Интервью игумена Сергия Рыбко муз. порталу 9g.ru (Самара) – “О Церкви, роке, молодёжи.” (Неформал 70-х гг. о разном)!
Будьте правдивы в вашей музыке и в слове! В этом главная красота и ценность рока. Не продавайте правду вашего рока ни за какую чечевичную похлебку! Тогда ваш тернистый путь сделается путем к Истине, а познание Истины сделает вас подлинно свободными.
– Какую музыку Вы слушаете в последнее время и какие группы продолжаете любить с молодости?
Слушаю прежде всего, духовные песнопения в храме. А в краткие часы досуга слушаю только рок, в основном, британский. Хотя я считаю, что любой музыкальный стиль имеет право на существование. Мне нравятся произведения самых разных жанров, от классики до диско, но на другую музыку времени не остается. Почему-то никакая музыка, кроме рока, не трогает душу. Видимо, я принадлежу к поколению неисправимых рокеров. Слушаю и люблю то, что любил в молодости: прежде всего, непревзойденный во всех отношениях Pink Floyd и сольники Дэвида Гилмора, затем Uriah Heep, Deep Purple, Nazareth, Led Zeppelin, Rolling Stones, Ten Years After, да много чего еще. Очень люблю забытую ныне группу Slade.
– Рокеры со стажем еще помнят, как предавали анафеме рок-музыку. А сейчас при Вашем храме в Бибирево существует рок-клуб. Что, по-Вашему, и почему изменилось?
С некоторых пор наше поколение 70-х стало доминировать в современной церковной жизни. А ведь почти все мы пришли к Богу из неверующих семей. Учились в советских школах, были пионерами и комсомольцами, хулиганили и пили портвейн в подъездах. И первое откровение о Добре и зле и смысле жизни мы получали из рок-композиций, хрипящих из динамиков катушечных магнитофонов. Каждый третий из нас, священников поколения 70-х, играл на чем-нибудь в группе: тогда это называлось “вокально-инструментальный ансамбль”. Некоторые активно участвовали в неформальном движении того времени. Именно непризнанный и гонимый рок заставил о многом задуматься, а затем взять в руки святое Евангелие. Почти все мои друзья по хипповской системе тех лет ныне православные священники, монахи или воцерковленные миряне. Девушки стали женами священников.
Что же касается анафем – люди, имейте снисхождение! Когда-то и движение паровоза объясняли бесовским действием. А в 1666 году на улицах русских деревень стояли гробы, в которых лежали тысячи бородатых мужчин и женщин в темных одеждах, которые ждали пришествия антихриста. Между прочим, нет ни одного официального заявления Православной Церкви – а таковые может делать Поместный Церковный Собор или Патриарх – порицающего рок-музыку. А нынешний Святейший Патриарх Кирилл, тогда Митрополит Смоленский, три года назад заявил: “Русский рок является духовным явлением и поэтому Русская Православная Церковь должна его всячески поддерживать”.
– Удивляет Ваше хиппарское прошлое и псевдоним Юра-Террорист. Сейчас с таким пришлось бы несладко. Что дало Вам участие в движении хиппи?
В 1976 году, будучи учеником 9-го класса, я основал в школе “анархо-террористическую группировку”. Это было время “красных бригад” и РАФ. Образ террористов из новых левых, борющихся “за народное благо” был окружен ореолом романтики. Нами предполагались некоторые “террористические акты”, впрочем, принципиально бескровные (по сути, мелкие хулиганства). Мы украли в какой-то бухгалтерии печатную машинку и стали распространять на улицах листовки, призывающие к анархии. Длилось это недолго, так как через несколько месяцев я впервые встретил на улицах Москвы представителей системы хиппи, и первый же разговор с пиплом привел к отказу от политической борьбы и поиску свободы в несколько иной области – духа и религии. Продлись моя “революционная борьба” хотя бы еще несколько месяцев, наверняка дело закончилось бы весьма печально: не было бы тогда ни Юрки Террориста, ни игумена Сергия, был бы безымянный вечный пациент палаты № 6. В хипповской Системе я стал известен как Юра Террорист.
Движение хиппи дало мне очень многое. Во-первых, сформировало мое мировоззрение, как человека свободомыслящего и неформала во всех отношениях, коим, я надеюсь, остаюсь и в настоящее время. Причем мое неформальство вполне органично сочетается с православно-ортодоксальным мировоззрением, и я до сих пор считаю, что Первым Хиппи был именно Иисус Христос. Во-вторых, движение хиппи дало мне веру в Бога. Русские хиппи конца 70-х были молодыми интеллектуалами, прежде всего, ищущими Истину, правду и свободу. Почти все они были людьми верующими. Атеиста припоминаю только одного. Правда, воззрения на Бога были самые разнообразные, но большинство были все же христианами, хотя при этом уважались все религии и изучались все доступные нам философские системы. Между прочим, хиппи 70-х не ругались матом, это было не принято. Говорить о Боге – да, пить портвейн, когда было на что, – да, а вот материться – нет. Между прочим, когда я воцерковился и стал постоянным прихожанином православного храма – произошло это, когда мне было 18 лет – я встретил в Православной Церкви десятки представителей предыдущего поколения хиппи конца 60-х, которые были псаломщиками, сторожами, алтарниками. Одно время я серьезно полагал, что все хорошие люди в прошлом были хиппи.
