Приказано готовиться к нищите и надеяться на будущее…
Помниете фразу “потерпите, скоро всего вдоволь будет!”, давно её не было слышно и, видимо в понедельник придётся её услышать от Минэкономразвития. Ведомостям удалось ознакомиться с новым макропрогнозом Минэкономразвития, который в понедельник будет внесен на рассмотрение бюджетной комиссии правительства. Основные изменения в сравнении с прежним, июньским вариантом в прогноз внесли засуха и рынок труда. Согласно им, в ближайшие три года быстрого роста, инвестиционного подъема и индустриального прорыва экономика не увидит, но к 2013 г. забудет о кризисных потерях. Всплеск инфляции ограничится 2010 годом, прогнозирует Минэкономразвития.
Ведомство ожидает спада сельхозпроизводства в 2010 г. на 8,7% (прежний прогноз — рост на 2,7%), который будет почти преодолен в 2011 г. Ожидаемые темпы роста цен в отрасли повышены в 2,6 раза — на 14,4% (5,4%): почти таким же был рост в начале агфляции в 2007 г. (14,1%). Прогноз по инфляции повышен до 7-7,5% на конец года (6-7%). В 2011 г. она замедлится до 6-7% (5,5-6,5%). По оценке Росстата, с 1 по 23 августа инфляция составила 0,6%, за минувшую неделю среднесуточный прирост цен ускорился, а список дорожающих продуктов расширился (см. статью «Ушли в отрыв»). 7,5% за год — тот рост, который был бы без ускорения продовольственных цен, считает оптимистичным новый прогноз Оксана Осипова из Центра развития ВШЭ. Основные сельхозтовары дорожают во всем мире (на 23% к августу), с учетом исторических лагов пик роста цен на продовольствие в России придется на 2011 г., считает она.
Более быстрое, чем ожидалось еще в июне, сокращение безработицы улучшило прогноз по доходам и зарплатам населения и по росту розничного товарооборота (см. таблицу), который в 2010 г. полностью преодолеет кризисный спад. Но восстановление потребительского спроса не будет фронтальным: прогноз роста объема платных услуг населению снижен вдвое до 1,6%. В 2011 г. спрос на платные услуги вырастет менее чем на 3% (6-8% — ежегодный докризисный рост), рост розницы и реальных зарплат замедлится. Это означает, что пока потребительский спрос трудно признать локомотивом экономики, считают в Центре развития. Напротив, уверенный рост потребления, даже если его темп замедлится, — это то, что позволит экономике расти больше чем на 4% при отсутствии прорыва в инвестиционном спросе, надеется Юлия Цепляева из BNP Paribas.
Прогноз по росту инвестиций в основной капитал понижен до 2,5% в 2010 г. За январь — июль инвестиции выросли лишь на 1,3%, ведомство рассчитывает на увеличение инвестиционной активности во втором полугодии благодаря завершению инвестпрограмм. Тем не менее 2,5% — далеко не 7-8% роста, которые ожидали эксперты в начале года, вспоминает Цепляева: «Из-за социального вектора бюджета не произошло ускорения госинвестиций — а это локомотив для частных». Для улучшения инвестиционной активности предпосылок нет, говорит Валерий Миронов из Центра развития: к долговой проблеме еврозоны добавилась угроза второго спада в США и замедление роста Китая, «для инвестиций нужны длинные деньги — а их не будет». А на внутреннем рынке длинные деньги заберет государство, имеющее масштабные планы по финансированию дефицита и распродаже своих активов, добавляет он. Тем не менее прогноз Минэкономразвития по росту инвестиций на 2011 г. повышен до 10,1%. В ведомстве надеются на реализацию инвестпланов монополий, особенно «Газпрома», обещавшего в 2011 г. инвестировать 1,7 трлн руб. — это почти пятая часть прогнозируемого общего объема всех капвложений в экономику.
