Александр Лапин

Александр Лапин — профессиональный журналист. Закончив с отличием факультет журналистики, несколько лет проработал в Казахстане. Затем пришел работать в редакцию «Комсомольской правды», в которой прошел путь от журналиста до одного из руководителей газеты.
В 2000 году покинул Москву и уехал в провинцию, где начал заниматься собственным издательским делом. На протяжении 10 лет– автор и ведущий еженедельной телевизионной программы «Русский вопрос» («РЕН ТВ-Воронеж»). Время от времени,в свет выходят новые книги. Ряд из них переведен и издан за рубежом.

Покушение на свободу слова в Казахстане

Открытое письмо Александра Лапина в защиту Сейтказы Матаева.

С горечью узнал из сообщений СМИ, что руководитель Союза журналистов Казахстана Сейтказы Бейсенгазиевич Матаев находится под домашним арестом. И молчать не могу.

В Казахстане я прожил много лет. Учился в университете. Долгие годы работал в местной журналистике. Был собкором «Комсомольской правды» в самое трудное время – с 1986 по 1989 год. И потом от этой страны тоже не отрывался. Сам стал издателем ряда газет. Наконец, многие герои моего романа «Русский крест» тоже выросли в Казахстане.

Так что я постоянно наблюдал за событиями на своей второй родине. Часто там бывал. В том числе на День независимости. Радовался, что казахская государственность состоялась. Что народ строит страну по собственному разумению.

В мае 2015-го Сейтказы Матаев вручал мне золотую медаль национального Союза журналистов за вклад в развитие гражданского общества в Казахстане. А в очередной раз мы встречались с ним в Алма-Ате 12 января нынешнего года. Вместе обедали. Он делился планами. В том числе по развитию своего информагентства КазТАГ.

И вот я снова собираюсь в Казахстан. И вдруг узнаю, что мой старый товарищ задержан и помещен под домашний арест по абсурдному обвинению в хищении госсредств и уклонении от уплаты налогов.

С Сейтказы мы дружим 40 лет: с тех пор, как вместе учились на журфаке. Знаю его как честного, порядочного и достаточно лояльного к власти человека. В первые годы президентства Назарбаева он даже был его пресс-секретарем. А возглавляя национальный Союз журналистов, старался помочь всем. Не делил пишущую братию на своих и чужих, говорящих на русском или казахском. К нему обращались в самых разных ситуациях – и он помогал. Поэтому для меня его арест стал потрясением.

Я давно видел: в Казахстане есть издержки в отношении журналистики. Но надеялся, что как раз такие люди, как Матаев поддержат плюрализм мнений. И сегодня моему возмущению нет предела. Любой, кто знаком с работой СМИ, понимает: в этой системе никаких миллиардов нет. Госзаказы прозрачны, их выполнение легко отследить – наш продукт всегда как на ладони.

Будучи хорошо знакомым с казахской действительностью, просто уверен: настоящие коррупционеры хотят присвоить собственность агентства КазТАГ, в том числе здания в Алма-Ате и Астане. Очевидно, что это дело кем-то курируется.

Может быть, силовиками руководят те, кто метит в преемники Нурсултана Абишевича. Либо причина в борьбе кланов, и Сейтказы Матаев кому-то не угодил. Трудно сказать. Но в этом заказном деле нужно скорее поставить точку.

У нас в стране много журналистов, так или иначе связанных с Казахстаном. И нам, российским журналистам и писателям, не все равно, что там творится. Поэтому я выступаю против беззакония. И требую, чтобы все доказательства вины или невиновности Сейтказы Бейсенгазиевича были оглашены публично!

Профессиональное сообщество должно иметь ясную информацию. Иначе мы будем смотреть на случившееся как на ущемление свободы слова. И ситуацию, неприемлемую для свободной журналистики.

_____________________________

Об авторе:

Александр ЛАПИН, лауреат золотой медали Союза журналистов Казахстана «За выдающийся вклад в развитие гражданского общества в Республике Казахстан», лауреат государственной премии правительства России в области СМИ, глава издательского холдинга «Евразия-пресс XXI век».

Гляжусь в тебя, как в зеркало.

Александр ЛАПИНТрагедия во Франции заставляет всерьез задуматься о том, что сегодняшняя ситуация в Европе – отражение нашего возможного будущего.

Зверская расправа с редакцией французского еженедельника «Шарли Эбдо» и убийство еще нескольких парижан, включая троих полицейских, вызвали беспрецедентную реакцию. Развернутая кампания показала: глобализация достигла такого уровня, когда в мире нет практически никаких границ. И уж тем более информационных.

До этого мы год жили под колпаком бесконечных рассказов об Украине – как будто своих проблем у россиян нет. Сейчас этот тренд несколько угас. И вот теперь нас накрывает новая волна. Две недели потоком идут новости и страшные кадры из Франции. О том, как братья-экстремисты расстреляли своих жертв. Как их ловили, а они прятались. Об их сообщниках. Потом по Парижу прошли миллионные демонстрации во главе с руководителями правительств. В общем, большой шум-гам под маркой «Не позволим, чтобы чужаки диктовали, как нам жить!».

Тут же и в России выскочили всевозможные толкователи: мол, все это снова устроили американцы. Одни твердят вслед за охваченной истерией западной публикой: “Я – Шарли!” Другие заявляют: “А я нет!”

Но, во-первых, давайте взглянем на ситуацию трезво. И во-вторых, сделаем это с точки зрения русского народа.

 

Какие тут возникают вопросы?

Вопрос номер один. Представим, что в России вышел журнал, в котором глумятся над всеми мыслимыми ценностями, включая религию. Что было бы с этой редакцией? Можно представить три варианта: первый (и самый безобидный) – его тихонько придавили бы власти, второй – вынудили закрыться православные христиане, и третий – это же сделали бы мусульмане. Почему? А потому, что издание такого рода в России выпускать просто немыслимо. Это не соответствует нашему менталитету, нашей культуре и нашему представлению о том, что можно и чего нельзя.

А что же произошло во Франции? Одна простая вещь. Там столкнулись два подхода к свободе печати. И свободе вообще. Один заключается в том, что писать можно абсолютно все, без оглядки на авторитеты и обычаи. (У нас тоже иногда всплывают сторонники такого ультралиберального принципа – вроде тех же «Пусси Райт» или галеристаГельмана, – но пока получают отпор.) Другая же часть общества чтит святыни. У них есть Коран и понимание, что веру нельзя оскорблять. То есть, в одном флаконе – две несовместимые вещи. Взрыв неизбежен, независимо от того, кто кого будет науськивать. И вот повод был найден.

Что проморгали европейские власти? Лет 30 – 40 назад они по простоте душевной решили, что смогут создать мультикультурное общество, плавильный котел наций. И трудовые мигранты, получив пособия и нормальные условия жизни, воспримут западные ценности. Утонут в объятиях принявшей их цивилизации.

Но сегодня ясно, что мультикультурализм не сработал. И две общности просто терпят друг друга – натянуто улыбаясь и при необходимости соблюдая внешний политес.

Если бы европейцы внимательно смотрели за происходящим вокруг, они бы извлекли уроки из примера СССР. В ХХ веке уже была грандиозная попытка из полутора сотен народностей создать советского человека. Она продолжалась 70 лет, и давление на людей у нас было гораздо жестче, а режим унификации – куда более энергичным. Однако все закончилось крахом. Татары остались татарами, казахи – казахами, а евреи – евреями.

Но европейцы наступили на те же грабли. Может, потому, что свой эксперимент они начали, когда наш еще не завершился?

Как бы то ни было, их котел уже кипит вовсю – крышка подскакивает от пара. Сколько ни жмут тамошнего обывателя, появились люди, которые выходят на площадь. У них есть свои лидеры – политики типа Ле Пена и его дочери.

Да и американский Фергюсон недавно показал: в США тоже нет волшебного рецепта. Количество недовольных негров и латиносов растет. Белые полицейские их гоняют, но им приходится все труднее.

Впрочем, это преамбула.

 

А что же наша страна?

К сожалению, мы решили: наш эксперимент провалился не потому, что такова природа человека, а из-за ущербности самой советской системы. И ринулись по европейскому пути – 25 лет насаждали толерантность. Открыли все двери, стали приглашать мигрантов. Наша ситуация, как в зеркале, повторяет европейскую. Просто там зашли дальше, и приезжие имеют свои анклавы, требуют все больше прав.

