Москвичей посадят на чип

Москвичей посадят на чип


Накануне выборов власть в России действует по рецептам романа Оруэлла «1984»?


Московский горком КПРФ выступил с неожиданной инициативой. Коммунисты предложили провести общегородской референдум, и сказать народное «нет» «обилечиванию» жителей столицы универсальной электронной картой москвича. Новый документ является универсальной ID-картой, которая совмещает функции удостоверения личности, банковской карты и документа медицинского и пенсионного страхования. Москва выступает пилотным регионом для обкатки идеи. Следом за московской универсальной картой появится федеральная – это следует из принятого в июле 2010 года ФЗ N 210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Если все пойдет гладко, каждый россиянин получит национальную ID-карту в 2014 году.


Проблема в том, что в развитых странах мира отношение населения к подобным картам, мягко говоря, неоднозначное. Власти США и ведущих стран Евросоюза продавливают идею введения национальных ID-карт с начала «нулевых», но неизменно наталкиваются на негативную реакцию населения. Многие американцы и европейцы обоснованно считают обязательное введение таких карт вторжением в частную жизнь, воплощением в жизнь романа Джорджа Оруэлла «1984».



Решение снабдить москвичей универсальной ID-картой особого шума не вызвало. Мэр Сергей Собянин, презентуя идею в конце 2010 года, упирал на позитивные моменты. Дескать, универсальная карта пригодится на все случаи жизни, и заменит разом страховой полис, пенсионное удостоверение, проездной на транспорте, социальную и банковскую карты. Кроме того, ID-карта будут содержать подробную информацию о владельце, в частности, паспортные данные, семейное положение, группу крови – на всякий непредвиденный случай. По словам мэра выходило, что новая ID-карта – это хорошо знакомая столичным пенсионерам «Социальная карта москвича», только с расширенными возможностями. А раз так – чего волноваться?!


Между тем, повод волноваться есть, и не только у москвичей (в 2014-м ID-карту получит каждый россиянин). Недаром в США, где о необходимости ввести национальную ID-карту твердят добрый десяток лет, реализовать идею в полной мере не удалось. Да, ID-карты в Америке навязали некоторым категориям госслужащих (в частности, в 2005 году ID-карты получили 40 тысяч сотрудников и контрактников Департамента внутренней безопасности США (Department of Homeland Security)), но рядовые американцы шарахаются от них, как от чумных бацилл. И не зря.


Американские спецслужбы начали активно заниматься вопросами внедрения документов с биометрической идентификацией еще в начале 1990-х годов. Из рассекреченных в последние годы архивов следует, что именно Агентство национальной безопасности США и ФБР стояли у истоков международного Биометрического консорциума (www.biometrics.org), объединяющего сегодня главных изготовителей и пользователей биометрических систем. К концу 1990-х такого рода технологии в системах контроля доступа и бесконтактные пропуска-баджи с RFID-чипами стали обычной вещью на многих объектах Министерства обороны и других правительственных ведомств США. Оставалось лишь дождаться подходящего повода для их массового внедрения. Таким поводом стали теракты 11 сентября.


Для реализации идеи на международном уровне была выбрана подходящая транснациональная структура — базирующаяся в Монреале ICAO (International Civil Aviation Organization; Международная организация гражданской авиации, членами которой являются почти все государства планеты) и ныне устанавливающая единые технологические стандарты для электронных загранпаспортов нового типа. А чтобы держать процесс под американским контролем, бывший заместитель госсекретаря США Барри Кефовер (Barry J. Kefauver), руководивший в Госдепартаменте паспортной службой, возглавил Целевую группу по новым технологиям в Международной организации стандартизации (International Organization for Standardization Task Force on New Technologies), консультирующую ICAO по вопросам технологий безопасности. В 2002 году под эгидой ICAO 188 стран мира подписали так называемое Новоорлеанское соглашение, в котором биометрия лица объявлена основной технологией идентификации для загранпаспортов и въездных виз следующего поколения.


В идеале работа с новыми документами выглядит отлично. Вы предъявляете электронную карту. Цифровая камера снимает вас, в то время как полицейский считывает информацию из RFID-чипа. После чего происходит перекрестное сопоставление данных — биометрии владельца, содержимого чипа, надписей и фото на карте, а также информации из централизованной базы данных. Если все правильно, на проверку потребуется 11 секунд. Если в документе что-то подделано, шансы обнаружить такие манипуляции возрастают многократно.


Но это в теории. На практике с ID-картами возникает масса проблем. Главные претензии общественности США к документам нового образца — наличие дистанционно считываемых RFID-чипов и отсутствие шифрования личной информации, прописанной в памяти микросхемы. Из-за этого содержимое важного, удостоверяющего личность документа становится доступно любому. Другими словами, государство, на словах заботясь о безопасности граждан, создает новые проблемы и угрозы, защищаться от которых каждому придется самостоятельно. Например, хранить RFID-карту в непроницаемой для электромагнитных волн оболочке.


