Америка достигла точки невозврата
“Сокращение администрацией Обамы американских оборонных расходов на 78 миллиардов долларов – это просто “булавочный укол” бегемоту военно-промышленного комплекса, который должен решительно ужаться для пользы республики”, – сказал недавно “Raw Story” бывший директор административно-бюджетного управления в администрации Рональда Рейгана.
“Эта сумма представляет собой потерянную возможность признать, что исторически, мы теперь находимся в точке перегиба, когда наступило время для классической послевоенной демобилизации всего военного истеблишмента”, – сказал Дэвид Стокман в эксклюзивном интервью. “Холодная война давно закончена”, – продолжал он. – “Оккупационные войны почти закончены и полностью провалены – Афганистан и Ирак. Американская империя сделана. В мире не осталось никаких настоящих серьёзно вооружённых врагов, которыми можно было бы оправдать более чем 800-миллиардный бюджет на оборону и безопасность, включая внутреннюю безопасность”. Кроме того, он предположил, что Соединённые Штаты “достигли точки невозврата” в создании их искусственного богатства, и, в конечном счёте, столкнутся с резким экономическим спадом.
Прошлой осенью Стокман раскритиковал расширение программы снижения налогов администрацией Буша, в то время как федеральное правительство продолжало занимать деньги за границей, чтобы заплатить за социальное обеспечение и военные программы. Его решение проблемы дефицита – огромное всестороннее увеличение налогов – противоречит нынешней антиналоговой идеологии, разделяемой как активистами “Чайной” партии, так и финансовыми консерваторами в Республиканской партии. Стокман, который в 1981 году был назначен президентом Рональдом Рейганом руководителем Административно-бюджетного управления, предложил две модели для обязательной военной демобилизации: по одной модели это было сделано после Первой мировой войны в 1920-м, по второй – после Второй мировой войны в 1946 г. Назвав сегодняшний уровень военных расходов, достигающий 5.4 % ВВП – “просто абсурдный уровень, который просит о радикальном сокращении и хирургии”, он сказал, что “разумная цель” – сократить расходы на оборону до 3 % ВВП к 2015 г.
Что сокращать?
Республиканцы, составляющие большинство в Конгрессе, были избраны на обещаниях сократить правительственные расходы, в частности, они обещали сократить бюджет на $100 миллиардов в их первом году. Относительно немногие предложили существенно урезать расходы на оборону, но руководство Республиканской партии решительно отклонило такой вариант. Некоторые видные члены Конгресса, на закрытом совещании республиканской фракции даже предложили снизить сумму сокращения бюджета до $30 миллиардов или около того. Вместо сокращения расходов республиканцы в Конгрессе отстояли свой успех в распространении бушевского снижения налогов для самых богатых американцев. Исследовательская служба Конгресса сообщила, что распространение снижения налоговых ставок для богатых добавит дополнительные $5,08 триллионов к американскому дефициту за следующие 10 лет. Срок действия налоговых ставок эры Буша, которые установили республиканцы, истекал, но он был продлён ещё на два года в результате законодательного компромисса, который открыл дорогу к серии законодательных побед демократов в Конгрессе.
