КОСОВО И МЕТОХИЯ ДЕСЯТЬ ЛЕТ СПУСТЯ
Лекция Владыки Артемия, прочитанная на Филологическом факультете Белорусского Государственного Университета
История Косова и Метохии – это история Сербии и сербского народа. Косово служит зеркалом, в котором отражается всё наше прошлое, настоящее и будущее. Не будь этого зеркала, мы бы себя не знали и не имели понятия о самих себе. И другие не знали бы нас и не узнавали. Может, даже и не удержались бы мы до сего дня на исторической сцене. Возможно, что вихри и наводнения истории давно бы стёрли нас с лица земли. Поэтому-то, может, Бог и наделил нас сим косовским зерцалом. Потому Сербы так связаны с Косовом, что корни каждого Серба – на Косове и с Косова. Сегодня это ясно, как никогда. Новейшая история Косова и Метохии скорбна и кровава. Она продолжается без малого 620 лет. Началась со знаменитой Косовской битвы и ещё не завершена. В сей долгой истории мало было радостных и мирных дней. Всего-то каких-нибудь пара десятилетий (1918 –1941 гг.). Все остальные годы и столетия прошли во мраке рабства и на Кресте страдания. О том написаны не книги – целые библиотеки! И отечественных и иностранных авторов. Как живых очевидцев, так и прилежных исследователей-историков. Это обилие свидетелей и свидетельств говорит, что каждый последующий период был более тяжёлым, многострадальным и кровавым, чем предшествующий. Довольно лишь взять книгу «Плач Старой Сербии» Иоанникия Поповича, описывающую последние сто лет под Турками. И хотя это было ещё турецкое иго, главными насильниками над Сербами, над старыми и малыми, над нашими святынями и тогда были Арбанасы. Когда читаешь эту книгу и когда следишь за развитием событий в наши дни, начиная с 1999 года, создаётся впечатление, что для нас история постоянно повторяется. С большей ли меньшей интенсивностью, но повторяется.
С июня того 1999 года Косово и Метохия вновь на Кресте. Они и прежде, ещё во время войны 1941–1945 годов, и после войны под коммунизмом и титоизмом проходили сквозь огонь страдания, насилия, грабежа, убийств, гонений… Но эти последние десять лет превосходят своей жестокостью всё до того пережитое и записанное в истории. Косово и Метохия на Кресте! Возможно ли представить более страшную картину? Под Крестом не говорят. Под Крестом или молчат от боли или сдерживают рыдания. Тем паче Он на Кресте безмолвствует. Он претерпевает страдания. И молится о своих мучителях: Отче! отпусти им: не ведят бо, что творят (Лк.23:34). Так молился Распятый Господь. Мы, сораспятые с Косовом и Метохией, не решаемся повторить эти святые слова. Ибо наши мучители очень хорошо знают, чтó делают и почему так делают. А то, чтó они, нынешние террористы и преступники – косовские Албанцы, – делают на Косове и в Метохии и с Косовом и Метохией, известно всему свету. Ведь они свои злодейства уже десять лет совершают на глазах целого света явно, в присутствии всего международного сообщества, наличествующего на Косове и в Метохии в лице УНМИКа и КФОРа, а теперь и ЕУЛЕКСа. Не только присутствующего в качестве свидетелей, но под его прямым управлением и властью, при полной поддержке и благосклонности, которая вместо того, чтобы препятствовать преступлению и искоренять, его допускает и терпит. И хотя власть ООН всё ещё, пусть номинально, присутствует и действует на Косове и в Метохии, здесь и далее свободно себя чувствуют сотни и тысячи террористов и преступников. Многие из них заняты в учреждениях самопровозглашённого и уродливого образования – так называемого „независимого Косова“, – с которыми международное сообщество официально сотрудничает.
