“Сланцевая революция”: до воплощения далеко

“Сланцевая революция”: до воплощения далеко


 Для России доходы от экспорта природного газа уже не одно десятилетие являются одной их важных статей бюджета. Но одновременно с этим газ можно назвать и настоящим сырьевым проклятием, закрепившим за Россией статус газовой державы, использующей этот энергоресурс как политическое оружие на международной арене в битве за свое величие.


Лидеры европейских (и не только) стран неустанно повторяют, что им жизненно необходимо избавиться от “зависимости” от импорта российского газа. И в этой борьбе страны Запада не упускает ни одного шанса, чтобы слезть с российской газовой иглы.


Панацею любезно предложили США в виде сланцевого газа. Сланцевый газ – природный газ, добываемый из сланца и состоящий преимущественно из метана. В России же за “сланцевой революцией” наблюдают спокойно и продолжают строить планы экспансии на мировые рынки. Но что же такое сланцевый газ – миф, расчетливая пиар-кампания американцев или реальная угроза крупнейшим газодобывающим странам?


Родина “сланцевой революции”


“Родиной” сланцевого газа являются США. Именно там в 1821г. Вильямом Хартом была пробурена первая коммерческая газовая скважина в сланцевых пластах. Своим же революционным развитием новый вид топлива обязан упорству одного человека, Джорджа Митчелла, бурившего пласты на месторождении Барнетт 18 лет, пока не удалось получить в 1999г. первый коммерческий приток газа. Открытие оказалось настолько прорывным, что уже в 2001г. он выгодно продал свою компанию Mitchell Energy& Development за 3,5 млрд долл. американской Devon Energy.


Основу же для промышленного развития газодобычи из сланцевых пластов дала научная работа германского специалиста по экономике энергетики Ганса-Холгера Рогнера, который в 1997г. высказал предположение, что запасов сланцевого газа в мире больше, чем традиционного. Ученый оценивал их в 456 трлн куб. м. Однако сам автор называл свои цифры приблизительными и сугубо гипотетическими. В своей работе ученый на глазок назвал страны, где могут быть сосредоточены крупнейшие залежи сланцевого газа. Хотя долгие годы данные Г.-Х.Рогнера не использовались и, по сути, никого не интересовали, в наши дни, когда жизнь современного человека проходит под эгидой беспрерывной борьбы за энергоресурсы, они превратились практически в единственный источник информации для прогнозов Международного энергетического агентства (МЭА), а также отраслевых экспертов.


По словам аналитика Института национальной энергетики Александра Фролова, вывести добычу сланцевого газа в США на приемлемый коммерческий уровень позволило внедрение горизонтального направленного бурения в сочетании с гидроразрывом пластов. “По имеющимся на сегодняшний день данным, на сланцевый газ приходится порядка 30% добычи в Штатах, то есть около 180 млрд куб. м. Если эти данные верны, то объемы впечатляющие. Ведь еще в 2000г. Energy Information Administration (EIA) прогнозировало, что объемы добычи сланцевого газа в 2010г. составят около 22,6 млрд куб. м. А уже к 2009г. EIA повысило свой прогноз по добыче сланцевого газа в США на 2010г. до 45,3 млрд куб. м. И вот уже который год на горизонте маячит мировая “сланцевая революция”, которая вот-вот сметет существующий энергетический рынок и на его руинах построит новый”, – говорит эксперт.


Сланцевое лобби


На деле же выясняется, что проблем, связанных с добычей сланцевого газа, гораздо больше, нежели явных выгод. Так, по словам А.Фролова, главная проблема сланцевого газа – его себестоимость, которая колеблется в широком диапазоне, но средний показатель составляет около 150-200 долл. за 1 тыс. куб. м. Правда, в США действует система государственной поддержки добычи газа из нетрадиционных источников, благодаря которой, а также близкому расположению потребителей новой отрасли удается сохранять рентабельность.


В свою очередь энтузиасты обещают, что себестоимость снизится за счет развития технологий. Пока этого не происходит, и, на взгляд А.Фролова, в ближайшие годы ожидать какого-то прорыва не стоит. Бурить же сланцы надо постоянно – дебиты скважин за 1-2 года падают на 90%, что на порядок быстрее, чем при традиционной добыче. “А бурение – вещь дорогая. Здесь, кстати, кроется глобальный интерес Соединенных Штатов. Они обладают самым большим в мире парком сухопутных буровых установок – порядка 2 тыс. Для сравнения: в Европе таковых всего лишь около 50. При этом значительная часть американских установок простаивает без дела. “Удивительным образом в этой связи появляется феномен сланцевого газа”, – говорит эксперт.


