Александр Чернавский

Памяти православной журналистки монахини Агриппины (Григорьевой)

0

“Голос сердца. Теперь уже из вечности…”

В субботу, 28 марта, скончалась МОНАХИНЯ АГРИППИНА (в миру Алла Григорьева), член союза журналистов России.

В 1975 Алла Николаевна пришла на областное радио, и много лет вела вечерние эфиры, программы «Культура на селе», «Взрождение» , став одним из самых любимых и уважаемых радиоведущих.

В конце 90-х, приняв монашеский постриг с именем Агриппина, она продолжила свою деятельность в рамках областного ТВ, и стала единственной монахиней в стране , работающей на государственном канале. Её фильмы вышли и на всероссийский экран на каналах «Союз», а, впоследствии, и « Спас».

Агриппина ГригорьеваОна оказалась в ряду авторов, впервые рассказавших российскому зрителю о современном положении вещей в Православной Церкви, в перестроечное время, о возрождении Православия и старчества. Её работы много раз побеждали на международных и всероссийских конкурсах и кинофестивалях, и были высоко оценены и любимы Патриархом Алексием II. Она стала автором цикла фильмов «Пришедшие на запад солнца» , посвящённых православным центрам Америки, среди которых фильм «Джорданвилль», завоевавший особую популярность. Так же, благодаря матушке Агриппине (Григорьевой) зрители и слушатели впервые увидели и услышали проповеди и беседы с ее духовным отцом, знаменитым оптинским старцем, схиархимандритом Илием (Ноздриным).

Примерно месяц назад разговаривал с матушкой Агриппиной по телефону. И сразу обдало сердечным теплом, радостью от общения, от воспоминаний наших совместных дел, захотелось встретиться посидеть за чашкой чая, пообщаться, вспомнить наши “приключения”. Спросил матушку все ли она материалы обработала о нашей поездке 2003 года по Православной Америке. Сказала, что все обработала. Поинтересовался, как бы их получить, она сказала через Андрея Завражнова – фильмы и исходники. Думалось, найдется еще время для встречи, но Бог судил иначе… Во вторник, 31 марта мы с Андреем уже были на отпевании монахини Агриппины. На поминках была сердечная, домашняя обстановка, какую всегда создавала вокруг себя, как при жизни, так и на прощании матушка Агриппина. Собравшиеся делились воспоминаниями об этом удивительно добром и отзывчивом человеке, говорили, что неплохо бы все эти живые истории собрать и опубликовать, так как человек она была незаурядный, много сделавший для всех нас на своем журналистском послушании. Да, она всеми силами служила   утверждению в нашем народе веры православной, поддерживая своими репортажами дела добра, а в последнее время, оказавшаяся ни кем не востребованной и   даже гонимой своим профессиональным сообществом.

Не откладывая на потом, постараюсь внести свой скромный вклад в дело памяти монахини Агриппины (Григорьевой) – этой православной подвижницы, одаренного многими талантами человека.

Познакомились мы в Оптиной пустыни в 2002 году. Готовя первое паломничества делегации РПЦЗ по России, заезжал с организаторами за благословением и поддержкой к отцу Илию. При отъезде у машины разговорились с общительной монахиней-журналисткой Агриппиной, которая оказалась духовным чадом отца Илия. Рассказал ей с чем мы приезжали в Оптину, поделился своими впечатлениями о встречах с американским православием. Матушка Агриппина сразу оживилась и призналась, что очень почитает отца Серафима (Роуза). У меня с собой была частица рясы отца Серафима отрезал и подарил ей кусочек. С радостью поведал о моем пути к отцу Серафиму, как радостно было трудится и молится в Платине. На последок сказал: – “Давайте сделаем фильм, о предстоявшем паломничестве РПЦЗ. Если фильм понравится – поедем снимать к отцу Серафиму в Платину”. Эта встреча оказалась промыслительной.