Мы тоже постепенно движемся в этом направлении. Пусть не 40 лет, как они, но 10 – 15: с тех пор, как пошли нефтяные деньги. (В 1990-е к нам особо никто и не ехал – россияне сами жили впроголодь). И не начнут ли вскоре наши гастарбайтеры учить нас жизни? Или потихоньку резать и стрелять – как уже начала этническая группировка на трассе «Дон». В таком случае отношения между народами будут обостряться, терроризм – расти. Все эти завтрашние проблемы отчетливо видны в нынешнем европейском зеркале.

 

Но есть ли поводы для надежды?

Некоторые вещи, внушающие долю оптимизма, все же имеются.

Разница в менталитете коренных европейцев и приезжих состоит в том, что Старый Свет движется в направлении личных свобод. Никто не может ограничить самовыражение и не должен строить человеку препятствий: ни религия, ни право, ни коллективная мораль. У нас же общество более традиционное. А еще в России сегодня очень сильны религиозные настроения: и православие, и ислам, и буддизм на подъеме.

Это уже не минус, а плюс, так как наше общение с другими народами основывается не на толерантности (все той же необходимости терпеть друг друга), а на уважении. Да, мы верим в Христа, вы – в пророка Мухаммеда, однако у нас есть база для дискуссий.

И второй момент: помимо уважения религий наше многовековое соседство опирается на взаимное уважение силы. Конечно, в 1990-е русский народ был ослаблен, и для других было соблазнительно пнуть, оскорбить его. Посмеяться над людьми без царя в голове.

Но сегодня у нас тоже есть нравственный стержень: храмы теперь заполняют не только старики. А еще – есть сила. Она проявилась и во время войны в Чечне, и при выстраивании административной вертикали в субъектах РФ, и при возрождении казачества (в местах наибольших трений между народами всегда возникали люди, готовые давать отпор). А теперь наиболее пассионарные русские едут воевать на Донбасс.

В то же время, лидеры национальных республик – Кадыров, Евкуров, Минниханов, Абдулатипов и другие – стоят во главе своих народов и пользуются авторитетом.

Все это рождает возможность уважительного межконфессионального и межкультурного диалога. Сохранения баланса в отношениях.

И как ни странно, второе, что обнадеживает: у нас нет миграционной политики. После развала Союза она складывалась, как в Европе. И если бы мы и дальше двигались в том же направлении, то пришли бы к закономерному краху. Но сегодня видим, что под давлением народа либеральная российская власть заколебалась: правильно ли идти по пути мультикультурализма, толпами загонять сюда чужаков? И это сомнение выражается в практических шагах: наконец, ввели загранпаспорта для граждан стран СНГ, и теперь мы хотя бы можем их посчитать. Ужесточили правила пребывания приезжих: нарушителей будем высылать из страны и больше не пускать в течение 3 – 10 лет.

То есть, отдельные озарения происходят. Но это первые шаги.

 

Какие тенденции возьмут верх?

Сказать не берусь. Однако благодаря тому, что народ оказывает давление на своих правителей, может быть, мы и выстроим модель, соответствующую в первую очередь интересам коренного большинства.

Понятно, что рабочие руки нам нужны. Штрих к портрету: в Москве недавно зашел в кафе. Все официанты – таджики или узбеки. То есть они уже не только вкалывают на стройке или метут улицы, но и поднялись на ступеньку выше – проникли в сферу услуг.

Однако имея потребность в рабочей силе, мы понимаем: если хотим спокойно жить, лучше бы она здесь не задерживалась.

История с Украиной показывает, что нужно привлекать русскоязычное население – людей своей культуры. Приехали к нам 800 тысяч человек из Донецкой и Луганской областей. Многие нашли работу. И с ними нет никаких проблем. Раз этот ресурс еще не исчерпан, то нужно его активно использовать.

То, с кем и как мы будем жить бок о бок в ближайшем будущем, зависит от нашего сегодняшнего выбора. Так что пора уже как-то определяться. На Руси говорят: умный учится на чужих ошибках, а дурак – на своих. Так что думайте!

 

Александр ЛАПИН, писатель.

Александр Лапин: Нечего на санкции пенять…

0
Александр Лапин
Александр Лапин

Двойственная ситуация, в которой мы находимся, больно бьёт по мозгам. И думаю, не мне одному. Как и в советское время, сегодня наблюдаем две реальности.

Какие они?

Первая — та, что преподносится центральными СМИ. В этой реальности мы не видим собственной жизни. Зато нас до отвала кормят новостями с незалежной. Кого бросили в мусорный бак. Какие партии попали в Раду и сколько процентов набрал «Правый сектор».

Что сказал Порошенко или Яценюк, пришёл Ярош — ушёл… И как там всё ужасно.

Сами же мы в этом иллюзорном мире успешно боремся с санкциями: жирная рыба бьёт хвостом в садках, золотая нива колосится на полях, довольные коровы и свиньи стремительно набирают вес. Заводы строятся. Нефтяную трубу тянем туда, газовую — сюда… В общем, несмотря на введённые Западом ограничения, всё прекрасно: необходимое для здорового организма напряжение сил.

Но по ту сторону окна жизнь выглядит совсем по-другому. Вторая реальность не вписывается в телевизионную картину. И это порождает раздвоение общественного сознания — этакую коллективную шизофрению.

Наблюдая за ситуацией в нашем издательском бизнесе и общаясь с предпринимателями из разных сфер, я вижу, что положение в экономике ухудшается. Банкиры, промышленники, мелкие или средние производители — все жалуются на то, что приходится ужиматься. Кому-то уже и зарплату нечем платить. А телевизор без умолку твердит о диверсификации, импортозамещении, прорывных технологиях.

И может быть, люди верили бы в этот мираж, если б не детали, которые напрягают.

В чём нестыковки?

Нам рассказывают о том, что Россия ещё больше газа будет гнать в Китай. Называют многомиллиардные суммы, которые получим по долгосрочным контрактам. Но народ — в том числе бизнесмены — уже больше 20 лет реально смотрит только на три цифры: цена нефти, отношение рубля к доллару, стоимость наших предприятий на бирже. И видит: на самом деле уже много лет ничего не меняется.

Замедление экономического роста тоже началось не вчера. Но вот у правительства возник удобный повод: обложили нас санкциями злые враги — и все беды можно списать на их происки. Не получится!

Да, Крым наш. Вне всяких сомнений. И мы понимаем: за поддержку русских в Новороссии должны заплатить. Но когда нам объясняют, что в том-то и есть корень всех катаклизмов, — это грубая фальсификация.

Санкции — лишь одна из причин. Экономика не диверсифицируется. Какой была на рубеже веков, такой и осталась. Усилия отдельных предпринимателей и инвесторов общей картины не меняют. Нет того импульса — или волшебного пенделя — который сдвинул бы ситуацию с мёртвой точки.

В чём основной смысл санкций? Кого-то из крупных чиновников теперь не пускают за границу. Но что с того остальным? Да, с Россией перестали делиться технологиями. Однако и раньше нас ими не особо баловали. Главная проблема — нам перестали занимать деньги. Значит, даже продавая сырьё миллиардами тонн и наполняя кубышку стабфонда, мы все эти годы существовали в долг? А по-другому вести собственное хозяйство не научились?

Самое обидное — патриотический порыв в обществе есть. Люди готовы потерпеть ради высокой цели. Но они должны понимать, что у правительства имеется какой-то план.

Я уже 25 лет варюсь в этой экономике — и лично меня достало! Когда мы перестанем, наконец, ежедневно заглядывать в телевизор, чтобы узнать курс доллара? Сколько можно полностью зависеть от международных финансовых раскладов и милости американской администрации? Какое мне дело до того, поговорил ли Путин с Обамой на недавнем саммите АТЭС и кто кого похлопал по плечу? Мы — русские — хотим вести самостоятельный курс. Но у правительства того же желания не видим.

А что же вместо этого?

Зато наблюдаем одну глупость за другой. Взять хотя бы недавний запрет на продажу сигарет в ларьках. Делалось всё в рамках борьбы с курением, однако никто не просчитывал, что будет с тысячами предпринимателей, торгующих в том числе и табаком. Этот товар образует людской трафик: идя за ним, попутно человек покупает многое другое. А теперь одними из первых пострадали издатели: газеты в киосках стали продаваться гораздо хуже. На недавнем медиафоруме в Екатеринбурге мы обсуждали, как всё вернуть обратно. Что делать?

И такой пример далеко не единственный. То мы запрещаем допустимые промилле в крови водителей, то снова разрешаем. Отменяем техосмотр — возвращаем. Стрелки часов туда-сюда крутим, и каждый раз «последний».

