и во времена СССР, и, тем более, «новой России» истории западных русских земель не уделялось и не уделяется должного внимания.
В советское время и до сих пор официальная наука однозначно трактует все истори-ческие русские территории этногеографическим термином «восточнославянские земли», игнорируя традиционное этническое название «русские земли». Как известно, в Российской Империи великороссы, малороссы (с русинами Австро-Венгрии) и белорусы состав-ляли триединую русскую нацию. Среди большинства населения современных России, Белоруссии и Украины, искусственно разделённых сначала в 1917 г., а окончательно в 1991 г., сохранилось, тем не менее, чувство национально-культурной принадлежности к единому Русскому мiру и православной цивилизации.
Белая Русь, Белоруссия, Беларусь, Литовская Русь – историко-геополитические и официальные названия края в разные периоды. В средневековье эта земля была совершен-но свободна от монголо-татарских захватчиков в отличие от Северо-Восточной Руси. От-того, вероятно, и старинное историческое наименование – Белая Русь. Это край многочисленных рек, озёр и болот, особенно в Полесье. Известно также историческое название Чёрная Русь, применявшееся в старину по отношению к территории Верхнего Принеманья – Гродненской, части Брестской и Минской областей.
Белорусы, белорусцы, западнорусы, русины, литвины, а зачастую просто «рускія», «тутэйшыя» – таковы исторические и народные самоназвания белорусского народа. Самоназвание «литвины» (лiцвiны) сохранялось в западных областях Белоруссии до середины XX века и связано со старинным наименованием этого края – Литва, под которым эти земли фигурировали в древнерусских летописях.
Белорусских топонимов, связанных с названием «Литва», довольно много в районах Гродненской, Брестской и Минской областей. Населённые пункты с такими названиями, как Литвиново, Литвиновичи, Литвяки и им подобными, встречаются не только в Бело-руссии, но и в сопредельных регионах Великороссии и Украины (как и фамилии Литвин, Литвинов, Литвиненко и т.д.).
История Белоруссии неразрывно связана с историей Литовско-Русского государства – крупнейшей славянской державы XIV-XVI вв.
Средневековые западные и юго-западные русские княжества в XIII в. находились в состоянии постоянных междоусобиц. Однако постепенно начинается консолидация большинства из них, а также Литвы вокруг Новогородской земли. Древнерусский Новогоро-док (г. Новогрудок на Гроднен¬щине) стал первой столицей объединённого государства – «Великого князства литовского, руского, жомойтского и иныхъ».
Что касается пресловутого захвата литовцами западнорусских земель, то это являет-ся весьма спорным утверждением. По официальной версии, литовский князь Миндовг захватил Новогородскую землю, с чего якобы и началось подчинение Руси Литве. Однако литовцы могли быть приглашены на княжение в Западную Русь, как в своё время варяги в Древнюю Русь. Во всяком случае, литовско-русские летописи ничего не сообщают о литовском захвате Западной Руси.
По альтернативной версии, сложился политический союз Литвы и Руси. Белорус-ский учёный Н. Ермолович в своей книге «Па слядах аднаго мiфа» (Мiнск, 1989) пишет, что «ни один исторический источник не подтверждает литовского завоевания Чёрной Ру-си и других белорусских земель, что якобы положило начало созданию Великого Княже-ства Литовского». Мало того, Н. Ермолович на основе детального изучения исторических документов утверждает, что «…не так называемые литовские набеги на западнорусские земли, а славянская колонизация балтийско-литовских земель была значительным факто-ром в создании Великого княжества Литовского». Столицей Литовско-Русского государ-ства был г. Вильно, вплоть до начала XX в. являвшийся национально-культурным цен-тром белорусско-литовских земель. Белорусские учёные считают, что Вильно был осно-ван древнерусским племенем кривичей и первоначально назывался Кривой город.
Одним из крупнейших русских историков и исследователей Литовско-Русского го-сударства был М. Любавский (1860-1936), ректор Московского университета (1911-1917), академик АН СССР (1929, член-корреспондент с 1917), написавший немало работ, посвя-щённых данной теме. В числе его трудов основательные монографии «Очерк истории Литовско-Русского государства» и «Литовско-Русский сейм», а также многочисленные статьи и очерки, изданные в начале XX в. По мнению этого авторитетного учёного, в XIV-XVI вв. существовало два русских государства – Великое княжество Литовское, Русское, Жемойтское и иных и Великое княжество Московское. В своих работах он последовательно доказывал это утверждение. По его мнению, история Литовско-Русского государства «является в известном смысле прямым продолжением, дальнейшим развитием истории Киевской Руси». Он полагал, что в тот период оформились два центра объединения русских земель: московский и литовский. Причём, как и Киевская Русь, «Великое княжество Литовское, включившее значительную часть бывших древнерусских территорий, имело характер федерации». В этом отношении с ним перекликается известный немецкий учёный, создатель политической экономии К. Маркс, также указывавший на существование в вышеуказанный период двух русских государств в своей работе «Стенька Разин», где он утверждал: «Русь тогда была разделена на два государства: Москву и Литву».