Бог благословил, при активном участие Андрея Завражнова, мы уже встретились со съемочной группой и матушкой Агриппиной на корабле, который отходил с паломниками из Москвы в Санкт-Петербург. Паломничество предполагало поклонение православным святыням, расположившимся вдоль главной речной артерии России – “Волго-Балта”. На корабле для матушки началась киношная работа, по запечатлению этого исторического события. Было много волнующих встреч, сердечного общения, были и искушения. Здесь встретились люди, которые потом помогут в осуществлении дальнейших наших проектов: – Вячеслав Трегубович, Мирослав Гришин, отец Валериан Лукьянов и другие. Православные сердечные люди, приехавшие из многих уголков Земли, русские просторы, свежесть речного и озерного воздуха, прикосновение к множеству древних святынь, давали чувство особой соборной радости. Мы все были живыми свидетелями исторического чуда – чуда взаимной молитвы, чуда покаяния и примирения. Матушке Агриппине своей режиссерской работой удалось все это передать. Фильм “Возвращение на Родину” получился. Уже через несколько месяцев живая весть -фильм, созданный матушкой Агриппиной, разлетелась по многим приходам РПЦЗ. Русские люди, жившие за рубежом, с времен первой политической эмиграции, судившие о России по своим СМИ, заново открывали для себя Россию. Участники и организаторы паломничества высоко оценили режиссерскую работу матушки, и мы, со съемочной группой, вдохновленными успехом, стали собираться в Америку для съемок материалов о ее православных центрах.

Сборы в заокеанскую командировку были очень динамичными. Матушке Агриппине было всего тяжелее из нашей группы, в которую входил оператор -Володя Шепелев, она – режиссер и я, как проводник. Мать Агриппина очень волновалась, как будем питаться, где жить, где спать, как передвигаться по незнакомой и неизведанной для нее Америке. (Как потом призналась, она страдала уже тогда тяжелой формой сахарного диабета) Материальные ресурсы по американским меркам были весьма скромные, помимо купленных билетов и виз, только 1000 долларов на всё и про всё. Знали, что препятствия и искушения нам будут встречаться на каждом шагу, а как же без этого. Но мы все верили, что по молитвам отца Илия наша поездка состоится.

При собеседовании в посольстве США было много отказов, это добавляло волнений для всех. Перед моим собеседованием, к примеру, человек десять вышли с грустными физиономиями, сразу понятно -отказ. Помню расстроенную бабушку, которую не пустили даже проведать своих внуков. Захожу на собеседование с офицером посольства, он видя мою бороду спрашивает: -Вы верующий? -Да. -Какой любимый стих из Евангелия? – Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла: – “Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего.. -Мой тоже!” – отвечает, и ставит разрешительный штамп на визу. Вылетаем через несколько дней… Летим. Приземляемся в Нью-Йоркский аэропорт Джона Кенедди поздно вечером, нас никто не встречает. Утомительный 9-ти часовой полет, смена часовых поясов, встреча с неизведанным и непредсказуемым тяжела даже для подготовленных людей. Матушка в расстроенных чувствах, ведь у нее сахар в крови в любую минуту может подняться. Звоню Вадиму Арефьеву (сейчас уже иерей Вадим – настоятель храма Новомученников российских в Нью-Йорке), говорит подождите, подъеду. Оператор Володя выходит на свежий воздух и возвращается с открытым ртом: – ” Выхожу на улицу , а там одни иномарки!” (в 2003 году – это было в диковинку). Вадим подъехал и провез нас по ночному Нью-Йорку, так начали снимать первые материалы по Америке. Разместили матушку Агриппину у одной доброй женщины, накормили, устроили хорошо, после первого стресса она успокоилась. Мы с Володей остановились у друзей. Утром отправились в Джорданвилль на машине Вадима. Погода была хорошая, за часов пять домчались до Свято-Троицкой обители. В Джорданвилле нас сердечно встретил инок Всеволод (Филипьев), который много сделал для того, чтобы эта поездка состоялась. Взяли благословение у владыки Лавра и приступили к съемкам. Показывали матушке и снимали вместе с отцом Всеволодом сюжеты Джорданвилльской жизни, те места и истории, что могут вызвать интерес у православного зрителя в России. Володя Шепелев – оператор не расставался с камерой круглосуточно. С раннего утра снимал туманы, россу, монастырь, ночью -таинственные огни часовен, огни лампад на монашеских могилах. Ту – неповторимую и дорогую для православного сердца, атмосферу надежды на воскресение Святой Руси, надежду многих русских людей, молившихся здесь, сумевших сохранить здесь в изгнании и послании дух святорусского предания. Инок Всеволод (Филипьев) со знанием дела поэтически все это преподносил. Несколько дней беспрерывных съемок позволили снять летопись Джорданвилля, съемок которой не было у его обитателей. Совместное творчество нашей дружной команды отразилось в нескольких фильмах, наиболее популярных сейчас в России, – “Джорданвилль” и “Джорданвилль -2”. Женское, сердечное восприятие и отражение православной заокеанской обители, матушкой Агриппиной, далекое от политики, от взаимного недоверия, сыграло важную роль в деле снятия старых клише и штампов. Это было в 2003 году предтечей будущего восстановления канонического общения.

