Большие трагедии маленькой России
Эксперты свидетельствуют: страна приближается к точке невозврата
За девять лет численность населения России, по данным Федеральной службы государственной статистики, сократилась на 2 миллиона 200 тысяч человек. Согласно прогнозу университета Джона Хопкинса, наша страна будет уменьшаться на 1 миллион человек в год из-за тотальной депрессии.
В докладе Программы развития ООН (организации при ООН по оказанию помощи странам-участницам в области развития) сказано, что Россия потеряет к 2025 году 11 миллионов человек.
В стране подвержены депрессии целые города. В основном это моногорода, жизнь которых зависит от действующих в них предприятий.
Балей – золотой город
В Забайкальском крае превратились в нищих жители города Балей, вокруг которого долгие годы добывалось золото.
Все кто мог, сбежали оттуда. Население умирающего города за последние 14 лет сократилось с 24 до 12 тысяч человек. Местный аэропорт разрушили и разграбили. Более всего пострадал шахтерский квартал Отмахово, покинутый жителями и здания бывших складов и шахт. Мародеры вывезли оттуда кирпичи, металлолом и другое имущество, которое можно было продать или обменять.
Добыча золота в Балее началась в середине XIX века, когда населённый пункт назывался Каменкой. В советский период здесь разрабатывались несколько золотых месторождений.
В 1997 году градообразующее предприятие города – ГОК «Балейзолото», было признано банкротом и закрылось.
– Пять лет назад права на разработку золотых месторождений получила британская компании «Highland Gold Mining», но реальных инвестиций она не сделала, – рассказывает местная жительница Зинаида Потапова.
– В городе разрушены предприятия, шахты и заводы, клубы, химчистки, хлебозаводы, отопительные системы, водоснабжение, нет ни одного кардиолога. Город парализован, в нём социальный, экономический и экологический кризис, полный развал, – свидетельствует ее землячка Ирина Андреева.
– Город ограбили! Выдав стране более 400 тонн чистого золота, у него не оказалось «заначки» на своё существование и спасение. Все деньги уходили на развитие страны, на развитие столицы, на развитие проектов за пределами этого города. Ничего не оставалось на нужды местного населения, – возмущается Роман Лесников.
В 2010 году в Забайкальском крае скончались 8675 мужчин и 6855 женщин, при этом возраст умерших мужчин в среднем составил 55,7 лет, женщин 66,6 лет.
Самая критическая ситуация по количеству зарегистрированных смертей зафиксирована в Петровск-Забайкальском, Балейском и Шилкинском районах.
Забайкальский край, являясь одним из богатейших источников минералов на Земле, остается одним из самых бедных уголков России. По данным местной прессы, бюджет города Балей немногим превышает 20 миллионов рублей.
Карабаш – самый грязный город на планете
В ста километрах к северо-западу от Челябинска, на восточном склоне Уральских гор находится город Карабаш. Датой его основания считается 1822 год, когда в пойме таёжной речки Сак-Элга открыли богатые золотоносные россыпи и заводчик Зотов образовал выселок, где начали «мыть золото». Вскоре в Соймановской долине обнаружили месторождения окисленных медных руд. Они обеспечили процветание города. Здесь добывалась почти половина меди в России.
Но медные обогатительные комбинаты стали убивать город. При производстве меди из медной руды образуется большое количество вредных веществ, в основном газов. Они выбрасывались беспрепятственно, общий вес выбросов за полный период работы заводов составил более 14 миллионов тонн. Содержание свинца, меди и цинка в почве в сотни раз превысило предельно допустимые концентрации.
Карабаш был признан ЮНЕСКО самым загрязнённым городом в мире.
В конце июня прошлого года, когда комбинату исполнилось 100 лет, в городе наблюдалось уникальное природное явление — преждевременная осень. На деревьях пожелтели листья, пожухла трава, погиб весь урожай на приусадебных участках.
Самую большую опасность для экологической обстановки представляют кислотные дожди. В атмосфере образуется сернистая кислота, которая выпадает в виде дождей на окружающей территории. При постоянном выпадении кислотных дождей вся растительность погибает. Затем дождь с ветром очень быстро смывают землю. Горы превращаются в скалы.
У жителей множество генетических и приобретенных заболеваний: раковые опухоли, экзема, камни в почках, дефекты внутриутробного развития, слабоумие, церебральный паралич.
В конце 1989 года, в связи с кризисной ситуацией в экологии города старое металлургическое производство остановили. Почти половина горожан осталась без работы. В 1998 году медеплавильное производство было запущено из-за обострения социально-экономической ситуации.
