Нисходящий тренд. Ситуация в российской экономике продолжает ухудшаться

Нисходящий тренд


Ситуация в российской экономике продолжает ухудшаться


Отечественная экономика продолжает поставлять неутешительные новости. По предварительным оценкам, выпуск продукции и услуг по базовым видам экономической деятельности по итогам I квартала 2013 года сократился на 1,2% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Промышленное производство за этот же период снизилось на 1,7%.


И все это происходит на фоне благоприятной внешней конъюнктуры. Средняя цена нефти Urals за первые два месяца 2013 года была на 2,5% выше, чем в 2012 году.


Скольжение вниз


Неудивительно, что в этих условиях правительство РФ стало пересматривать прогнозные темпы роста по итогам 2013 года. По оценкам министра экономического развития А. Белоусова, даже в случае реализации оптимистического прогноза с учетом инфраструктурных проектов годовые темпы роста ВВП не превысят 3,2%. А по консервативному сценарию они, скорее всего, окажутся менее 3%.


Падение темпов в течение первых месяцев года характерно не только для промышленности, но и для грузооборота транспорта, который за первые три месяца, по оценке, сократился на 2,2% относительно соответствующего периода 2012 года.


Негативный тренд в определенной степени вызван календарным фактором (прошлый год был високосным), а также высокими температурами в конце зимы (темпы роста в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды резко упали). Однако даже после учета этих факторов темпы роста оказались отрицательными.


Главной причиной пониженных темпов в первую очередь является замедленная динамика спроса. По данным опросов руководителей промышленных предприятий, регулярно проводимых Институтом экономической политики им. Е. Гайдара (ИЭП), в начале весны доля компаний, удовлетворенных достигнутыми параметрами спроса, не превысила 44%, что лишь незначительно отличается от трехлетнего минимума.


Немалая часть производства в этих условиях находит выражение в нераспроданных запасах. Опросы ИЭП свидетельствуют, что к концу февраля 2013 года избыточные запасы готовой продукции достигли трехлетнего максимума. К началу марта каждое пятое предприятие (22%) отмечало, что уровень запасов превышает нормальный уровень.


Тревожная динамика развития прослеживается и на уровне отдельных секторов промышленности. Спад в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды, по предварительным оценкам, за I квартал составил 4,7%; в добывающих производствах — 1,2%, в обрабатывающих отраслях — 0,4%.


По прогнозам, в январе-апреле 2013 года падение производства продолжится, но более низкими темпами. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды сократится на 4,5%. Спад в добывающей промышленности не превысит 1%, а в обрабатывающей промышленности будет зафиксирован минимальный рост 0,4%.


На уровне отраслей промышленности также преобладает смесь негативной и минимальной положительной динамики. Единственное исключение представляет производство резиновых изделий, которое значительно выросло. По предварительным оценкам, его увеличение составило 12,2% за первые три месяца 2013 года с прогнозом 15,0% за январь-апрель по сравнению с аналогичными периодами прошлого года. Сколько-нибудь значительные темпы роста также наблюдаются в производстве кожи и изделий из кожи. По предварительным оценкам, по итогам I квартала производство выросло здесь на 5,4% относительно января-марта 2012 года. Прогноз на первые четыре месяца – 5,8%. В шести отраслях обрабатывающей промышленности темпы наращивания выпуска находятся в минимальной положительной зоне. В химической промышленности производство по итогам I квартала 2013 года увеличилось, по предварительным оценкам, на 2,7% относительно аналогичного периода прошлого года с прогнозом 3,2% на январь-апрель. В обработке древесины темпы выпуска в январе-марте составили 1,8% (прогноз по итогам первых четырех месяцев – 2,3%).


В пищевой промышленности, в производстве прочих неметаллических изделий, а также в текстильной промышленности темпы увеличения выпуска за I квартал, по предварительной оценке, составили 1,3%. В январе-апреле, по прогнозу, производство в пищевой промышленности вырастет на 1,9%, в производстве прочих металлических изделий – на 2,0%. В текстильной промышленности выпуск вырастет на 0,4%.