Я все время торопил группу, так как хотелось побольше отснять, проехать по многим местам Зарубежной Руси. Следующим местом съемок был Лейквуд. Отец Валерьян Лукьянов- настоятель местного храма благоверного князя Александра Невского, встретил нас как старых друзей. Во время паломничества в Россию он был в центре внимания съемочной группы матушки Агриппины и много рассказывал интересного. Фильм “Воспоминания у лесного озера” о днях в Лейквуде получился каллоритным и содержательным. Затем отец Валериан помог нам приобрести недорогие билеты в Сан-Франциско и следующей точкой была Калифорния. Но здесь не обошлось без искушений. В аэропорту Сан-Франциско нам не выдали багаж матушки Агриппины, он потерялся. В багаже кассеты с 32-х часовым, отснятыми с большими трудами, бесценными материалами. Несмотря на искушения, Матушка Агриппина вела себя спокойно, достойно, но мне пришлось поднимать все американские службы, в результате, на следующий день, багаж был доставлен к месту нашего проживания в Сан-Франциско. Собор “Всех скорбящих радости”, построенный святителем Иоанном (Шанхайским и Сан-Франциским), встретил нас своею неповторимой пасхальной радостью, но нам хотелось все успеть -приложиться к святыням, поставить свечи и помолиться, и снимать, снимать и снимать. Затем был приют Тихона Задонского, встречи с духовными чадами святителя Иоанна, с местом его молитвы, жизни и служения. Не удержались мы и от осмотра достопримечательностей города: – побережья океана, знаменитого моста, парков, памятников. В Сан-Франциско на помощь к нам приехал мой друг – участник паломничества по Волге- Вячеслав Трегубович, который специально приехал в Сан-Франциско, из другого штата, где работал, чтобы отвезти нас в Платину. И вот наступила долгожданная поездка в Платину. Отец Серафим (Роуз) звал и встретил монахиню Агриппину, и всех нас своей особой молитвенной благодатью. Приехали в монастырь преподобного Германа Аляскинского поздно вечером. Монахи, завершавшие вечернее молитвенное правило были безмерно удивлены нашим русским ночным “нашествием”. Олени, белки и даже ночью медведь грызли поинтересовались странными паломниками из России. А Агриппина ходила, снимала и вынашивала замысел фильма “Странник, пламенеющий к небесам”. Моя торопливость, казалось подвела группу. Я гнал всех скорее в Калифорнийский аэропорт, до которого было несколько часов езды. Боялся опоздаем к возвращению в Нью-Йорк. Поэтому удалось помолиться, пообщаться с монахами, поснимать в Платине только один день. Затем Слава Трегубович – опытный гонщик, побив все рекорды передвижения по горным серпантинам, доставил нас вовремя, за час до регистрации в аэропорт. Но оказалось, что я перепутал дату вылета и у нас еще есть день для Калифорнии. По телефону вернули Славу, который уже умчался за несколько десятков километров. И поехали снова в Сан-Франциско на ночь глядя. Нежданных, ночных гостей отец Петр Перекрестов разместил в   доме почившего владыки Антония (Медведева). Дом шел под снос и в нем никто не жил. Мы были счастливы пожить в келье владыки, открыли там для себя много интересного и полезного. Утром к нашей великой радости удалось всем причаститься в соборе “Всех скорбящих радости” у раки с мощами святителя Иоанна, наверное для этого мы и возвратились. Сначала вышла заминка – канонического общения с Московской Патриархией еще не было и не все клирики РПЦЗ причащали монашествующих из России, но молитвенное устремление матушки Агреппины оказалось сильнее всех преград – ее причастил отец Петр Перекрестов. Стремление души Аллы Николаевны Григорьевой к небу еще в начале 90-х заметил духовник Оптиной – схиигумен Илий. Однажды, во время съемок материалов о возрождении веры православной, отец Илий, уже тогдашний ее духовник,  спросил между делом: – Когда монахиней будешь? Задумалась Алла Николаевна серьёзно о своей жизни, о грядущей вечности и   через некоторое время в Шамардино ее постригли прямо в рясофор с именем Агриппина. Настоятельница монастыря спросила схиигумена Илия: – “А почему не в инокиню?” Отец Илий сказал -уже готова в мантию.

