Согласно опросу ВЦИОМ, 71% граждан России считают уровень инфляции в стране очень высоким
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные о том, как россияне оценивают рост цен на продукты и товары широкого спроса за последние месяц-два, сообщает официальный сайт ВЦИОМа. Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ был проведен 31 мая-1 июня 2008 г. Опрошено 1600 человек в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность опроса не превышает 3,4%.
В 2005-2006 гг. инфляцию считали очень высокой 62% россиян, умеренной – 26%, незначительной 5-6%. Летом 2007 г. оценки были наиболее оптимистичными за последние три года: каждый второй (52%) воспринимал инфляцию как высокую, каждый третий (35%) как умеренную и 7% как низкую. Однако уже осенью 2007 г. оценки существенно ухудшились: оценивали рост цен как крайне высокий 82% опрошенных. К весне 2008 г. ситуация улучшилась: считали инфляцию очень высокой в марте 74% респондентов, в мае – 71%. В конце мая наиболее ощутимым рост цен был в Москве и Санкт-Петербурге (82%); наименее заметным – в других крупных городах страны (61%).
В июле 2007 г. свыше половины опрошенных (56%) полагали, что цены на продукты и товары широкого спроса – те, что они обычно покупают, – выросли на 5-15%; пятая часть респондентов (20%) считали, что – на 20-25%, и только 5% – на 50% или более того. В октябре 2007 г. картина резко изменилась в худшую сторону: инфляцию в 5-15% фиксировал лишь каждый четвертый опрошенный (24%), на 20-25% – более трети (38%), на 50% и более – треть (32%). Уже в феврале 2008 г. положение вновь улучшилось, хотя доля тех, кто считал, что цены возросли лишь на 5-15%, продолжило сокращаться (до 19%), однако сократилось и число тех, кто полагал, что инфляция не менее 50%, почти половина опрошенных отмечала рост цен в 20-25%. К концу мая темпы инфляции, согласно оценкам респондентов, ещё более снизились: доля тех, кто считал рост цен минимальным – в пределах 5-15% – возросла (до 27% опрошенных), а доля тех, кто оценивал её как максимальную – на 50% и выше – сократилась (до 22% респондентов), по-прежнему наиболее распространённой была оценка инфляции в 20-25% (41% опрошенных).
Согласно оценкам россиян, за последние месяц-два из основных видов продуктов питания более всего подорожало растительное масло (69% опрошенных считают, что цены на него значительно выросли). Немного лучше обстоят дела с ростом цен на молочные продукты, мясо и мясопродукты (58%), хлебобулочные изделия, овощи и фрукты (52-53%), менее всего подорожали мука, крупы и макароны, (хотя и в отношении этих продуктов каждый второй респондент – 48% – говорит о существенном росте цен).
По ощущениям россиян, по сравнению с октябрем 2007 г., в мае 2008 г. увеличились темпы роста цен на овощи и фрукты (в октябре 41% опрошенных отмечал значительный рост цен на эти продукты, в мае – 52%); хлебобулочные изделия (49% и 53%); на прежнем уровне сохранились темпы роста цен на муку, крупы, макароны (по 48%), мясо, мясопродукты (56-58%); снизились темпы роста цен на молочные продукты (74% и 58%) и растительное масло (82% и 69%).