Положительные темпы роста в I квартале 2013 года зафиксированы еще в одной отрасли – в производстве кокса и нефтепродуктов. Выпуск здесь, по оценке, увеличился на 0,8% относительно аналогичного периода прошлого года. Прогноз на январь-апрель — 1,1%.


Для остальных отраслей характерны отрицательные темпы изменения объемов производства. В металлургии по итогам I квартала 2013 года выпуск, по оценке, сократился на 1,1% с прогнозом спада на январь-апрель 0,7% относительно аналогичного периода прошлого года. В производстве транспортных средств негативная динамика достигла 2,3% (прогноз на первые четыре месяца – минимальный прирост 0,1%).


Аутсайдерами по динамике изменения выпуска стали производство машин и оборудования, а также целлюлозно-бумажная промышленность. В первой отрасли сокращение выпуска в январе-марте 2013 года, по предварительным оценкам, превысило 8,1% с прогнозом спада по итогам первых четырех месяцев 5,9%. В целлюлозно-бумажной промышленности снижение выпуска достигло 9,6% за I квартал 2013 года при прогнозе падения производства в январе-апреле на 8,9% относительно аналогичного периода прошлого года.


Отсутствие развития


На фоне падения темпов выпуска предприятия достаточно консервативно оценивают свои планы по дальнейшей модернизации и расширению производства. Опросы руководителей компаний реального сектора, проводимые ИЭП, указывают, что лишь 4% из них оценивают существующие производственные мощности как недостаточные для удовлетворения текущего спроса. При этом инвестиционные планы предприятий, по опросам, устойчиво колеблются в нулевой зоне.


По предварительной оценке, инвестиции в основной капитал по итогам I квартала 2013 года увеличились менее чем на 0,7% по сравнению с I кварталом прошлого года. Прогноз на январь-апрель — 1,1%.


Большей динамике вложений в основной капитал, с одной стороны, мешают негативные прогнозы предприятий относительно перспектив расширения спроса. Но сказываются и недостаточно благоприятные финансовые условия.


Согласно данным Минэкономразвития, в последние месяцы происходит сокращение темпов прироста накопленной прибыли предприятий. О том, что ситуация подходит к критическому рубежу, свидетельствуют наблюдаемые изменения в ценовой политике предприятий. К середине весны наметилась тенденция к ускорению темпов роста отпускных цен — даже несмотря на значительные ограничения спроса.


По прогнозам, цены производителей промышленной продукции по итогам первых четырех месяцев 2013 года увеличатся на 4,0% против 1,9% в январе-марте (таблица 2). Для сравнения: цены в потребительском секторе на этом фоне растут существенно меньшими темпами. Прогноз значения индекса потребительских цен на январь-апрель не превышает 2,4% при фактическом их увеличении в I квартале на 1,9%.


При этом важно отметить значительное повышение темпов роста отпускных цен в обрабатывающей промышленности, которая находится в наиболее жестких конкурентных условиях. По прогнозам, инфляция за январь-апрель 2013 года достигнет здесь 2,1% против 0,8% за I квартал. Для сравнения: потребительские цены на непродовольственные товары растут меньшими темпами — соответственно на 1,7% (январь-апрель) и 1,3% (январь-март). Иными словами, российские предприятия сознательно идут на опережающий рост цен, в том числе по сравнению с потенциальными импортными аналогами, рискуя долей рынка в ожидании быстрого получения скачка в объеме денежных продаж.


Такая динамика отчасти вызвана значительным ростом затрат на энергию и сырье. В добыче полезных ископаемых инфляция за первые три месяца года превысила 5,5% с прогнозом 8,6% за январь-апрель. Однако нетрудно догадаться, что в перспективе агрессивная ценовая политика отечественных предприятий обернется еще большими проблемами с получением заказов, а значит, и с поддержанием темпов выпуска продукции.


Потребительские расходы под угрозой


Неудивительно, что предприятия в этих условиях достаточно жестко нацелены на сокращение затрат. Опросы руководителей компаний реального сектора, проводимые ИЭП, указывают, что в начале 2013 года увольнения персонала явно преобладают над динамикой найма. При этом в феврале зафиксированы негативные планы предприятий относительно будущей динамики занятости. За месяц ожидания ухудшились на 5 процентных пунктов, и среди отечественных компаний стали преобладать прогнозы снижения занятости.