Патриотически настроенного человека поражает непрофессионализм правительства — в большом и малом. Что реформа здравоохранения, что административная — провалились. Экономический колониализм Москвы по отношению к регионам усилился. Зато милицию мы переименовываем в полицию — больше-то заняться нечем. Или задираем индивидуальным предпринимателям обязательные страховые взносы, после чего 800 тысяч ИП уходят в тень.

У народа есть желание работать. Русские впервые за многие годы расправили плечи. Но хотят понимать: куда же мы идём? Сейчас конец года, готовится новый бюджет — покажите нам, каким курсом будем двигаться. Может, президент сделает это в своём ежегодном послании?

Давайте определимся. Если импортозамещение, то какие товары станем менять на российские: продовольствие, медикаменты, оружие? Не дают деньги иностранные банки — нужно искать их внутри страны. Привлекать отечественных инвесторов. Может, как в СССР, выпустить облигации госзайма под 5% годовых. Хоть что-то делать, а не жевать жвачку: как плохо на Украине, как хорошо у нас. Или рассказывать сказку о том, как раньше качали газ в Европу, а теперь будем в Китай. В этом и есть вся программа? Станем теперь на курс юаня молиться? А может, хватит?

Да, мы государствообразующая русская нация. Но раз уж не находим общего языка с европейцами, нужно окончательно определиться с самоидентификацией и консолидироваться. Поднять на щит своих героев, как это делают те же украинцы. И найти

направление для своего нынешнего — может быть, последнего — пассионарного порыва. Чтобы понять, куда мы поведём остальные народы нашей многонациональной страны.

P.S. После кризиса 2008-го Казахстан взял курс на импортозамещение. И сегодня у них сохраняется рост производства около 5% в год. А на прошлой неделе Нурсултан Назарбаев объявил, что его страна начинает вести новую экономическую политику.

Человек и власть

Человек и власть


Почему в нашей стране они по-прежнему боятся и ненавидят друг друга?








Лапин Александр Алексеевич - журналист, писатель, политик

Лапин Александр Алексеевич – журналист, писатель, политик. 


Считается, что подавать иски в суд не в нашем менталитете. В России это как-то не принято. Лучше сразу в морду. Или устроить дворовое ток-шоу, до хрипоты доказывая свою правоту на потеху окружающим. Но с возрастом понимаешь, что есть и другой – более цивилизованный – вариант. Поэтому теперь в спорных ситуациях я обращаюсь в суд.

С чем я сталкиваюсь? Все процессы перечислять не буду. Но три наиболее интересных опишу.

В середине 1990-х я стал свидетелем спора между центральной редакцией федеральной газеты и одним из ее региональных предприятий, которое вложило большие деньги в местное молодежное издание. Как мне казалось, центр должен вернуть ему эти средства. Но москвичи пошли по линии арбитража. И добрались до самого верха.

Ситуацию «лихих девяностых» напоминать не стану. Скажу только, что серьезный юрист посоветовал регионалам поискать посредника. И такой нашелся. Он внес нужную сумму кому следует, и арбитражный суд присудил им желаемый возврат. Но и юристы центрального офиса не дураки: они тоже «внесли». И обжаловали вердикт. Вскоре пришло новое решение: правоту признали за центральной газетой.

Ко мне прибежал директор регионального предприятия со слезами на глазах: «Смотри, один и тот же суд и тот же судья вынесли два разных решения!» Я предложил своим знакомым: давайте-ка лучше сами съездите к этим ребятам и договоритесь без суда. На том и остановились. Деньги им в итоге вернули – разумеется, за вычетом суммы «заноса». И они вложили их в новое производство.

Второй памятный процесс случился в Воронеже в начале нулевых. Мы купили здание под Издательский дом. Но там сидел арендатор – начальник управления МЧС. И съезжать этот важный генерал не собирался. Мы – законные владельцы со всеми документами на руках – ринулись судиться. Но суд на нас, мягко говоря, не реагировал. В итоге проблему удалось решить лишь через вышестоящие органы власти и через печать. Тем не менее вера в правосудие у меня не угасла.

И вот совсем недавно я сцепился с мошенниками. Понимая, что все законы на моей стороне, решил: суд вынесет единственно возможное решение. Хотя многие знакомые оптимизма не разделяли.

Начинаются слушания. Все идет правильно. Судья разбирается в деталях, задает нужные вопросы, спрашивает с ответчиков по полной программе. Настает момент вынесения вердикта. И вдруг все видят, что служитель Фемиды «поплыл». «Ну, значит, «внесли», – думаю я. – Или вызвали на ковер». Беру его решение и везу своим друзьям в Москву. Один из них – заслуженный юрист – читает и вдруг начинает хохотать: «Ты шутишь? Разве мог судья такое написать? Ты мне это оставь, отдам Задорнову – сделает юмореску».

Надо сказать, с сатириком он действительно знаком. Но мне делать из нормального в общем-то судьи посмешище для всей юридической общественности не хотелось. Как журналист, я знаю, что может чувствовать человек, которого власть имущие – вероятно, через его же начальство – заставили писать и зачитывать откровенную белиберду. В течение всего процесса он фактически указывал ответчикам их место. А сейчас они смеются. Радуются, что могут все. Так что я этому человеку сочувствую. Думаю, он сам ненавидит тех, кто вынуждает его выносить такие решения, наплевав на собственную совесть и профессионализм.

 

О чем говорит этот случай?

 

Здесь мы подходим к главному. Будучи депутатом областной Думы, я чувствую, как народ свою власть, мягко говоря, не любит (если не сказать, люто ненавидит). И, размышляя над причинами, прихожу к выводу: ненавидят потому, что боятся.

Бывая за границей, я вижу либо уважительное отношение обывателя к представителям власти, либо нейтрально-прохладное. У нас же власть может сделать с человеком все, что угодно и дружба между ними никак не складывается.

Одна полиция что творит! В процессе реформирования много говорили об обретении стражами порядка нового статуса и морального облика. В разы подняли им зарплату. Но когда волна пропаганды схлынула, все осталось по-прежнему. После дикого случая в Татарстане подобные факты стали вскрываться и в других городах. То есть, милицейская реформа не удалась. Как и административная, и многие другие.

В результате страх, как и прежде, пронизывает все сферы общества. Бизнес боится, что наедут и отберут собственность. Или задушат налогами. Простые обыватели тоже трепещут от собственного бесправия. И продолжают ненавидеть.

Но это лишь одна сторона проблемы. Изнутри заметно, что и власть не любит народ. Я много общаюсь с людьми. Зачастую уже после их долгого хождения по инстанциям. И когда вижу очередную кипу отписок, понимаю: власть стремится не помочь, а отфутболить. И тоже боится жалобщиков.

Конечно, как журналист, я мог бы воскликнуть: люди, давайте уже избавляться от этого мерзкого страха! Но сначала нужно вырастить в себе достоинство. А десятилетия унижения явно тому не способствуют. Кстати, и сами чиновники находятся во власти вышестоящих. У того же судьи, может, реально заканчивается срок полномочий. А вдруг начальство их не продлит? Так что уповать на чье-либо достоинство не получается.

 

Что здесь может помочь?

 

Недавно я слушал в Думе доклад очень толкового специалиста. Он сообщил, что результаты работы муниципалитетов раньше оценивались более чем по 180 параметрам. И они в своем управлении решили это число сократить. За годы работы им удалось свести количество критериев до 60.

Думаю, это далеко не предел мечтаний. Нам нужно не плодить показатели, а смотреть, что реально происходит между народом и властью. Сегодня у нас все большие начальники назначаются через Москву. И как к ним относятся на местах, их не волнует. Почему в США судьи позволяют себе процессы вроде уотергейтского, а в Италии заводят дела аж на премьер-министра? Там какие-то другие люди? Нет. Просто шериф или судья в той же Америке избирается населением. И перед населением несет ответственность.

Чем мы хуже? Как обращается с законом человек в мантии, высокое столичное начальство, может, и не узнает. А местное сообщество всегда в курсе, кто стремится разобраться в делах, а кто, как школьник, пишет под диктовку. Кому заносят, а кто взяток не берет. И как оценить главу района, население тоже соображает лучше, чем авторы 180 (или 60, без разницы) параметров.

Однако народ утратил контроль над властью. И объявленные робкие реформы – это никакая не либерализация, а простое восстановление статус-кво. Выборность губернаторов и одномандатные округа для депутатов у нас уже были.

