Серебрян ли нынешний век?

С 11 по 16 сентября 2007 года в крымском поселке Коктебель прошел V Международный литературный фестиваль им. М. А. Волошина. Фестиваль проводится ежегодно, в сентябре, Домом-музеем М. А. Волошина (Коктебель), Союзом российских писателей и журналом “Современная поэзия” (Москва).

М.ВолошинАндрей Белый называл Коктебель одним из важнейших культурных центров Европы. Сам же знаменитый Максимилиан, “гений места”, как помним, был не только поэтом и художником, собирателем выдающихся литераторов Серебряного века, гостивших и творивших в его доме в разные годы – вместе и поврозь, но и молитвенником за “белых” и “красных”, укрывавшим от расправ и тех, и этих, человеком, спасшим немало жизней.

Творческое и личностное послание Волошина не кануло в Лету, по-своему жило в советские времена, когда был создан дом творчества писателей. В новейшие времена знамя Волошина подхвачено новыми доброхотами, энтузиастами, и вот – мы стали свидетелями и участниками небольшого юбилея – уже 5-го Волошинского фестиваля.

Фестиваль этот – некоммерческий, и проводится в традициях Серебряного века, когда литераторы приезжали в Крым на собственные средства отдыхать, а по вечерам собирались на веранде дома Волошина читать стихи и общаться. Поэтому, как подчеркивает поэт Андрей Коровин, неизменный сопредседатель Оргкомитета и координатор Волошинского конкурса и фестиваля, устроители видят свою задачу в организации культурного общения литераторов в течение фестивальной недели, а не в приглашении литераторов в Коктебель за счет средств фестиваля. Благо, в этом году Правительство Крыма помогло оплатить для некоторых гостей фестиваля номера в гостиницах Литфонда.

Напомним, что фестиваль стартовал в год 100-летия Дома поэта, который был безвозмездно передан Волошиным Союзу писателей. Фестивалю всегда предшествует Международный литературный Волошинский конкурс, который проводится ежегодно с 2003 года, в нем приняли участие уже несколько тысяч человек из 20 стран.

В этом году поэтическое жюри конкурса возглавил поэт, лауреат Литературной премии А. Солженицына и Новой Пушкинской премии Юрий Кублановский (Москва), прозаическое – лауреат международных премий, первый секретарь Правления Союза российских писателей Светлана Василенко (Москва), а жюри по критике – главный редактор журнала “Знамя” Сергей Чупринин (Москва). В жюри конкурса также вошли редакторы известных литературных журналов: Ирина Барметова (“Октябрь”), Ольга Ермолаева (“Знамя”), Евгений Степанов (“Дети Ра”), Андрей Новиков (“Современная поэзия”), Александр Кабанов (“ШО”, Киев), Дмитрий Бураго (“Collegium”, Киев), Сергей Шестаков (“Новый Берег”, Копенгаген), а также известные литераторы Дмитрий Быков (Москва), Андрей Курков (Киев) и другие. Традиционно в него входят лауреаты конкурса предыдущего года.

Г. Карадаг в Коктебельской бухтеВ рамках нынешнего фестиваля состоялись вечера известных поэтов и поэтических групп – А. Цветкова (Прага), А. Кабанова (Киев), В. Месяца (Нью-Йорк) и А. Полякова (Симферополь), вечер группы “Культурная инициатива” (Москва) из цикла “Полюса” (Борис Херсонский (Одесса) и Федор Сваровский (Москва), вечера известных литературных журналов России и Украины и представление новых книг участников фестиваля, а также выступление некоторых участников фестиваля в рамках научного симпозиума “Крым и мировая литература” в городе Саки (14 сентября).

В фестивале приняло участие более 100 поэтов из 7 стран: Анатолий Кичинский (Херсон), Елена Исаева (Москва), Савушкина (СПб), Алексей Остудин (Казань), Ирина Евса (Харьков), Лидия Григорьева (Лондон), Марина Гершенович (Дюссельдорф), Андрей Хаданович (Минск) и многие другие. Кичинский и Хаданович читали на украинском и белорусском, соответственно, однако переводчики не требовались, оба автора были встречены чрезвычайно тепло. Специальным гостем фестиваля стала актриса театра музыки и поэзии Елены Камбуровой Елена Фролова (Москва), исполнившая на сольном вечере свои песни на стихи М. Цветаевой, М. Кузмина, С. Парнок, Л. Губанова, Д. Строцева и др.