Прогноз роста ВВП в 2010 г. не изменен — 4%, хотя есть риски замедления до 3,6-3,8%, говорил замминистра экономического развития Андрей Клепач. До 2013 г. годовые темпы роста экономики не превысят 4,5%, т. е. будут ниже своего потенциала, который ведомство оценивает в 5%. Тем не менее к 2013 г. все основные секторы экономики компенсируют кризисные потери.
Рост на 5-6% – те темпы, которыми может расти экономика без постоянного роста цен на нефть, считает Евгений Гавриленков из «Тройки диалог»; для более быстрых темпов необходимы институциональные преобразования — при угрозах отбора собственности, меняющихся правилах игры расти «китайскими темпами» невозможно. С точки зрения последствий кризиса это нормальные темпы, факторы роста в эти годы полностью еще не сформируются, но с точки зрения целей экономической политики через три года надо добиться 7-8% роста, говорит высокопоставленный чиновник правительства: «Но это требует более эффективных действий государства в структурной, макро- и институциональной политике».
О какой “эффективности” говорит чиновник, не ясно и возможна ли эта “эффективность” при приавящем режиме очень сомневаюсь. С 1991-го года Россия находится под властью рыночников, коих правильнее назвать базарными космополитами, которые если теоретически предствить, что хотят добра России, то из-за полног непонимания реалий экономики, просто не способны вывести Россию из нищеты. За всё время, сколько бы они не говорили об “инновациях” и прочих красивых словечках и “нацпроектах”, но так ничего базарники и не придумали как продавать газ и нефть. Мышление-то у них базарное, что же от них ожитать. Вот и сейчас вновь собираются увеличивать добычу нефти, хотя казалось, куда больше-то, на свои внутренние нужды её скоро не останется.
Отечественных официальных данных по запасам нефти и газу нет, эта информация засекречена и она нигде не публикуется. Однако есть экспертные оценки. Итак, согласно мировым экспертным оценкам на 2007-й год, в России 8-10 млрд. тонн, что составляет примерно 6% от мировых, газа в России больше, его процент составляет 26-28 % от мировых запасов газа. Проведя нехитрый арифметический подсчёт и разделив 8-10 млрд. тонн на ежегодную добычу (450-500 млн. тонн), получим количество лет, на которые государству хватит нефти. Увы, данные весьма не утешительны, в России нефть закончится примерно через 20 лет. При увеличении разработок нефти соответственно количество лет будет в той же прогрессии уменьшаться. По телевидению же вещают, что Россия очень богатая страна по ресурсам, а нефти у нас чуть ли не больше всех. Но по запасам нефти Россия только на 7-м месте. Лидерами по запасам нефти являются: Саудовская Аравия (36,3 млрд. т.), Иран (18,9 млрд. т.), Ирак (15,5 млрд. т.), Кувейт (14,0 млрд. т.), ОАЭ (13,0 млрд. т.), Венесуэла (11,5 млрд. т.).
Итак, получается, что нефти вовсе не так уж много, а попросту мало и хватит её примерно на 20 лет при учете, что добыча нефти не будет увеличена. Нефтепроводы работают по максимуму, больше перекачивать просто физически не позволяют трубы. Но и этого нефтедобытчикам не хватает. Столь объёмных прокладок трубопроводов как сейчас не знала РФ, да и СССР, наверное, тоже. “Северный” и “Южный” потоки, нефтепровод и газопровод в Китай, в США, Грецию. Так что нефти в России останется не на 20, а каких-нибудь 10 лет. Будь их воля, они, видимо, за год или по крайней мере за срок своего президентского срока всё выкачали бы. Но к чему это ведёт, к богатству страны или её краху? И всё же не к краху страны, а краху бездарного и расхитительного правления рыночников. А мы? А что мы?! Когда нас окончательно клюнет “жареный петух”, то мы наконец-то избавимся от “ростовщической” экономики и столь же чуждой русскому народу политики и возродим своё родное государство на наших исторических принципах Православия и Русского народа.
Впрочем, можем и ждать, ведь “скоро всего вдоволь будет”…