“Православный ” и светский “архитектурный модернизм” – это болезнь
Мнение о некоторых “архитекторах “, архитектуре, Москве и прочем!…
Координатор Союза Православных Братств Русской Православной Церкви Юрий Агещев. |
Узрел в интернете рекламу “молодых российских архитекторов”, которые с их слов проектируют “фантастические православные храмы и церковную утварь”. Речь идет о неком творческом объединении “Квадратура круга”. Их девиз таков: “Мы проектируем храмы для людей, живущих сегодня”. Выше указанное резануло слух, равно как глаз, изображения их фантазий именуемых (явно по недоразумению) “православные храмы”.
Однако я продолжил читать их анонс:
…” Наша цель – связать искусство прошлого и культуру настоящего. Церковное зодчество сегодня – это Terra incognita для очень многих людей, мы занимаемся изучением христианской традиции и современной культуры, создавая проекты своевременной храмовой архитектуры. Зодчие древности вбирали все лучшее из культурного контекста своего времени и возводили великое многообразие храмов и часовен, объединенных единым смыслом. Мы продолжаем эти традиции осмысленного формирования храмового пространства, опираясь на культурные реалии наших дней.”…
Храм сошествия Святого Духа. Архитектор: Даниил Макаров. Категория: приходской храм. Место: Центральный регион России. |
Взглянув еще раз на описание уже реального воплощения их творчества в жизнь задался вопросом, не такое ли оно как их фантазии?! Ибо если так (даже частично), то они явно ошиблись местом работы “трудясь” в лоне Православия, да и пребывании на планете “Земля”, и в Православной России.
Тема церковного модернизма в архитектуре мира отнюдь не нова. Модернизм в церковной архитектуре широко использует Запад: в 1960-е Ле Корбюзье построил капеллу Нотр-Дам-дю-О в Роншане, в 1980-е один из самых модных архитекторов Марио Ботта — кафедральный собор в Эври под Парижем и тд. Увы, коснулось это поветрие и Православной Церкви, но к счастью, не в России. В Польской Православной Церкви например, храмы в стиле модерн давно считаются нормой. Тоже самое можно наблюдать и в Православной Церкви в Финляндии.
Троицкий собор в Гайновке (Польша). |
Право, жаль даже стало архитектора Даниила Макарова, посмотрев на его проект православного храма, задаешься вопросом к нему: А вы сами то сударь пошли бы в такой храм помолиться или совершили бы к нему паломничество?! Всего печальнее, что, очевидно, пошел бы. Но храмы на Руси строили и строят для людей. И нет сомнений, что вершиной православной архитектуры является допетровский “русский стиль”. Это не Византия, не мир, это Русь!
Наши шедевры – это Покров на Нерли, Храм Василия Блаженного и многие другие храмы, где стоя внизу душа возносится ввысь!
Когда то Б.Г. очень верно спел: “Турки строят муляжи Святой Руси за полчаса”!… И, ведь, как верно было сказано! Нынешняя Москва (и не только) погрязла в светском модернизме. Кругом стекло, модерн или вообще не пойми что. Город, по сути, изуродован современными “архитекторами” и дельцами, возводящими дома-уроды ради быстрой наживы.
Храм Николы Чудотворца у Тверской заставы на фоне офисных зданий. Москва. |
Все, что радует пока, здесь наши души – это Русские и особо древние Православные храмы. По сути это духовные православные форпосты, внутри угасающего мира лжи и наживы расхристанного века сего, со своими архитектурными “шедеврами”.
Так не пора ли сказать решительное нет – модернистскому стекло-бетонному “православному” храмостроительству, как, впрочем, таковому и строительству светскому?! Причем как фантазийному, так и реальному. Упаси нас от сего Господь!
Слава Богу, что наше церковное современное храмостроительство в России и Русском зарубежии большим числом консервативно и традиционно. Иначе уже завтра наши храмы вполне можно будет перепутать с местами “общественного быта”.
Наилучший показатель современного варварства архитекторов и власти Москвы можно видеть на Тверской, близ метро Белорусская. Где впритык к древнему Православному храму “присоседили” огромный деловой стеклобетонный комплекс, который ко всему много выше куполов и храмовых крестов. Не бесовщина ли это?!
Но всего противнее видеть почти полное равнодушие людей (в том числе и православных) к происходящему безобразию и глумлению над Первопрестольной.
Тем же ко хочет видеть Москву городом-монстром с шизофреническими изысками “а-ля Ле Корбюзье”, далекими даже от примитивного “а-ля русс”, я говорю жесткое НЕТ и рекомендую таковым идти прочь. Они не Москвичи и не гости столицы, это тупые обыватели. Таковые Москвы не достойны!
