Федеральная резервная система США продлила агонию
Федеральная резервная система (ФРС) США провела на минувшей неделе свое заседание. Оно было, как мы писали ранее, достаточно принципиальным, но результат оказался весьма и весьма паллиативным.
Аналитики ожидали, что ФРС согласится на покупку государственных облигаций на $500 млрд, но, в соответствии с новой программой, облигаций должно быть приобретено на $600 млрд.
Как следует из текста заявления ФРС, новая программа рассчитана до конца II квартала следующего года, т. е. можно считать, что ежемесячно будет выкупаться долгосрочных казначейских облигаций на сумму $75 млрд – меньше, чем думали эксперты (которые рассчитывали на $100 млрд в месяц), но зато на более короткий срок.
Как обычно, в своем заявлении ФРС высказала свою позицию по состоянию экономики. В числе основных проблем были названы в т. ч. увеличение расходов граждан на содержание домов, высокий уровень безработицы, слабые темпы роста прибыли, а также жесткие условия предоставления кредита. Растут также расходы компаний на оборудование и программное обеспечение, в то время как инвестиции – все еще слабые. Некомфортная ситуация продолжает складываться также на рынке строительства нового жилья.
Отметим, что последние две недели шансы на отказ от решения продлить программу «количественного смягчения» все время падали. Постоянные утечки о том, что эмиссия продолжится, вызвали серьезный рост на финансовых рынках (в т. ч. на фондовом), и отказ ФРС вызвал бы серьезный обвал. В некотором смысле участники рынков получили нужный им результат грубым шантажом – но, в конце концов, важен результат, а уж какими он был достигнут методами… Отметим, что и макроэкономические показатели «просили» продлить стимулирование: рост экономики США в III квартале составил всего 2%, а уровень безработицы остается на достаточно высоком уровне. Так что руководство ФРС имеет полное право сказать, что его действия вызваны объективным развитием ситуации.
Как следствие, доля ФРС во владении государственными облигациями вырастет: их у нее станет больше 27% (в настоящее время этот показатель составляет 12,5%). Скептики опасаются, что такое увеличение негативно скажется на кредитоспособности государства. «Дальнейший выкуп с рынка гособлигаций – это сделка с дьяволом», – заявил ранее президент ФРБ Канзаса Томас Хениг – известный диссидент, постоянно выступающий против эмиссионных программ.
Как понятно, действия ФРС приведут (уже привели!) к дальнейшему удешевлению доллара и росту сырьевых рынков, что теоретически должно улучшить состояние американских производителей. Разумеется, есть и оборотная сторона проблемы: эмиссионные деньги неминуемо попадут на биржи (больше их просто некуда девать, реальный сектор сегодня прибыли не дает), а значит, вырастут цены на биржевые товары (в т. ч. на нефть и металлы), что увеличит издержки реального сектора. Итоговый баланс для американских компаний может оказаться и позитивным, но для мировой экономики в целом все это все равно пойдет в негатив, поскольку представляет собой перетягивание каната при постоянно падающем спросе.
А вот что делать с частным спросом, совершенно непонятно. Он падает, поскольку его больше невозможно стимулировать кредитованием. Разумеется, этот процесс может продолжаться достаточно долго, но нужно понимать, что цена вопроса – $3 трлн в год (на самом деле, с учетом того, что при падении спроса падают и доходы, – $6 трлн), или, иначе, как минимум $250 млрд (в реальности – около $500 млрд) в месяц. Разумеется, это – максимальная разница, которая достигается нарастающим итогом многие месяцы, так что $75 млрд в месяц, может быть, и хватило бы на сегодня. Если бы не два обстоятельства: во-первых, далеко не все они попадут потребителям, а во-вторых, они негативно сказываются на экономике, увеличивая инфляцию (которая обесценивает весь спрос) и издержки реального сектора.
Единственный теоретически возможный способ – это наращивание финансовых пузырей, причем на активах, которые есть у домохозяйств, т. е. на недвижимости. Для того, чтобы владельцы недвижимости, пользуясь ростом стоимости своих активов, начали увеличивать свои расходы. Есть, правда, одна проблема: для этого их должны начать под эти активы кредитовать. А вот здесь возникает вопрос. Дело в том, что один пузырь на недвижимости уже рухнул, и банки будут сильно сомневаться, можно ли давать кредиты только под залог. А возврат этих кредитов будет практически невозможен, поскольку домохозяйства перегружены ранее накопленными долгами.
Фактически для роста спроса нужно, чтобы банки согласились вернуться к схеме кредитования, принятой в 1981–2008 гг., когда никого не интересовало финансовое положение заемщика, если у него был залог. Но сегодня-то все понимают, что самый дорогой и растущий залог может очень быстро потерять ликвидность и цену, причем это время может составлять с момента выдачи кредиты буквально месяцы: повторные пузыри обычно «живут» меньше первичных.
Вот и получается, что решение ФРС на деле ничего не решает, а только продлевает агонию. На сколько – вопрос сложный: может быть, на пару-тройку лет… ну, на пять. Но поскольку никаких фундаментальных проблем это не решает вообще, то никаких подвижек к лучшему в эти годы для мировой экономики не будет – хотя в отдельных секторах или странах может на время создаваться иллюзия улучшения.