Президент Обама поклялся снова поднять этот вопрос в 2012 г. Среди первых действий республиканцев как большинства палаты было проталкивание отмены законов президента Обамы о реформе здравоохранения, хотя демократическое большинство Сената поклялось заблокировать эту меру. Отмена законов стоила бы дополнительных $230 миллиардов, согласно Офису Конгресса США по бюджету, и, вероятно, могла бы довести число незастрахованных американцев до более чем 54 миллионов к 2019 г. Но с американским государственным долгом, стремительно взлетающим вверх и превысившим $14 триллионов в последние дни, даже снижение затрат на военно-промышленный комплекс может оказаться слишком маленьким и запоздалым. Некоторые аналитики предупреждают, что следующий кризис задолженности может произойти на рынке муниципальных долговых обязательств, где в настоящее время существует пузырь размером 2 триллиона долларов. Один из аналитиков, который правильно предсказал кредитный кризис “Citigroup”, даже предположил, что более чем 100 американских городов могут объявить дефолт. Очень немногие, если вообще были такие, в Конгрессе, в Совете Национальной Безопасности, Государственном департаменте или Министерстве обороны посмели публично поднять вопрос о сокращении военного истеблишмента и его расходов, чтобы частично покрыть государственный долг – сказал Стокман. “Если у вас нет глубоких изменений во внешней политике, вы не будете иметь возможности радикально изменить расходы на оборону. Одно следует из другого”, – сказал он. “Глубокое разочарование, что нет даже обсуждения – серьёзных дебатов о разительной перемене в нашей имперской внешней политике и военном истеблишменте в этом правительстве – наверное, самом левом правительстве, которое мы имели в современное время”. “У меня нет надежды на то, что необходимые меры будут приняты до того, как нас заставит предпринять мировой кризис долговых обязательств, а он произойдёт рано или поздно”, – добавил Стокман.
“Пирамида” искусственного процветания
Стокман, который описал себя как либертарианца во время недавнего интервью с “Reason.tv”, рассказал “Raw Story”, что экономика попала в эту беду из-за склонности общественного и частного секторов к “пушкам и маслу кейнсианства” – экономической политики, которая представляет собой “финансовую пирамиду”, растущую с 1990 г. “Если мы внимательно посмотрим на то, что происходит, мы поймём, что это окончательное разоблачение кейнсианских иллюзий, что кейнсианство – это, в действительности, не что иное, как только заимствование, кража у будущего, чтобы вызвать потребление сегодня. Нет никаких множителей. Все эти программы, которые мы имели – от наличности для покупки драндулетов до ипотечных кредитов, исчезли, как только истекли сроки, или просто деятельность была передвинута во времени на несколько месяцев”. Стокман объяснил, что до 1980 года требовалось приблизительно 1,50$ новых заимствований – общественных или частных – чтобы произвести 1$ роста ВВП. К середине 1990-ых это были 2,50$ или 3$ заимствования на 1$ роста ВВП. К 2007 году, прежде чем произошёл кризис, к национальному бухгалтерскому балансу должно было быть добавлено 7$ общественного или частного долга, чтобы получить 1$ роста ВВП. “Когда вы добираетесь до пункта – 7$ заимствований, чтобы получить 1$ дохода, вы, очевидно, находитесь на неверном пути и зашли в тупик, что мы сейчас, более или менее, и имеем”, – сказал он.
“Таким образом, наркоманы в Вашингтоне теперь, к сожалению, боятся остановить все эти заимствования, всё равно – для оружия или для масла, из страха, что экономика рухнет…. Именно поэтому мы только в начале решения этого массивного финансового краха, который мы имели в 2008-м, а не в процессе здорового восстановления, как некоторые из парней в Белом доме или на Капитолийском холме или на Уолл-стрит хотят, чтобы вы верили”. “Массивное, основанное на долгах, искусственное процветание Америки беспрецедентно в истории”, – продолжал он. – “Зависимость от потребления, поддержанного общественным и частным заимствованием, а не доходами, является новой фазой также и для Западной Европы”. “Учитывая политические условия, глобальный кризис госдолгов был неизбежен и, вероятно, неостановим”, – добавил Стокман. “Мы достигли точки невозврата. Калибр правительства. Гигантские размеры дефицита и государственного долга. Прецеденты, которые были созданы по дотациям и вмешательству в каждый сектор экономики. Система лоббирования Кей-Стрит (большинство лоббистских компаний, действующих в Вашингтоне, имеют офисы на улице KK Street. Поэтому термином “кей-стрит” часто обозначают лоббистов в их совокупности – прим. perevodika.ru), которая полностью доминирует над Конгрессом. Всё это – пагубные явления.
И я не уверен, что они когда-нибудь будут обращены вспять или полностью устранены. Это может стать постоянным образом жизни. Тогда, если это произойдёт, то произойдёт и разложение демократии, и серьёзное ослабление частно-капиталистической экономики”.