Косметические меры во взаимодействии народа и тех, кто им управляет, ничего не изменят. Для этого нужно, чтобы демократизация шагнула в каждый дом. Когда мы будем выбирать не только председателей ТСЖ, но и судей, участковых и других представителей власти, может, тогда и наступят перемены. Возможно, с демократией получится даже перебор. Но со временем все устаканится. Другого же варианта преодолеть это вековое противостояние не вижу. Более того, наблюдаю другую его сторону.

Настал такой период, когда страх, на котором была построена система, исчезает. Люди уже устали ненавидеть. Они махнули на власть рукой и начинают над ней смеяться. А это плохой признак.

Можно своих правителей ненавидеть, бояться или любить. Но когда раздается смех, как над убогими, – приходит конец. Так перед 1917-м в народе ходили частушки про царя, а в 1980-х – анекдоты про Брежнева.

Некоторые думают, что революция происходит, когда собирается куча людей и идет свергать правящую верхушку. Но на самом деле революция – это когда некому власть защитить. В том же 1917-м царь остался один: армия, полиция – все отвернулись. К нему пришли депутаты Думы с бумажкой: подпишите – отрекитесь. И он подписал. В октябре никакого штурма Зимнего, по сути, тоже не было. Все защитники молча ушли. И когда распадался Советский Союз, Горбачев тоже остался один.

В этот раз на выборах президента народ еще раз дал Владимиру Путину карт-бланш. Но думаю, люди поверили ему в последний раз. И, видя поднявшуюся волну, любой думающий человек понимает: либо власть начнет демократизировать систему, либо наступит такой момент, когда снова никто не встанет на ее защиту.

 

Русский мат, бессмысленный и беспощадный.

Русский мат, бессмысленный и беспощадный.


Как и почему мы ругаемся








Лапин Александр Алексеевич - журналист, писатель, политик

Лапин Александр Алексеевич – журналист, писатель, политик. 

К сквернословию в России, как и к пьянству, сложилось двойственное отношение. Кого ни спроси – любой осудит мат, что не мешает большинству из нас использовать нецензурные выражения в повседневном общении. Оправданием обычно служит: «Да это я так, для связки слов». Однако подобным предназначением роль мата не исчерпывается. Более того, сам характер употребления бранных слов в последние годы сильно изменился.

 

Черта национального характера или элементарное бескультурье?

 

С 16 лет я работал на стройке. А про то, как матерятся строители, даже анекдоты складывают. Понятное дело, все мы были грешны. Но с нами трудился один пожилой работяга – яростный матерщинник. Он не просто употреблял нецензурные слова – его брань была оскорбительной. Ругаясь, он сознательно стремился обидеть человека и, матерясь, забывал обо всем, терял чувство меры.

У молоденькой крановщицы был свой способ борьбы с этим злом: она просто останавливала работу и не начинала ее до тех пор, пока обидчик не приносил ей извинений. Правда, действовало это недолго. В конце концов вся история закончилась весьма печально для самого любителя грязной брани. Однажды наш сварщик-боксер, которого тот неосторожно задел в своих словесных излияниях, не вытерпел и сломал ему челюсть. Этот нокаут пагубное пристрастие матерщинника как рукой снял (то есть буквально рукой).

Не могу представить себе, чтобы нечто подобное произошло в наши дни. Мат стал чем-то привычным. Нецензурная брань уже вроде как и не оскорбление вовсе. Она экономит лексические усилия: зачем прибегать к сложным словесным конструкциям, когда можно выразить все привычной фразой? Тут ничего не поделаешь – скудость мышления многим приходится прикрывать цветистыми оборотами ненормативной лексики. Неслучайно родилась присказка: «Мы матом не ругаемся, мы на нем разговариваем». Я бы еще добавил – мыслим и чувствуем.

«Только русский человек может восхищаться красотой заката исключительно в матерных выражениях», – повторяет с телеэкрана сатирик Задорнов. И зал рукоплещет: знай, мол, наших! Широта русской души, понимаешь… На деле же – элементарное бескультурье, возведенное в ранг черты национального характера.

Мы всегда с какой-то необъяснимой гордостью считали, что в искусстве материться превзошли весь мир. Однако табуированные слова есть у всех народов. Просто то, что считается зазорным у одной нации, для другой – в порядке вещей. К примеру, в основе русского мата – отношения между мужчиной и женщиной. Помните анекдот? Переводчик иностранной делегации во время экскурсии на российском заводе передает диалог между рабочим и бригадиром: если рабочий через час не закончит вытачивать деталь, то бригадир вступит с ним в интимные отношения. На что пролетарий невозмутимо отвечает, что он уже вступил в вышеупомянутые отношения и с самим бригадиром, и с его матерью, и с администрацией завода, а потому плевать хотел на указания начальства.

В то же время у испанцев часть выражений из этой сферы свободно используется в речи и наши переводчики нередко испытывают определенные трудности, сталкиваясь с ними в литературных произведениях. Ругаются же испанцы совсем другими словами.

А у немцев, к примеру, самые оскорбительные высказывания связаны с отправлением естественных надобностей. Самой же грязной бранью вообще считается та, что используют английские моряки и докеры. Поэтому не надо думать, что мы здесь самые продвинутые. Просто у каждого народа свой подход, как ни печально это прозвучит для заядлых матерщинников-«патриотов».

 

И по матери кроем, и по фене ботаем

 

Неправы и те, кто считает русский мат нововведением монголов, оказавших дурное влияние на изначально непорочных и восприимчивых славян. Мат зародился в глубокой древности. И никто нас им не заражал – сами научились. Другое дело, что изначально он имел мистическую природу и употреблялся лишь посвященными – жрецами – в их языческих богослужениях.

Постепенно происходила десакрализация, то есть «расколдование» мира. И мата в том числе. Он получил широкое распространение. Однако употреблялся в основном в низших слоях. Неслучайно говорят: «Ругается как сапожник». В высшем же обществе, где за один неподобающий взгляд вызывали на дуэль, это было немыслимо. Существовали, конечно, и эротическая поэзия Баркова, и хулиганские произведения Пушкина, Афанасьева, Державина… Но все это носило характер забавы. Авторы подобных опусов матерились с юмором, беззлобно, веселя себя и немногих читателей.

Чего не скажешь о множестве современных писателей, якобы претендующих на разрушение запретов, на деле же стремящихся любой ценой достичь дешевой популярности и, как следствие, обогащения. Впрочем, это не причина, а всего лишь следствие того, что брань проникла во все сферы нашей жизни. Кое-где она даже стала чуть не языком профессионального общения. Более того, употребление нецензурщины или рассказ друг другу похабных анекдотов превратились в символ особой доверительности отношений.

Если сюда добавить и повсеместное распространение блатного жаргона (чему способствовала массовая отсидка россиян в прошлом веке), то картина получится еще более удручающая. Тем более что многие из тех, кто недавно сам топтал зону, теперь определяют общую, в том числе и культурную, атмосферу нашего общества.

Стоит ли удивляться, что прокуратура и налоговые органы совершают «наезды» на неугодных олигархов, бизнесмены и политики «заказывают» друг друга, так называемые хозяйствующие субъекты даже юридические вопросы решают «по понятиям», а «по фене ботают» не только пацаны в подворотнях, но и домохозяйки. Что говорить, если сам президент в свое время на всю страну заявил о намерениях «мочить в сортире» чеченских боевиков!

Вместе с неиссякающим потоком русского мата вся эта словесная грязь не только засоряет «великий и могучий», но и развращает душу народа. Те метаморфозы, которые в последние годы претерпевает русская брань, ярко отражают изменения нашего сознания.

 

Что происходит с русским матом?

 

Нельзя не заметить, что и назначение мата в последнее время изменилось. Его главным предназначением вновь стало оскорбить человека. Не так давно эти черты приписывали исключительно городскому мату. В деревне же люди матерились вроде бы не со зла, а так – по простоте душевной. Сегодня эти различия практически стерлись: отборным трехэтажным кроют у нас повсеместно, не щадя ни Бога, ни матери.

Весь двадцатый век над россиянами проводили эксперименты. И мат порой становился для русского человека единственным способом открыто выразить то, что происходило у него в душе. Мат – очень экспрессивное и агрессивное средство. Используя его не в экстремальных случаях, а в повседневном общении, мы как бы повышаем планку собственной чувствительности, грубеем и душой, и мыслями. Родители грязно ругаются в присутствии детей. Интеллигентные с виду женщины порой загибают так, что у иных мужиков уши в трубочку сворачиваются. В нашу жизнь все больше проникают грязь и разврат, составляющие самую сущность русской ненормативной лексики.