По мнению А.Фролова, США “кровно заинтересованы в том, чтобы Европа начала бурить” свои сланцевые пласты. “Недаром госсекретарь США Хиллари Клинтон и специальный посланник США по вопросам энергетики в Евразии Ричард Морнингстар недавно совершили визит в Болгарию, чтобы, кроме всего прочего, заставить местные власти пересмотреть национальную политику по сланцевому газу (республика ввела мораторий на добычу сланцевого газа)”, – говорит эксперт. Ирония заключается в том, что США обещают начать в Болгарию экспорт сжиженного природного газа (СПГ). “Казалось бы, если ты хочешь экспортировать СПГ, ты слабо заинтересован в том, чтобы потенциальный клиент вдруг начал сам себя обеспечивать газом. Но что там с экспортом – вопрос туманный, а простаивающие буровые установки есть уже сейчас. И потребуется их много. Для буровиков сланцы – золотое дно”, – говорит аналитик Института национальной энергетики.


Ведущий специалист энергетического департамента Института энергетики и финансов РАН Николай Иванов в своей презентации по сланцевому газу, размещенной на сайте института, высказывает мнение, что Европа пока не готова к сланцевой революции и причин для этого предостаточно: отсутствие на территории европейских стран больших объемов воды, необходимых для гидроразрыва пласта, отсутствие небольших и мобильных сервисных компаний, стоимость бурения скважин и обустройства месторождений, которые в Европе в 4 раза дороже, чем в Америке, а также неприспособленный налоговый режим.


Кроме того, по мнению Н.Иванова, не существует двух одинаковых сланцевых залежей. Для каждой из них требуется своя технология и стратегия освоения. Плюс невозможно учесть возможные геологические неудачи и неопределенности, связанные с оценкой извлекаемых запасов.


Н.Иванов обращает внимание на еще одну проблему добычи сланцевого газа, которая непосредственно связана с технологией добычи, а именно с гидроразрывом пласта. Суть этой технологии заключается в создании трещин в породе, позволяющих высвободить небольшие скопления залегающего в ней топлива. Для этого пробуривается вертикальная скважина, от которой на большой глубине расходятся горизонтальные тоннели длиной до 2-3 км. В тоннели закачивается смесь песка, воды и химикатов. Затем внутри тоннелей производится взрыв. Гидроудар разрушает перегородки газовых карманов, и газ поступает в тоннели, откуда его можно откачать.


Именно поэтому, например, жители штата Нью-Йорк серьезно опасаются, что газовые компании не смогут обеспечить качественную очистку всех объемов использованной для этой технологии воды. Даже очищенный буровой раствор способен отравить грунтовые воды, тем более что из скважин поднимается только треть использованной воды. На практике же может получиться так, что из сланцевых пластов вместе с газом будут подниматься на поверхность бензол, мышьяк и радиоактивные материалы.


А вот, например, в Техасе, где зародилась мода на сланцевый газ, появляется привычка судиться с газовыми компаниями. У местного населения были свои ожидания, связанные со сланцевым газом. Дело в том, что еще в 2008г. компании обещали местному населению за пользование землями единовременный бонус в размере 27,5 тыс. долл. за акр; роялти в размере 23% от выручки в течение трех лет и еще 27,5 тыс. долл. за акр при продлении соглашения на 2 года. Однако после падения цен на газ компании одумались и скорректировали свои предложения, а местное население стало подавать иски в суд. Кроме того, значительно осложняют жизнь газовым компаниям, добывающим топливо из сланцевых пластов, опасения экологов.