Обо всех этих ужасных явлениях мы годами свидетельствовали по всему свету (Америка, Европа, Россия) как устным, так и письменным словом во многочисленных докладах, интервью, статьях, книгах. Всего красноречивее и нагляднее это представляет публикация Епархии Рашско-Призренской и Косовско-Метохийской „РАСПЯТОЕ КОСОВО“, вышедшая тремя изданиями (сентябрь 1999 г., октябрь 1999 г., май 2001 г.) на нескольких языках (параллельно: сербский и английский, сербский и французский, сербский и итальянский, сербский и греческий, русский и английский) и распространённая по мiру в десятках тысяч экземпляров. В 2003 году вышел в свет „МЕМОРАНДУМ о Косове и Метохии“ в издании Священного архиерейского собора Сербской Православной Церкви, включающий исторический очерк, начиная с первых упоминаний названий Косова и Метохии, отдельный обзор времени с 1999 года, множество данных об изгнанных (250 000), убитых, похищенных Сербах и других неалбанцах, как и списки уничтоженных и разрушенных на тот момент церквей и монастырей. Меморандум издан на сербском и английском языках, чтобы все подробности были доступны и для иностранных участников, вовлечённых в решение вопроса и судьбы Косова и Метохии. И всё же особенного упоминания требует издание „МАРТОВСКИ ПОГРОМ“, подготовленное и опубликованное в Белграде в 2004 году усилиями Министерства культуры Республики Сербии и Музея в Приштине (с временно перенесённым размещением), которое исследует и свидетельствует о небывалом погроме и уничтожении сербского народа и наших святынь впродолжение всего двух дней 17 и 18 марта 2004 года.
Непосредственно после тех трагических событий необычная книга появилась на свет из-под пера одного Немца, г-на Юргена Эльзесера, объективного и безпристрастного наблюдателя и аналитика процесса распада на землях бывшей Югославии. И хотя эта книга говорит о военных преступлениях на более широком пространстве той несчастной и несуществующей уже державы, всё же главный её упор на том, что происходило и что, к сожалению, по-прежнему просходит на Косове и в Метохии – сердце и душе сербского народа и государства Сербии. Она, таким образом, представляет в сжатом виде всё, до того момента опубликованное о событиях и явлениях на Косове и в Метохии за предшествующие семь лет, и не только на сербском языке. В этой книге выставлены на обозрение все безстыдные клеветы и ложь западных средств массовой информации, как и пропагандистские мифы о жертвах до и во время вмешательства НАТО в косовское противостояние. О Сербии и вообще о территориях бывшей Югославии в последнее время вышло очень много книг на немецком, как и на других языках, однако эта отличается от прочих правдивостью и объективностью. Благодаря чему автор заслуживает всяческой похвалы и признания, так как в своей книге истину ставит выше чьих бы то ни было злободневных политических интересов.
Подобна ей и книга тоже иностранного автора, Ирландки, под названием „Сокрытие геноцида на Косове и в Метохии – преступление против Бога и человечества“, в которой она как объективный свидетель-очевидец показывает неблаговидную роль КФОРа и УНМИКа в сокрытии преступлений, на их глазах совершённых Шиптарами над Сербама, в то время как они всеми силама старались прикрыть и скрыть правду от мiра. Г-жа Изольда Генри, автор этой необычной книги, в двенадцати поразительных повествованиях описывает весь ужас ада, через который Сербы Косова и Метохии прошли и всё ещё проходят. Эти двенадцать судеб являют всего лишь самые ярко выраженные примеры нашего страданья в новейшее время. Однако, истинную картину можно было бы получить, лишь любую из этих потрясающих историй помножив на тысячу.
Совершенно очевидно, что всё произошедшее и, к сожалению, и дальше происходящее на Косове и в Метохии, со всеми трагическими последствиями, представляет собой преднамеренную и спланированную операцию по уничтожению сербского исторического, духовного и культурного пространства, имеющего выдающееся значение для всего сербского народа, его Державы и Церкви. Определённо проглядывается главная геополитическая задача – создание этнически чистого Косова в качестве второго албанского государства на Балканах, предназначенного исключительно для Албанцев. Совершенно ясно и „само собой разумеется“, что для достижения этой цели сначала потребовалось бы уничтожить Сербов не только как народ (этническими чистками, убийствама, угнетением), но и стереть все следы тысячелетнего их присутствия на этих просторах. Карательные меры, используемые против Сербов, разнообразны, и все они имеют целью окончательное оставление домов и хозяйств, уничтожение всех православных святынь и памятников культуры, принадлежащих сербскому народу и свидетельствующих о его существовании на этих землях в течение последних десяти столетий, полная ликвидация всей инфраструктуры, которой пользуются представители сербского народа на определённой территории, вплоть до стирания с лица земли сербских кладбищ, где и мёртвым нет пощады.