И, когда мы стояли с множеством монахинь и мирян на литии, на кладбище при погребении матушки Агриппины, все сердцем почувствовали, что она уже была готова для вечности.

Остановить травлю православного воспитания детей в приемных семьях

0

Публикуем обращение координатора Родительского комитета «За православное воспитание детей» Александра Чернавского о событиях в с. Мосейцево, которые послужили травлей и нападок на православное воспитание и ставят под угрозу возможность православного воспитания детей в приемных семьях. Также подобное заявление направлено в Госдуму с просьбой оградить православные приемные семьи от этих нападений.

 

Уважаемая редакция! Обратиться к Вам нас побудили события, которые ставят под угрозу возможность православного воспитания детей в приемных семьях не только в Ярославской области, но и во всей Российской Федерации.

Несмотря на то, что общие нормы православного воспитания проверены тысячелетней историей существования нашего государства, многие из них могут оказаться не соответствующими «нормам» современного общества.

Так, дети в православных семьях ограничены в питании во время церковных постов, в пользовании компьютером, в частности, интернетом, в просмотре телевизионных программ, в чтении определенной литературы, в развлечениях, и т.п. Кроме того, дети посещают церковные службы. Для них является обязательным участие в церковных Таинствах Исповеди, Причастия и других, без которых духовно-нравственное воспитание сводится к нулю. Согласно пятой заповеди Декалога дети обязаны во всем подчиняться родителям и уважать их.

Согласно статье 63 Семейного кодекса Российской Федерации именно на родителей возлагается «ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами». Следовательно, именно родители определяют, что является «нормой» воспитания для их детей.

Приемные православные родители, которые взяли на себя высокую ответственность и тяжелую ношу растить и воспитывать брошенных, очень больных детей испытывают сейчас информационное, психологическое и силовое давление от Следственного комитета Ярославской области. Клеветническая компания, развязанная против семьи Любимовой Людмилы Павловны в Российских и ярославских СМИ три года назад, дала свои горькие плоды.

В селе Мосейцево Ростовского р-на Ярославской области, где проживает семья Любимовой Л.П. 22.11.2014 г. скончалась приемная дочь Людмилы Павловны тринадцатилетняя Татьяна. Мать сама вызвала фельдшера и полицию, и теперь взята под арест по подозрению в убийстве. Остальные пять ее дочерей теперь находятся в органах опеки, и возвращать матери их никто не собирается. Более того, под шумок и без всяких оснований забрали и трех приемных дочерей близ живущей Роговой Н.Г. Таким образом пострадало целых две семьи. Любимова Л.П., сама имея высшее педагогическое образование и вырастив собственную дочь, решила остаток своей жизни посвятить служению ближним. Для этого она взяла на воспитание, шесть брошенных двух-трех месячных девочек с тяжелыми наследственными заболеваниями и психическими отклонениями и на протяжении тринадцати лет заменяла им родную мать. Архиепископ Кирилл, занимавший в то время Ярославскую и Ростовскую кафедру, был хорошо знаком с этими семьями, молитвенно поддерживал их, бывал у них в гостях, и по его приглашению они часто посещали его архиерейские службы. Девочки находились на домашнем обучении по программе 8-й коррекции, т.к. мать оберегала их психику от лишних эмоциональных перегрузок, а нравственность – от разврата, который зачастую в той или иной форме окружает детей в современной школе. Существовали эти семьи на свои средства и на пожертвования добрых людей, которым небезразличны судьбы молодого поколения, которые понимают, как важно вырастить из ребенка не эгоиста и только лишь потребителя, но православного, честного, доброго человека и которые переживают, что молодежь гибнет от безверия, от различных пороков, а общество при этом остро нуждается в оздоровлении. Но это невозможно осуществить без веры в Бога, без церковных Таинств. Воспитание детей давалось нелегко, но мать, с упованием на Бога, старалась приучать их к храму, к труду, дома читали Евангелие, Псалтирь, жития святых. Все дети очень любят церковное пение. Девочки все время были заняты полезным и интересным трудом, помогали ухаживать за животными, ухаживать за огородом. Кому-то пришло в голову поставить эти православные семьи в разряд сектантов только потому, что они старались оградить детей от тлетворного влияния современного мира.

