Кризис не остановил гастарбайтеров
С начала года подразделения Управления Федеральной миграционной службы (УФМС) по Московской области поставили на миграционный учет порядка 290 тыс. мигрантов – примерно на 28 тыс. человек меньше, чем в аналогичный период прошлого года. При этом из Подмосковья отправлено на родину 775 иностранцев, т. е. на 288 человек больше, чем в прошлом году. Такие данные обнародовал руководитель УФМС по Московской области Олег Молодиевский.
Справка КМ.RU: В 2007 году на миграционный учет в России встали 8 млн иностранных граждан, что в 2 раза превышает показатели 2006 года. При этом трудовая квота на 2008 год изначально планировалась на уровне 1,8 млн человек, потом она была увеличена до 3,4 млн человек. Для сравнения: по приблизительным экспертным оценкам, в России находится 15–18 млн нелегальных мигрантов. |
«При общей квоте на год – 116 тыс. иностранных рабочих (240 тыс. – в 2008 году), отделами УФМС Московской области за 4 месяца этого года оформлено уже около 40 тыс. разрешений на работу этой категории граждан», – цитирует Молодиевского РИА «Новости».
Судя по этим цифрам, ни о каком переломе в миграционных тенденциях, по крайней мере, в Подмосковном регионе и речи быть не может. Несмотря на экономический кризис в стране и быстрый рост безработицы, к нам едут сотни тысяч трудовых мигрантов. Сокращение числа поставленных на учет на 28 тыс. – это мизер по сравнению с почти 300 тыс. иностранцев. А цифра в 775 иностранцев, отправленных из России домой, не идет ни в какое сравнение с 40 тыс., которым уже выдали разрешения на работу.
А ведь о необходимости серьезной коррекции в государственной миграционной политике еще в прошлом году говорил российский премьер Владимир Путин. Он заявил, что уменьшение трудовых квот – это мера, призванная защитить интересы граждан нашей страны, и, по его мнению, сокращение надо провести на 50%. 8 декабря 2008 года инициатива Путина нашла отражение в постановлении правительства № 916 о сокращении в два раза квоты на 2009 год с ранее утвержденной в размере 3,9 млн человек. А в феврале этого года вице-премьер Александр Жуков, выступая на коллегии ФМС, призвал отправлять домой безработных гастарбайтеров.
Вскоре эту идею поддержал и первый заместитель мэра Москвы Юрий Росляк, который сказал, что если мигрант уволился и находится в столице без работы, то его надо депортировать. Столичный мэр Юрий Лужков тоже не остался в стороне и в начале апреля заявил, что хотя квота в этом году была уменьшена вдвое, упав примерно до 250 тыс., поток мигрантов в Москву не изменился.
«Количество мигрантов остается таким же, как было раньше. К нам приезжает 1 млн мигрантов. Количество квот в два раза снижено, значит, где-то 750 тыс. находятся в городе и неизвестно чем занимаются. Точнее, известно, чем занимаются. 47% преступлений – это преступления этих самых гастролеров, у которых нет работы», – передает слова Лужкова РИА «Новости».
Кстати, еще в декабре 2008 года первый заместитель министра внутренних дел РФ Михаил Суходольский, выступая на заседании правительственной комиссии по профилактике правонарушений, говорил, что у милиции вызывают озабоченность незаконные мигранты.
Таким образом, власти страны недвусмысленно дали понять, что миграционная политика меняется кардинально. Руководство Москвы как одного из главных центров притяжения иностранных работников эту точку зрения разделяет. Многие эксперты также говорят о необходимости уменьшить миграционный поток. Увы, к аргументам специалистов начали прислушиваться только тогда, когда финансовый кризис проявился «во всей красе». А ведь они давно уже предупреждали о негативных тенденциях, связанных с тем, что в России, по сути, годами реализовывалась политика открытых дверей, в результате которой к нам на работу прибыло огромное число граждан из стран, бывших некогда республиками СССР.
Казалось бы, в таких условиях сотрудники ФМС должны были максимально активизировать свою работу и выполнить установку Владимира Путина, а также рекомендацию Александра Жукова. Однако данные, озвученные Молодиевским, заставляют предположить, что ведомство, непосредственно отвечающее за миграционную политику, не спешит вносить коррективы в свою работу, хотя нынешние экономические реалии этого требуют безотлагательно.