Эксперты рассказали о сценариях и сроках нападения на Иран
В Израиле уверяют, что проблему обретения Ираном ядерного оружия решить военным путем можно лишь в ближайшие два месяца, а после этого удар по ядерным объектам будет уже неэффективен. Эксперты оценили, насколько правдоподобны данные выводы и как именно будет развиваться военный конфликт в случае внезапного удара по иранской территории.
У Израиля есть два месяца для нанесения удара по Ирану, поскольку по истечении этого срока Тегеран перенесет ядерные объекты под землю и авианалет потеряет смысл.
Как передает ИА «Курсор», об этом сообщили израильские эксперты в эфире местного телевидения. Один из экспертов на условиях анонимности пояснил, что у Израиля «осталось небольшое окно, а скоро и оно закроется». «Так что если мы хотим использовать эту возможность, то время истекает», – сообщил он.
Президент США Барак Обама недавно заявил, что остается мало времени на решение иранской ядерной проблемы дипломатическими средствами. Ранее Тегеран и представляющая «шестерку» международных посредников по иранскому вопросу верховный представитель Евросоюза по иностранным делам Кэтрин Эштон выразили готовность провести очередной раунд переговоров. Сейчас стороны по дипломатическим каналам согласовывают место и время встречи. Не исключено, что она состоится в апреле в Стамбуле. Предыдущий раунд безрезультатно завершился более года назад.
В ходе недавнего визита в Вашингтон премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху дал понять Обаме, что Тегеран слишком близко подошел к созданию атомной бомбы и необходимы превентивные удары по его ядерным объектам. Но хозяин Белого дома пытался убедить гостя, что пока достаточно санкций, которые применили против Ирана США и их партнеры по Евросоюзу.
«Ему не хотелось бы ввязаться в эту авантюру»
Гендиректор Центра изучения современного Ирана Раджаб Сафаров считает, что Израиль не оставляет попыток оказать давление на Соединенные Штаты всеми своими силами и потенциалом. По словам эксперта, эту же цель преследовала поездка Нетаньяху в Вашингтон, но она не увенчалась успехом. «Руководство США в прямом смысле слова зависит от могущественного еврейского лобби. Барак Обама находится в интересном положении: если он не будет поддерживать авантюру Израиля, то он лишается поддержки израильского лобби. Соответственно, финансирования, поддержки СМИ и т. п. И тогда его шансы на переизбрание станут мизерными. А если поддастся давлению Израиля, то еще неизвестно, к чему эта авантюра может привести. В любом случае ему не хотелось бы ввязаться в эту авантюру, но его ставят в такое положение, что он не знает, что делать в данном случае», – сказал Раджаб Сафаров газете ВЗГЛЯД.
В свою очередь главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений Георгий Мирский считает, что Нетаньяху добивался не разрешения нанести удар, а «точного сообщения о том, в какой момент» это сделать, если Иран начнет получать уран, обогащенный до 90%, а не 20%, как происходит сейчас.
«Обама ответа не дал, он только сказал, что прикрывает спину Израиля, что все опции на столе и что он не допустит того, чтобы Иран стал ядерной державой», – сказал Мирский газете ВЗГЛЯД.
Сафаров указывает, что авианалеты, какими бы массированными и продолжительными ни были, «не решат проблему, связанную с ядерным потенциалом Ирана». «Конечно, все эти годы Иран не сидел сложа руки. Ядерная промышленность Ирана, во-первых, огромна. Во-вторых, разбросана фактически по всей огромной стране. В-третьих, с точки зрения доступности защищена не только от баллистических межконтинентальных ракет, но и от современных глубинных бомб и т. п. Все это учитывалось при архитектуре и строительстве объектов, поскольку у Ирана нет собственной надежной противовоздушной обороны», – отметил Сафаров, напомнив, что Россия «тоже поддалась давлению Запада и не предоставила Ирану возможность достойно защищать свои интересы».
«Сейчас Обама не пикнет»
По словам Мирского, многие специалисты в Израиле призывали к немедленному удару, чтобы не допустить создания защиты объектов в иранском городе Кум. «Другой аргумент сводился к тому, что наносить удар нужно до президентских выборов в США, которые будут в ноябре. Сейчас Обама ничего сказать не может: он будет бороться за голоса еврейской общины и голоса евангелистов. По опросам социологов, 60% американцев считают возможным нанесение удара. Таково настроение общества. Поэтому сейчас Обама не пикнет. А если он будет переизбран, тогда будет более свободен и сможет занять более жесткую позицию в отношении Израиля», – полагает Мирский.