 

Как бороться с грязью?

 

Кто-то первым делом вспомнит здесь о цензуре. Запретим, мол, ругаться с телеэкрана, закроем неугодные программы и периодические издания – и сразу наступит полное торжество нравственности. Да и соответствующую статью в Уголовном кодексе тоже никто не отменял. Однако инквизиторские методы никогда себя не оправдывали, а уж в нашей стране и подавно. Болезнь лишь уйдет внутрь.

На деле больше внимания нужно уделять настоящей культуре, а не заимствованному иностранному ширпотребу, напичканному англоязычными «motherfuckers» и прочими эквивалентами нашей собственной матерщины.

Что же касается сохранения нравственного здоровья, мне в связи с этим вспоминается притча о Будде. Еще босоногим проповедником бродил он по деревням, рассказывая крестьянам о своем учении. В одном из селений его стали бранить последними словами. На что Будда невозмутимо ответил: «Вчера я был в другой деревне, где меня превозносили в похвалах. Но я не принял их слов: это не мое. И вашу брань не возьму. Оставьте ее себе».

Внутреннее спокойствие и душевное равновесие, пожалуй, единственный способ борьбы с этим злом. Важно, слыша брань, не заводиться, не давать энергетическому вампиру, которым является любой злобный матерщинник, упиться нашей энергией, излив потоки своей душевной нечисти. Пусть оставит ее себе.

И главное – не забывать собственных православных ценностей, несовместимых с употреблением бранных слов. Помимо всего прочего, матерясь, мы служим дьяволу. И любителям крепкого словца неплохо было бы хоть изредка вспоминать и об этом.

Русская вера

Русская вера


На определенном этапе развития перед человеком встают мучительные вопросы, не решив которые невозможно двигаться дальше. И тут нам на помощь приходит религия. Сегодня момент истины настал для всего русского народа. Пора задуматься о нашей вере.








Лапин Александр Алексеевич - журналист, писатель, политик

Лапин Александр Алексеевич – журналист, писатель, политик. 

Я принадлежу к поколению людей, которое обрело веру самостоятельно. Мы были воспитаны в духе атеизма, не ходили в церковь, но так или иначе, многие из моих ровесников нашли свой путь к Богу. То же произошло и со мной.


Как мы возвращались к Богу

 

В жизни каждого человека наступает момент, когда приходит ощущение тупика: будто ты вырос до потолка и дальше расти некуда. И нужно либо пробить этот потолок, либо смириться с судьбой.

Для меня такой момент наступил в 38 лет. В пору душевных метаний я перечитывал книгу Генриха Сенкевича о первых христианах «Камо грядеши», сцену, где движимый верой христианин Урс голыми руками побеждает разъяренного быка. Вдруг будто удар током пронзил меня. В душе поднялась такая волна любви, нежности и жалости к людям, которых я не испытывал за всю жизнь. А потом пришли покой, радость и вера в то, что есть Бог, без воли которого ничего не происходит. Этот момент стал переломным. А дальше начались мучительные поиски.

В атеистическом воспитании тоже есть преимущество: свобода от догм, которые мешают воспринять религиозный опыт других народов. С энтузиазмом неофита я взялся за изучение постулатов христианства, буддизма, иудаизма, ислама, даосизма, синтоизма… И, знакомясь с жизнью Христа, Мухаммеда, Будды, постепенно все больше погружался в мир, где царят добро и любовь к ближнему.

При этом сравнение разных подходов к жизни все больше убеждало меня в том, что при всех различиях в великих учениях есть общее зерно, единые нравственные критерии. Любая из мировых религий имеет все необходимое для духовного развития человека. А то, что мы по-разному служим единому Богу, лишь подтверждает: вера помогает народу проявить свои национальные особенности.

 

Все ли гладко в нашей церковной жизни?

 

Делая первые шаги на пути к Богу, мы с приятелем решили как-то оказать посильную помощь сельской церкви с бедным приходом. Молодой батюшка встретил нас весьма равнодушно. Но когда он услышал о том, что мы привезли пожертвования, с ним произошла разительная перемена. Я увидел глаза человека не просто желающего, а по-настоящему алчущего денег. Сцена эта, словно ножом, резанула меня по сердцу.

Другая история связана уже с моей женой. Отправившись в храм узнать, кому из местных жителей действительно необходима помощь, она встретилась с настоятелем, который отнесся к ее желанию с полным безразличием и даже не стал с ней разговаривать.

А один из моих друзей крестил ребенка. В церкви с него трясли деньги буквально за каждый взмах кадилом. «Если действительно нужно заплатить определенную сумму, почему бы не назвать ее сразу, вместо того чтобы превращать святое таинство в куплю-продажу религиозных услуг?» – возмущался он после того, как окунулся в мир товарно-денежных отношений церкви со своей паствой.

Есть и другие моменты. Православное богослужение, к примеру, до сих пор ведется на старославянском языке: напев вроде бы наш, родной, а о чем речь – не разберешь. Непонятны и многие обряды.

«Почему ты веришь в Бога, а в церковь не ходишь?» – спрашивал я многих своих друзей. Один ответил мне, что не может с больной спиной выстаивать многочасовые службы. Другой признался, что его раздражают странные люди, которые почему-то всегда крутятся в любом храме и указывают, что ты должен делать. Третий рассказал историю, похожую на мою.

Стоит ли после всего этого удивляться, что многие стали отходить от православия? Тем временем общее отношение церкви к народу не меняется. А сама она бьет в колокол: русские отворачиваются от Христа! Другие религии переманивают наших прихожан!

Сегодня Россию и впрямь заполонили многочисленные секты. Нам промывают мозги новоявленные Апостолы, Виссарионы и прочие «пророки». Почему народ идет к ним? А потому, что они стремятся любой ценой привлечь паству. У нас же, вместо того чтобы утешать отчаявшихся, наставлять на истинный путь заблудших, склонять на свою сторону сомневающихся, только и делают, что предают анафеме любого, кто осмелится поднять голос.

Кроме того, некоторые наши святые отцы никак не хотят следовать библейской мудрости: «Богу – Богово, кесарю – кесарево». И всячески стремятся прильнуть к светской власти.

Да и сама иерархическая структура РПЦ делает ее неким подобием бюрократической системы, где ничего не делается без оглядки на «верх». При этом церковные иерархи никак не поделят власть (вспомнить хотя бы постыдную возню вокруг патриаршего престола в период ослабления здоровья прежнего Святейшего). Не говоря уже о том, что и с остальным христианским миром отношения у нас не самые теплые (чего стоит многовековое взаимное проклятие церквей, которое до сих пор в силе).

Обыватель, глядя на все это, скажет: «Где же тут вера?». И тогда уже завтра некому будет ходить в те храмы, которые мы сегодня восстанавливаем, не успев возродить храм в собственной душе.

 

При этом я вовсе не хотел бы очернять нашу церковь. Именно с ней сегодня связаны надежды на подъем России и сохранение единства страны. Но не обращать внимания на существующие недостатки и не пытаться избавиться от них – верный путь к крушению всех надежд на спасительные перемены.

 

Что нам делать в этой ситуации?

 

По данным социологических исследований, сегодня более половины россиян верят в Бога. Причем девять из десяти верующих называют себя православными. Впрочем, лишь пять процентов из этой категории регулярно посещают храм и выполняют необходимые обряды. Поэтому всем нам нужно по-настоящему воцерковляться. Мало просто называть себя православным. Недостаточно, отдавая дань моде, отстаивать службы по праздникам, не понимая смысла происходящего. Надо сохранить Бога в душе. А это в наш век соблазнов и культа потребления, свободы от морали и нескончаемых «новых веяний» духовного порядка – задача куда более сложная.

Церковь, которая призвана помогать нам, сегодня всеми обижена: коммунистами, журналистами, сектами… Народ и тот не такой: не так стоит в храме, не так крестится, молитв не знает. Но другого не дано. И более мудрый должен вести за собой неразумного.

Сегодня на нашем центральном телевидении не осталось ни одного проповедника. Так, может, стоит более активно популяризировать не только продукцию голливудской «фабрики грез», но и основы христианского учения? Может быть, настало время открыто обсуждать религиозные конфликты, а не замалчивать их, отгородившись от всего мира стеной презрения? И не пора ли по-настоящему бороться не с надуманными ересями, а с настоящим мракобесием в умах собственной паствы?

