Устройство православного храма ( I )
Далеко не каждому известно, как устроен православный храм. А ведь каждая деталь храма имеет глубокий смысл и значение
Православные храмы посвящаются Богу в память о том или ином событии из жизни Христа, Божией Матери, святых, отражённом в церковном календаре, или в честь Архангелов или чудотворных икон. Отсюда и соответствующие названия; Христа Спасителя, Святой Троицы, Рождества Богородицы, Успения Пресвятой Богородицы, Святителя Николая Угодника, Архангела Михаила и другие.
Храмы бывают разные:
∙ «Императорские» и патриаршие храмы в столицах.
∙ Кафедральные храмы
∙ Приходские храмы в городе
∙ Сельские храмы
∙ Мученические храмы или мартирии
∙ Кафоликоны монастырей
∙ Храмы при богадельнях и странноприимных домах
∙ Пареклесии или часовни
Все это разнообразие названий и типов в то же время означает помещение, где собираются верующие во Христа для молитв, Таинств и богослужений. Но соборами называются такие храмы, в которых богослужения совершаются духовенством нескольких храмов, то есть это соборные храмы.
Есть также некоторые столичные храмы, имеющие особое значение.
Часовней называется небольшая храмовая постройка без помещения для алтаря.
Еще издалека мы видим, как сияют кресты на куполах храма. Купола с крестами как бы связывают небесное и земное пространство в целостный освященный мир. Купол — это как пламя горящей свечи, недаром издревле наши предки старались даже в самые тяжелые времена золотить кресты и купола храмов.
Каждый храм посвящен какому-либо святому или событию. Иногда в храме устраивают несколько алтарей (приделов). Тогда каждый из них посвящен своему святому или событию.
Само здание храма строится либо в виде креста (символ Христа), либо в виде круга (символ вечности), либо в виде восьмиугольника (символ путеводной вифлеемской звезды). Завершается храм куполом (символом неба), на котором ставят главу с крестом. При этом, если ставится одна глава, тот это символизирует самого Иисуса Христа, если две главы – два естества в Христе (божественное и человеческое), если три – три лица троицы, если пять – Христа и четыре евангелиста, если семь – семь таинств церковных и семь вселенских соборов, если девять – девять чинов ангельских, если тринадцать – Христос и двенадцать апостолов.
Православный храм делится на три части: притвор, сам храм (средняя часть) и алтарь.
В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных.
Сам храм предназначен непосредственно для верующих.
Главнейшая часть храма — это алтарь, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященными и мирянам без благословения священника. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм — землю.
Самое важное место в алтаре — престол – особо освященный четырехугольный стол, украшенный двумя материями: нижней – белою из полотна и верхней – из парчи. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники. На престоле всегда находятся антиминс, напрестольное Евангелие, крест, дарохранительница, дароносица. возвышающийся посреди него.
Антиминс – главный священный предмет храма. Это освященный архиереем шелковый плат с изображением положения Христа во гроб и с зашитой частицей мощей какого-либо святого. В первые века христианства служба (литургия) всегда совершалась на гробницах мучеников над их мощами. Без антиминса службу совершать нельзя. Недаром само слово антиминс переводится с греческого как “вместопрестолие”. Обыкновенно антиминс завернут в другой плат – илитон, напоминающий повязку на голове Христа в гробу.
Дарохранительница.1887 г. Серебро, чеканка, литьё. Дарохранительница.1698 г. Серебро, гравировка, чернь.
Дарохранительница – это ящичек в виде небольшой церковки. Здесь хранятся святые дары для причащения больных.
А на дом к ним для причащения священник ходит с дароносицей.
Место за престолом у восточной стены специально делается немного возвышенным, называется “горним местом”.
Горнее место считается самым святым местом даже на алтаре. Здесь традиционно располагаются большой семисвечник и большой запрестольный крест.
На алтаре, за алтарной преградой (иконостасом) у северной стены поставлен особый стол, называемый жертвенником. Здесь готовятся хлеб и вино для причастия. Для их торжественного приготовления во время обряда проскомидии на жертвеннике находятся: потир – святая чаша, в которую вливается вино с водою (симол крови Христа); дискос – блюдо на подставке для причастного хлеба (символ тела Христа); звездица – две дуги, соединенные крестом, чтобы ставить их на дискос и покров не касался частиц просфор (звездица – символ звезды вифлеемской); копие – острая палочка для вынимания частиц из просфор (символ копья, пронзившего Христа на кресте); лжица – ложечка для причащения верующих; губка для вытирания сосудов. Приготовленный хлеб для причастия накрывают покровом. Небольшие покровы называют покровцами, а самый большой – воздухом.
Литургический прибор: потир, дискос, звездица, тарели, лжица, копие, 1679 г.
Кроме того, за алтарной преградой хранятся: кадильница, дикирий (двусвечник) и трикирий (трехсвечник) и рипиды (металические круги-опахала на рукоятках, которыми дьяконы веют над дарами при освящении их).
Отделяет алтарь от остального храма иконостас.
Продолжение следует