Из-за негативного общественного мнения, в США до сих пор не существует общенациональной ID-карты. В ее роли выступает карточка социального страхования (Social Security Card, SSC), – точнее, уникальный девятизначный номер SSC. Он необходим при устройстве на работу, открытии банковского счета, уплате налогов, получении пособий и других действиях. Вопреки распространенному мнению, SSC есть не у всех американцев – многие жители США отказываются социальной карты по религиозным соображениям.


Последний раз проект по созданию полноценной ID-карты Штаты всерьез обсуждали в 2005 году. Тогда американский конгресс принял так называемый Real ID Act, предполагающий введение национальной (а не на уровне штатов) формы водительского удостоверения, которое могло де-факто стать ID-картой. Однако решение конгресса встретило сопротивление со стороны 25 штатов, поэтому к его реализации так и не приступили…


Но в России все проще. Здесь население никто не спрашивает, хочет оно ID-карт, или нет. Такие вопросы решают наверху. И вот в конце марта 2010 года президент Дмитрий Медведев решил, что ID-карты будут введены – и точка. Живую дискуссию это вызвало лишь у банкиров.


Изначально создать карту поручили Внешэномбанку. Но обиделись другие банки, прежде всего, «Сбербанк». Дело в том, что на кону оказалась кругленькая сумма. Стоимость проекта по созданию универсальной электронной карты в России, по словам главы Минэкономразвития Эльвиры Набиуллиной, «приблизительно 150–170 млрд рублей, в основном за счет частных участников проекта». По словам министра, собственно выпуск карт будет стоить около 40 млрд рублей при стоимости выпуска одной карты 265 рублей.


Маленький профессиональный спор банкиров кончился тем, что три банка – «Сбербанк», «Уралсиб» и «АК Барс» – создали в июне 2010 года компанию «Универсальная электронная карта». Ей-то правительство РФ и дало «добро» на создание российского варианта ID. Согласно федеральному закону «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», российская ID-карта содержит немало интересной приватной информации: фамилию, имя и отчество гражданина, его пол, дату и место рождения, а также СНИЛС (страховой номер индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования). Часть данных будет размещаться – кто бы сомневался – в том самом злополучном RFID-чипе…


Это вызывает определенные опасения по поводу сохранности информации. У нас закрытые базы данных можно спокойно купить на Савеловском или Митинском рынках. К приимеру, в 2006-м за 5 тысяч рублей предлагался диск с паспортными данными 16 млн россиян – бывших и нынешних жителей Москвы. Потом хитом стала база данных Федеральной таможенной службы. Сейчас в Москве уважающий себя угонщик не будет красть машины, не имея базы ГИБДД. Домушники, которые работают по-крупному, с помощью базы «Прописка» или «Недвижимость» находят «достойную» жертву. Нетрудно представить, что будет, если на рынках вдруг «выбросят» сводные базы данные с универсальных электронных карт, где изложена подноготная гражданина.


И вот теперь, когда москвичи вот-вот получат ID-карты, возмутились коммунисты. Они предлагают вынести проблему на городской референдум, и отменить решение Медведева.


Зачем москвичам референдум, рассуждает лидер фракции КПРФ в Мосгордуме Андрей Клычков.


– К сожалению, Москва стала пилотным регионом, где принят закон об универсальной электронной карте. По сути, в ней будут сконцентрированы все данные о человеке, начиная от его рождения и семейного положения, и заканчивая данными о собственности, всех документах, в том числе и социальных, о банковских услугах. Для чего это делается? На мой взгляд, создавая сводную базу персональных данных, государство может создать механизм тотального контроля за гражданином, запустить который можно по любому поводу – политическому, общественному, религиозному.


«СП»: – Как это будет выглядеть?


– Представьте, человек захотел поучаствовать в политической жизни общества, и своей активностью стал мешать, создавать угрозу для того или иного процесса. Чтобы дать ему по рукам, его электронную карту достаточно заблокировать – отключить от услуг. И – все, гражданин не сможет ни зайти в поликлинику, ни получить государственную услугу. Даже зарплату не сможет получать, потому что наверняка зарплаты будут идти именно на эту карту. Человек станет изгоем в обществе.


Есть и второе обстоятельство. С введением электронной карты получается, что государство уходит из сферы предоставления государственных услуг, предоставляя эту функцию коммерческим структурам. Конкретно – банкам, которые будут являться операторами персональных данных и операторами предоставления государственных услуг.


Спрашивается, для чего тогда у нас государство? Для чего его органы управления? Чтобы дать возможность банкам зарабатывать? А банки будут на этом зарабатывать: и зарплата, и штрафы и коммунальные платежи – всё будет идти через карту. Коммерческие структуры ищут новую сферу сверхприбыли, и именно универсальная электронная карта и является такой сферой деятельности.