А мракобесия действительно много. Православие наше во многом формальное, внешнее. И порой в нем больше самовосхваления, чем истинной веры. «Россия православная! Русь святая!» – восклицаем мы. Выйдя же за порог храма, снова пускаемся во все тяжкие. Русь-то на самом деле разная: одновременно православная и языческая, святая и беспутная. И то, какой она будет завтра, зависит от нашего сегодняшнего выбора.

Что выберем – неизвестно, ясно лишь, что без православия не бывать России. В отличие от практичного Запада у нас на первом месте традиционно была и остается духовность. И в нашей религии есть все, чтобы способствовать бесконечному духовному росту человека. Сегодня она по-прежнему привлекает тех, кто осознает тупиковость пути, избранного рациональной мировой цивилизацией. Поэтому настало время осознать собственную миссию в современном мире.

Стоит ли нам возрождать нашу страну лишь для того, чтобы воссоздать у себя точную копию Запада? Какой смысл во всех наших ресурсах: только ли удовлетворять растущие материальные потребности? Душа любого русского требует большего. Вместо того чтобы неумело подражать другим, мы должны нести в мир то, в чем и заключается наша истинная сила, – добро и правду. Только православие поможет нам не сбиться с этого нелегкого пути. И стоять будет Русь лишь до тех пор, пока над нею раздается колокольный звон.

О национальной гордости великороссов

О национальной гордости великороссов

 

Вопрос о национальной гордости русских снова назрел

 

Лапин Александр Алексеевич - журналист, писатель, политик

Лапин Александр Алексеевич – журналист, писатель, политик.

Почти сто лет назад Ленин в своей одноименной статье написал: «Мы полны чувства национальной гордости, ибо великорусская нация тоже создала революционный класс, тоже доказала, что она способна дать человечеству великие образцы борьбы за свободу и за социализм, а не только великие погромы, ряды виселиц, застенки, великие голодовки и великое раболепство перед попами, царями, помещиками и капиталистами».

По мнению вождя мирового пролетариата, русские в первую очередь могли гордиться тем, что участвуют в революционной борьбе против царизма. И они же должны были освободить другие народы, в том числе от гнета самой монархической России.

 

Сегодня мы знаем, чем закончились все эти попытки. И в наше время снова назрел вопрос о национальной гордости русских.

 

 

Чем русские могут гордиться сегодня

 

 

Есть ли у нас поводы для гордости? Здесь, конечно, можно начать перечисление всем известных истин. Да, у русских великая культура. Да, нам нет равных на поле брани. Тут же на ум приходит и первый космонавт, и то, что «в области балета мы впереди планеты всей». Да мало ли чего еще можно припомнить. Но за этими привычными представлениями не все видят новые – не менее веские – основания для настоящей гордости. Почему так получается?

 

Некоторые навязывают нам, что мы по-прежнему находимся на самом дне и никаких успехов нам не светит. Русских пытаются убедить в том, что народ мы плохонький, дела по всем направлениям идут неважно, да и вообще наша страна по определению нецивилизованная и хуже всех остальных. Самое страшное, что вокруг действительно происходит много ужасного. И когда внимание людей сосредоточивается только на негативе, а положительные примеры не принимаются в расчет, создаются реальные предпосылки для формирования мифологизированного сознания, основными признаками которого становятся депрессивность и ожидание катастрофы.

 

С одной стороны, я смотрю в окно и вижу жизнь, которая идет своим чередом: худо-бедно поднимаются фабрики, на улицах не протолкнуться от заполонивших дороги машин, в магазинах полно людей, вокруг идет бешеное строительство. А включаю телевизор – и наблюдаю совсем другую картину, где все падает, взрывается и разваливается на глазах.

 

Депрессивная журналистика сложилась у нас еще в 80-х. До этого СМИ радостно описывали достижения страны победившего социализма, позволяя себе лишь критику по указке. Поэтому, когда появилась возможность отведать сладость запретного плода, на всех нас обрушился вал чернухи, порнухи и прочих нечистот.
Прошло уже больше 15 лет, а мы никак не можем из-под него выбраться. Почему? Дело в том, что для многих разоблачительный пафос стал образом жизни – с него попросту кормятся. Посмотрел я новости на одном из телеканалов и ради интереса проследил тематику пяти сюжетов. Подбор их был следующим: убийство, побег из армии, взрыв на заводе, плохое экономическое положение и какая-то очередная коммунальная неурядица. После подобных сюжетов сложно отделаться от мысли, что проблема здесь не только в самих журналистах, но еще и в заказе, который они отрабатывают. Весь этот негатив фактически становится предметом торга.

 

Подтверждение этой мысли я получил в Смоленске, когда был в гостях у своего друга, который работает на местном телевидении. При мне ему позвонило руководство из Москвы и заказало сюжет о том, как упал с карусели и получил травму американский мальчик, приехавший вместе с родителями погостить на их историческую родину.

 

Уверен, что столичные телевизионщики эту новость потом еще и на Запад продали с выгодой, чтобы и там был лишний повод показать Россию в черном цвете.

 

Но Бог с ним, с Западом. Сами-то мы в какой России живем? Почему так старательно не замечаем позитивных изменений, которые происходят вокруг?

 

В подмосковном Электрогорске я беседовал со старушкой. Ей тогда было уже за 90, и она сказала мне, что для нее лучше, чем сейчас, никогда не было. Пришлось ей испытать нищету и голод, пережить революцию и коллективизацию, увидеть войну и послевоенную разруху. Потом вроде бы все потихоньку наладилось, но снова рухнуло в 90-е. Поэтому нынешнее свое положение она, имея возможность сравнивать, воспринимает совсем по-другому.

 

Здесь я вовсе не призываю дружно возносить хвалу власти за нашу счастливую судьбу: ее заслуг здесь не много. Но давайте, как и эта старушка, объективно посмотрим на нашу жизнь.

 

Что мы увидим?

 

Мы говорим, у нас плохая экономика. 6-7 процентов прироста ВВП, наблюдавшиеся в докризисные годы, никого не устраивали. И это при том, что на Западе 1-2 процента – уже счастье. Конечно, у них куда выше исходный уровень, но ведь ничего не бывает сразу. С другой стороны, нам нередко приводят в пример Китай, забывая, что там в пересчете на душу населения этот самый валовый продукт в три с половиной раза ниже.

 

Конечно, в советское время ВВП был намного выше. Но и здесь все не так однозначно: одно дело – выпустить танк стоимостью 1,5 миллиона долларов, бомбардировщик ценой 50 миллионов или подводную лодку, и совсем другое – на эту же сумму нашить детских колготок или накормить людей.

 

Да, сегодня в нашей экономике велика сырьевая составляющая. Но ведь до основания рухнуло то, что создавалось десятилетиями. Тем не менее по объему ВВП по паритету покупательной способности Россия находится на шестом месте в мире и по номинальному объему ВВП – на девятом (данные за 2012 год). Конечно, это не предел мечтаний. Да и доля экономики нашей страны в мировой – всего чуть более 4%. Но если нам и есть к чему стремиться, то это не значит, что все столь уж катастрофично. Просто русским навязывают психологию обиженных. Да и старый комплекс еще крепко в нас сидит: если мы не первые, – это уже трагедия.

 

К тому же многие сегодня не только упорно не хотят замечать ничего хорошего в настоящем, но еще и пытаются очернять наше прошлое. Попытки выискивать в нем блох не прекращались даже в канун 60-летия Победы. И это при том, что вообще-то мало у кого в мире найдешь такую историю. Конечно, не все в ней было гладко, но она действительно настоящая. И ей, кстати, могли бы позавидовать те, кто сдался немцам, а теперь все громче жалуется, что мы освободили их, да не так, как им хотелось бы.

 

Причем гордиться мы можем не только своим далеким прошлым, но и современной историей. Конечно, после событий начала 90-х возникло много вопросов. Главный из них: что это было – победа или поражение?

 

Чего мы добились?

 

Лично я считаю, что это была именно победа народа, который нашел в себе силы стряхнуть иго всесильного тоталитарного Молоха. Да, отчасти она была пиррова. И ради нее русские в который раз не постояли за ценой. Но свобода никогда даром не дается.