– С кем из отечественных и зарубежных рок-звезд Вы лично знакомы, с кем дружите, переписываетесь, и как часто общаетесь?
Я знаком с Константином Кинчевым, Борисом Гребенщиковым, басистом Аквариума Сашей Титовым, Юрием Шевчуком, Сергеем Калугиным, Павлом Смеяном, экс-гитаристом “Арии” Сергеем Терентьевым, Пелагеей, Андреем Ковалевым и музыкантами группы “Пилигрим”, и многими менее известными, но не менее талантливыми русскими рок-музыкантами. Кого-то из них я венчал, кто-то был на исповеди, кто-то пел молебны, кто-то приезжал в Оптину пустынь, когда я еще был ее насельником. С кем-то познакомился на рок-фестивалях или на телевидении. Приветствовал молодежь на концерте “Черного Обелиска”, на одном из фестивалей проповедовал после группы “Калинов мост”. Конечно, общаемся близко не со всеми. Наиболее теплые отношения сложились с Константином Кинчевым и Борисом Гребенщиковым, хотя видимся не часто. Постоянно общаемся и дружим со Стасом Бартеневым (экс “Черный кофе”) – лидером группы “Если” (хард-рок), который постоянно приглашает меня на концерты и предоставляет возможность обратиться к молодежи со словом проповеди. Группа “Если” имеет репетиционную базу при нашем храме в Бибиреве.
Много встреч имел на Нашествии-2008 , где имел честь обратится к молодежи с приветствием (а это более 40 тысяч человек).
За что благодарен одному из главных организаторов Нашествия-2008 Андрею Матвееву с его соратниками и соорганизаторами.
Из мировых звезд беседовал с Джо Сатриани, побывал на его концерте в Москве благодаря нашим добрым приятелям и устроителям его концерта в Москве Денису и Дмитрию(“RIFF”).
11 апреля приглашен на концерт и общение с Кеном Хенсли (экс-Uriah Heep). Состою в переписке с Миком Боксом, который порадовал меня в Прощенное Воскресение присылкой нескольких дисков и фотографии с автографами всех музыкантов Uriah Heep. Рассматривается вопрос о моем выступлении на их концерте, который состоится в мае в Санкт-Петербурге. Однажды выступал с проповедью на Deep Purple party (играла кавер-группа “Дирижабль”), в которой принимал участие Мэл Макналти – экс-Sweet, нынешний вокалист Slade. После концерта, конечно же, мы немного пообщались. Обменялись письменными приветствиями с финской рок-группой From Ashes.
– Оставил ли кто-нибудь из молодых российских рок-групп (и не только) заметный след в Вашей душе?
С молодыми музыкантами общаюсь постоянно. Это десятки групп и исполнителей из разных городов. Всех очень люблю, поэтому считаю неэтичным кого-то особенно отмечать. Я просто уважительно отношусь ко всем русским рокерам. Считаю, что они делают большое дело своим творчеством, будят сонное царство обывателей, заставляя детей задуматься о Высшей Свободе, о путях к Богу. Как говорит об этом К.Кинчев: “Мои песни для мертвых облом, я полвека мешаю им спать”.
– Какой смысл Вы вкладываете в понятие Русский рок-патриотизм?
Каждый человек любит свою Родину. Если это не так, значит, он болен. Лучшие композиции всех времен и народов корнями уходят в национальную культуру. В полной мере это относится и к русскому року. А самое прекрасное в нашей культуре питается Православным мировоззрением, самая главная и красивая идея которого – любовь к ближнему, практически являемая в жертвенном служении русского человека своим соотечественникам. Русские рок-группы в той или иной мере почти все затрагивают в своем творчестве тему красоты и величия Русской земли.
– Что Вы можете пожелать молодым начинающим рок-музыкантам?
Прежде всего, хотелось бы, чтобы мои пожелания были восприняты именно как пожелания, а не как менторские поучения. Ребята, будьте правдивы в вашей музыке, особенно же в слове! В этом главная красота и ценность рока. Правда настолько ценна, что люди проливали за нее свою кровь, отдавали свою жизнь. Если вы хотите быть истинными рокерами, не продавайте правду вашего рока ни за какую чечевичную похлебку! Тогда ваш тернистый путь сделается путем к Истине, а познание Истины сделает вас подлинно свободными людьми, что возвысит творчество и непременно отразится в нем. С Богом!
С любовью о Христе,
бывший хиппи Юра Террорист,
ныне милостью Божией
священник Русской Православной Церкви
игумен Сергий