Виктор Ющенко: Наш приоритет – не русское Православие
Штатный политтехнолог украинского президента Вадим Карасев разъяснил взгляды руководства страны на церковный вопрос…
“Наш приоритет – не русское Православие, а европейское Православие, символическим держателем которого может стать Константинопольский Патриархат”, – заявил в интервью информагентству УНИАН советник главы секретариата президента Украины Вадим Карасев, отвечая на вопрос, почему киевские власти столь по-разному отнеслись к встречам Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Константинопольского Патриарха Варфоломея I. “Константинопольский Патриарх – наш приоритет, мы будем ориентироваться на него. Поэтому здесь ему все почести”, – добавил Карасев.
“Ющенко хочет, чтоб Украина была страной, представляющей европейское Православие, – продолжил советник главы секретариата украинского президента. – И, продолжу мысль, он хотел дать понять Московскому Патриарху, что так будет и впредь. И, возможно, Ющенко хотел усугубить наметившийся психологический разрыв. Первая встреча президента и Патриарха РПЦ. Наблюдатели говорят, что президент троекратно расцеловал высокого Константинопольского гостя, а Патриарха Алексия – нет. А я наблюдал эту картинку много раз по телевизору, Ющенко намеревался при встрече поцеловать его Святость Алексия (так в тексте – РЛ), но сам Патриарх не принял этот жест, как бы остановил его”.
Карасев также поведал о нескрываемых попытках украинского руководства сформировать на территории Украины национальную поместную церковь. “Понятно, что с образованием Украинской поместной церкви Москва теряет функции высшего церковного центра, и теряет влияние на наших людей”, – сказал политолог.
Говоря о церковной политики “Партии регионов”, Карасев отметил, что партия Виктора Януковича “идет по инерции, и у них пока нет четко обозначенной линии насчет поместности”. “Я думаю, что группа депутатов, связанных с Герман, является сторонниками поместности. Есть группа Горбаля, который во многом компенсировал проигрышную для РПЦ ситуацию с визитом Патриарха Алексия. А есть те, кому на все наплевать, для них главное золотой телец. Я думаю, что украинская элита всех политических сил свыкается с мыслью, что на Украине будет единая национальная поместная церковь. Это духовная и психологическая гарантия суверенности элит. Они думают не о суверенитете государства, а о своей суверенности. Поскольку если будет конфессиональная суверенизация Украины, то элита выиграет, независимо от того, правая она или левая, с Востока или Запада. Потому что иметь своего единого патриарха, это значит иметь возможность всегда на него опереться”, – заметил политтехнолог.
Объясняя предпочтительность для нынешней украинской власти церковных контактов с Константинопольским, а не с Московским Патриархом, Карасев сказал: “Константинополь – это просто духовное влияние. А РПЦ поддерживается всей мощью Российской Федерации, и геополитической, и энергетической и торговой. Россия – это держава мирового уровня. Поэтому одно дело – Константинопольский Патриарх, который является носителем предания, каноничности и если хотите, духовного бренда. Он может передать нам каноничность, духовный бренд. Но фактически это переориентация украинского Православия с северного, русского Православия на европейское”.
Отвечая на вопрос агентства, почему В.Ющенко не привлекает для решения церковных вопросов советников из числа священноначалия канонической Украинской Православной Церкви, Карасев заявил: “полагаю, что президент думает так: создание единой национальной, поместной церкви и межконфессиональные отношения слишком серьезное дело, чтобы поручать его только церковным деятелям. Поэтому ему не нужно большое число церковных советников”.
Говоря о конечной цели плана Ющенко, Карасев заявил: “Возвращение к византийской традиции и юридическое и каноническое единство с Константинопольским Патриархатом. А де-факто церковь была бы поместной. На Украине было бы две церкви, но первенство было бы за национальной церковью. И постепенно работа конфессиональных сообществ сделало бы свое дело, и мы пришли бы к единой национальной церкви (…) Мы не вернемся в Россию (…) Мы говорим: Константинополь, а это значит, мы не ориентируемся на Москву. Мы создаем национальную поместную церковь”.
“Ющенко хочет, чтоб Украина была страной, представляющей европейское Православие, – продолжил советник главы секретариата украинского президента. – И, продолжу мысль, он хотел дать понять Московскому Патриарху, что так будет и впредь. И, возможно, Ющенко хотел усугубить наметившийся психологический разрыв. Первая встреча президента и Патриарха РПЦ. Наблюдатели говорят, что президент троекратно расцеловал высокого Константинопольского гостя, а Патриарха Алексия – нет. А я наблюдал эту картинку много раз по телевизору, Ющенко намеревался при встрече поцеловать его Святость Алексия (так в тексте – РЛ), но сам Патриарх не принял этот жест, как бы остановил его”.
Карасев также поведал о нескрываемых попытках украинского руководства сформировать на территории Украины национальную поместную церковь. “Понятно, что с образованием Украинской поместной церкви Москва теряет функции высшего церковного центра, и теряет влияние на наших людей”, – сказал политолог.
Говоря о церковной политики “Партии регионов”, Карасев отметил, что партия Виктора Януковича “идет по инерции, и у них пока нет четко обозначенной линии насчет поместности”. “Я думаю, что группа депутатов, связанных с Герман, является сторонниками поместности. Есть группа Горбаля, который во многом компенсировал проигрышную для РПЦ ситуацию с визитом Патриарха Алексия. А есть те, кому на все наплевать, для них главное золотой телец. Я думаю, что украинская элита всех политических сил свыкается с мыслью, что на Украине будет единая национальная поместная церковь. Это духовная и психологическая гарантия суверенности элит. Они думают не о суверенитете государства, а о своей суверенности. Поскольку если будет конфессиональная суверенизация Украины, то элита выиграет, независимо от того, правая она или левая, с Востока или Запада. Потому что иметь своего единого патриарха, это значит иметь возможность всегда на него опереться”, – заметил политтехнолог.
Объясняя предпочтительность для нынешней украинской власти церковных контактов с Константинопольским, а не с Московским Патриархом, Карасев сказал: “Константинополь – это просто духовное влияние. А РПЦ поддерживается всей мощью Российской Федерации, и геополитической, и энергетической и торговой. Россия – это держава мирового уровня. Поэтому одно дело – Константинопольский Патриарх, который является носителем предания, каноничности и если хотите, духовного бренда. Он может передать нам каноничность, духовный бренд. Но фактически это переориентация украинского Православия с северного, русского Православия на европейское”.
Отвечая на вопрос агентства, почему В.Ющенко не привлекает для решения церковных вопросов советников из числа священноначалия канонической Украинской Православной Церкви, Карасев заявил: “полагаю, что президент думает так: создание единой национальной, поместной церкви и межконфессиональные отношения слишком серьезное дело, чтобы поручать его только церковным деятелям. Поэтому ему не нужно большое число церковных советников”.
Говоря о конечной цели плана Ющенко, Карасев заявил: “Возвращение к византийской традиции и юридическое и каноническое единство с Константинопольским Патриархатом. А де-факто церковь была бы поместной. На Украине было бы две церкви, но первенство было бы за национальной церковью. И постепенно работа конфессиональных сообществ сделало бы свое дело, и мы пришли бы к единой национальной церкви (…) Мы не вернемся в Россию (…) Мы говорим: Константинополь, а это значит, мы не ориентируемся на Москву. Мы создаем национальную поместную церковь”.