 

Многие, кто сегодня стонет о прекрасном прошлом, забыли, как в советское время маялись в очередях или всю жизнь копили на «Москвич». Журналисты, привыкшие все охаивать, тоже, наверное, запамятовали, как надо было носить статьи на согласование чинуше, который сидел и вычеркивал «сомнительные» места. А я помню, какой стыд испытал, читая письмо матери солдата, погибшего в Афганистане. Друзья ее сына рассказали, как все произошло там на самом деле. В моей же статье он умер так, как положено было советскому воину. Женщина упрекала меня в неправде, а я не мог сказать ей, что все это приписал цензор…

 

Да, победа досталась нам тяжело. Но тем выше мы должны ценить ее, отделяя зерна от плевел. Причем победа эта заключается не только в обретении свободы. Согласимся, в период крушения Союза взял верх именно здравый смысл русского народа. А ведь все могло быть и по-другому, приди нам в голову, скажем, оккупировать Крым или подраться с казахами за спорные северные области. Мало ли подобных примеров? Но в нашем случае это уж точно была бы даже не вторая Югославия. Никому бы мало не показалось – все лежали бы в развалинах, не прояви наш народ (который, кстати, на референдуме высказался против распада СССР) человечность и мудрость.

 

И когда сегодня это величие духа начинают попирать наши вчерашние друзья и «братья навек», не грех бы напомнить им, с чьих рук они получили нынешнюю свободу.

 

К тому же Россия взяла на себя все долги Советского Союза. С точки зрения прагматичной подобный шаг был несусветной глупостью, достойной Иванушки-дурачка. И как-то во время выступления в Германии Путин откровенно признал это. Но, как ни парадоксально, тем самым мы соблюли честь страны. Показали, что мы не Мозамбик или Ангола и не отказываемся платить по счетам. Поэтому сегодня русские по сравнению с хозяевами бывших советских республик оказались на нравственной высоте, и Россия имеет моральное право с кем угодно разговаривать на равных.

 

В общем, нам есть чем гордиться. И отдавать свою жизнь и свой народ на растерзание клеветникам абсолютно неправильно. Да, у нас много недостатков, главные из которых – недопустимый разрыв между бедными и богатыми, а также коррупция, разъедающая государство сверху донизу. Но говорить о собственных проблемах можно и без мазохистского самобичевания. Всем ведь известно, что на пустом месте ничего не бывает: и демократию, и экономическую мощь нужно долго и бережно выращивать.

 

Главное – не забывать, что мы нормальная страна, нормально развивающееся государство. И в этом развитии нам еще много предстоит сделать. Ведь если есть движение, то есть и надежда на светлое будущее. А вместе с ней возможность в очередной раз показать пример всему миру.

 

Недавно я решил восстановить церковь в своем селе, в которое переехал. Не очень надеясь на чью-то помощь, стал искать стройматериалы. Но стоило только людям узнать об этом, народ зашевелился: из разрушенного храма выгребли мусор, вокруг скосили бурьян. Жители сами взялись за то, что 50 лет никому, казалось бы, не было нужно. Получается, им просто был необходим пример.

 

Может быть, это самое главное: в нашем народе еще дремлют скрытые силы. Русским нужна только первая искра, а уж за пламенем дело не станет. И я уверен – в будущем у нас появится еще немало новых поводов для настоящей национальной гордости.

Где нам искать национальную идею?

Где нам искать национальную идею?


«Свобода, правда, справедливость» вот что надо начертать на знамени обновленного Российского государства

 







Лапин Александр Алексеевич - журналист, писатель, политик

Лапин Александр Алексеевич – журналист, писатель, политик. 

Мой младший сын учился в медицинском училище. И имел право на отсрочку от армии. Однако ему пришла повестка с предписанием срочно явиться в военкомат для призыва. Он пошел. Там попытались обманом, в обход закона, призвать его на службу. Это на фоне наших нравов, в общем, мелочь.

Вот, к примеру, обещали дешевую ипотеку для молодых семей, а на деле продают квартиры вдвое дороже. Нарисовали светлое коммунальное будущее, а в реальности ввели заоблачные тарифы за услуги. Говорили, что защитят русских, и приняли антинародный закон о гражданстве.

 

Я уж не говорю о глобальных вещах. Обмен денег, приватизация, закон о земле, монетизация льгот, автогражданка… Можете сами вспомнить, сколько раз и когда вы чувствовали себя обманутым родным государством.

В итоге едва ли не у каждого российского гражданина имеется к нему свой счет. И неслучайно все опросы общественного мнения показывают, что люди власти не верят. А большинство и вовсе относится к ней враждебно. При этом возникает закономерный вопрос: а выстоит ли в случае смуты или войны такая страна? Будет ли гражданин, солдат, страж порядка поддерживать нынешнюю власть? Примеры Украины, Грузии, Киргизии однозначно показывают: все отошли в сторону и не стали защищать ни Кучму, ни Шеварднадзе, ни Акаева.

И вот в этой обстановке у нас не смолкают разговоры о национальной идее, которая должна нас объединить. Кто-то пытается найти такую идею в истории. И вспоминает формулу: самодержавие, православие, народность. Кто-то ищет ее в культуре. Некоторые обращают взор на Европу, другие – на Азию… Но мне кажется, что искать ее надо в решении самой главной проблемы, которая стоит перед нами.

 

Какая проблема является для нас главной?

 

Давайте вспомним относительно недавнюю историю. Восьмидесятые, застойные годы. Мощная пресса, телевидение, радио, штатные пропагандисты с утра до вечера рассказывают о достижениях СССР. А народ потихонечку шепчется на кухнях, слушает «голоса» и посмеивается над официальной пропагандой. Все устали тогда от вранья. Люди не хотели больше жить по лжи. И когда пришел Михаил Горбачев, он вынужден был под напором общественного мнения разрешить гласность…

Проблемы, которые накапливались десятилетиями, выплеснулись наружу. Процесс пошел. Правда восторжествовала.

За несколько лет люди осознали, в каком положении они находятся. Увидели мир по-другому. И… потребовали свободы. В едином порыве выходили на митинги, демонстрации. Не дали ГКЧП вернуть все вспять. Дальше появилась свобода не только политическая, но главное – экономическая. Хочешь – работай. Организуй свое дело. Все зашевелилось, задвигалось.

Но длилось это время недолго…

Правящий класс – а в России таким классом всегда являлось чиновничество –очухался, перестроился, организовался и взял власть в свои руки.

Первой его жертвой пала важнейшая потребность русской души. После правды и свободы народ хотел справедливости. Но она уже не восторжествовала. Более того, была растоптана во время приватизации, когда государственная (по народным понятиям общая) собственность была роздана под шумок демократических лозунгов кучке олигархов.

С этого момента дороги народа и власти стали расходиться. Дальше – больше. Принимаемые законы, образ жизни элиты, принципы распределения бюджета – все это лишь увеличивало пропасть. И сегодня она велика как никогда.

Более того, развитие России тормозится зажравшимся чиновничеством. На каждый чих нужно разрешение и согласование. Все, что можно развивать, обложено данью. Как воруют и берут взятки чиновники, я даже говорить не хочу. И никакие попытки бороться с произволом не помогают.

Поэтому в первую очередь нам нужно изменить саму власть. Люди у нас, по большому счету, такие же, как и во всем остальном мире. Просто нынешние правила игры тут определяются главным игроком на поле – государством. Оно нам врет. И мы ему врем. Оно ворует…

 

Где искать выход?

 

Народ хочет от государства одного: «Дайте наконец жить по-человечески!». Нам не нужны сегодня новые сказки. Мы хотим просто строить дома, растить детей, работать и богатеть. Но для этого надо обрести настоящую национальную идею. А такой может быть только создание нравственного государства. Конечно, это идеал. Но надо хотя бы попытаться привнести во власть нравственное чувство, столь необходимое русскому человеку. Пока оно не будет привито чиновникам и не станет прослеживаться во всех законодательных актах и постановлениях наших руководителей, у нас никогда не будет единства народа и власти.

Государство может стать по-настоящему сильным, не окружив себя стеной солдатских штыков и милицейских щитов, а вооружившись поддержкой народа.

Какие же качества присущи нравственному государству? А те самые, которых мы хотели эти двадцать лет: правды, свободы, справедливости.

Ведь и в межнациональных, самых тонких, отношениях наш народ всегда руководствовался нравственными принципами. И только когда коммунисты, советская власть принялись стричь всех под одну гребенку, затрещала империя, простоявшая не одну сотню лет.

В нашей стране живет более 160 народностей. И известно, что для нас татарин, башкир, бурят (да и отделившиеся украинец с грузином) по менталитету гораздо ближе, чем тот же немец, француз, поляк или американец. По сути, все мы евразийцы. И гораздо лучше умеем взаимодействовать друг с другом, чем с кем бы то ни было. Именно это понимание надо брать за основу нашей национальной политики.