В XVI в. Великое княжество Литовское было крупнейшим из государств Восточной Европы и третьим (наряду с Московской Русью и Польшей) независимым славянским го-сударством. Отмечу, что в русской историографии по отношению к «Великому князству ли¬товскому, рускому, жомойтскому и иныхъ» не случайно употреблялось название «Литовско-Русское государство», ибо именно таковым оно и было по сути. Великое княжество объединяло в своём составе земли современных Белоруссии и Литвы, бóльшую часть Украины (без Галичины, которая в то время уже была в составе Польши в качестве Русского воеводства), Смоленскую, Брянскую и Курскую земли Великороссии. «Во вла-дении самих литовцев были только северные земли Прибалтики» – отмечал Ф. Энгельс.
Большинство населения Литовско-Русского государства составляли белорусы, мало-россы и великорос¬сы. Таким образом, Великое княжество Литовское в XIV-XVI вв. объе-диняло в своём составе все три ветви восточного (русского) славянства. Официальным языком княжества был «руский языкъ» (западнорусский), находившийся под довольно значительным лексическим влиянием польского и, отчасти, латинского языков. Главней-шим сводом зако¬нов Литовско-Русского государства был грандиозный «Литовский Ста-тутъ». Издан он был, естественно, на «рускомъ» языке, как и все прочие документы, рели-гиозно-полемическая и светская литература.
Важнейшим памятником Литовской Руси является изданная в 1517 г. в Праге запад-норусским первопечатником, «русиномъ зъ Полоцка» доктором Франциском-Георгием Скориной «Библiя Руска». До унии с Польшей в Великом княжестве доминировала запад-норусская культура, русское население было верно православию с церковнославянским богослужебным языком. А такие известные просветители, как Епифаний Славинетский, Симеон Полоцкий, Феофан Прокопович оставили яркий след в религиозно-полемической и светской литературе, образовании и культуре не только Литовской, но и Московской Руси.
В крупных городах Великого княжества (Вильно, Полоцк, Могилёв и др.) действовали православные братства – мощные церковно-общественные организации, созданные прихожанами и священнослужителями для духовного просвещения мещан и обороны православия от агрессивно наступавшего из Польши католицизма. После Брестской церковной унии 1596 г., когда западнорусское православие было официально присоединено к католицизму, именно православные братства на долгое время стали средоточием борьбы против униатской и католической экспансии на землях Литовской Руси.
Известно в истории и военно-политическое противостояние Литовско-Русского и Московского государств. Можно назвать его борьбой за русское наследство, за доминиро-вание в разорванной на две части Руси. И воевали русские с русскими за Смоленск, Брянск, Чернигов, за Киево-Рюриково наследие! А затем это противостояние перешло к объединённой Речи Посполитой и Московскому государству (в XVIII в. ставшим Россий-ской Империей) в борьбе за доминирование в Восточной Европе.
В 1569 г. Великое княжество Литовское в силу европоцентристских устремлений великих господарей, к тому же уже связанных Кревской династической унией 1385 г. с Польской короной, пошло на федеративную унию с Польским королевст¬вом, одной из ведущих держав Европы того времени, образовав двуединую Речь Посполитую. Польша, конечно, жестоко обманула Литовско-Русское княжество, постепенно лишив его искон-ных прав, начав политику тотальной полонизации и окатоличивания. Малорусские земли Великого княжества были переданы в состав Польши. Великорусские земли к XVII в. уже отошли к Московскому государству. Вследствие доминирования аристократической польской культуры, польского языка и католицизма литовско-русская шляхта в течение XVII-XVIII вв. совершенно ополячилась, окатоличилась и потеряла всякую связь с «посполитым» (простым) народом Западной Руси. «Поп та хлоп» стали главными представителями русского населения Речи Посполитой.
В результате разделов Речи Посполитой в конце XVIII – начале XIX вв. литовско-русские земли вошли в состав Российской Империи в качестве Северо-Западного края с главным городом Вильно (Вильна). Северо-Западный край (часть обширного Западного края) включал в себя шесть губерний Белорусского и Литовского генерал-губернаторств, кратко именовавшихся «Белоруссия и Литва». Во второй половине XIX в., особенно после польского восстания 1863 г., имперская власть стала значительно ограничивать права польских помещиков-землевладельцев в Белоруссии; был положен конец засилью польского языка, культуры и католицизма. В 1839 г. западнорусские униаты воссоединились с Русской православной церковью. Началось приобщение белорусов к общерусской культуре, давшее к началу XX в. значительные результаты. Не лишним будет напомнить, что из белорусской среды вышли многие представители польской и русской литературы, – прежде всего А. Мицкевич и Ф. Достоевский.