Людмила Павловна не отказывала во временном пристанище женщинам с детьми, оставшимся без крова, приглашала в гости, знакомила с жизнью православных христиан, вела воскресную школу в с. Мосейцево. Как-то к ней привезли психически больную женщину Марину (ее диагнозы подтверждаются) с тремя малолетними дочерьми. Их приютили, кормили, одевали, а Марина в меру сил трудилась по хозяйству. Прожив какое-то время, она уехала, оставив своих детей в доме Любимовой, скиталась по Ярославлю и попала в дом к Ирине Алексеевой. И вот, у Ирины Алексеевой была состряпана легенда (по какой причине – остается догадываться) о том, что «в приюте Марину с детьми избивали, морили голодом, сама она работала за миску похлебки и кусок хлеба в день, что детей у нее отобрали и не пускают к ним и т.д.» После жалоб Алексеевой и Марины органы опеки неоднократно проводили проверки в семье и приходили к выводу: все в порядке.

Но спустя некоторое время вновь поднялась волна клеветы на невинных людей, вновь их подвергли травле. В июле 2012 года начались «бандитские нападения» (иначе и не назовешь) на детей и взрослых членов приемных семей со стороны нахрапистых «бригад» журналистов. По нескольку часов в день велась осада домов №№ 37 и 67, в доме Любимовой Л.П. был произведен допрос детей в ее отсутствие (ее увели при этом в соседний дом) сотрудниками ПДН г. Ростова, во время которого случилось вопиющее нарушение этических норм: была открыта тайна усыновления (удочерения). Одна из дочерей Любимовой Л.П., а именно трагически скончавшаяся Любимова Татьяна Николаевна, очень болезненно это переживала, часто плакала и кричала: «Как я теперь буду жить, у меня не мать, а мачеха!» И без того больной ребенок, она, вдобавок, пережила и тяжелый психический стресс.

После этого «нападения» начались постоянные визиты большого количества людей из правоохранительных органов, допросы всех проживающих там (кто под руку попался), в том числе больных и пожилых. Во время первого нападения всех взрослых из 65-го и 67-го домов завели в автобус и держали там 6 часов, грубо нарушая их права и презумпцию невиновности! После допроса старый печник на следующий день попал в больницу с инсультом, а бывшей там бабушке Лидии стало плохо с сердцем. Позже схватили во дворе пожилую женщину Зинаиду, которая после допроса попала в больницу и через месяц умерла. Велись многочасовые допросы, ответы записывались следователем Егоровым, но с искажениями, выгодными ему. Женщины торопились к оставленным без присмотра детям, были утомлены допросом, и в таком состоянии их принудили подписать чистые, незаполненные бланки. Что потом на этих бланках написали следователи? Позже эти женщины отказались от своих подписей.

В течение почти года продолжалась травля православных семей и их помощников, продолжались визиты сотрудников правоохранительных органов. Кто их присылал? По чьему приказу они приходили? По чьей жалобе? На каком основании затеяно это преследование? В феврале 2013г. клеветнические материалы (по определению выигранного суда) были опубликованы в газете «Комсомольская правда» в №№ 20 и 21 за 12 и 13 февраля и в других СМИ, в том числе и по телевидению. В интернете вылили более 700 страниц грязи, на Любимову Л.П. буквально натравливали людей: «Ее надо утопить», «Вы – мужики или…», – вот такими комментариями пестрило интернет-пространство, зачастую встречались и нецензурные выражения. Над домом стал с непонятными целями кружить вертолет. В феврале телевизионщики в течение 2-х суток осаждали дома №№ 37 и 67, стучали во все окна, кричали, направляли мощные софиты в окна, вели себя как настоящие дикари. Взрослые с детьми прятались в туалете и молились, чтобы уберечь детскую психику от очередной травмы. При таком прессинге психика не выдерживала не только у детей, но и у взрослых. Дети плакали, по ночам плохо спали, звали мать, потеряли аппетит. Любимовой Л.П. пришлось целый год искать правды в разных инстанциях, вплоть до Москвы, ездить по судам. Детей в это время приходилось оставлять со знакомыми. Конечно, они были не одни, но этим детям с израненной психикой нужна была мать, ее постоянное внимание. А без нее дети, что называется, отбивались от рук. И только после того, как по сигналу из Москвы травля притихла, Любимова Л.П. вернулась к воспитанию детей, и обстановка в семье нормализовалась. Только одна из девочек, Татьяна, и без того имевшая диагноз с рождения, так и не оправилась от психической травмы: требовала к себе повышенного внимания, устраивала истерики, билась головой о стены, разбивала стекла, сносила дверь, прыгала со второго яруса кровати вниз головой, отказывалась от еды.

