Собор Святых Новомучеников и Исповедников Российских

Собор Святых Новомучеников и Исповедников Российских.

 

Воскресный день между 22 и 28 января ст.ст. (по календарю Русской Зарубежной Церкви в 2009 г. 26 янв./8 февр.)

 




Собор Новомучеников и Исповедников Российских. Установление дня этого праздника таково. Определением Поместного Собора от 5/18 апреля 1918 г. было решено: “Установить во всей России ежегодное молитвенное поминовение в день 25 января (день убийства в Киеве митрополита Владимiра) или следующий за сим воскресный день (вечером) всех усопших в нынешнюю лютую годину исповедников и мучеников”. Тогда имелась в виду панихида, поскольку Новомученики еще не были прославлены.

 

При прославлении всего сонма Святых Новомучеников и Исповедников Российских Русской Православной Церковью за границей (в ноябре 1981 г.) было решено исходить из этой даты и праздновать их память в воскресенье между 22 и 28 января, ближайшее ко дню убийства в Киеве митрополита Владимiра. Небольшое отличие от дат в определении Поместного СОбора 1918 г. объясняется тем, что в некоторые годы приготовительные недели к посту начинаются уже в январе, поэтому праздник устанавливается до их возможного наступления. В 2007 г. память Новомучеников в РПЦЗ празднуется в воскресенье 22.1/4.2; в 2008 г. – 28.1/10.2; в 2009 г. 26.1./8.2.

 

В 2000 г. в результате многолетнего ширившегося давления народа снизу многие Новомученики были прославлены и на Юбилейном Соборе РПЦ МП. В отличие от РПЦЗ день памяти им был установлен на 25 января или следующий за сим воскресный день – как было определено Поместным Собором 1918 г. для панихид, без учета Постной триоди. Например, в 2007 г. это пришлось на 29.1/11.2 – на неделю мясопустную. Установление в МП даты, отличной от даты, обоснованно принятой ранее в РПЦЗ, как и написание отдельной службы Новомученикам должны были также подчеркнуть непризнание их прославления в 1981 г.

 

В акте РПЦ МП первоначально было упомянуто лишь 860 имен (хотя известно гораздо большее число Новомучеников; более 8 тысяч упоминалось при прославлении в 1981 г.) с постепенным добавлением новых имен по епархиям. С одной стороны, их подвигу дана в деяниях Юбилейного Собора МП верная оценка устами св. Патриарха Тихона, призвавшего верующих пострадать за дело Христово, ибо их подвиг не останется безплодным: «сбылись чаяния исповедника веры святого Патриарха Тихона – на крови мучеников ныне возрождается Русская Православная Церковь». С другой стороны, в новой, отличной от РПЦЗ, службе отсутствуют, например, такие существенные слова: «Не человецы спасают Церковь, и ничтоже пользует согласие со враги ея, но Церковь спасает человеки силою Христовою, яко же подвиг Ваш показа». В официальной идеологии МП по-прежнему считается, что политика лояльности митрополита Сергия спасла Церковь.

 

Кроме того, в весьма ограниченное число прославленных Мучеников в МП на одинаковых основаниях включены как те, которые изначально отказались признать богоборческую власть и были убиты ею за мужественное противостояние ей, так и те, которые надеялись на компромиссное сотрудничество с такой властью в русле политики митр. Сергия и были убиты ею позже, в ходе выполнения “безбожной пятилетки” 1930-х годов. В то же время многие священномученики не удостоились прославления от МП именно потому, что отделились от “законного священноначалия” митр. Сергия. В числе таковых “непрославленных” – убитые богоборцами митрополит Иосиф (Петровых), основатель Катакомбной Церкви, ее многочисленное духовенство и множество ее чад. Тем самым в таком прославлении, к сожалению, оказалась искажена духовная история Русской Церкви в ХХ веке и умален подвиг наиболее стойких ее мучеников и исповедников – соли Земли Русской.

 

Различный смысл вложен и в прославление Государя Николая II. В зарубежном Акте о прославлении Император Николай II величается как «Царь Мученик, Помазанник Божий, носитель идеи Православной Государственности» – что и стало причиной его убиения вместе с семьей. При этом в службе ему говорится: «С любовию велию к неблагодарным людем, принес еси себе, великий страстотерпче Царю, в жертву за народ свой, якоже рек еси: аще потребна есть жертва за народ, аз жертва сия буду».

 

В деяниях Юбилейного Архиерейского Собора 2000 г. и в разъяснениях руководства МП Государь Николай II рассматривается лишь как страстотерпец, пострадавший от своих «политических противников» (в основном так прославляются пострадавшие от своих единоверцев) и кротко перенесший с семьей страдания подобно «миллионам православных христиан, претерпевших гонение за Христа в ХХ веке» – без упоминания его Помазанничества и жертвенной сути его подвига; патриархийная комиссия по прославлению отвергла и ритуальный смысл цареубийства. Тем самым остается необъясненным и духовный всемiрный смысл революции 1917 года, в результате которой антихристианскими силами была свергнута удерживающая православная государственность и открыта дорога для построения Нового мiрового порядка антихриста.

 

В официальном тексте РПЦЗ к готовившемуся прославлению разъяснялось, для чего оно нужно нашему народу. В частности: «При наличии небывалых гонений и страданий наших верующих братьев в порабощенной России, где человеческая помощь безсильна, улучшить положение может только небесная помощь через молитвы св. мучеников, которыя можно и необходимо привлечь прославлением их. Такой путь получения небеснаго заступничества в переживаемый нами период небывалых потрясений, страданий и колебаний особенно уместен…» (Председатель Комиссии по подготовке прославления Архиепископ Антоний. “К прославлению Новых Мучеников Российских”. Лос-Анжелос. 1974).

Значение этих слов сохраняет свою актуальность и в наши дни.

 

М.Н.

 


 

Иллюстрация: Икона Новомучеников и Исповедников российских, перед которой совершалось их прославление в 1981 г. Русской Зарубежной ЦерковьюИкона Новомучеников и Исповедников российских, перед которой совершалось их прославление в 1981 г. Русской Зарубежной Церковью

Ещё похожие новости