«Еще никогда на филфак не приходили такие тупые студенты»

«Еще никогда на филфак не приходили такие тупые студенты»


 В Москве прошел Всероссийский съезд учителей русского языка и литературы


«Еще никогда на филфак не приходили такие тупые студенты, не умеющие связать двух слов», – возмущалась на Всероссийском съезде учителей русского языка и литературы декан филфака МГУ Марина Ремнева. Это – последствие объединения русского языка и литературы в один ЕГЭ, считает она. «Нужно вернуть сочинение в число обязательных экзаменов и оставить в старших классах четыре часа литературы», – приводят ее слова «Московские новости».


Государственный стандарт общего образования – нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса, в т. ч. к его материально-техническому, учебно-лабораторному, информационно-методическому, кадровому обеспечению.


 Всероссийский съезд учителей русского языка и литературы проходил в Москве с 4 по 6 июля. Очевидцы рассказывают, что поначалу его участники даже не совсем представляли, зачем, собственно, они собрались. Просто выговориться, принять, на худой конец, какую-то формальную резолюцию и с тем разойтись? Но постепенно общность беды учителей «словесности» (как теперь чиновники от образования придумали обзывать и самих преподавателей русского языка и литературы, да и сам «объединенный» предмет) сподвигла их заявить властям решительный протест против не согласованных с педагогами экспериментов над преподаванием этих основополагающих школьных предметов.


 «Литература перестает восприниматься как носитель национального исторического и культурного кода, как энциклопедия национальной жизни», – заявили в итоговой резолюции участники съезда, направив этот документ руководству страны. По их мнению, необходимо как минимум вернуться к самостоятельному изучению предметов «русский язык» и «литература», объединенных в новом федеральном образовательном стандарте, введенном с 2 июля с. г. уже ушедшим в отставку министром Андреем Фурсенко, в единую «словесность». По сути, прошедший съезд стал первым открытым организованным выступлением преподавателей против нового ФГОС.


 Как всегда, ярко выступил учитель русского языка и литературы 57-й московской школы Сергей Волков: именно его пост в «ЖЖ» в 2010 году с критикой первоначальной редакции ФГОС, который собрал огромную аудиторию сочувствующих, вынудил власти переработать тот вариант стандарта. На нынешнем съезде учителей Волков тоже не пощадил реформаторов от образования.


 По его словам, учителя уже устали от того, что чиновники постоянно им что-то «спускают» сверху, не спрашивая мнения профессионального сообщества: стандарты, ЕГЭ, ГИА (государственная итоговая аттестация после 9-го класса) и т. д., и т. п. Все эти нововведения ведут лишь к увеличению бюрократической возни, которая отнимает массу времени. Учителя русского языка и литературы устали доказывать всем, что их предметы нужны, что их нельзя переставлять и менять так, как в данный момент кому-то понадобилось для решения каких-то неясных задач, подчеркнул педагог.


 ЕГЭ, по мнению Волкова, никак не отвечает тем задачам, которые ставятся перед учителями литературы, потому что навык, необходимый для написания мини-сочинений, требуемых в третьей части ЕГЭ по русскому языку, вырабатывается методом натаскивания и не требует от школьников владения стилистикой. «Давно вас вдохновляла ЕГЭшная часть три? А среди сочинений были по-настоящему яркие и выдающиеся работы, которых мы все ждали и за которые потом бились?» – вопрошал Волков.


 После трех дней жарких дискуссий преподаватели все-таки заставили организаторов съезда переписать изначально беззубый проект резолюции. В итоговом варианте содержится требование отменить приказ об утверждении нового ФГОС для старшей школы и косвенное настояние заменить ЕГЭ по русскому языку и литературе полноценными экзаменами по обоим предметам. Кроме того, была подвергнута критике идея Путина о создании некоего списка ста книг, обязательных к прочтению школьниками. На формирование этого списка, кстати говоря, был объявлен конкурс, победитель которого, Санкт-Петербургский государственный университет, получит на это дело 480 000 руб. бюджетных денег.


 Тем временем оппозиция в Госдуме инициирует парламентское расследование в отношении бывшего министра Фурсенко в связи с подписанием им перед выходом в отставку нового ФГОС, сообщают «Известия». «В законе есть гарантии бесплатного общедоступного полного среднего образования в пределах образовательных стандартов, – приводит издание слова первого зампреда Комитета ГД по образованию Олега Смолина. – Учебный план должен состоять из 9-10 предметов, при которых 3-4 из них должны быть из дополнительного списка. Фурсенко сократил количество предметов до шести, а число дополнительных – до трех». В результате, по словам депутата, если учащийся выберет в качестве таких предметов физику, химию и информатику, ему не гарантируется бесплатное изучение географии или биологии, т. к. они оказываются за пределами госстандартов. Выходит, за полноценное гуманитарное образование родителям школьников придется платить. «Утвержденные Минобразования госстандарты содержат в себе реальную угрозу массового нарушения прав человека и срыва программы модернизации страны. Есть все основания полагать, что реализация ФГОС повлечет массовое нарушение гарантированного 43-й статьей Конституцией права на образование», – пишут инициаторы расследования спикеру Госдумы Сергею Нарышкину.


 На данный момент под инициативой расследовать деятельность экс-министра образования уже стоит 91 подпись народного избранника (при необходимых 90). И в первые дни осенней сессии Госдумы инициаторы подадут заявление об инициировании парламентского расследования по поводу введения г-ном Фурсенко новых образовательных стандартов.

Ещё похожие новости