Site icon ИА Русские новости

Арктика: Холодное дыхание большой войны

Арктика: Холодное дыхание большой войны


И на Западе, и в Москве готовятся спор за ресурсы океанского дна решать силой оружия


Недавно по обе стороны Атлантики произошли два знаменательных события. В Лондоне опубликован совместный доклад министерств обороны и иностранных дел этой страны «Стратегическое значение Арктики для Великобритании». Главный вывод этого аналитического документа: вооруженные силы Соединенного королевства «ужасающе не готовы» к будущим военным операциям в высоких широтах. Британские военные эксперты убеждены, что их флот слишком плохо оснащен, чтобы противостоять претензиями других государств на арктические территории. В докладе говорится, что увеличивающееся по мере таяния ледников водное пространство создаст «новый территориальный фронт» и значительно сократит время перевозки грузов морскими путями, а Британия будет втянута в конфликты, связанные с поддержкой союзных государств. Одной из грядущих проблем доклад называет «передовое развертывание надводных кораблей в ранее недоступных районах или военное присутствие в оспариваемых территориальных водах». Ни один британский корабль, в том числе новейшие эсминцы проекта 45, не предназначены для действий в холодном климате, говорится в докладе.



В те же дни в набат ударили и в Соединенных Штатах. 12 августа командующий Агентства береговой охраны США адмирал Роберт Папп выступил на заседании подкомитета по океанам, атмосфере, рыболовству и береговой охране комитета по торговле сената, которое состоялось в Анкоридже, штат Аляска. «Возможности Агентства береговой охраны в Арктике очень ограничены, в районе северного шельфа у нас нет ни ангаров для самолетов, ни стоянок для судов, ни баз для проживания личного состава. Агентство располагает всего одним действующим ледоколом», – пугал сенаторов адмирал. По его оценке, в настоящее время его подчиненные уже вынуждены действовать в невыгодных условиях. Имея стареющий состав кораблей и самолетов, ведомство находится в середине трудного и дорогостоящего пути модернизации сил, посетовал Папп.



Когда сразу в нескольких странах высокопоставленные люди в погонах в трагических нотах описывают военно-политическую ситуацию в одном и том же районе планеты, невольно закрадывается мысль, что они явно к чему-то готовятся. К чему же?



А вот к чему: очень похоже, что обстановка в Северном Ледовитом океане накаляется прямо пропорционально стремительному таянию тамошних льдов. Прежде недоступные районы стремительно открываются для рыболовства, туризма, перевозке грузов и добычи полезных ископаемых на шельфе. На сегодня в Арктике выявлено более 20 крупных нефтегазовых месторождений. А сколько их еще там, куда геологам пока мешает заглянуть лед? Согласно подсчетам Минприроды РФ, в высоких широтах уже выявлено 15,5 миллиарда тонн нефти и 84,5 триллиона кубометров газа.



Добавим сюда внушительные рыбные ресурсы. А еще Северный морской путь, значение которого постоянно растет как кратчайшего пути из Европы в Азию и обратно. От Санкт-Петербурга до Владивостока по нему около 14,3 тысячи километров, в то время как через Суэцкий канал – 23,2 тысячи километров. Из Гамбурга (Германия) в Иокогаму (Япония) по Севморпути – 12 тысяч километров, а через Суэцкий канал – 20,5 тысячи километров. Такая разница в расстояниях экономит судам по 10 – 13 дней хода и обеспечивает экономию до 300 тысяч долларов на каждом рейсе. Словом, на кону огромные деньжищи.


И при этом нет ни одного международно признанного документа, который бы определял, кому все это достанется, когда льды окончательно растают. Попытки дипломатов договориться ни к чему не приводят. В Арктике начинается опасная толкотня. Вопросы о национальной принадлежности недр арктического региона для многих северных стран стали настолько важными, что резко повысилась вероятность возникновения там кризисных ситуаций.



Советник канадского правительства Роберт Хуберт заявил, что уже в прошлом году ситуация в Арктике выглядела так же, как в Европе в 1935 году, когда над Германией уже реяли флаги третьего рейха. Тогда дело кончилось мировой войной. Нельзя исключать подобного и теперь.



Против кого идут военные приготовления Запада, гадать не приходится. Идеологическое обоснование передела Арктики там давно готово. Мадлен Олбрайт, будучи государственным секретарем США, заявила: «Раз Сибирь принадлежит одной стране, ни о какой высшей справедливости говорить не приходится». Ей вторил Збигнев Бжезинский: «Новый мировой порядок будет строиться против России, на руинах России и за счет России». В Вашингтоне уже заговорили о необходимости в будущем интернационализировать Севморпуть, проходящий в наших территориальных водах.



Стоит ли удивляться, что сознающая свою уязвимость Москва раньше других занялась этой проблемой? Нынешний статус Арктики регулируется Конвенцией ООН по морскому праву от 1982 года, в соответствии с которым ни одна страна не имеет права устанавливать единоличный контроль над Арктикой. Однако страны с доступом к Северному Ледовитому океану могут объявлять зону, которая простирается на 200 миль от их берегов, своей исключительной экономической зоной. Эта зона может быть расширена еще на 150 морских миль, если страна докажет, что арктический шельф это продолжение ее материковой территории.



Конвенцию продавили американцы, которым прежнее, секторальное деление Арктики, было крайне невыгодным. Ведь по нему им доставалось бы не более 10% шельфа. Однако мы зачем-то в свое время эту конвенцию ратифицировали.



