Всемирные сказки от Всемирного банка
От вступления в ВТО России следует ждать только хорошего и очень хорошего, уверяют аналитики ВБ, но им не все верят
Россия вот-вот станет официальным членом ВТО (Статья опубликована 28.03.2012). Многие отрасли экономики пребывают в тревожном ожидании: что же будет дальше? «Ничего страшного», – отвечает Всемирный банк и приводит свой лучезарный прогноз. По его мнению, от вступления в ВТО нашей стране следует ждать только хорошего и очень хорошего.
Всемирная торговая организация (ВТО) – международная организация, созданная в 1995 году с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. Преемница Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации. Отвечает за разработку и внедрение новых торговых соглашений, а также следит за соблюдением членами организации всех соглашений, подписанных большинством стран мира и ратифицированных их парламентами.
В частности, ее ВВП увеличится на дополнительные 3,3% в год, а доходы населения вырастут на 7% в год. Так утверждается в опубликованном вчера прогнозе этой организации. Но в России прогноз посчитали чрезмерно оптимистичным и высказали опасения, что в результате к нам не только не придут новые инвесторы, но и уйдут старые, привыкшие работать в прежних, затрудненных для понимания иностранцев условиях.
«В среднесрочной перспективе выгоды РФ должны составить около 3,3% ВВП в год, или около $49 млрд при расчете на основе ВВП 2010 года. В долгосрочной перспективе, когда начнет сказываться позитивное влияние на инвестиционный климат, выгоды должны увеличиться до 11% ВВП – около $162 млрд. Эти расчетные выгоды страна будет получать каждый год, т. е. они не будут разовыми, – сказано в докладе ВБ – Доходы среднестатистического российского домохозяйства могут увеличиться на 7,2% в год, при этом более чем у 99% домохозяйств прирост доходов составит от 2 до 25% каждый год. Заработные платы квалифицированных специалистов и неквалифицированных рабочих, по оценкам, в среднесрочной перспективе вырастут примерно на 5 и 4% соответственно, а в долгосрочной перспективе – примерно на 17 и 13%. Квалифицированные работники и городское население должны выиграть больше, чем население в среднем»
Есть и расшифровка, за счет чего произойдут все эти благости. Порядка 72% перечисленных выгод будут получены благодаря повышению качества услуг и снижению цен на них, а также росту производительности и конкурентоспособности российских предприятий. Снижение ставок импортных пошлин позволит приобретать промежуточные ресурсы и товары для конечного потребления по более низким ценам, это обеспечит 18% от общей расчетной выгоды. Оставшиеся 10% будут получены благодаря улучшению доступа на рынки для российских экспортеров.
«Российские предприятия, в отношении которых применялись антидемпинговые меры на экспортных рынках, – например, сталелитейные компании, производители цветных металлов, экспортеры химической продукции, – получат расширенные права для защиты своих коммерческих интересов в антидемпинговых расследованиях», – объясняет ВБ.
Но хватит о приобретениях, нужно сказать и о неизбежных потерях. Усиление конкуренции со стороны импорта неизбежно приведет к увольнению части работников с неэффективных отечественных предприятий, говорят эксперты ВБ, и об их судьбе должно позаботиться правительство РФ. «Для правительства будет более целесообразным оказывать им содействие в переподготовке или переезде к новому месту работы, избегая при этом поддержки соответствующих отраслей. Важно, чтобы поддержка была ориентирована на высвобождаемых работников, а не на отрасли, в которых они заняты», – считают в банке.
Здесь следует оговориться, что совет ВБ не нов. Однажды он уже был получен российским правительством от МВФ, подразделением которого является ВБ. Дело было в середине 90-х, и касался он переучивания, а также переселения шахтеров с закрываемых по требованию МВФ убыточных шахт. С тех пор мало что изменилось в уровне понимания международными финансовыми организациями российских реалий. В частности, невдомек им, что у нас не существует практики переезда работника вслед за работой, как нет и рынка доступного съемного жилья, а сам переезд является шагом, сопряженным с множеством трудностей, на который не так-то легко решиться.
Эксперты скептически отозвались о прогнозах ВБ, назвав их «агрессивными». «В оптимизме ВБ есть что-то от самоуверенности миссионера, который идет к туземцу со стеклянными бусами, – говорит гендиректор группы «Развитие» Виктор Кухарский, которого цитирует «Независимая газета». – Мы эту стадию прошли еще в начале 90-х, и тогда вступление в ВТО действительно могло бы стать для России эпохальным событием, открыть какие-то новые горизонты. Но с тех пор Россия без всякого ВТО уже перевела свою экономику на новые правила игры, и эта экономика в значительной мере глобализировалась самостоятельно».
Директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев, соглашаясь с тем, что стратегически Россия выиграет от вступления в ВТО, высказывает большие сомнения относительно количественных оценок Всемирного банка, пишет «Взгляд». «Цифра в 3,3% ВВП завышена, а в долгосрочной перспективе выгода в 11% ВВП – это вообще фантастическая цифра. Если бы такой эффект мог быть возможным, то это подтверждалось бы данными других стран, вступивших в ВТО. Однако по опыту других стран вступление страны в ВТО дает постепенный рост экономики, а не такой скачок. Речь идет, как правило, о десятых процентных пункта роста ВВП», – указывает Игорь Николаев.
Бывший министр финансов Алексей Кудрин придерживается более скромных оценок выгод для страны от ВТО. По его мнению, ВТО будет давать примерно 0,4% дополнительного прироста ВВП РФ в год, а за 10 лет – 3-4% ВВП. Но и такие цифры Кудрин считает «серьезной прибавкой».
«Ни в одной стране, кроме высокоразвитых, таких как США, Западная Европа и Япония, вступление в ВТО не вызвало бурного подъема экономики, технологического рывка или ускорения вожделенной модернизации», – указывает заместитель генерального директора компании «Нексиа Пачоли» Юлия Емельянова, связывающая это с тем, что ВТО поддерживает прежде всего интересы крупных международных компаний, обеспечивая им высокий уровень доходов, комфортные условия ведения бизнеса и определенные правила игры.
«Такие отрасли, как сельхозпроизводство, легкая и пищевая промышленность, однозначно не смогут конкурировать с зарубежными производителями, прежде всего из-за низкого технического уровня производства, изношенности оборудования и, наконец, природных условий, существенно влияющих на возможности бизнеса, – говорит Емельянова. – Очень сомнительны перспективы автомобильной промышленности России, протекционистская политика государства в отношении которой, по требованиям ВТО, должна быть в корне изменена. К чему это приведет? К ухудшению положений целых регионов, уничтожению большого количества моногородов, а, следовательно, к потере рабочих мест».
«Чтобы снизить риски для тех, кто окажется под ударом, правительство разрабатывает меры по защите некоторых секторов рынка, которые не должны противоречить правилам ВТО. У государства много инструментов, к примеру, выполнение госзаказа, переформатирование госсубсидий, налоговые льготы и т. д.», – отмечает профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Алексей Портанский. Готовых решений правительства на выходе пока нет, однако он ожидает их появления в апреле-мае до момента ратификации вступления в ВТО.
Впрочем, если обратиться к опыту наших соседей, уже вступивших в ВТО, например, стран Балтии, Польши и Украины, то можно увидеть, что никакого позитивного прорыва у них не произошло. Инвестиции на развитие высоких технологий к ним не пришли, доходы граждан не выросли, а часть граждан рассеялась по Европе в поисках работы, не всегда квалифицированной. Деиндустриализация же у них не только не уменьшилась, но еще и усилилась.