Чиновничеству грозит 20-процентное сокращение

Чиновничеству грозит 20-процентное сокращение


Когда говорят «армия чиновников», это не преувеличение. Их численность по стране вполне сопоставима с численностью вооруженных сил (как и с численностью заключенных, кстати) – 600 тысяч человек. То есть, эта «армия» примерно в два раза меньше тех. Но тоже – сила.


Содержание чиновничьей братии обходится слишком дорого, особенно в нынешних непростых условиях. Вот у Минфина и возникла идея ее сократить. Это обсуждалось на совещании у Владимира Путина на прошлой неделе, сообщает газета «Ведомости». «Надо отдавать себе отчет, что искусственно накачивать бюджетную сферу средствами возможности больше нет»,— сказал собеседник источника в Минфине.


То есть, чтобы увеличить платежи бюджетникам, нужно уменьшить их количество. Весьма простая арифметика. Деньги, которые освободятся от сокращений, и станут хорошим резервом для индексаций, считают в финансовом ведомстве. Премьер Владимир Путин предложение выслушал, но принимать решение будет потом. Слишком важный это вопрос.


Суть же предложения в следующем: начиная с 2011 года в течение трех лет сократить 120 500 чиновников, то есть, каждого пятого. Куда их деть? А куда деваются все уволенные? Идут домой и думают, что делать дальше. Конечно, для чиновников, полагавших, что они вытащили в жизни счастливый билет (одна пенсия в 80% от оклада чего стоит), это будет ударом. Но что делать? Кстати, о пенсиях. Мало кто знает, что у чиновников выход на пенсию сопровождается выплатой единовременного денежного пособия, средний размер которого составляет 150–200 тысяч рублей. Тоже экономия будет. Да и на пенсию они могут уходить, как учителя – по выслуге лет, до достижения пенсионного возраста. Надо полагать, если решение о сокращении будет принято, многие этой возможностью воспользуются, чтобы не оказаться уволенными.


Ранее премьер обещал, что нынешней осенью будет рассмотрен вопрос о повышении зарплат бюджетникам: «Нужно вести честный диалог с людьми и исходить из реальных возможностей экономики». Но это только в том случае, если бюджет позволит. Судя по обсуждаемой новости, бюджет как раз не позволяет.


Уцелевшим после сокращения чиновникам Минфин предлагает зарплату проиндексировать. Но только на размер инфляции. Впрочем, Минфин допускает и другой вариант: половину зарплат сокращенных оставить в ведомствах, где они работали. С одной стороны, это даст им стимул активнее сокращать сотрудников, без которых можно обойтись, а с другой – повышать за эти деньги зарплату оставшимся.


Последнее, впрочем, рождает опасения — как бы это не вызвало нездоровый ажиотаж. Ведь чиновный народ тут же смекнет – чтобы получить прибавку к жалованию, нужно подсидеть соседа, а затем разделить его зарплату.


Расчетная экономия для бюджета в случае сокращения 120 тысяч госслужащих составит 43,4 млрд руб. То есть, в среднем зарплата каждого из будущих сокращенных составляет 30 138 рублей (без премий и дополнительных выплат по итогам квартала и года, порой достигающих весьма значительных величин). Ясно, что под сокращение подпадут самые низовые кадры. А вот если бы оно коснулось высшего руководящего звена, например, топ-менеджмента Сбербанка и госкорпораций, чьи многомиллионные зарплаты и выплаты недавно активно обсуждались в прессе, то-то была бы экономия! Ведь, по сути дела, они тоже являются госчиновниками, хоть и стараются казаться бизнесменами. На государственные деньги, как они, предпринимателем мог бы стать каждый. Что называется «рубль есть – и ум есть». Впрочем, их сокращение вряд ли коснется, а жаль.


Но суждено ли этим мерам осуществиться? Здесь возникают большие сомнения. Следующий год предвыборный, в нем власти следует быть предельно аккуратной и вести себя так, чтобы не спровоцировать недовольства больших групп населения.


Не верит в это и Анна Лукьянова из Центра трудовых исследований Высшей школы экономики: «Обещали уменьшить количество бюрократов не раз, но с 1990 года этого ни разу не было. Российская государственная система вообще не ориентирована на сокращение аппарата»,— приводит источник ее слова.


Политолог Борис Макаренко считает, что предвыборный год обязательно скажется на принятии решения — вряд ли власть пойдет на серьезное сужение обязательств, уже очевидно, что она будет осторожной: «В тучные годы правительство не занималось модернизацией, а в кризис наращивало соцрасходы. И власть стала заложником этой политики во время, когда бюджетные запасы кончаются. У правительства наступает момент истины, серьезная развилка для принятия решений».


В то же время некоторые эксперты считают предложенные меры недостаточными. Сокращать нужно гораздо больше чиновников, а социальные выплаты замораживать, иначе рост инфляции неизбежен, а вместе с ней придет и новая волна кризиса.


 

Источникfintimes.km.ru

Ещё похожие новости