Пока тенденция по оптимизации затрат в реальном секторе компенсировалась достаточно активной политикой по повышению доходов в бюджетном секторе экономики. Поэтому доходы населения пока остаются единственным фактором совокупного спроса, который демонстрирует выраженную положительную динамику.


По предварительным оценкам, реальные располагаемые денежные доходы населения увеличились за первые три месяца 2013 года на 3,8% относительно аналогичного периода прошлого года. Прогноз на январь-апрель составляет 3,9%.


Но при этом достаточно новой тенденцией стало отставание темпов расходов населения от динамики доходов. По предварительным оценкам, оборот розничной торговли за I квартал вырос на 2,7% с прогнозом по итогам января-апреля на 2,4%. Для сравнения: за 2012 год оборот розничной торговли увеличился на 5,9% против 4,2% прироста реальных располагаемых доходов.


Причиной нарастающего в последние месяцы отставания динамики оборота розничной торговли от изменений доходов является снижение потребительского оптимизма населения, а также уменьшение темпов кредитования населения со стороны банков. Последняя тенденция отчасти вызвана снижающейся готовностью населения брать дополнительные кредиты, а отчасти — активной политикой Банка России по сокращению «перегрева» потребительского кредитования.


В частности, с 1 марта были ужесточены требования к резервам для банков, активно участвующих в потребительском кредитовании. Также планируются дополнительные ограничения с середины 2013 года, в том числе ужесточение требований к дополнительным резервам банков по необеспеченным кредитам для населения.


Внешний рынок не помощник


На протяжении последних лет наблюдается снижение влияния роста мировых сырьевых цен на темпы экономического роста в России. Цены закрепились на высоком уровне, но темпы роста экспорта снижаются (график 2). За I квартал 2013 года, по оценке, они составили 98,5% к первым трем месяцам 2012 года и, по прогнозам, за январь-апрель останутся на том же уровне. При этом падают и физические объемы экспорта, что отражает системные проблемы крупнейших российских экспортеров. Нефтяные компании не могут обеспечить необходимые темпы увеличения добычи. Сказывается опыт последних десятилетий, когда удавалось достаточно комфортно «скрываться» за еще советским багажом разведанных и введенных в эксплуатацию месторождений. Металлурги столкнулись с проблемой падения конкурентоспособности продукции в условиях опережающего роста затрат относительно конкурентов.


«Газпром» не может найти эффективный ответ на рыночные угрозы со стороны конкурентов. Последний пример особенно показателен. С 2007 года капитализация газового гиганта сократилась более чем в три раза. Причем произошло это на фоне восстановления мировых фондовых рынков. В частности, фондовый индекс S&P 500 сейчас закрепился на уровне докризисного максимума 2007 года.


Единственная условно положительная новость на этом фоне — падение темпов роста импорта. Традиционно значительная часть поставок из-за рубежа шла на инвестиционные цели. Теперь эти потребности значительно сократились. По предварительным оценкам, за январь-март 2013 года стоимостной объем импорта вырос на 2,0%. Прогноз на январь-апрель — 0,8%.


Прогнозы и оценки


Таким образом, состояние российской экономики внушает опасения. Практически все ключевые показатели развития экономики либо колеблются в районе нуля, либо даже демонстрируют негативную динамику.


В условиях кризиса 2008–2009 годов на помощь частному сектору пришло государство, значительно увеличившее свои расходы. Теперь на это рассчитывать не приходится. По итогам первых двух месяцев 2013 года федеральный бюджет уже дефицитен на 2,7% ВВП. В течение текущего года эта цифра несколько уменьшится, но тенденция говорит сама за себя. В 2012 году дефицит не превысил 0,1%.


По прогнозам, выпуск продукции и услуг по базовым видам экономической деятельности в январе-апреле сократится на 1,1%, промышленное производство снизится на 1,0%.

Источникodnako.org

Ещё похожие новости