Что остается теперь? Срочно оформлять в собственность подо льдом все, что можно. Россия первой решила на межгосударственном уровне заявить о правах на морское дно в северных широтах, объявив о претензиях на 18% территории Арктики с протяженностью границы в 20 тысяч километров. В 2001 году в ООН нашей страной была подана заявка на подводный хребет Ломоносова. Из Вашингтона потребовали убедительных геологических доказательств с морского дна. Тогда в 2007 году нашими учеными были проведены дополнительные исследования шельфа с помощью глубоководных батискафов. И на всякий случай с них же водружен в глубинах титановых российских триколор.



Но с триколором мы явно поторопились. Тут же выяснилось, что Дания настаивает на том, что хребет Ломоносова на самом деле является продолжением ее территории. В августе 2007 года эта страна провела собственную исследовательскую миссию в Арктике с целью собрать данные для представления заявки в ООН. Как и следовало ожидать, датские специалисты пришли к выводам, прямо противоположным российским: хребет Ломоносова, который проходит под Северным полюсом, является продолжением Североамериканской и Гренландской тектонических плит, а не Евразийской плиты, как заявляет Москва.



В общем, споры дипломатов и ученых обещают быть нешуточными. Генералы и адмиралы готовятся подкрепить их доводы своими. То, как это происходит, уже сильно напоминает новую холодную войну в стылых широтах. Сводки с этих пока не воюющих фронтов таковы. Россия резко увеличивает расходы на различные арктические проекты. По данным источников, близких к российскому правительству, эти траты могут в ближайшие несколько лет достичь уровня в 195 миллионов долларов ежегодно.



Одновременно в Москве решили обзавестись на Кольском полуострове неким арктическим спецназом. За основу нового воинского формирования взята 200-я отдельная Печенгская ордена Кутузова 2-й степени мотострелковая бригада, которая дислоцирована в Печенге. Ее соответствующим образом переоденут, обучат и перевооружат.



Поговаривают, что к запланированным учениям в Арктике будут широко привлекать и Воздушно-десантные войска. Принимаются меры по усилению боевого состава Северного флота. Во всяком случае, первую многоцелевую атомную подводную лодку нового поколения «Северодвинск», которую спешно достраивают в одноименном городе, предполагается включить в боевой состав североморцев.



Наверняка проводятся и другие военно-технические мероприятия, о которых журналистам не сообщают. Плацдармы для этого существуют. Скажем, был у нас в советские времена самый северный в мире аэродром Грем-Бел на Земле Франца-Иосифа. Стояли на нем истребители ПВО. Потом гарнизон бросили, самолеты улетели. Но взлетно-посадочные полосы и разного рода сооружения никуда не делись. Восстанавливать их очень дорого, но все же дешевле, чем строить заново.



О другом секретном объекте «Свободной прессе» рассказал директор Института политического и военного анализа Александр Шаравин:



– Мне довелось в тех краях видеть фантастические вещи. Представьте: в районе Дудинки с незапамятных времен в снегах стоит огромный пустой военный гарнизон. В нем амуниции – на дивизию, продовольствие, машины, топливо для подводных лодок в емкостях. Предполагалось, видимо, самолетами доставить туда личный состав, переодеть, вооружить и начать воевать. Потом, естественно, все это бросили. Но думаю, ничего не вывозили, потому что это страшно дорого. Продовольствие и военную форму, наверное, крысы сожрали. А топливо, дома, техника наверняка на месте.



Наши конкуренты тоже не дремлют. Три года назад президент Соединенных Штатов подписал директиву №66 по национальной безопасности. В ней, в частности, сказано:«У Соединенных Штатов Америки имеются широкие и фундаментальные интересы национальной безопасности в арктическом регионе, и они готовы отстаивать эти интересы, как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими государствами. Среди этих интересов есть такие вопросы, как противоракетная оборона и дальнее обнаружение; развертывание морских и авиационных систем в интересах стратегических морских перевозок; стратегическое сдерживание; морское присутствие; морские операции по обеспечению безопасности; обеспечение свободы судоходства и полетов авиации».



В январе 2009 года в Рейкьявике состоялся так называемый семинар НАТО по перспективам безопасности на Крайнем Севере. В семинаре приняли участие генеральный секретарь Североатлантического альянса, председатель военного комитета НАТО, верховный главнокомандующий объединенными вооруженными силами НАТО в Европе, а также верховный главнокомандующий командованием НАТО по трансформации.



1 августа 2009 года Норвегия перенесла штаб своего оперативного командования из Ставангера в заполярный Рейтан, на север страны.



В том же году восемь стран Северного совета (Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Швеция, Гренландия, Фарерские и Аландские острова) решили создать совместную Северную боевую группу (Nordic Battle Group). В ее состав вошли 1600 военнослужащих из Швеции, 250 из Финляндии, 150 из Исландии и по 100 из Эстонии и Норвегии. Штаб группы расположен в Швеции.



В августе 2010 года США и Дания впервые приняли участие в ежегодных канадских учениях в Арктике «Операция Нанук», хотя у обоих членов НАТО в этом регионе имеются неразрешенные территориальные споры с Канадой. Еще более крупные военные игрища состоялись в Швеции в 2009 году. Назывались эти десятидневные маневры «Loyal Arrow 2009» («Верная стрела 2009»). К учениям были привлечены 10 стран, 2000 военнослужащих, авианосец и 50 истребителей.



Судя по тому, что мы на днях услышали из Вашингтона и Лондона, этого Западу мало для грядущего силового противостояния с Россией. Там все громче бьют в боевые барабаны. Если канадский советник Роберт Хуберт точен в оценках, до первых выстрелов в арктических льдах – всего четыре года.

Exit mobile version