Сафаров указывает, что израильская авиация в одиночку не способна решить задачу по уничтожению ядерной инфраструктуры Ирана, поэтому Израиль «максимально оказывает давление на США и Барака Обаму, чтобы он принял это предложение». «Два этих месяца никакие вопросы не решают, поскольку совершенно очевидно, что это пропагандистский жест: способ оказать мощнейшее политическое и психологическое давление на Иран, чтобы на апрельском заседании «шестерки» Тегеран был более сговорчивым и уступил давлению Запада», – считает эксперт.
Он полагает, что параллельно Израиль пытается довести до сведения Обамы, что либо удар наносится совместными силами, либо он ударит сам и в таком случае останется за бортом президентской гонки. «Вот логика поведения израильских заказных экспертов, которые озвучивают то, что надо израильскому правительству. Это банальная циничная политика, которая преследует одну цель: оказать давление на Иран и Обаму», – уверен Раджаб Сафаров.
По словам Мирского, Обама и его команда указывают на то, что еще неизвестно, как на Иран повлияют односторонние санкции. «В Иране дела все хуже и хуже. Расчет на то, что в конце концов иранские руководители решат, что игра не стоит свеч и лучше пойти навстречу мировой общественности, обеспечив полную прозрачность всего процесса обогащения урана», – не исключает эксперт.
«Чтобы прижать Иран к стенке»
Сафаров уверен, что Иран спокойно отреагирует на последнюю информацию. «Иран на эти вещи не обращает внимания. Весь Иран сейчас отдыхает. Они ушли на новогодние каникулы до 5 апреля. Никто в Иране даже не думает о том, что кто-то чего-то замышляет. Во-первых, они не верят, что Израиль способен на такое. Это маленькое государство замахивается на Иран, у которого есть чувство собственного величия и достоинства», – пояснил эксперт.
По словам Сафарова, подобные прогнозы израильских экспертов оказывают медвежью услугу не только еврейскому государству и Западу. Он напомнил, что ранее Тегеран согласился обсуждать свою ядерную программу в рамках «шестерки», а «Израиль и Запад делают все для того, чтобы прижать Иран к стенке, чтобы он поднял руки и сдался».
«На самом деле они не учитывают ментальность иранской психологии. Иран был готов на конструктивное решение даже в ущерб своим национальным интересам… Но Израиль и Запад как раз хотят, чтобы этого не было. Они не заинтересованы в решении иранской проблемы. Если бы Иран заявил завтра о том, что закрывает все объекты и прекращает все исследования в ядерной энергетике, останавливает реактор в Тегеранском университете. После этого мир успокоится? Нет. Тогда будут проблемы, связанные с правами человека, свободой слова. Найдется тысяча «фактов», что Иран поддерживает международный терроризм, занимается наркотрафиком в Афганистане и т. п. Они не хотят, чтобы эта проблема была снята с повестки дня, поэтому они делают все для того, чтобы помешать Ирану конструктивно подойти к решению этого вопроса», – уверен Сафаров.
«Идет война нервов»
Мирский добавляет, что до сих пор точно неизвестно, насколько реально производство Ираном ядерной бомбы, потому что «есть сведения о том, что политического решения не принято». «Если даже иранцы будут все дальше и дальше обогащать уран, приближаясь к 90-процентной черте, это еще не значит, что они намерены физически произвести бомбу. Может быть, они хотят достичь состояния пятиминутной готовности, чтобы всем стало ясно, что Иран стал ядерной державой», – предположил политолог, добавив, что никто не имеет точного представления о том, что на уме у иранских правителей.
Более того, Мирский верит, что война против Ирана не начнется ни через два месяца, ни в этом году. «Идет война нервов. Она идет с обеих сторон. Несколько месяцев назад Иран сказал, что, если будет введено эмбарго на поставки его нефти, он перекроет Ормузский пролив. Это решение принято, но пролив никто не перекрывает. Также они говорили, что если поблизости появятся американские авианосцы, то они ответят. Авианосцы есть, а никаких ударов со стороны Ирана нет», – подчеркнул Мирский.
«Удар со стороны Израиля смысла не имеет»
Вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков, оценивая боевую эффективность удара Израиля, уверен, что он не получит заметного результата «даже при нынешнем состоянии дел». Он отметил, что ключевые объекты ядерного комплекса Ирана «давно находятся под землей». «Разговоры о том, что кто-то их там куда-то перенесет, – ненужная словесная провокация, которая направлена на то, чтобы подтолкнуть Израиль к нанесению удара по Ирану», – сказал Сивков газете ВЗГЛЯД.