Немного о победителях и два слова критики

Лауреатский дубль сделал одессит Борис Херсонский, победивший нынче в эссеистике, тогда как в прошлом году – в одной из поэтических номинаций.

Среди поэтов отметим лауреата Елену Лапшину и дипломанта (второй год подряд) Марию Ватутину (Москва). У прозаиков председатель жюри С. Василенко похвалила молодого лауреата-петрозаводца Владимира Захарова, а киевлянка Этери Басария, в целом подвергнув конкурсантов-прозаиков строгой критике, отметила работу молодого же прозаика Анны Шевченко (Москва), получившей диплом.

Некоторые имена, удостоенные наград, вызвали дискуссию, что, впрочем, бывает на конкурсах нередко. Автору этих строк, “жюрившему” в этом году эссеистов и критиков (а в прошлые годы еще и поэтов), все же показалось, что произведения нынешних поэтов-победителей в целом уступают уровню прошлых лет, тогда как представительность жюри растет.

Фестивалю, на наш взгляд, присуща некоторая избыточность в количестве персон. Впрочем, А. Коровин с большим или меньшим успехом старается структурировать, упорядочивать процесс публичных чтений. Это нелегко. Сегодняшней устойчивой тенденцией становится проведение выступлений поэтов в кафе. Если на “Киевских лаврах” это заведения сети “Бабуин”, мы о том уж говорили, то в Коктебеле вечерней площадкой стала теперь новая “Богема”. Что и говорить, в обстановке гвалта, погружения в алкоголь и табачный дым, снования причастных и сторонних лиц, заказывающих еду, жующих и громко говорящих, декламаторам остается только орать, пусть даже в микрофон, выбирая, к тому же, сочинения, “подходящие к моменту”. Все это в совокупности, на наш взгляд, в значительной мере обессмысливает мероприятие. Собственно говоря, по этой причине “Богему”, дослушав А. Цветкова, безвозвратно покинули знаменитые смогисты, о которых речь пойдет ниже.

Мастера и их классы

Слушатели поэтического мастер-класса на веранде Дома ВолошинаВторой год в рамках феста на верандах Волошинского дома проводятся мастер-классы. Если в прошлый раз был объединенный поэтический – И. Евса, О. Ермолаева, С. Минаков, то в этом году семинаров было несколько и работали они два дня: мастер-классом журнала “Знамя” руководила О. Ермолаева (Москва), мастер-классом журнала “Октябрь” – пражанин А. Цветков и харьковчанин С. Минаков, в присутствии и под эгидой главреда “Октября”, а мастер-классом по прозе – москвичка Светлана Василенко и Этери Басария (Киев).

В “пражско-харьковском” мастер-классе случилась некоторая инверсия: среди лучших были отмечены не возрастные сочинители, отягощенные изданными книгами, а совсем молодые поэтессы – питерский гид Любовь Лебедева, не столь давно защитившая в Санкт-Петербургском университете диплом на тему “Мотивы Гете в творчестве Врубеля”, и 20-летняя Елена Погорелая из г. Заречного Пензенской области. Авторы книг оказались подвергнутыми гораздо более строгой критике. Однако пенять руководителям семинара, пожалуй, вряд ли стоит, поскольку участники записывались и подавали рукописи заранее, имея возможность выбора среди персон, заявленных в качестве руководителей.

Четверокурсница филфака МГУ Е. Погорелая, несмотря на молодость, уже отметилась подборками стихотворений – в журналах “Сура” (Пенза), “Литературная учеба”, а также критическими статьями и рецензиями – в журналах “Вопросы литературы”, “Знамя”, “Новый мир”, “Октябрь”.

Победители Коктебельских поэтических турниров разных лет – С. Минаков, Е. Лебедева, Е. ДорогавцеваОценка, данная творчеству Л. Лебедевой в мастер-классе, спустя два дня была по-своему подтверждена поэтическим сообществом на турнире поэтов, который Люба выиграла, получив коктебельский венок “Короля поэтов”. Прежде этих лавров удостаивались Станислав Минаков (2004), а также москвички Ната Сучкова (2005) и Елена Дорогавцева (2006). Пока что в коктебельских турнирах преобладает женская “королевская линия”. Впервые вместе с дипломом венок был вручен именно что лавровый, тогда как, к примеру, в 2005 он был сплетен из травы кермек, собранной на склонах горы Кучук-Енишар, которую венчает могила Волошина. Директор Волошинского музея Наталья Мирошниченко вручила Любе Лебедевой репринтное издание книги Волошина “Иверни”, выпущенную при меценатском содействии харьковской компании “Рубаненко и партнеры”.

