«Америка печатает деньги, думая, что это можно делать бесконечно»

«Америка печатает деньги, думая, что это можно делать бесконечно»


Германия – страна, смертельно напуганная высокой инфляцией. Она понимает, что высокая инфляция – это катастрофа. Америка никогда не жила с высокой инфляцией, поэтому Америка печатает деньги, думая, что это можно делать бесконечно.


Емкость долларового рынка – весь мир


 Емкость долларового рынка – весь мир, и пока жива нынешняя финансовая система, всякие обострения кризиса приводят к резкому увеличению спроса на доллар. В рамках этой системы доллар, как бы он ни был необеспечен, все равно самый ликвидный инструмент. Ситуация может измениться только на этапе краха системы, а не в момент ее гниения. То, что может сделать Америка, Германия безнаказанно не может себе позволить даже на этом этапе, потому что доверие к евро подорвано капитально. Евро является вторичным ресурсом, а в условиях кризиса все действия эмиссионного характера усугубляют проблему евро. Мы же помним простую вещь: каждый шаг по спасению Греции, Ирландии, увеличению стабилизационных фондов, рефинансированию европейских банков вызывал снижение кредитных рейтингов этих стран, этих банков и еврозоны в целом. Это – не злобный заговор, как некоторые считали. Конечно, это неконвенциональное поведение, но конвенциональное поведение не входит в задачи рейтинговых агентств. Пожалуй, их даже обвиняли, что они до этого были слишком конвенциональны.


 Идея экономии приводит экономику к стагнации, и в результате страны, которые якобы укрепляют финансовую дисциплину и проводят оздоравливающие меры, падают в пропасть, лишая себя элементарной возможности обслуживать долг. Реально обслуживать долг может только расширяющаяся экономика. Когда ты можешь отдать долги? Когда у тебя есть доходы. А если доходы снижаются и ничего, кроме расходов, нет, то даже если ты сокращаешь расходы, ты не можешь погашать долги. Это – путь к банкротству. Американцы и англичане, которые живут денежной накачкой, имея самостоятельные валюты, пытаются учить этому Европу. Но все это наталкивалось на очень солидарное сопротивление лидеров еврозоны до смены власти во Франции. Олланд гораздо больше склонен к эмиссионным мерам, чем к скупердяйству.


Обама боится, что Европа станет спусковым крючком новой волны кризиса


 В Европе сложилась ситуация, при которой англичане и американцы имеют шансы продавить Меркель: ведь она осталась практически в изоляции. А против нее – Альянс, который в первую очередь включает в себя Южную Европу и Францию. Т. е. стало политически удобным это продавливать. Обама убеждал Меркель в том, что идея «попросить» Грецию из еврозоны чревата непредсказуемыми последствиями. В качестве примера он приводил Lehman Brothers, напоминая, что советники говорили о необходимости «сбросить балласт», но оказалось, что это все не так. Простые расчеты реакции на выход из еврозоны говорят о потенциальном эффекте домино. Обаме накануне выборов не нужны никакие масштабные эксцессы. Если ничего не произойдет, то выборы он выигрывает. Американская экономика может обойтись даже без третьего количественного смягчения (дополнительной эмиссии. – Прим. KM.RU). Оно, безусловно, будет, но его можно провести после выборов.


 Обаме чрезвычайно сложно проводить сейчас какие-то глобальные решения в экономической сфере, потому что каждое из этих решений будет обладать огромным количеством негатива, которое будет разыгрываться против него на выборах. Если у человека более или менее позитивная ситуация относительно слабых конкурентов, то зачем ему эксцессы? Он боится, что Европа его подведет, что Европа станет спусковым крючком новой волны кризиса. Вот тогда он проиграет выборы. Никто не будет разбираться, кто виноват, тем более что в сердцевине кризиса виноваты Соединенные Штаты, которые являются главным регулятором. Вопрос в том, что здесь нет хорошего решения ни для Европы, ни для Соединенных Штатов. Просто США могут пользоваться отложенным решением, т. е. тянуть время в силу наличия у себя резервной валюты. Политическая система принятия решений построена так, что она нестратегична. Т. е. действует принцип: я выигрываю эти выборы, а третьего срока у меня не будет, и пусть об этом думает кто-то еще. Зачем Обаме думать, кто будет через президентский срок? Для этого есть другие люди.

Ещё похожие новости