Что происходит в Казахстане?

Что происходит в Казахстане?


В казахском городке Жанаозен вспыхнули беспорядки, есть жертвы. Близкие к бастующим СМИ утверждают, что волнения спровоцировали власти. Но на клипах в Youtubeвидно: именно нефтяники все громят и гоняют милицию. Это напоминает Сирию.


Массовые беспорядки прошли сегодня в городе Жанаозен на западе Казахстана. Сегодня Казахстан отмечает 20-летний юбилей независимости, однако праздник удался далеко не везде, сообщают Vesti.Ru. Праздник испортили люди, вооруженные металлическими дубинами и трубами. Они разнесли сцену на центральной площади города и сожгли юрты, установленные к празднику.  


Источник “Росбалта” на месте событий утверждает, что, вероятнее всего, заводилы конфликта — бывшие работники нефтяных предприятий, уволенные после долгой забастовки. “Почти все они были одеты в одинаковые куртки, — говорит он. – Они явно готовились заранее, потому что нападение началось сразу, неожиданно, и со всех сторон. Кто-то полез на cцену и стал громить аппаратуру, кто-то стал крушить юрты. Было реально страшно”.


“Полиция в первый момент растерялась, потом кто-то начал стрелять, кто именно — я не понял, но стрельбу слышал, — продолжает очевидец. — Видел несколько человек раненых, или они убиты были, я тоже не знаю. Решил, что лучше уйти. Когда убегал, мне навстречу шла довольно большая толпа агрессивно настроенных людей, и это были не менты”.


Что же происходит в Жанаозене?


Напомним, что начиная с мая на западе Казахстана практически непрерывно шли забастовки нефтяников, требующих повышения зарплаты вдвое. Однако осенью, кроме экономических, они начали выдвигать и политические требования.


Бастующих неожиданно и очень активно поддержали левые депутаты Европарламента, в особенности — депутат Пол Мерфи, который периодически летает на Каспий и выступает на митингах нефтяников. Власти Казахстана обвиняют его во вмешательстве во внутренние дела страны, но объявить персоной нон-грата не решаются.


Кроме того, летом в рядах бастующих, по данным СМИ, были замечены исламисты, число и агрессивность которых в западных нефтеносных областях Казахстана постоянно нарастает. Напомним: примерно в это же время, летом, в районе Мангистау между лидерами местной ваххабитской общины и спецназом МВД гремела настоящая война.


Удваивать зарплаты нефтяникам руководство компании “Казмунайгаз” категорически отказалось, сославшись на то, что она и так вдвое выше, чем в среднем по стране. При этом значительная часть наиболее активных забастовщиков была уволена с предприятий, а на их место набраны штрейкбрехеры. Уровень безработицы на западе Казахстана достаточно высок, так что недостатка в кандидатах на рабочие места не было. Только в АО “Разведка Добыча “КазМунайГаз” было уволено более 300 человек.


И вот сегодня, в день 20-летия Независимости Казахстана, уволенные, видимо, решили отомстить. В первую очередь толпа разнесла выстроенную в честь праздника сцену и все, что было на площади, – декоративные юрты, расставленные заранее, закидали бутылками с зажигательной смесью. Кроме того, по сообщениям источника, толпа пыталась мешать пожарным тушить огонь.


Потом толпа двинулась к офису нефтяной компании и городской администрации, закидав оба здания заготовленными заранее “коктейлями Молотова”. Здания загорелись и горят до сих пор.


Составить адекватное представление о масштабах волнений и о реальном поведении сторон конфликта крайне сложно. Интернет и мобильная связь в городе отключены, сообщения официальных СМИ Казахстана кондовы и лапидарны, а работающие в Жанаозене частные репортеры представляют почти исключительно СМИ, принадлежащие “казахстанскому Березовскому” — опальному олигарху Мухтару Аблязову. Они сообщают о жертвах в 70 человек, о том, что виноваты власти, таранившие толпу УАЗиком, о том, что милиция бросает гранаты, намеренно не уточняя, какие (по клипам на Youtube видно, что слезоточивые). Поскольку Аблязова давно уличают в координации и финансировании волнений в этих краях, верить этим неподтвержденным сообщениям не представляется возможным.


По данным Генпрокуратуры Казахстана, среди сотрудников органов внутренних дел есть пострадавшие: телесные повреждения получили два человека. Ряд других СМИ сообщают о пяти получивших ранение. Источник “Росбалта” на месте событий утверждает, что видел не менее 30-40 пострадавших в самом начале событий, но были ли они убиты или ранены – сообщить затруднился.


