Александр Невский – защитник Святой Руси
“Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет! На том стояла и стоит Русская земля!”
“Не в силе Бог, а в правде”
Западные захватчики вторглись в Русские границы, воспользовавшись нашествием хана Батыя. Время было удобным как никогда. Они надеялись без труда захватить ослабевших после нашествия татаро-монгольских племен людей. Риск был минимальным, стратегически крестоносцы выигрывали, они обладали хорошо подготовленной и оснащенной оружием армией. Первыми крестоносцами были шведы. У них был сильный морской флот, хорошо действовавшая армия, шведы были уверены в своих силах и своем вооружении. Множество кораблей подошло к Неве, которыми командовал ярл Биргер. Перед битвой князь Александр молился в храме Святой Софии.
На битву князя благословил архиепископ Спиридон. Выйдя из храма Александр произнес слова, которые до наших времен вспоминает русский народ: «Не в силе Бог, а в правде. Иные – с оружием, иные на конях, а мы имя Господа нашего призовем». Вспомним слова псалмопевца Давида (Пс.19,8).Удивительно то, что князь, зная о количестве своего войска, рискнул со своей немногочисленной дружиной выступить в защиту своей земли и своего народа. На рассвете 15 июля стоявший в морском дозоре воин увидел ладью, плывущую по морю, а на ней увидел святых мучеников, князей Бориса и Глеба в багряных одеждах. Это видение укрепило Александра. Нам, быть может, это кажется полной глупостью, как можно верить видению и укрепить свой дух этим? Видение в тот момент было чудом, ведь Князья Борис и Глеб были мертвы. «И была сеча великая с латинянами, и перебил их бесчисленное множество, и самому предводителю возложил печать на лицо острым копьем». Мы можем не верить, можем считать это домыслами летописцев и историков того времени, но за эту победу на Неве, одержанную 15 июля 1240 года, народ прозвал князя Александра Невским.
Между тем на Новгород надвигались и ливонские немцы. Не остановившись на завоевании Прибалтики, они попытались перенести экспансию на новгородские земли. Рыцари-крестоносцы захватили Изборск, затем – Псков. Вся западная часть новгородских владений разорялась немецкими отрядами. Первый удар Александр нанес на Копорье – опорный пункт захватчиков. Крепость, построенная здесь противником, была взята. В 1242 году Александр со своей дружиной, войском из новгородцев и отрядом во главе с братом Андреем, пришедшим на подмогу из Суздальской земли, двинулся на помощь Пскову. Освободив город, Александр направился в Ливонию.
В апреле 1242 года произошла битва на границе с Ливонским Орденом, на Чудском озере, известная как «Ледовое побоище» . Эта победа русский войск над рыцарями на льду Чудского озера добавила славы Александру, а его успешные военные действия надолго обеспечили безопасность западных границ Руси.
Александр продолжал княжить в Новгороде, оберегая русские земли от каких-либо набегов с запада. После смерти отца, в 1247 году он поехал в Орду к Батыю, чтобы получить разрешение на великое княжение. Вернулся на Русь с ярлыком на княжение. Александр был признан «старейшим» среди русских князей, он получил Киев и «Всю Русскую землю». Но Александр не поехал в Киев, сильно пострадавший и потерявший всякое значение после татарского разгрома 1240 года, и продолжал княжить в Новгороде.
Затем Александр получил ярлык на великое княжение Владимирское. С этого времени и до своей смерти он был великим князем Владимирским, оставаясь великим князем Киевским.
Обосновавшись во Владимире, Александр стал таким же оборонителем русской земли от татар, как ранее от шведов и немцев, но действовал иным путем: с одной стороны сдерживал бесполезные восстания своих подданных против татар, с другой – старался покорностью перед ханом доставить возможные льготы Русской земле, отдавал много золота в Орду на выкуп пленных.
Также Александр предпринял шаги по закреплению за собой прав на Новгород. Ранее новгородское боярство могло приглашать к себе князей из разных русских земель, но Александр установил новый порядок: Новгород признавал своим князем того, кто занимал великокняжеский стол во Владимире. Таким образом, став великим князем Владимирским, Александр сохранил за собой и новгородское княжение.
В 1262 году хан Золотой Орды Берке затеял войну против монгольского правителя Ирана Хулагу и стал требовать послать ему на помощь русские войска. Александр отправился в Орду, чтобы «уберечь людей от той беды», и пробыл там почти год. Видимо, миссия его удалась: сведений об участии русских войск в войнах Золотой Орды против Хулагу нет. На обратном пути на Русь осенью 1263 года великий князь разболелся.
Приняв схиму под именем Алексия, Александр Невский 14 ноября 1263 года скончался в Городце на Волге. Изначально он был похоронен в монастыре Рождества Богородицы во Владимире. В 1724 году по приказу Петра I мощи Александра Невского были торжественно перенесены в Александро-Невскую лавру в Санкт-Петербурге, где почивают и ныне в Троицкой церкви.
Он канонизирован Русской православной церковью в лике благоверных при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 года.