“Россия в десятке худших стран”: рейтинговая пропаганда как инструмент дестабилизации
Уже не первый год и наши, и зарубежные средства массовой рекламы, агитации и дезинформации радостно публикуют рейтинги стран мира. Там наблюдается очевидная взаимосвязь: чем выгоднее нескольким нынешним мировым лидерам поведение страны, тем лучше её место в общем ранжире. Урок ясен: слушайся Империи Добра — процветёшь.
Но зачастую очевидное — не невероятное, а просто неверное. Так, если поискать в Интернете словосочетание «хит-парад тупых рейтингов», найдётся немало свидетельств не просто тупости, а сознательных подтасовок в них.
Печально известный «рейтинг коррупции», где Россия обычно пребывает поблизости от 150-го места, на самом деле официально именуется рейтингом восприятия коррупции. То есть оценивает не сам уровень чиновничьих вымогательств и коммерческих подкупов, а массовое мнение об этих безобразиях. Россия, где народ в основном резко относится к извлечению личной выгоды из служебного положения (хотя за последнюю четверть века сделано немало для провозглашения такого поведения нормой), всегда будет в рейтинге ниже множества африканских и азиатских стран, где никакого иного образа действий отродясь не знали. Более того, Белоруссия, где порядка несравненно больше, чем в остальной России, а коррупцию днём с огнём не сыскать, в рейтинге тоже врисована в пятнадцатый десяток. А самыми коррумпированными странами объявлены Сомали, где власти вообще нет, и Северная Корея, где за хищения и взятки просто расстреливают. Понятно, в обеих этих странах коррупции в обычном смысле вовсе не может быть. Но обе страны — хотя и по разным причинам — очень не нравятся авторам рейтинга (при том, что вряд ли они рискнули съездить хоть в одну из этих стран для опроса). Зато созданная американцами республика Косово, где практически все руководители причастны к террору против сербов, наркоторговле, торговле органами, оказалась на 60-м месте: там, похоже, коррупция никого не волнует.
Не менее известный рейтинг делового климата опирается не на массовое анкетирование самих деловых людей, а на мнения местных экспертов. Российскими экспертами составители рейтинга считают в основном представителей нескольких экономических исследовательских и учебных центров крайне либерального направления и политиков той же нетрадиционной ориентации. Они полагают ухудшением делового климата любую государственную регламентацию, вплоть до борьбы с явно мошенническими трюками вроде однодневок. В самом деле, если коммерческую структуру регистрируют только после проверки личностей её учредителей — это несомненно ущемляет право человека на свободу предпринимательства. Сходными приёмами «проверяют» деловой климат многих других стран — за исключением разве что тех, где обитают сами разработчики рейтинга. Соответственно и рейтинг в целом отражает не саму деловую обстановку, а политические предрассудки узкой группы самих рейтингоделов и их политических партнёров.
Аналогично вычисляются и многие другие рейтинги. Например, по уровню политических свобод Россию зачастую объявляют несравненно ниже арабских тиранических монархий вроде Саудовской Аравии, по уровню насилия в обществе — хуже стран, где десятилетиями не прекращаются открытая уголовщина и даже гражданские войны. Если же даже экспертные мнения не столь отвратительны, как хочется творцам очередного рейтинга — вводят весовые коэффициенты разных показателей, дабы помножить на нуль очевидные успехи неугодных и вознести до небес немногие их недостатки. Подробности этих трюков уже описаны аналитиками и опубликованы (в том числе и в Интернете), так что заинтересованный читатель сам найдёт куда больше, чем я мог бы втиснуть в скромный объём газетной заметки.
Используются в рейтингах и откровенные натяжки. Так, Россию зачастую объявляют мировым лидером потребления спирта и спиртосодержащих продуктов в расчёте на душу населения. Между тем за всю свою историю страна не поднималась по этому показателю выше второй десятки. Но рейтинганам повезло: в одной из граф отчёта Россаннадзора — по злому ли умыслу, по недомыслию ли — приведено общее потребление всего спиртосодержащего, включая парфюмерию, незамерзающие жидкости для омывания автомобильных стёкол, моющие средства для окон и прочую бытовую химию. Вот и размахивают нынче этим числом как пропагандистской дубиной. На деле политуру и одеколон пьют (за пределами литературы и кино) только немногочисленные личности, безнадёжно выпавшие из общества, и даже с их учётом выпивается куда меньше половины официальных 20 литров спирта на душу в год.
Иной раз наше положение завышают. При этом в одну колонку верстают, например, места по добыче полезных ископаемых и по их разведанным запасам (хотя далеко не всегда запас надлежит использовать весь и сразу — иной раз лучше и подождать условий повыгоднее). Зато потом можно задать риторический вопрос: как же мы с такими возможностями так плохо живём?!
Для нужного впечатления всегда можно сравнить по удобному показателю. Например, у нас высок экспорт нефти и газа — и авторы рейтингов радостно спрашивают: где деньги, Зин! Но в пересчёте на душу населения наш экспорт вдесятеро меньше, чем в Норвегии, не говоря уж об арабских эмиратах или Кувейте с Катаром. Зато у нас нефтегазовые доходы составляют — в отличие от арабских стран — менее десятой доли всего производимого. Но попробуйте найти рейтинг, где страны сравниваются по этому показателю!
Данные берут и с потолка. Одно время Россию выводили на первое место по числу самоубийств. Когда это опровергли, появилось уточнение: по числу самоубийств пожилых людей, детей и подростков. Понятно, тоже фантазия — но поди проверь: границы пожилого возраста в разных странах неодинаковы, да и статистика подростковых самоубийств ведётся далеко не в каждой стране.
Явную ложь освящают заёмным авторитетом. Так, по Интернету нынче бродит список из нескольких десятков позиций России в разных рейтингах со ссылкой на сайт Организации Объединённых Наций. Большей части сказанного в этом списке не только на сайте ООН нет, но и в каких бы то ни было рейтингах.
Для чего же столько народу старается, сочиняя и распространяя всякую липу? А для того, чтобы ухудшить обстановку в стране. Например, инвестор, уверовавший в плохой деловой климат России, может вложить деньги в других местах. Да и нас самих рейтинговые легенды деморализуют. Например, по данным опросов общественного мнения, с 2008-го по 2011-й год доля граждан России, хоть раз за предопросный год столкнувшихся на практике с проявлениями коррупции, упала вдвое — но в то же время почти половина опрошенных уверена: коррупция в стране растёт. Более того, многие уже не верят в истинные сведения о росте каких-то показателей благополучия России, предпочитая им дурман рейтинговой пропаганды.
Может быть, когда-то рейтинги были инструментом познания. Теперь большинство их — инструмент обмана. Если принимать решения с оглядкой на них — займём в рейтинге лохов второе место. Второе — ибо лохами будем.