Михаил Хазин: Латвия: Сами себе вырыли яму
Латвия упустила свое
Известный российский экономист-скептик Михаил Хазин, выступивший год назад в Риге на форуме «Глобальная экономика и будущее малых государств», умеет интересно, под необычным углом рассказать об очевидном – например, о том, как Латвия своими руками себе навредила. Прогнозы Хазина заставляют задуматься
Два крупнейших экономических промаха Латвии, по словам Хазина – отказ по идеологическим соображениям от ориентации на восточный рынок и неспособность найти хорошие рыночные ниши в Европе. Причем и в первом, и во втором случае Латвии любезно помогли споткнуться ЕС и США, любой ценой стремившиеся отторгнуть нас от России.
В советские времена Латвия была одной из самых успешных республик по всем показателям – от развития промышленности до среднего уровня жизни, напомнил Хазин. И первым провалом был сознательный, по политическим и идеологическим мотивам, отказ от ориентации на восточные рынки, пишут «Вести сегодня».
«Никто не запрещал вам продавать те же «рафики» в России, на Украине и в других странах бывшего СССР. Конечно, западное давление на Латвию также в этом направлении оказывалось. Мол, будьте любезны разорвать все связи с Россией, и тогда вас примут в НАТО и в Евросоюз», – отметил экономист.
Вторая ошибка – Латвия так и не сумела завоевать для себя рыночные ниши на Западе. В бурные 90-е годы это было не критично: в европейской экономике наблюдался подъем. Латвия худо-бедно получала денежные вливания, в том числе на углубление пропасти в отношениях с Россией. Продолжать эту политику позволил и начавшийся рост на рынках финансов и недвижимости.
«Теперь у Латвии просто нет денег, чтобы поддерживать уровень жизни, сравнимый с тем, что был в позднее советское время или до 1998 года. Способов, чтобы зарабатывать эти деньги, так и не найдено», – подчеркивает эксперт.
Самое обидное, что латвийские политики в 90-х упустили шанс элементарно заработать денег на отказе от тесных связей с Россией – они испортили с нею отношения бесплатно, из любви к искусству, говорит Хазин. Между тем маленькая экономика тоже может существовать успешно, но только если встраивается в крупную систему разделения труда. Достаточно было выбрать и «застолбить» для себя узкие рынки. Правительству Латвии нужно было придумать, как влиться в новую систему разделения труда в ЕС. И за отказ от сотрудничества с Россией банально потребовать с ЕС денег – чтобы компенсировать убытки.
«Финляндия так встроилась в ЕС и получила деревообработку и телекоммуникации. Прибалтика – не смогла. Премьер страны должен был приехать в Европу и сказать: либо я продолжаю поставлять в Россию электрички и прочее и получаю за это деньги, либо я разрываю с ней отношения – но вы нам платите такую же сумму. И вам бы платили просто за разрыв отношений с Россией», – считает Хазин.
Это не было сделано, по предположению эксперта, потому, что политику в Латвии возглавили люди, которые были завербованы ЦРУ – они опасались потребовать что-либо у своего куратора, США. В итоге политика Латвии привела к тому, что Россия в своем стратегическом планировании внешних рынков даже не берет нашу страну в расчет.
«В Москве вообще не рассматриваются планы транзита через Вентспилс. Это исключительно заслуга Латвии, хотя мэр Вентспилса Айвар Лембергс вполне в состоянии вести переговоры. Кроме того, парады эсэсовцев негативно воспринимаются как в России, так и в Израиле. А Израиль – это не одна страна. Там есть другие рычаги влияния, и есть основания для рассуждений о жидо-масонском заговоре. Виноват всегда более слабый», – сказал Хазин. В разборках США, Европы и России Латвия стала таким слабым звеном.
Что ожидает страну, реализовавшую настолько провальную политику? Правильно, еще худший провал, говорит экономист. И наш продолжающийся кризис усугубится тем, что в Европе экономический упадок далеко еще не преодолен. По мнению Хазина, всю мировую экономику в ближайшие годы ждет чуть ли не апокалиптический сценарий: спад составит 30-35%, при этом европейская экономика уменьшится на 50%, а экономика США – на 50-60%. «В течение 5-8 лет мировую экономику ждут серьезнейшие потрясения, которые затмят Великую депрессию», – прогнозирует эксперт.
Латвии деваться некуда. В ЕС настрой царит жесткий: «нет денег – нечего строиться», странам-участницам придется жить на заработанные деньги, а займы понемногу возвращать.
«Если денег у вас нет, то нужно объявлять дефолт со всеми вытекающими неприятными последствиями. Проблема в том, что зарабатывать деньги здесь толком так и не научились. Тогда придется вспомнить, чем большинство населения Латвии занималось в 19 веке, и идти работать батраками к немецким господам. В этом, собственно, и заключается реальное понимание свободы в западном понимании: если у тебя нет денег, то ты свободен умереть от голода», – иронизирует Хазин.
В итоге жители Латвии вторично переживут ситуацию провальных 90-х – с той поправкой, что теперь у них есть возможность поехать искать заработка за границей. Но в Европе их тоже не ждут с распростертыми объятиями, там своих безработных достаточно, а станет еще больше. Так что рассчитывать латвийцы смогут лишь на самые низкооплачиваемые позиции – как неоднократно подчеркнул Хазин, их судьба – стать в ЕС батраками.