“В Европе и США прошли “зеленые” акции протеста против добычи сланцевого газа, поскольку появляются свидетельства загрязнения почв и грунтовых вод веществами, которые применяют при гидроразрыве пласта”, – говорит А.Фролов. К примеру, некоторые американские компании в 2005-2009гг. использовали для этих целей дизельное топливо. Исследование, проведенное University of Texas, не выявило доказательств того, что добыча сланцевого газа с большей вероятностью способствует загрязнению грунтовых вод, чем бурение для добычи обычных видов ископаемого топлива. Однако появилась еще одна проблема – землетрясения. В штате Огайо их количество увеличилось, и считается, что это может быть связано с бурением сланцевого газа. В Оклахоме произошло землетрясение магнитудой 5,6. Тряхнуло и Англию – не сильно, но ощутимо. Если развивать добычу сланцевого газа, то надо учитывать вероятность толчков, а это задевает области строительства зданий и дорог, охраны памятников. “Не думаю, что Европа готова к таким работам. Подписать с Россией или Катаром контракт на несколько лет вперед и покупать газ по понятным, прогнозируемым ценам гораздо проще”, – считает эксперт.


Сторонники и противники


Тем временем в Европе мнения по поводу сланцевого газа разделились. Первой фактический запрет на добычу сланцевого газа ввела Франция. В середине мая к ней присоединилась Германия: бундестаг прекратил выдавать лицензии на добычу сланцевого газа. Чешское Министерство окружающей среды не собирается разрешать дальнейшую разведку сланцевого газа в своей стране. Мораторий на добычу сланцевого газа ввели болгары. “Британцы ведут вялотекущую добычу, которая на некоторое время прервалась из-за вызванного ею землетрясения. А британский министр энергетики и изменений климата Чарльз Хендри предупредил, что Великобритания не будет продвигать добычу сланцевого газа так, как это делают США”, – рассказывает А.Фролов.


На другом углу ринга находится Польша с примкнувшей к ней Украиной. “Польшу авансом назвали будущей газовой житницей всей Европы. EIA оценивало польские запасы сланцевого газа в 5,3 трлн куб. м. Долгое время польское руководство всячески подчеркивало будущее сланцевое величие их государства и обещало начать добычу если не сегодня, так завтра. Время шло. Началась геологоразведка. И тут же пошли неприятные сюрпризы. Так, компания ExxonMobil по итогам разведочных мероприятий объявила, что промышленную добычу из сланцев в Европе можно будет осуществлять не менее чем через 5 лет, и, скорее, в Германии, а не в Польше, намекнув тем самым, что перспектив у Польши практически не остается. Однако это не помешало польскому министру казначейства Николаю Будзановскому заявить, что запасы сланцевого газа в Польше могут составлять 2 трлн куб м. Буквально через два дня был обнародован доклад, по которому выходило, что в действительности извлекаемые запасы сланцевого газа в Польше составляют от 346 до 768 млрд куб м. Однако Польша не сдается и продолжает геологоразведку.


“На фоне польского фиаско перспективы Украины, которая в последнее время пытается разыграть сланцевую карту, обещая 3 трлн куб. м газа в двух блоках, представляются особенно бледно”, – считает А.Фролов.


Неудачные инвестиции


Энтузиасты предполагают, что рост добычи сланцевого газа приведет к снижению цен на этот энергоноситель, что больно ударит по традиционной добыче. При этом в апреле 2012г. цена на газ в США уже снизилась до 70 долл. за 1 тыс. куб. м. В связи с этим второй по величине производитель газа в США и наиболее активный игрок на рынке сланцевого газа – Cheasapeake Energy Corp. – объявил о сокращении производства на 8%, а капитальных вложений в бурение на 70%, а также о продаже активов на 12 млрд долл., чтобы оплатить буровые работы. В свою очередь Statoil сокращает объем вложений в ведущую формацию сланцевого газа Marcellus в США. BG объявляет о планируемом сокращении своей операционной деятельность по добыче сланцевого газа в Северной Америке из-за падающих цен на газ. А BHP Billiton, заплатившая 20 млрд долл. за доступ к американским сланцам, готовится списать порядка 5 млрд долл. убытков.


А.Фролов отметил: “Можно, конечно, считать неудачи американцев досадными недоразумениями, можно даже считать, что добывать сланцевый газ в 2-3 раза дороже его рыночной цены – это нормальный бизнес. Но вскоре может обнаружиться, что добыча идет на заемные средства, а платить по кредитам нечем. Хотя вполне допускаю, что США рассматривают сланцевый газ как проект, призванный загрузить производственные мощности и создать рабочие места, а затем потянуть за собой развитие экономики”.

Ещё похожие новости