Каждому народу быть самим собой. Жить, как жили в Российской империи. Согласно своим обычаям и представлениям. Тогда мы сможем и дальше мирно сосуществовать, находя точки соприкосновения.

Конечно, нравственное государство – далекая цель: люди есть люди. Но это тот ориентир, та самая национальная идея, к которой можно двигаться.

 

С чего нужно начать?

 

Первым делом мы должны очистить то государство, которое есть. В частности, принять закон о коррупции. Заставить чиновников выворачивать карманы перед обществом и отчитываться за свои действия.

Во-вторых, организовать нормальный подбор кадров: с одной стороны, сделать его максимально прозрачным (в том числе за счет проведения любых назначений на конкурсной основе), с другой – сокращать ненадежные элементы, не дожидаясь очередных энергокризисов. К примеру, во Франции после войны трижды распускали полицейский аппарат, потому что он погряз в коррупции и кумовстве. А при повторной аттестации просто отсеивали всех подозрительных сотрудников.

…На Западе люди гораздо реже сталкиваются с государством. Мы же встречаем его на каждом шагу – в лице работника ЖКХ, гаишника, пожарника, налоговика. Пока лицо это искажено надменным или плотоядным выражением, нечего и говорить об исправлении нравственной кривизны в отношениях между властью и человеком.

 

Второе крещение Руси

Второе крещение Руси








Лапин Александр Алексеевич - журналист, писатель, политик

Лапин Александр Алексеевич – журналист, писатель, политик. 

Сегодня в нашей стране фактически заново набирает обороты процесс, который начал князь Владимир более тысячи лет назад.

 

В 2008 году на Крещение мне удалось съездить в путешествие по Святой земле. Но, окунаясь в воды Иордана, шагая по Гефсиманскому саду, стоя в очереди к Гробу Господню и вглядываясь в гладь Галилейского озера, я думал о том, что же происходит у нас на родине. Какая духовная работа идет в народе, который, несмотря ни на что, упорно ищет свой путь. Кстати, это была уже вторая моя поездка в те края. Соответственно, я был менее взволнован и всматривался в происходящее более рационально.

 

Что я при этом заметил?

 

Конечно, состав паломников из России по сравнению с девяностыми изменился. Раньше поклониться святыням в основном ехали люди глубоко верующие, хотя само паломничество было тогда явлением несильно распространенным, и в тех местах нечасто можно было услышать русскую речь. Те же, кто все-таки приезжал, относились ко всему, что видели вокруг себя, с особым пиететом. Для них это было как путешествие на другую планету. Как откровение, что Христос реально существовал, а не является вымышленной фигурой: вот сад, где он находился, вот озеро, вот гроб…

Но прошло несколько лет, и поток туристов резко увеличился: для наших соотечественников настал период открытия мира. Соответственно, и в святые места поехали не по вере, а по моде.

Так, гид рассказал мне буквально анекдотическую историю. В конце 1990-х в их края тянулось немало новых русских, в том числе натуральных бандитов. И вот снял один такой браток целый экскурсионный автобус. Едет: пальцы веером, глаза по полтиннику – достопримечательности разглядывает. А ему, значит, рассказывают: здесь Христос проповедовал, тут встречался с учениками, а в этом месте находилось его тело после того, как он был распят на кресте. Правда, судя по лицу нашего туриста, особого отклика эти слова в его душе не находят. И видя, что он ровным счетом ничего не понимает, экскурсовод решил пошутить. Когда их автобус проезжал мимо монастыря Святого Герасима, он на полном серьезе обратился к братку: «Рассказ Тургенева «Му-му» в школе читали? Герасима помните? Так вот, он после описанных событий с горя ушел в монахи и построил эту обитель». «Да-да, помню!» – оживился наш герой. И в глазах его впервые за все время путешествия проявился неподдельный интерес.

Тут уж хотите верьте – хотите нет, но реальную ситуацию тех лет этот рассказ действительно иллюстрирует.

Сегодня же я увидел несколько иную картину. Достаточно было просто понаблюдать, как по-разному ведут себя представители тех или иных народов на берегу Иордана. Католики пришли, вместе спели несколько песен, омочили в реке ноги. Крещеные корейцы ограничились общением с проповедником. И только русские надели специальные рубахи и уже под вечер стали купаться в холодной воде. В этом действе ощущалась какая-то истовость. Какое-то стремление. Видно было, как люди ищут веры. И чувство того, что народ находится в поиске чего-то важного, осталось для меня главным после этой  поездки.

Сейчас мы видим, как и внутри России многие потянулись к святым местам. Очереди у прорубей на Крещение тоже растут с каждым годом. Несмотря на мороз, тысячи наших соотечественников с энтузиазмом окунаются в ледяную воду.

 

Что это: вера или просто мода?

 

Раньше все было понятно: вера передавалась от отца к сыну, от деда к внуку. А потом эта связь времен прервалась на четыре поколения. Плюс усиленная пропаганда атеизма в советское время. Сам я в 1992 году, честно говоря, не знал толком, как правильно креститься.

Многие тогда смеялись над бывшими коммунистами, которые тоже потянулись в церковь. Мол, как же так: еще недавно отрицали веру, называли ее «опиумом для народа», а тут вдруг прозрели. Но для кого-то это было не столько лукавство, сколько попытка найти опору в изменившемся мире. В конце концов, каждый идет своим путем. И глупо было бы обвинять людей в том, что они чего-то еще не знают.

Пусть сегодня очередной неофит покупает рядом с великой святыней украшенный бриллиантом крест паломника за 500 у. е. Но, может быть, завтра он поймет, что дело не в стоимости крестика, висящего у тебя на шее, и не в том, где ты его купил. Однако, чтобы дойти даже до такого простого осознания, многим нужны своего рода костыли в виде простых и привычных вещей, знакомых обрядов.

Приобщение к традиции предков дает людям необходимую духовную опору. Именно эта религия, сложившаяся за тысячи лет, наиболее соответствует нашему менталитету. И пытаться реформировать ее в угоду меняющимся вкусам современников (а то и вовсе заменять чем-то другим), смерти подобно для народного сознания, которое только пробуждается на пути к Богу, к Святой Руси. Мы сравнительно недавно стали восстанавливать храмы. Только-только состоялось воссоединение Православных Церквей: Русской и Зарубежной. Да и нормальное взаимодействие РПЦ с государством наладилось лишь в последние годы.

Впрочем, сегодня взаимоотношения светской власти и духовенства нередко вызывают критику.

 

Справедливы ли такие упреки?

 

Путешествуя по святым местам, я вспоминал равноапостольную Елену – мать римского императора Константина. В четвертом веке она приехала в Иерусалим, точно установила, где разворачивались драматические события последних дней земной жизни Христа, и разыскала Крест Господень. Сын Елены, используя свои государственные полномочия, также приложил немало усилий для поддержки христианства.

То есть власть, когда она находится в толковых руках, способна сделать очень многое и в духовном плане. Как сделал это император Ашока для буддизма или ряд халифов для ислама.

Необоснованными кажутся и упреки, которые раздаются в адрес церкви по поводу ее взаимодействия с государством. Мол, по закону они отделены друг от друга, а на деле – не разлей вода. Да и от кого мы чаще всего слышим нечто подобное? Не от тех ли самых людей, которые выступают за проведение гей-парадов в центре Москвы, но в штыки встречают введение в российских школах курса «Основ православной культуры»?

Наблюдая за этим яростным сопротивлением, еще отчетливей осознаешь, что строительство национального государства не может проходить отдельно от поддержки православия. Наши противники в отличие от многих из нас прекрасно понимают: имея духовную основу в виде православной веры, русские станут заметно сильнее, чем были в период утраты своих исконных ценностей. Более того, сегодня понятно, что и само возвращение к русскому взгляду на мир возможно именно через нашу традиционную религию.

В одной из своих статей я написал, что русский – значит, православный. Тогда это было сказано скорее интуитивно. Но сейчас могу совершенно осмысленно повторить: именно признание себя православными является важнейшей частью процесса нашей самоидентификации. (Неслучайно, кстати, те же евреи определяют принадлежность к своему народу в первую очередь по религии.) Да и выделять русских исключительно по крови, к чему призывают крайние националисты, сегодня было бы занятием весьма затруднительным. Еслинесказать, бессмысленным.

Поэтому в плане духовного движения русского народа на пути создания национального государства едва ли можно переоценить важность того процесса, который мы наблюдаем сейчас. Я имею в виду возрождение православных традиций. Возвращение русских людей к Богу. Второе (и хочетсясказать, окончательное!) крещение Руси.