Израиль сейчас не располагает силами и средствами для «эффективного» удара по ядерным объектам. Сивков пояснил, что расстояние от израильских военных авиабаз до ядерных объектов Ирана превышает 2 тыс. км. «Боевой радиус самолетов F-15, которые состоят на вооружении Израиля, имеют боевой радиус максимум 1,5 тыс. км в истребительном варианте с сокращенной в два раза нагрузкой. Если истребитель пойдет в ударном варианте, расстояние сократится до 1,2 тыс. км, и это на больших высотах. На малых высотах радиус будет составлять 600–700 км», – рассказал Сивков.
Эксперт указал, что Израиль обладает около 80 F-15 (на вооружении есть и F-16, но они более легкие, чем F-15), две трети из которых в случае нанесения удара пойдут на обеспечение операции, а собственно ударными будут 24 машины – две эскадрильи. «24 машинами можно вывести из строя примерно на два месяца один завод. И только в том случае, если удар будет успешным», – полагает эксперт, добавляя, что при этом истребителям придется совершать минимум две дозаправки в каждую сторону, чтобы «удар имел хоть какие-то шансы на успех».
Заправки придется проводить над территорией Иордании и Саудовской Аравии, которые находятся в «отнюдь не хороших отношениях с Израилем». «Поэтому удар со стороны Израиля по объектам Ирана при нынешнем состоянии дел невозможен. Удар может иметь успех, если США снабдят Израиль самолетами-заправщиками или предоставят ему свои заправщики. Тогда такой удар может быть нанесен, но его результативность будет незначительная. Поэтому с военной точки зрения этот удар со стороны Израиля смысла не имеет», – полагает эксперт.
Однако если такой удар все-таки будет нанесен, а Иран ответит ракетным обстрелом территории Израиля, то это может стать обоснованием для вступления в войну США. «США могут нанести удар по Ирану крылатыми ракетами количеством порядка 200 единиц и силами 60 самолетов с каждого авианосца. Но так как треть самолетов используются для самообороны авианосца, то где-то 40 машин с каждого авианосца смогут наносить удары по территории Ирана. Сейчас в Персидском заливе развернуто три авианосца. Если их будет пять, то США смогут задействовать около 200 машин. Иранские ВВС и ПВО противостоять такой группировке США смогут довольно успешно. Американская палубная авиация большого ущерба иранским ВВС и ПВО не нанесет. Но сам факт вступления США в войну даст основания для того, чтобы страны, прилегающие к территории Ирана, встали перед выбором: или окончательно рассориться с США и лишиться американской поддержки, или включиться в войну и предоставить свою территорию. В первую очередь это касается Саудовской Аравии», – рассказал Константин Сивков.
«Полномасштабная война против Ирана может начаться не раньше декабря»
По словам Сивкова, Саудовская Аравия способна вступить в войну против Ирана. При таком сценарии в течение трех–четырех месяцев на территории страны будет образована группировка ВВС США и переброшены материально-технические средства. Это позволит начать полномасштабную войну: сначала воздушную, а в течение полугода подтянуть состав группировки сухопутных войск – порядка 700–800 тыс. человек, чтобы «попытаться провести наземную операцию против Ирана».
«Реальная полномасштабная война против Ирана может начаться не раньше декабря. При этом основная проблема – вопрос об Ираке, чье руководство не дает санкцию на дозаправку на своей территории для удара по Ирану. Поэтому передвижение американских войск через Ирак тоже может вызвать проблемы», – отметил Сивков.
Остающаяся возможность – морская коммуникация через Персидский залив – создаст проблемы по вводу военной группировки в бой. «Обеспечить необходимое количество десантно-высадочных средств, чтобы наращивать группировку, – это потребует значительного времени», – подчеркнул эксперт.
Разговоры, которые ведутся в израильских СМИ, Сивков считает «попыткой спровоцировать израильское руководство на войну с Ираном, посеять истерию, чтобы народ начал давить на свое правительство». «Минобороны Израиля прекрасно понимает последствия такого шага, его бессмысленность. Оно упирается. Точно так же не хочет вести войну Пентагон. Его шеф Леон Панетта неоднократно заявлял, что иранская проблема должна решиться мирным путем», – напомнил Сивков.