В конце XIX в. зарождаются белорусское национальное движение и белорусская ли-тература, основателями которой были народные писатели Янка Купала и Якуб Колас. В Вильне стала выпускаться первая белорусская газета «Наша нiва», выходившая парал-лельно кириллицей и латиницей (т.к. белорусы-католики не владели кириллицей), издавались белорусские книги. Постепенно формируется белорусский литературный язык, претерпевший несколько реформ.
После уничтожения Российской Империи в 1917 г. на территории бывшего Северо-Западного края появились сменяющие друг друга государственные образования – Бело-русская Народная Республика (БНР, 1918 г.), Литовско-Белорусская Советская Социали-стическая Республика (ЛитбелССР, 1919 г.), Белорусская Советская Социалистическая Республика (БССР, 1919-1920 гг.), вошедшая в 1922 г. в состав СССР. Литовская Респуб-лика была образована в 1918 г. на территории бывшей Ковенской губернии (этнически литовской) со столицей г. Каунасом (Ковно).
В 1921 г. западнобелорусские земли (бывшие Гродненская губерния и бóльшая часть Минской губернии), а в 1922 г. Виленский край (бывшая Виленская губерния, в основном белорусская, но сильно полонизированная) были заняты возрождённой II Речью Посполитой. Центром этих земель в тот период был, как и прежде, г. Вильно (Wilno, Вільня). В восстановленной Польше белорусское население вновь, как и во времена I Речи Посполитой, оказалось в условиях ущемления национальных и религиозных прав и свобод. Русские школы, в которых обучалось большинство белорусов в Российской Империи, поэтапно закрывались, а образование на белорусском языке (на так называемой «тарашкевице» – сильно полонизированном варианте литературного языка) не было популярным, да и белорусских школ было очень мало. В результате белорусское население было вынуждено получать образование в польских школах. Православные храмы захватывались католиками и униатами и соответственно пере-страивались. К 1938 г. большинство русских церквей было захвачено католиками. Таким образом, политика Польши в отношении «kresów wschodnich» (восточных окраин), как испокон веков уничижительно называли польские паны все земли подъяремной Руси, была традиционной. Кроме того, правительство поощряло колонизацию этих земель этническими поляками.
В 1939 г., после освобождения Красной Армией Западной Белоруссии, про¬изошло полное воссоединение белорусов в рамках Белорусской ССР (включая Подляшье и Ви-ленщину). Однако Виленский край по политическим мотивам в том же году был передан из состава объеди¬ненной Белоруссии Литовской Республике, с 1940 г. ставшей Литовской ССР и тогда же вошедшей в состав СССР.
После II Міровой войны СССР подарил «дружественной» Народной Польше искон-но белорусские земли Подляшья, ставшие Белостоцким воеводством. Не лишним будет напомнить также об оставлении СССР в составе Польши Холмщины (исторической Холмской Руси) и уничтожении в ходе советско-польской операции «Висла» в 1947 г. жемчужины Карпатской Руси – Лемковщины, когда бóльшая часть русинов-лемков была принудительно переселена в западные земли Польши и в УССР. Но это тема уже для от-дельного очерка…
В заключение несколько слов о современной Белоруссии. Неоднократно бывая в республике, я всегда отмечал особую приверженность белорусов общерусскому прошло-му, русскому языку и культуре, не умаляя при этом значения самобытных белорусского языка и культуры. Весьма показательно, что в республике равноправно функционируют два государственных языка – белорусский и русский, как на официальном, так и на быто-вом уровне.
Беспрецедентное давление на Белоруссию сил нового мiрового порядка, прикры-вающегося пресловутыми «общечеловеческими ценностями», «правами человека», «де-мократией», «толерантностью» и т.д., лишь укрепляет героический стоицизм белорусско-го народа. На Александра Григорьевича Лукашенко – белорусского президента и славян-ского народного лидера – этими силами спущены все собаки! Именно они нагло инспирировали в Белоруссии нынешний экономический кризис, а не так давно пытались привести к власти «оранжистов». Но я уверен, что белорусы всё преодолеют! К сожалению, провозглашённое ещё в 1996 г. Союзное Государство России и Белоруссии так и не функционирует реально и главная вина за это лежит, прежде всего, на руководстве РФ, откровенно не желающем и боящемся воссоединения разорванных частей исторической Руси. Но времена «Вашингтонского обкома» и его кремлёвских присных рано или поздно бесследно канут в Лету и нам ещё предстоит возрождать национальное единство. Будем надеяться, что времена эти не за горами!