– Сегодня Карабаш представляет собой большую экологическую катастрофу, чёрную точку планеты. Выжженная изъеденная кислотой земля, мёртвые горы, лишённые растительности. Карабаш — памятник человеческой глупости и жестокости, бездумного отношения к окружающей природе и самим себе, – говорит челябинский эколог Людмила Зареченкова.
– Мы живём в состоянии непрекращающейся депрессии. А как жить в отравленном городе, в котором жить нельзя?! Спасти детей нет возможности, оттого, что нет денег на переезд, – свидетельствует местная жительница Ольга Воронова.
На окраине города имеется достопримечательность — Лысая гора. На склоне из камней выложена надпись «Спаси и сохрани», над которой стоит железный крест из кусков швеллера, облицованный зеркалами так, что при восходящем и заходящем солнце он светится.
Горожане, в который раз, отправили президенту РФ письмо (стилистика, пунктуация и орфография оригинала сохранены): «Люди нашего города обречены на вымирание. Экология здесь ужасная!
Вы тоже ходите под Богом, также можете заболеть. Днём и ночью у нас в городе «снегопад». Что только на нас не высыпают! И газеты наши тоже молчат – боятся за свою работу (ведь у нас уже была безработица).
Пополняется кладбище. Люди вроде крепкие, а через месяц-два человека нет.
Дети наши и внуки обречены на страшные болезни. Дети все кашляют, но это не простуда и ОРЗ, а экология. Тела некоторых детей покрыты пятнами, а врачи не могут определить болезнь. Родители везут детей в Челябинскую больницу.
Приезжайте и посмотрите, как дети гуляют, каким воздухом дышат. Многие дети в период загазованности падают, теряя сознание, появляется тошнота, головокружение. Но что мы-то, мы можем только написать.
Для чернобыльцев – льготы, а мы родились и живём с рождения в Карабаше – нам нет никаких льгот. Мы требуем по праву, чтобы жителям города пересмотрели пенсионный возраст, так как почти все до него не доживают.
Депутаты приезжают – обещают только. Все про нас забывают. Нет сейчас честных людей у власти, чтобы помогли бедным жителям города Карабаша. Ведь мы прожили здесь жизнь, воспитали детей, внуков. Куда мы сейчас поедем? Кто нас ждет? Ведь какие мы собираем и кушаем со своих огородов овощи и фрукты, наверное, господа и в руки их не стали бы брать, чтобы не отравиться».
Кимры – город живых мертвецов
Этот город выделяется своим архитектурным обликом из большинства районных центров. Такого количество домов в стиле модерн вряд ли можно увидеть в российской глубинке.
В 1990-е годы Кимры получили негласный статус «столицы наркобизнеса», а место в правобережной части города, где располагался цыганский табор, в котором продавали наркотики, называли «Голливудом». В «Голливуд» ежедневно устремлялись толпы наркоманов из Тверской, Московской и Ленинградской областей. Наркотики там продавались возле каждого дома.
В 2000 году в Кимрах было зарегистрировано более 240 случаев передозировки наркотиками.
В 2003 году в городе ежедневно продавался один килограмм героина на 1 миллион рублей. Кокаин здесь стоил 150 долларов за грамм, что было почти на 100 долларов дешевле, чем в Москве, а коробок конопли – 400 рублей.
Местные жители вспоминают: бригады реаниматологов регулярно выезжали на передозировки. Таких вызовов было значительно больше, чем вызовов к инфарктникам, к бабушкам и дедушкам. Многие старшеклассники по дороге в школу покупали наркотики, кололись и шли на занятия. На переменах школьники выбегали на улицу не покурить, а уколоться.
После множества публикаций в региональных и федеральных средствах массовой информации и выступлений представителей общественности, на ситуацию в городе обратила внимание федеральная власть. Генеральная прокуратура РФ заявила о неэффективной работе кимрских правоохранительных органов. В Тверской области была проведена проверка, в ходе которой выяснилось, что кимрские правоохранители не имели программы борьбы с наркобизнесом. Начальство местного ОВД объяснило своё бездействие низкой зарплатой и отсутствием бензина.
После проверки были сняты со своих постов начальник ОВД и прокурор Кимрского района, начальник УВД Тверской области (правда, он сразу был принят на работу в аппарат областного губернатора). В городе сформировали Межрегиональный отдел управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, перед которым была поставлена задача: перекрыть поставки наркотиков в район.
Часть наркоторговцев отправили за решетку. На некоторое время ситуация в Кимрах улучшилась.
После «зачистки» города прошло семь лет. Освободились из колоний наркоторговцы и вернулись в Кимры. Местные жители вновь заговорили о том, что количество наркоманов выросло, а в город снова потянулись молодые люди из других регионов, желающие приобрести отраву.
