История с «Правым делом», не предвещавшая вроде бы ничего интересного, оказалась не столь уныла, как казалось ещё пару месяцев назад, и даже внесла некоторый драйв в мутное российское внутриполитическое болотце. «Наверное, кто-то наверху, да не кто-то, а Владислав Юрьевич [Сурков – ред.] сошел с ума», –
«Ясно, что и Прохорова, и Охлобыстина разрешила власть. Я уверен, что они – и Прохоров, и Охлобыстин – сами себя придумали, но разрешала их власть. С какой же целью? Говорят, что с целью возбудить интерес к выборам. А я вот что думаю: а не шизофрения ли это?» – пишет Лимонов.
Насчёт психо-диагностической компетентности Пугачёвой, биография которой, как это ни странно, имеет немало «тёмных пятен», такой уверенности нет, она просто персонаж ума весьма недалёкого, но разве не «иванушки-дурачки-international» частенько выступают в качестве трансляторов если не истины, то идей, приближающих нас к ней?
Другие фигуранты праводельного скандала, в общем-то, с примой-Аллой и не спорят: ни гонимый Прохоров, ни борец с наркотой Евгений Ройзман, видавший на своём веку немало реальных психов, ни тем более Георгий Бовт и Борис Надеждин, которых соратники по партии теперь обвиняют в том, что они якобы продали своего вождя
А что же Кремль? Надо сказать, официально комментировать подобные вещи Кремль не любит. Однако, если верить «Интерфаксу», некий источник в Кремле назвал слова Прохорова «странными» и связал их с «душевными переживаниями», которые возникли после ошибок и промахов, допущенных политиком. Видимо, за высокими кирпичными стенами завёлся специалист по душевным недугам… Или это сам «виновник торжества» в кои-то веки снизошёл до прессы? Поглядим, как они будут меряться душевными недугами – кто кого, как говорится, куда отправит. Медицина нынче куда более гуманная, чем при Леониде Ильиче, но зато и более эффективная, вылечат «на раз».
Вообще же безумцы во власти – явление не уникальное и само по себе это неплохо. Можно даже сказать, что налёт сумасшествия для людей, сопричастных власти, скорее не болезнь, а свойство, их естественное проявление. Так же, как и безумцы в политике. В той или иной степени безумны были и Ленин, и Гитлер, уже не говоря о прилюдно снимавшем ботинок Хрущёве. Вся мировая история пестрит безумными деятелями – за многими яркими биографиями из энциклопедий всё чаще обнаруживаются факты, заставляющие краснеть потомков. О наших первых лицах мы мало что знаем, но, думается, это лишь вопрос времени, которое идёт всё быстрее.
«Безумие – не вполне корректный термин, – заявил корреспонденту портала “Евразия”
Что же до Владислава Юрьевича, то пусть его биография и достаточно скандальна, но странностями не пестрит, хотя интересные пункты в ней имеются. Это и первая жена-кукольница, и такой несколько маргинальный ход, как относительно недавнее участие в музыкальном проекте «Полуострова» в качестве автора текстов песен, исполненных Вадимом Самойловым из группы «Агата Кристи». По слухам, в одну из композиций Сурков исполнил сам… И это – ещё не самые странные слухи о нём. Главный «серый кардинал» российской политики – действительно, личность более чем многогранная. Сурков и не отпирается, не так давно сам признался, что время от времени балуется стишатами прямо на рабочем месте. Об этом даже анекдот появился:
Приезжает как-то Владимир Путин в Крым. Везут его на экскурсию в Коктебель: «Это – могила поэта Волошина». Путин, оживленно: «А могилы поэта Суркова тут случайно нет?» Не на пустом месте пошутил неизвестный народный гений – творчество Владислава Юрьевича тоже особо светлым при всём желании не назовёшь:
«Время угрюмое, кончились праздники,
Мир и покой, мир и покой.
Ломятся в дверь, это чёрные всадники,
Это за мной, это за мной».
Но это не страшно. Конечно, среднестатистический россиянин в рекламной паузе телевизионного сна тревожно вскинет бровь: «Власть? Безумие?». Да, земляк. Только с несколько иной пунктуацией: «власть = безумие». Если приглядеться, то нормальный человек, то есть нормальный с точки зрения общества, на высоком посту вряд ли окажется. Норма сама по себе не стремится к власти, а если и стремится, то поднимается недалеко. Вот заведующий овощебазой – как раз то, что нужно. Глава государства? «Серый кардинал»? Это несколько другие человеческие типы, как раз из тех, кого «заносит», за которыми то ломятся чёрные всадники, то белые санитары. А что, многие умнейшие личности не избежали психиатрической клиники и сколько ещё не избегнут. В эпоху советской «карательной психиатрии» дурки были своего рода клубами, в которых возникали свои закрытые кружки, каждый из которых лелеял свой заговор. Творчество Суркова наш эксперт комментировать не стал: «А вот тут я не могу ничего сказать до тех пор, пока он сам меня об этом не попросит – это закон».
Но настоящее, ничем не замутненное безумие от политики на злобу дня мы находим в романе Натана Дубовицкого
Как ни крути, миром правят безумцы, выделяющиеся из общей массы личности, представляющие из себя перверсию по сравнению с ней (массой). Раньше о правителях народ чего только не рассказывал – что те то ли с ангелами общаются, то ли с чортом договор кровью подписали. А может так оно и было… Глядя на современных российских политических лидеров нет-нет, да заподозришь нечто подобное.
Историю делают люди, способные решиться на то, что массы, возможно, в начале не понимают. Другой вопрос – на что именно может решиться тот или иной «безумец». Одни действия делают страну великой, другие – ставят на грань распада. Или за эту грань… Но из таких событий, в конечном счёте, и состоит история.