Прибавьте сюда, что данные с карты могут попасть в третьи руки. Специалисты-военные утверждают, что на расстоянии не 100, не 200 метров, а на расстоянии более 10 км не представляет труда считать код доступа к персональным данным, находящимся на чипе электронной карты, либо персональные данные, которые будут находиться в интернете. Для чего мы это создаем? Для того, чтобы было можно было поставить прибор, направив его, например, на Генштаб, и узнать данные обо всех его сотрудниках? Или напротив МИДа. Мы закладываем мину, которая может взорваться не сегодня, так завтра.


«СП»: – Чего вы добиваетесь референдумом?


– Мы выносим этот закон на референдум, и в качестве альтернативы ставим обязательное общественное обсуждение для последующего принятия. Не нравится людям закон – давайте проведем общественное обсуждение, и на основании общественных слушаний будем принимать новый закон. Только в таком ключе государство может надеяться на то, что народ поддержит власть. Я приглашаю всех поддержать наши инициативы. Это большое дело по восстановлению действительно народной власти, и донесению позиций народа до власти…


Тем временем московские власти утверждают, что никого принуждать к использованию универсальных карт не будут. Спикер Мосгордумы Владимир Платонов заявлял, «каждый москвич сам примет решение, пользоваться ли ему картой». В то же время, по словам г-на Платонова, во всем мире внедряются подобные карты, которые облегчают гражданам пользование различными услугами.



38% москвичей – против



Как показал опрос, проведённый Исследовательским центром Superjob.ru, универсальной электронной картой москвича не хотят пользоваться 38% жителей столицы. По словам опрошенных, введение универсальных карт поставит под угрозу информационную безопасность граждан и их право на частную жизнь. «Сначала карту дадут, а потом установят всем чипы, как тиграм, и будут отслеживать наши перемещения»; «А если такую карту потерять? Это же катастрофа!», – опасаются они.


Среди тех, кто встретил нововведение в штыки, несколько больше женщин (41% против 39% среди мужчин), москвичей старше 45 лет (51%), а также респондентов с ежемесячным доходом от 35 до 45 тысяч рублей (40%).


Положительное отношение к электронной карте москвича демонстрируют 28% жителей столицы, по мнению которых она «поможет избежать огромных очередей в кассах общественного транспорта», а также позволит не держать при себе большое количество документов.


Затруднились с ответом 12% респондентов, большинство которых опасается утечки информации, а также сложностей при утере или порче такой карты: «Утеря данной карты будет равносильна утере партбилета в СССР или хлебной карточки в блокадном Ленинграде».


Многим москвичам не хватает информации о нововведении – по признанию каждого десятого участника опроса (10%), ему ничего не известно об электронном документе.


Что касается готовности пользоваться картой, то здесь мнения горожан разделились практически поровну: 36% респондентов не против использования электронной карты, тогда как 38% заявляют, что они не желают принимать участие в программе по тотальной идентификации населения.


Становиться обладателями карты чаще не хотят представители сильного пола (39% против 37% среди женщин), респонденты от 35 до 45 лет (43%), а также участники опроса с ежемесячным доходом от 25 тысяч рублей и выше (37%).


Ещё 26% москвичей пока не решили, будут ли они пользоваться универсальной электронной картой.



В каких странах действуют национальные ID-карты



В Бельгии электронная идентификационная карта (la carte d’identite electronique, eID) является ключевым элементом электронного правительства. Решение о введении карты было принято в 2004 году, с конца 2009 года каждый подданный королевства должен иметь eID. Карта действительна в течение пяти лет и выдается всем бельгийцам, достигшим 12-летнего возраста. Она позволяет подтверждать свою личность, передвигаться внутри ЕС, а также использовать электронную подпись. С помощью eID можно проходить идентификацию в интернете и получать через сеть некоторые документы, выписки из государственных регистров, заполнять бланки заявлений, осуществлять коммерческие операции. Карту также можно использовать для посещения библиотек, спортивных залов, музеев.


В Малайзии в 1999 году была начата реализация программы создания национальной ID-карты MyKad. Она стала первой в мире пластиковой картой с электронным чипом, в которую одновременно были вшиты фотография владельца и биометрические данные (отпечатки пальцев). Карта полагается всем гражданам Малайзии и лицам, имеющим постоянный вид на жительство, достигшим 12-летнего возраста. По утверждению малайзийских властей, MyKad является самой безопасной национальной ID-картой в мире. Она сочетает в себе функции удостоверения личности, водительских прав, электронного кошелька, медицинской карты, загранпаспорта, проездного в общественном транспорте и множество других.

Ещё похожие новости