Но всего этого физического истребления для Шиптаров как будто недовольно. Их новые „историки“ при великой поддержке западных наставников и учителей начали вовсю присваивать сербские святыни и представлять их „косовскими“, „византийско-албанскими“, даже и „православными“, только не тем, чем они действительно являются – сербскими православными святынями. Безстыдная и дерзкая фальсификация истории и перекраивание фактов присутствует на каждом шагу, равно как и развалины и пепелища наших уничтоженных святынь. Шиптарские „историки“ без стыда и совести твердят, что ктиторская царская династия Неманичей на самом деле Нимани (!), а дечанский монастырь воздвигло местное племя Гаши (!), а не король Стефан Урош Третий (Дечанский), чьё повеление до сегодняшнего дня сохранилось как на пергаменте, так и на мраморной плите над южным порталом дечанского храма. На интернет-сайте аlbanian.com великолепная призренская церковь Богородицы Левишской, сильно пострадавшая в мартовском погроме, обозначена уже как „старейшая албанская церковь на этих территориях“. Подобное утверждается и о „церкви Улпиане“, иначе монастыре Грачанице, которую святой король Милутин, величайший сербский ктитор, как будто „всего лишь оправославил“, но которая, по их словам, „принадлежала албанской римокатолической традиции“. Эта албанская теория уже получила „права гражданства“, получила законность „официального исторического учения, которое преподаётся и ученикам в школах“ преступного установления – беззаконно и в одностороннем порядке провозглашённого „независимого Косова“.
Недавно г-н Срджя Трифкович, внешнеполитический редактор журнала „Крониклз“ из Института международных отношений Рокфорда в США, забил тревогу в своём интервью газете „Глас явности“, обращая внимание сербской общественности на очерёдность последовательности действий в отношении Косова и Метохии. А именно: что Правительство Сербии до конца 2011 года признает лжегосударство Косово, примется за нормализацию отношений со „своими соседями“, а затем, в 2012 году, будет образована „косовская православная церковь“, и что власти в Сербии, а также и в Республике Сербской уже начали подбирать подходящего наследника Патриарху Павлу, который якобы „ради выживания Сербов на Косове“ согласился бы на организацию „косовской православной церкви“.
Страшно систематическое уничтожение сербских православных церквей и кладбищ на Косове и в Метохии после окончания войны, которая на самом деле идёт и сегодня, но много страшнее и гибельнее для нашего сербского народа и нашей Церкви их „восстановление“, которое совершается Шиптарами (то есть теми самыми, кто их и уничтожал) в соответствии с Меморандумом 2005 года, опять же с помощью Запада (Совета Европы) и по благословению и при поддержке СПЦ. Так что Шиптары завтра их станут „по праву“ присваивать, чем окончательно будут стёрты все следы векового исторического присутствия Сербов на Косове и в Метохии.
Все преступления и варварство, описанные и упомянутые и в этих книгах и во многих других публикациях, ведут к полному растождествлению духовной и культурной колыбели сербского народа – Косова и Метохии, – преобразуя их из чисто христианской области в новую исламскую джамахирию в сердце Балкан и Европы. Сегодняшняя исламизация Косова и Метохии не является чем-то, о чём просто думают, говорят, обсуждают. На самом деле это суровая действительность, которую мы, христиане Сербы, ежедневно переживаем и ощущаем собственной кожей вот уже скоро целых десять лет. Здесь речь не об обычной „исламизации“, какая в прошлых веках совершалась во многих частях света, но о насильном искоренении одного христианского народа (сербского) из его духовной колыбели. Дабы убедиться, что это не просто чьё-то „мнение“, довольно взглянуть, и хотя бы бегло вновь перечислить, что на Косове и в Метохии произошло за последний десяток лет, конкретно, с июня 1999 года по сей день.
Вкратце, изменена национальная и религиозная идентичность автономного края. С Косова и из Метохии силой изгнаны две трети христианского населения (около 250 000), разрушено и уничтожено свыше 150 православных церквей и монастырей, многие из которых были воздвигнуты в XIII и XIV веках, и как таковые являются настоящими жемчужинами православной сербской средневековой культуры и искусства. В то же время построено больше 400 новых мечетей с помощью Саудовской Аравии и других исламских государств из Персидского залива. Уничтожены сотни сербских кладбищ с тысячами разбитых и сломанных могильных памятников и крестов. Для сколько-нибудь подробного разговора об уничтожении сербских домов и другого имущества, о многочисленных грабежах и разбое потребовалось бы отдельное исследование. Если сюда же присовокупить число убитых и похищенных Сербов, цифру раненых и пострадавших, все виды насилия и грабежа, количество нападений на христиан Сербов и на наши святыни (о чём невозможно подробно рассказать в коротком докладе и о чём, как уже было сказано, написаны целые тома), только тогда получится истинная картина террора, этнических чисток, совершённых в „мирное“ время под властью и покровительством ООН и Евросоюза.