Жители города утверждают, что проблема наркомании не была ликвидирована, её загнали внутрь. На улицах появляется всё больше одурманенных детей и подростков.
– Обострение ситуации произошло, в первую очередь из-за социальной обстановки в городе: закрылись почти все детские досуговые учреждения, месяцами нет горячей воды, на многих улицах нет освещения, практически отсутствуют тротуары. В городе нервозная, очень тревожная обстановка! – рассказывает Людмила Петрова.
– Кимры называют городом мертвецов! В прошлые годы из-за наркомании умерло огромное количество подростков и молодых людей! Всё это вернулось… Я ненавижу свой город, ненавижу свою страну! Здесь многие так думают! Живём, как в каменном веке! – не скрывает своей злобы 15-летний школьник Антон.
Однако в Управлении Федеральной службу РФ по контролю за оборотом наркотиков по Тверской области заявляют, что не следует драматизировать ситуацию в Кимрах. В этот город выезжала бригада из центрального аппарата ФСКН. Было выявлено, что там нет засилья наркоторговли.
Точка невозврата
По данным экспертов, ситуация с состоянием и занятостью населения носит социально опасный характер в следующих городах: Пикалёво (Ленинградская область), Байкальск (Иркутская область), Нижний Тагил (Свердловская область), Череповец (Вологодская область), Магнитогорск (Челябинская область), Гурьевск (Кемеровская область), Златоуст (Челябинская область).
Близка к критической ситуация в Ивановской области. Там более 20000 официально зарегистрированных безработных. Многие жители превратились в нищих. Количество населения областного центра – города Иваново, за десять лет сократилось почти на 60000 человек! Такую ситуацию демографы называют катастрофической!
Согласно данным министерства регионального развития РФ, в стране более 400 моногородов, проживает в которых 24 процента городского населения. Наибольшее число монопрофильных населённых пунктов – в Ханты-Мансийском автономном округе, Свердловской и Иркутской областях. Проблемы предприятий моногородов связаны не только с экономическими факторами, но и с оттоком или естественной убылью населения.
В 60 городах проблемы могут обостриться в ближайшие годы, 17 считаются кризисными.
– Жители города Кириши Ленинградской области когда-то усиленно протестовали против местного предприятия, загрязнявшего окружающую среду. Когда завод закрылся, жители этого города бросались с кулаками на экологов, поскольку лишились работы, – говорит директор Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий. – Не нужно расселять тот же Карабаш. Увеличится число безработных. Для переселения жителей Карабаша отнимут деньги у других нуждающихся людей. Необходимо реконструировать предприятия, загрязняющие окружающую среду.
«СП»: – А как быть жителям моногородов, которые превратились в нищих из-за закрытия градообразующих предприятий?
– Государство должно создать проекты, благодаря которым в таких городах появятся рабочие места. Пусть предоставят возможность людям сказать, какой работой они могут и хотят заниматься.
«СП»: – Разве возможно обеспечить работой всех жителей, например, города Балей?
– Подобные проблемы в Китае решались за неделю. Например, жителей одного населённого пункта задействовали в изготовлении часов. В Финляндии успешно действует аналогичная система. Проблема в том, что российская власть не желает заниматься решением этих вопросов.
По мнению вице-президента Национальной медицинской палаты Натальи Ушаковой, причина высокой смертности жителей России не только в тотальной депрессии, но ещё и в синдроме хронической усталости: «Люди ожидают помощи. А когда ожидания не оправдываются – впадают в отчаяние!».
Руководитель общественной организации, член комиссии Общественной палаты РФ по социальным вопросам и демографической политике Борис Альтшулер говорит: «В этом году в России выпускниками школ стали 12,8 миллиона человек. В 1998 году их было 22 миллиона. Убыль в среднем 760 тысяч в год! Россия приближается к точке невозврата!
«СП»: – Почему огромными темпами сокращается число россиян?
– Причина высокой смертности, особенно мужского населения, в невозможности прокормить семью своим трудом, что приводит к «утрате смыслов жизни», глубокому алкоголизму и ранней смерти. Не забудем, что в массово недоедающей стране десятки миллионов гектаров сельскохозяйственных земель зарастают бурьяном, а живущее на этой земле население спивается от безделья, от невозможности плодотворно с доходом для семьи трудиться.
В связи с чудовищной ситуацией, возникшей в огромном количестве населённых пунктов страны, хочется воскликнуть: куда смотрит власть? Но вопль этот будет бессмысленным. Если бы власть хоть иногда думала о рядовых гражданах, то большинство проблем удалось бы решить. Похоже, россиянам осталось надеяться только на чудо.