Господь же пока взирает на наш богоданный град с любовью и надеждой, но терпение Его не безгранично.
_______________________
Юрий, я ознакомился с вашей статьей о нас!
Понимаю, что вашей целью является привлечение внимания к проблеме невозможности существования церковной культуры в рамках корбюзьешного понимания модернизма, и любые средства для этого хороши. Однако – сми раздули из наших проектов новость, придумали нам якобы, что мы что-то говорили, на деле говорили мы давно и не то, что Вы прочитали.
Мы никогда не говорили о фантастичности того, что проектируем. Более того мы очень критично относимся к своему творчеству и прекрасно осознаем, что большая часть проектов на нашем сайте не имеет право быть построенными и только несколько проектов могут быть реализованы с условием сильной переработки.
Те проекты, что Вас так затронули были сделаны с несколькими целями:
Если вы посмотрели наш сайт, то наверное нашли информацию о том, что мы работаем в мастерских Анисимова и проектируем в реальности традиционные храмы. Мне нравится храмы древности и я люблю работать в традиции.
Но есть одна серьезная проблема: современные архитекторы часто являются неверующими, не понимающими, что есть храм, но пытающимися внести туда что-то несуразное, приближающее храм к бизнес центру. Это наглядно продемонстрировал недавно прошедший конкурс.
Обратная сторона – архитекторы, которые считают, что работают в традиции, а на деле свой модернизм маскируют под традицию путем надевания псевдорусской оболочки на сооружение сомнительной архитектурной ценности. Вот уж где точно шизофрения.
Мы надеемся, что те наши проекты, которые излишне выбиваются из традиции помогут создать пространство диалога, которое привлечет внимание профессионалов и поможет поднять уровень качества архитектурно-художественных решений и поможет найти тот срединный путь, который позволит храму быть своевременным и унаследовать богатство традиции.
Скорее всего Вы убеждены в абсолютной невозможности развития церковной архитектуры, но мы видим, что воспроизведение исторических форм не всегда решает художественную проблематику образа…
С уважением
Даниил Макаров
P.S. Храм на Белорусской не является древнерусским, его начали строить в 1914 и освятили в 1921 году, что в принципе не умаляет его ценности и красоты.
Я с 80-г.г. борюсь за Москву и нашу архитектуру. В том числе за наши Храмы. Тогда все еще молчали…
Я знаю, что такое “посохинизм”, макаревичизм” и прочие плоды тех еще архитекторов разрушителей Москвы. При мне, например, застраивался бетонными стекляшками впритык в Сокольниках Храм Воскресения Христова, не без моего участия был поднят в мире шум и то, что он ныне (и тогда) хоть откуда-то виден, есть и моя заслуга. Увы, окружили многоэтажками его вредители-хазары “по-полной”. В 90-е и ныне, и далее застроили магазинами и пр. Но ему еще повезло…
В те же годы мы боролись и за гражданские старинные здания и нередко небезуспешно. Например, частично немецкую слободу отстояли. А ведь она была уничтожена. Да много чего было нами сделано. Такой вот у меня “закал”.
Что касается церковной архитектуры, то это предмет деликатный и здесь всякая фантазийность и свободомыслие опасны и не полезны. Хотя, согласен с вами, многие ныне “лепят” такой “а-ля русс”, или “аля-визант..”, что это просто подчас нелепица полнейшая. Да и то, что люди неверующие (или просто случайные) подчас берутся строить храмы (и их проектировать) не есть лепо!… Здесь без таланта, знаний, любви и духа, ничего хорошего ждать не приходится.
Я же, отнюдь, не “упертый консерватор”, уж поверьте. Но слово “традиция” для меня свято, хотя я и не архитектор. Но таковых друзей у меня премного и, причем, преемников настоящих русских архитекторов, а не того, подчас, “фактора”, который обретается в нынешних архитектурных “структурах” и во власти ее курирующих.
Вам желаю помощи Божией во благих делах. Разделяйте оные от иных, это мой совет вам. И уж не фантазируйте чрезмерно (равно как и публично), касаясь наших Храмов, ибо сие есть основа РУСИ, и каждого из нас.
В завершение. Что за Храм на Белорусской мне хорошо известно. Даже успел побороться против его застройки стекляшками бизнес-центра, а вы ?!
Случай это уникальный. Такого еще не было. Но я считаю так будет честно. Дать и вам высказаться, и мне.