И вот, случилось так, что 22 ноября 2014 года 13-летняя Татьяна Любимова внезапно умерла. Людмила Павловна не собиралась скрываться, сама вызвала полицию и скорую помощь, но с ней сразу стали обращаться как с преступницей, взяли под арест и отобрали у нее остальных пятерых девочек, которых привезли в Ярославль, в социальный центр «Медвежонок», сняли с них их одежду, надели джинсы, остригли волосы, вручили каждой по сотовому телефону, подкупали мороженым, сладостями, обещаниями и заставляли клеветать на мать, давать ложные показания. С каждой из них по одному часу каждый день работал психолог, и по наводящим вопросам умственно-отсталые несовершеннолетние (!) дети дали показания против матери. И только на основе этого незаконного допроса было состряпано обвинение в адрес Л.П.Любимовой.

Дальше – больше. Отобрали детей без всяких на то оснований и у Натальи Роговой, не дают ей с ними увидеться. Эти девочки воспитывались в православной среде, их ограждали от грязи мира, и страшно становится за их будущую судьбу: они лишены теперь возможности ходить в храм, причащаться, их души отравляются чуждой духовной атмосферой – телевизор, интернет, развлечения, и т.д. «Добрые» дяди и тети уж точно сделают все, чтоб выветрить из их душ светлое, святое, – то, что было насаждено их матерью Любимовой Людмилой Павловной. На данный момент девочки еще держатся и не отказываются от матери.

С надеждой на Вашу информационную и политическую поддержку, на Ваше понимание, обращаемся к Вам за помощью.

Гонители и разрушители Церкви были во все времена. В прошлом веке сатанисты сокрушили Церковь почти до основания, но в душах христиан осталась вера, что привело к возрождению Православия в нашей стране. Но мы видим, как новая волна гонений бьёт по умам и сердцам людей, ломает волю человека.

После клеветы в «Комсомолке» был суд по восстановлению чести и достоинства Любимовой Л.П. Материалы, размещенные в «Комсомольской правде», были признаны судом клеветой. Газета выплатила штраф 500 000 рублей.

Мать отняли от детей, навязали детям другой образ жизни, эти дети – православные, но их оторвали от молитвы к Богу, от Св. Таинств. Если детей не вернуть к их матерям, они скорее всего будут ввергнуты в бездну греха, и некому будет их остановить, образумить. Психика детей, и без того имеющих медицинские диагнозы, будет сокрушаться и ее доведут до нервного срыва. Как можно оставить несовершеннолетних детей без матери? И все это произошло из-за наглой лжи, что она будто бы убила ребёнка, и будет продолжать убивать других детей.

Просим вас оказать информационную поддержку православным приемным семьям.

Александр Чернавский, координатор Родительского комитета «За православное воспитание детей»

Четвертую годовщину памяти митрополита Лавра отметили в церкви Святителя Николы на Берсеневке

«Логично и почетно…»

Промыслительно храм Николы Чудотворца на Берсеневке был выбран местом молитвенного поминовения Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей митрополита Лавра. Настоятеля храма – игумена Кирилла (Сахарова) все три года после кончины митрополита Лавра приглашали на  вечера памяти в Центр Русского Зарубежья, где он традиционно духовно укреплял всех, собирающихся почтить светлую память владыки.  В этом году игумен Кирилл пригласил почитателей приснопоминаемого Владыки к себе. 16 марта в 13.00 игумен Кирилл (Сахаров) – настоятель храма Николы Чудотворца на Бересеневке совершил панихиду по старому обряду, перед началом памятной встречи о Митрополите Лавре, в своем храме.

 

В своем слове игумен Кирилл остановился на основных жизненных вехах Владыки Лавра. Из его уст рассказ об исторической личности, и вместе с тем о родном и добром пастыре, Русского Православия звучал особенно проникновенно.

