Есть потенциальная угроза от того, к чему власти в Киеве настойчиво стремились. Ассоциация с Евросоюзом грозит обернуться грандиозным переделом имущества.
Одесса славится среди туристов не только пляжами, но и обилием архитектурных памятников. В основном дореволюционной постройки. И теперь наследники бывших домовладельцев смогут заявить свои права на эти красивые особняки. Как случилось с дачей барона Рено, после революции бежавшего во Францию. Особняк давно перестроили в многоквартирный дом. Но несколько лет назад в Одессе объявилась баронесса Рено с претензиями на наследство. И после того как Украина подписала соглашение о евроассоциации, у баронессы есть все шансы вернуть себе здание.
“Закон о реституции, о восстановлении имущественной реституции – это условие приближения страны к Евросоюзу, даже на уровне ассоциации, – говорит журналист Владимир Скачко. – Приоритетно европейское законодательство. Под него должно равняться национальное законодательство любой страны, которая хочет войти в ЕС. Это будут большие проблемы, большие слезы”.
Какими проблемами может обернуться вступление в силу закона о возврате собственности, уже поняли в Чехии. Например, жители микрорайона в Праге квартиры здесь начали покупать 12 лет назад. А потом появились бывшие владельцы участков, на которых построены дома, и предъявили свои права на землю.
“Никто нам не сообщил, что возможны проблемы с земельными участками. Нам сказали, что через какое-то время этот участок будет наш. Мы подписали договор, в котором была указана цена, по которой мы его покупаем. А оказалось, что эта компания теперь не имеет права на эту землю”, – рассказывает Зденек.
“Мы платили одному хозяину несколько лет за участок. А теперь появился другой хозяин. Они все зарабатывают на нас!” – сказала Тереза Главачкова.
Пока идут суды, люди надеются, что жилье у них все же не отнимут. Однако опыт других стран показывает: закон в таких случаях – на стороне наследников. Волна судебных исков в 90-х захлестнула и Прибалтику. Бывшим владельцам массово возвращали не только недвижимость, но и земли и даже леса. Причем из тех, кто претендовал на возврат имущества, лишь 68 процентов имели латвийское гражданство.
“Это не было связано с гражданством. Многие граждане Израиля, американцы получили обратно, потому что их предки эмигрировали. Они доказали это и потом могли делать с этим имуществом что пожелали”, – говорит премьер-министр Латвии в 1994-1995 гг. Марис Гайлис.
Только по предварительным данным общественных организаций, с имущественными претензиями к Украине уже готовы выступить около 80 тысяч поляков – в довоенные годы им принадлежали внушительные земельные угодья в Львовской области. А также литовцы, евреи, десятки тысяч этнических украинцев, которые были депортированы советской властью в Сибирь, Казахстан и другие регионы бывшего СССР. Претензии наверняка возникнут и у граждан Румынии, Венгрии и Словакии, часть территорий которых отошла к Украине по итогам Второй мировой войны.
“В общей сложности это может быть до полутора миллионов исков. По каждому из них сумма может исчисляться тысячами, сотнями тысяч долларов. В результате это гигантская сумма, сравнимая с внешним долгом Украины, а он уже подходит к 100 миллиардам долларов”, – говорит президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко.
Закон о реституции – возврате утраченной собственности бывшим владельцам – хоть и внесен в украинский парламент, но рассматривать его Верховная Рада не торопится. Однако депутатов может поторопить Евросоюз.
Между тем, многие украинцы и не знали о том, что европейский курс может обернуться для них имущественными спорами.
“Теоретически у каждого объекта может быть несколько собственников. У одних отобрали, потом у других. Скорее всего, будет неразбериха”, – сказала Наталья.
“Хоть это восстановление прав одних, но нарушение прав других, которые пользуются имуществом, как правило, по законодательству того времени, когда приобреталось. Возникает вопрос – будет ли им это компенсировано как-то? Это ложится на плечи государства и, соответственно, на наши плечи как налогоплательщиков. Отношение неоднозначное к реституции”, – отмечает Александр.
“А Украина может претендовать на какие-то земли? Если может – хороший закон, если нет, то нет”, – говорит Татьяна.
По мнению юристов, как раз у украинцев, которые захотят вернуть утраченную собственность, могут возникнуть проблемы. Дело в том, что во время гражданской и Великой Отечественной войны большая часть архивов на территории страны была уничтожена, а вместе с ними и документы, подтверждающие права бывших владельцев и их наследников на недвижимость и земли.