СМОГ в Доме Волошина

Кульминацией фестиваля стал вечер легендарного СМОГа (Самого Молодого Общества Гениев), который зачинали в Москве сорок лет назад знаменитые Владимир Алейников, Леонид Губанов, Юрий Кублановский, Саша Соколов.

Так всем повезло, что прозаик Соколов, эмигрировавший более трех десятков лет тому, прибыл в Коктебель погостить у своего друга, поэта Алейникова. Владимир Алейников живет в поселке с начала 90-х годов, и в его внешнем и творческом обликах видны символичные черты преемственности, быть может, космос именно ему передал волошинскую коктебельскую эстафету.

Мэтры пошли навстречу сообществу и любезно согласились провести на площадке у Дома Волошина вечер СМОГа, который и начался 15-го сентября в 18 часов по киевскому времени. Дату фиксируем точно, поскольку событие это, без преувеличения, для русской литературы историческое; будем надеяться, оно ознаменует начало нового выхода смогистов к отечественной слушающе-читающей публике.

В. Алейников и С. Соколов на вечере СМОГаВечером руководил Алексей Цветков, который начинал в СМОГе, а потом организовывал (с Кенжеевым, Сопровским, Гандлевским и другими) литгруппу “Московское время”. В. Алейников интересно рассказал о СМОГе рубежа 60-70-х, о трудных контактах со службой Госбезопасности СССР, о том, что многие спились, погибли, ушли в иные сферы жизни, кто-то эмигрировал. С. Соколов вдохновенно прочел длинный прозаический текст, своего рода гимн СМОГу, метафорический и герметичный, своеобразный портрет обобщенно-объединенного смогиста, который был написан в 1989 г., в Греции, накануне приезда автора в Москву после 15-летнего перерыва, и, помнится, опубликован в одном из толстых журналов.

Завершил вечер В. Алейников, взволнованно и сильно прочитавший стихи разных лет. Поскольку свет на веранде то включался, то гас (а микрофон умолкал), изобильная публика в процессе вечера “подкралась” со своими пластиковыми стульями вплотную к столу выступавших. Вечер завершился в обоюдном возвышенном волнении, книги Алейникова, изданные в самом конце “перестройки”, публикой с прилавка были буквально сметены. Поэт в частной беседе потом заметил: “Хватит мне уже сидеть бирюком, пора прервать 17-летнее молчание, надо идти к людям… Какие замечательные лица появились…”

Художественный заплыв

В день закрытия фестиваля состоялась премьера нетривиального и неоднозначного акта: заплыв в Коктебельской бухте на приз журнала “Октябрь”. Поскольку одновременно с фестивалем стартовал традиционный Коктебельский пленэр (торжественное открытие дружественных фестивалей было объединенным), то в заплыве приняли участие и поэты, и художники. Плыть в прохладной воде вызвались 5 смельчаков и 1 отважная (поэт из подмосковного Дмитрова Елена Громова). Мужчины были бескомпромиссны: Громова добралась до финиша последней. Зато получила от Ирины Барметовой годовой комплект журналов “Октябрь” – за женскую самоотверженность. А победил пловец из Киева – художник Сергей Алексеев, чья работа будет опубликована в “Октябре”, как было обещано.

“Будут ходить легенды”

“Что на выходе получает каждый литератор от общения с себе подобными в Коктебеле? – размышляет А. Коровин в одном интервью. – Новые стихи, любови, человеческие и творческие привязанности… Все это и есть подлинный итог любого фестиваля. Еще бывают публикации в литературных журналах. Но это – просто логическое продолжение фестиваля…

А вообще – происходит новый Серебряный век. Я об этом говорю уже давно, сейчас об этом заговорили и другие. Есть огромная масса людей, пишущих стихи, несмотря на то, что они никому вроде бы и не нужны. И среди них есть, безусловно, свои Гумилевы и Мандельштамы, свои Ахматовы и Цветаевы. Кто?.. Вот уж не берусь сказать. Я пока присматриваюсь. И такие фестивали, как Волошинский, в этом очень помогают. О нашем времени еще будут ходить легенды, помяните мое слово!”

Присоединимся к этому твердому слову практического романтика Коровина.

На снимках: г. Карадаг в Коктебельской бухте, слушатели поэтического мастер-класса на веранде Дома Волошина; победители Коктебельских поэтических турниров разных лет – С. Минаков, Е. Лебедева, Е. Дорогавцева; В. Алейников и С. Соколов на вечере СМОГа.

 

Ещё похожие новости