 

«То, что этот день памяти проходит в нашем приходе – это логично и почетно для нас. В 2005 году Митрополит Лавр в один из самых трудных периодов жизни нашей общины приехал и поддержал нас, став нашим почетным Попечителем. Его молитвенное попечение мы чувствовали и чувствуем все эти годы. Высокопреосвященнейший Митрополит Лавр (в миру Василий Михайлович Шкурла) родился 1 января 1928 года в Ладомирове, в так называемой Пряшевской Руси. Он происходит из той героической части православного русского народа на Карпатах – прародины славянства, – которая, несмотря на многовековое тяжкое иго и невероятные притеснения и угнетения иноверцев и иноплеменников, твердо хранила свою святую православную веру, даже под личиной насильственно навязанной унии с Римом, и свое национальное русское самосознание. Крещение младенца Василия совершил начальник Православной миссии в Словакии архимандрит Виталий (Максименко), впоследствии известный иерарх Русской Зарубежной Церкви (бывший священно-архимандрит Почаевской Лавры и восстановитель церковной типографии). Владыка Виталий был не только настоятелем обители, но и основателем братства преподобного Иова Почаевского. И не случайно в Джорданвилльском монастыре – в некотором смысле преемнике ладомировской обители – типографское братство тоже носит имя почаевского подвижника. Здесь же находится и икона преподобного с частицей его святых мощей».

Произносивший памятное слово игумен Кирилл (Сахаров) сказал о своей духовной связи и с Почаевской Лаврой, где он подвизался в конце 70-х годов, и через нее с приснопоминаемым Владыкой Лавром. Единые духовные истоки особо сближают и объединяют, и в этом есть своя «логика»  дальнейших событий.

 

«Послушанию в типографии будущий Владыка Лавр, впоследствии, отдаст не один день своей жизни.

 

В 5-6 лет он начал уже прислуживать по праздникам в храме, вставал с братией на полунощницу в 4 часа утра, выстаивал неукоснительно все длинные монастырские службы, ревностно выполнял возлагаемые на него посильные послушания… Он был тих, молчалив и послушлив».

 

Учиться послушанию у Владыки нам необходимо всю жизнь, как и скромности, и тишине. И что очень важно нам нужно учиться выполнению завещаний своих духовных учителей.

 

«Владыка Виталий Максименко – крестивший маленького Васю, своим завещанием оставил Владыке Лавру драгоценный и памятный наперсный крест, полученный им от Союза русского народа. О его ценности и значении Владыка Виталий высказался однажды так: “Из всех церковных предметов, которыми я владел в течение моей церковной службы, сохранился у меня, как самое дорогое, наперсный крест, поднесенный мне, архимандриту, от Волынского союза русского народа. Я им особенно дорожу…”

 

Неоценимо влияние на Владыку Лавра самого Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле. “Я, можно сказать, вырос в этой обители” – вспоминал неоднократно Владыка.

 

1960 году он был назначен на должность инспектора семинарии. Одновременно, в течение ряда лет он исполнял в монастыре послушания секретаря духовного собора и заведующего книжным складом и экспедицией монастыря. В 1966 году отец Лавр совершил поездку в Сан-Франциско, где участвовал в отпевании и погребении Святителя Иоанна (Максимовича).

 

Те, кто его знал с ранних отроческих лет, отмечают в нем редкое качество – в связи с возрастанием духовным и возвышением церковно-административным в нем не замечалось перемен, устоявшихся смолоду иноческих свойств. Уже, будучи инспектором семинарии, и читая лекции по одному из серьезнейших предметов, он, если дело требовало, и на огромном монастырском кладбище могилу мог выкопать, и, в порядке монашеского послушания, на кухне поваром работал, и в коровнике трудился. Вся переписка в монастырской канцелярии была на его плечах, сам вел, если обстоятельства требовали, упаковку монастырских изданий заказчикам. Не было работы, которую он считал неподходящей его сану или положению. В субботу 12 августа 1967 года, согласно определению Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви, состоялось наречение архимандрита Лавра во епископа Манхеттенского. В слове при наречении он говорил: “В настоящие, священные и, вместе, страшные для меня минуты, когда по воле Божией, вы, святые Владыки, и Священный Собор Русской Зарубежной Церкви призывает меня, недостойного, к епископскому служению: что могу сказать аз, многогрешный? Страх и трепет прииде на мя…” В заключительных словах новонарекаемый смиренно просит: “Богомудрые Архипастыри, помолитесь, чтобы Господь помог мне быть твердым неподкупным хранителем живоносных заповедей и преданий Православной Церкви, не на словах только, а, самое главное, на деле. Молю вас, не переставайте укреплять меня, неопытного, вашими назиданиями”.  Вот это пример обращение к опыту старших тоже является для нас примером послушания, мудрости и смирения.