Политика, относящаяся снисходительно ко всем этим преступлениям в начале третьего тысячелетия в сердце Европы, и сама преступна. Просто немыслимо, как США и их союзники из ЕС могут вести ожесточённую борьбу против терроризма по всему свету (Афганистан, Ирак, Ближний Восток и т.д.), а на Косове и в Метохии точно такой же джихадский терроризм терпят и поддерживают. Как будто ЕС не отдаёт отчёта, что допуская насильственную исламизацию Косова и Метохии и образование баз для военизированного газавата в этом сербском краю, рушит и самые свои основы, на которых почивает, ибо джихад не знает границ. Его действие с Косова скоро почувствует и сама Европа, вероятно, и Америка.
Долго мы надеялись, в особенности пока продолжались поиски для решения вопроса будущего статуса Косова и Метохии, что США и ЕС серьёзно примут эту проблему во внимание и помогут её решить на принципах соблюдения норм международного права, Хельсингского соглашения и резолюции Совета Безопасности ООН № 1244, по которой Косово является составной и неотчуждаемой частью территории демократического государства Сербии, чем должно и оставаться. К сожалению, наши надежды не оправдались. США и ЕС всеми силами старались поддержать Шиптаров в их одностороннем, беззаконном и противоправном провозглашении 17 февраля прошлого, 2008 года своего второго государства на Балканах под названием „независимое Косово“, которое Америка и некоторые страны ЕС поспешили признать. Тем не менее, две трети государств в мiре не одобрили этого насильственного действия и, несмотря на огромное давление, и до сегодняшнего дня не признают это уродливое образование. Множество людей по всему мiру знают, что на основании международного права, единственно в пределах существующих границ государства Сербии, неотделимой частью которой являются Косово и Метохия, законно и возможно искать и найти решение, предоставляющее лучшие перспективы всем жителям автономного края, наделяя косовских Албанцев гарантиями всех тех прав, которыми повсюду в мiре пользуются национальные меньшинства в отдельных государствах с условием признания и ими этих государств. Потому мы уверены, что Косово и Метохия, несмотря на всё, что произошло, никогда не будут самостоятельным, независимым государством, или, ещё точнее говоря: Косово и Метохия никогда не могут быть исторгнуты из государственно-правовой системы Сербии, никогда не могут быть чем-то, кроме Сербии. Какое бы то ни было навязанное решение, хоть и это незаконное провозглашение „независимости“, Сербия и сербский народ никогда не примут и не согласятся с ним. Ведь, проще говоря, таковое „решение“ и не было бы решение, но вид оккупации и насилия, основанного на временной расстановке сил. А из истории мы знаем, что всякая оккупация временна и преходяща. Что силой берётся, силой и отнимается. Это знают и те, кто присваивает себе право наводить порядок в чужом доме по своему усмотрению.
И в конце упомянем лишь, что наряду со всеми своими усилиями, направленными на выживание нашего народа на Косове и в Метохии, Епархия Рашско-Призренская нашла силы подготовить и издать в прошлом, 2008 году одну ценную книгу, основанную на сохранившихся в епархиальном Архиве документах, под названием „ШИПТАРСКИЙ ГЕНОЦИД над Сербами в ХХ веке“. Это свидетельство непрерывного преступления и геноцида, который Шиптары (Албанцы, или Арбанасы) столетиями совершают над нашим народом, в основном под защитой разных оккупантов и завоевателей (Турок, Немцев, коммунистов), или теперь международного сообщества в лице КФОРа, УНМИКа, ЕУЛЕКСа. Книга была дважды представлена в Белграде: на октябрьской Международной книжной ярмарке 22 октября 2008 г. и в Народном университете им. Коларца 9 декабря, как и на Косове и в Метохии в монастыре Грачанице 25 января 2009 г. И эта новая книга, как было сказано и подчёркнуто на презентациях, подобно и многим до неё, упомянутым и неупомянутым, удостоверяет всех чинящих нам злодеяния и их наставников, что на таких преступлениях, на невинных и беззащитных жертвах, на развалинах святынь и кладбищ не построить светлого будущего ни для кого. Чем раньше они поймут эту простую истину, тем будет лучше для всех. Пребываем в надежде.