Между тем Генеральная прокуратура Казахстана настаивает на том, что появившаяся в Интернете информация о перестрелке и жертвах не соответствует действительности, и просит жителей города временно воздержаться от посещения мест массового скопления людей.


Собственно, Интернета на большей части западного Казахстана уже нет – большая часть сайтов заблокирована, сервис коротких сообщений Twitter не доступен даже на территории Киргизии, поскольку большинство киргизских провайдеров покупают интернет-трафик в Казахстане. “Фейсбук” и “Живой Журнал” также заблокированы. 


В самом Жанаозене отключена также вся внешняя связь. Об этом сообщило движение “Социалистическое сопротивление Казахстана”. “Невозможно связаться с рабочими Жанозеня: не работают городские телефоны, отключена сотовая сеть, доступа в Интернет также нет”, — говорится в сообщении.


Директор КИСИ при президенте Казахстана Булат Султанов связывает неоднозначные комментарии вокруг событий на западе страны с попытками ряда внешних игроков сорвать поставки казахской нефти в Китай.


“В Казахстане имеются оппозиционные группы людей, достаточно немногочисленные, которые финансируются беглыми олигархами, например, Аблязовым, — поясняет он. — Метод действий этих людей очень прост: если где-то возникает критическая ситуация, они тут же примазываются к процессу. Кроме того, как правило, все эти забастовки и беспорядки почему-то происходят именно в тех местах, где мы добываем нефть или газ для отправки в Китай, либо около узловых мест трубопроводов, идущих в эту страну”.


Старший научный сотрудник института востоковедения РАН Александр Князев видит в происходящем несколько факторов.


“С одной стороны, в регионе хватет социально-экономических проблем, которые, мягко говоря, не очень эффективно решаются местными властями, — говорит он. —  С другой, забастовки являются инструментом ряда представителей западно-казахстанской бизнес-элиты и связанных с ними криминальных кругов отделить жаныозеньские предприятия от “Казмунайгаза” и самим контролировать доходы”.


По словам эксперта, в области живет очень высокий процент оралманов — казахов, приехавших из-за пределов Казахстана. “Это люди с другим менталитетом, плохо адаптированные, их легко мобилизовать на деструктив, — продолжает Князев. – Их проблемы эксплуатирует, в том числе, и беглый Аблязов, чьи СМИ — газеты “Свобода слова” и “Республика”, “Телеканал К+” — поддерживали эту тему постоянно”.


Еще один заметный актор событий в Жанаозене – некое “Социалистическое движение Казахстана” (СДК), чей сайт транслирует ровно те же сообщения, что аблязовские СМИ. “СДК уже вышли далеко за рамки региональных проблем: начали призывать к срыву выборов в Мажилис 15 января”, — обращает внимание эксперт из РАН.


Князев обращает внимание на стилистику заголовков в блогах и на левых сайтах: “Кровавый террор власти” и т.п. “Это показывает, что сегодняшние события — лишь часть более масштабного сценария, — говорит он. — Факт пролития крови будут эксплуатировать для консолидации всех недовольных, и сейчас для Астаны самое важное — сломать информационную кампанию этих сил”.


“Думаю, во внешней политике Казахстана наступил новый этап, важной чертой которого является сужением рамок так называемой “многовекторности”, — резюмирует эксперт. — В руководстве РК это понимают, отсюда и позиция Казахстана по Сирии, и поддержка Казахстаном Палестинской автономии, и интеграция в формате Россия – Белоруссия- Казахстан. Весной этого года Казахстан отказался от прямого участия в военной операции США в Афганистане. В сентябре-октябре, несмотря на сильное давление со стороны ЕС, – отказался от участия в проекте Транскаспийского газопровода из Туркмении в Азербайджан. Такая политика, естественно, вызывает контрреакции, и можно предположить, что неслучайно этот процесс сопровождается ростом проявлений дестабилизации в самом Казахстане”.


Александр Князев разделяет точку зрения директора КИСИ Султанова, что за инициаторами волнений могут стоять противники поставок нефти в Китай. “Нефтяники в Западно-Казахстанской области бастуют, но почему-то только на предприятиях с китайским участием, предприятия с западным капиталом работают без проблем, — удивляется он. – В регионе прошла целая серия терактов. Я абсолютно не исключаю во всем этом внешнего, прежде всего американо-британского, участия. Аблязов, кстати, достаточно близок к Борису Березовскому, а они вместе — к тем британским и американским олигархическим кругам, где занимаются переформатированием евроазиатских границ”.


Между тем, оппозиционные веб-сайты, в том числе контролируемые Аблязовым, сообщают уже о более чем 500 пострадавших и 70 погибших.

ИсточникРосбалт

Ещё похожие новости