 

13 августа 1967 года, накануне Успенского поста, 5 архиереев; в числе которых, Преосвященные архиепископы Вашингтонский и Флоридский Никон (Рклицкий) и Сиракузский и Троицкий Аверкий (Таушев), возглавляемые Высокопреосвященнейшим Митрополитом Филаретом (Вознесенским), в Синодальном соборе в Нью-Йорке совершили его хиротонию.

 

Став Первоиерархом, Владыка продолжил нести свое прежнее послушание настоятеля Свято-Троицкого монастыря и главного редактора всех периодических изданий Свято-Троицкого монастыря на русском языке, а именно журналов: “Православная Русь”, “Православная жизнь” и “Православный путь”.

 

17 мая 2007 года в Храме Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр, Председатель Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви подписали Акт о каноническом общении. Затем иерархи Русской Церкви в Отечестве и Зарубежье совершили первую совместную литургию, положившую конец многолетнему разделению.

 

16 марта 2008 года, через год после примирения двух ветвей Русской Православной Церкви Высокопреосвященнейший Митрополит Лавр преставился ко Господу.

 

Не так много ли  на земле было Владык, которые имели за своими плечами сорок лет архиерейского служения, семьдесят лет монашеских подвигов.  Как с начала своего монашеского пути, так и до последних дней своей земной жизни его ровный, кроткий нрав, вносил и вносит сейчас, мир и тихую радость даже в самые мятежные души. Повторю то с чего я начал свое слово. Логично и почетно для нас, что четвертая годовщина памяти Первоиерарха РПЦЗ Митрополита Лавра проходит в нашем храме».

 

Все собравшиеся в храме, затаив дыхание, слушали полные сыновней любви слова игумена Кирилла. Солнечный свет, освещающий расписанные древней росписью стены, белые облачения, великопостная молитвенная собранность древнего русского храма, подчеркивали особую торжественность дня памяти истинного хранителя Русского Православия- Митрополита Лавра, избравшего это место для сбора продолжателей своего дела. В трапезной, по – домашнему уютной обстановке, своими воспоминаниями делились те, кто знал Владыку Лавра многие годы, те, кто встречались с ним, те  кто почитает его память. По благословению настоятеля храма – игумена Кирилла Татьяна Васильевна Филипьева приглашала выступающих, которые живо откликались и  делились своими воспоминаниями и мыслями.

 

Гости были из многих московских приходов, из Санкт- Петербург, из Подмосковья, даже приехал отец Гермоген с Афона. Приветствие инока Всеволода с Афона зачитала его мама- Т.В Филипьева:- «Сердечно приветствую вас, собравшихся почтить память митрополита Лавра. «Молитвенно разделяю Вашу любовь к нашему приснопоминаемому авве. Неоднократно посещал он Удел Пресвятой Богородицы – Святую Гору Афон. На Афоне владыка поддерживал связь со многими подвижниками молитвы, например, с русским старцем Никодимом Карульским. А известный сербский схиархимандрит Стефан Карульский считал митрополита Лавра своим духовным наставником. Когда владыка Лавр посетил на Афоне знаменитого греческого старца Порфирия незадолго до его кончины, то старец Порфирий воздел руки вверх и произнес: «Великий архиерей!» Митрополит  Лавр наставлял стремиться, прежде всего к смирению, покаянию и молитве.  Будем стараться следовать его заветам».

 

О своих встречах с  Митрополитом Лавром рассказали  Татьяна Филипьева, Сергей Кузнецов- главный редактор журнала «Большой Вашингтон», Александр Чернавский – главный редактор издания «Российское искусство»,  прихожане храма.

 

На памятную встречу в храм Николы Чудотворца на Берсеневке  пришли Алексей Сенин – главный редактор «Русского вестника», Марк Любомудров – Вице-президент Международного фонда славянской письменности и культуры, Сергей Чесноков –президент «Международного фестиваля по защите традиционных ценностей «За жизнь», Олег Фомин –редактор газеты «Вефлиемский глас» и многие другие, кому дорога память приснопоминаемого Владыки Лавра.