Видимо, американская экономика сейчас находится в такого загоне, что эмиссары из-за океана готовы на любые реверансы, чтобы получить дополнительные финансовые вливания. Вот и министр финансов США Генри Полсон, посетивший Москву, рассыпался в обещаниях и заверениях в вечной дружбе по отношению к России. И все для того, чтобы Россия по-прежнему инвестировала средства из разделенного на две части Стабфонда в американские ценные бумаги. При этом мистер Полсон даже не счел нужным изучить «матчасть» вопроса. В ходе переговоров с премьер-министром правительства РФ Владимиром Путиным он допустил ошибку, назвав российский Фонд национального благосостояния (ФНБ) «суверенным фондом».
Визит Полсона состоялся накануне саммита «большой восьмерки» в Японии, который пройдет 7-9 июля на острове Хоккайдо. Министру финансов США сейчас крайне необходимо заручиться поддержкой России: это особенно важно на фоне происходящего мирового финансового кризиса. Ради того, чтобы Россия на предстоящей G8 поддакивала американцам, что ситуация под контролем, и что мировой кризис скоро закончится, Полсон, на встрече с президентом России Дмитрием Медведевым, премьер-министром Владимиром Путиным и министром финансов Алексеем Кудриным, в своей традиционной манере начал сулить России «златые горы». В частности, пообещал содействовать вступлению России в ВТО и отмене пресловутой поправки Джексона-Вэника (юридическое положение, принятое Конгрессом США в 1974 году, в ответ на ограничения СССР еврейской эмиграции. Поправка запрещала предоставлять СССР режим наибольшего благоприятствования в торговле, предоставлять государственные кредиты и кредитные льготы, а также предусматривала применение в отношении товаров, импортируемых в США из СССР, дискриминационных тарифов и сборов – КМ).
Кроме того, Полсон заявил, что Америка «сделает все для того, чтобы привлекать активы российского суверенного фонда. Делаем все для того, чтобы эти условия для российской экономики и российских инвестиций были благоприятными». Однако премьер Путин мгновенно поймал Полсона (позор его спичрайтерам!) на оговорке: «У нас нет пока «суверенного фонда». Это вы нас с кем-то перепутали… Но мы готовы это сделать, особенно если вы этого хотите».
Американцы с молоком матери впитывают аксиому, что США – самая крутая страна мира, а доллар – самая главная валюта. Но в Америке сегодня дела идут, мягко говоря, неважно. Однако природная наглость (в хорошем смысле этого слова) до сих пор позволяла США довольно легко находить кредиторов. Кто они? Ответ прост: другие государства, прежде всего – Китай и Россия, а также страны Персидского залива. Парадокс: все кредиторы Америки беднее США; фактически все происходит по формуле «бедные платят за богатых». Почему так происходит? Потому что годами укрепляемый Вашингтоном миф о железобетонной стабильности американской экономики и валюты заставляет многих высокопоставленных иностранных чиновников действительно поверить в это. К таким «верующим», видимо, относится и глава Минфина РФ Алексей Кудрин. До сих пор средства, накопленные в Стабфонде, разделенном 1 февраля на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, вкладывались консервативно, в том числе в американские ценные бумаги. Причем в бумаги тех американских корпораций, которые в данный момент несут колоссальные убытки из-за кризиса на ипотечном рынке США. И вот Путин, который еще в пору своего президентства поручил правительству изменить управление финансовыми резервами (в частности рассмотреть возможность их вложения на внутреннем рынке), дает понять Полсону, что Россия вроде как бы не против новых влияний в экономику США.
Напомним, что 15% средств Фонда национального благосостояния, согласно экономической стратегии Минфина, сегодня предлагается вложить в облигации 15 американских и европейских государственных или полугосударственных компаний. Среди них – американские полугосударственные компании ипотечного кредитования Federal National Mortgage Association (Fannie Mae) и Federal Home Mortgage Corporation (Freddie Mac). Именно эти две компании испытали наибольшие трудности во время ипотечного кризиса – за последние полгода их акции подешевели на 58% и 59% соответственно. По сути, эти компании занимаются скупкой и перепродажей банковских ипотечных кредитов. Для того чтобы облегчить своим банкам жизнь, финансовые власти США сильно смягчили условия для секьюритизации (то есть продажи долговых обязательств в обмен на ценные бумаги покупателя) ипотечных кредитов. Аналитики полагают, что ведомство Кудрина поразил непонятный приступ альтруизма – иначе чем объяснить желание отправить деньги российских граждан на спасение американских банков? И вот теперь, вдобавок к этому, ситуация с «суверенным фондом»…
Нужен ли подобный фонд России? Что стоит за словами Владимира Путина? Эти вопросы обозреватель КМ.RU задал директору Центра политической информации Алексею Мухину.
– На самом деле Путин поступил как настоящий дипломат. Пошел навстречу, но не протянул руку.
Кудринское пристрастие к американской валюте известно давно. Однако его позиция получает все большее неприятие – как у простого населения, так и у профессиональных финансистов. Алексей Леонидович горячо убежден, что доллар – самая опытная валюта, окрепшая в испытаниях, и будет вечно править миром. Однако последние события (например, движения на фондовом рынке Китая) серьезно влияют на доллар. В связи с этим многие страны отказываются от привязки своей экономики к доллару. Но Кудрин продолжает гнуть свою линию. Между тем пока неизвестно, насколько далеко может зайти Китай в своих стремлениях обрушить доллар. Известно, что Россия уже ведет серьезные переговоры с Китаем по вопросу инвестирования в экономику Поднебесной.
Возможно ли появление в России суверенного фонда? По сути, это другое название существующего сегодня Фонда национального благосостояния (ФНБ). Стоит ли дробить ФНБ на две части? С одной стороны, финансовых «заначек» может быть несколько. По такому пути пошли некоторые страны. Но думаю, что в данном случае министр финансов США ошибся, а Путин мгновенно отреагировал.
Полсон поступает в своем обычном стиле, завлекая нас преференциями. Американцы легко дают обещания, но крайне неохотно их исполняют. При этом Полсон даже не потрудился проверить точное название российской национальной “копилки”. Путин в своем стиле дал понять оппоненту, что мы теперь умные. И тоже готовы много чего обещать. Хотите деньги? Ходите новый фонд? Мы подумаем. Только желающих получить эти средства у России сегодня как женихов у разборчивой невесты.