ИА «Русские Новости» публикует открытое письмо от Гречишникова Л.В. (экономиста по труду, до пенсии – сотрудника Минэкономики России, к.э.н.):
Уполномоченному по правам человека в РФ (далее – УПЧ) Москальковой Т.Н., в Конституционный Суд РФ Зорькину В.Д., Генпрокуратуру РФ Чайке Ю.Я.
Президенту Российской Федерации Путину В.В., в Правительство РФ Медведеву Д.А., Государственную Думу Нарышкину С.Е., Совет Федерации Матвиенко В.И.
В Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Федотову М.А., Айвазовой С. Г., Алексеевой Л.М, Амбиндеру Л.С., Бабушкину А. В.,Батыршину Р.И., Боброву Е.А., Большаковой М.А., Борисову И.Б., Броду А.С., Верховскому А.М., Воробьёву С.И., Глинке Е.П., Гусеву П.Н. и Дондурею Д.Б.
НИИ, вузам, СМИ, общественным организациям и т.д. (по списку)
от Гречишникова Леонида Васильевича (экономист по труду)
Открытое письмо
ВЫСШАЯ ВЛАСТЬ ЗАПРЕЩАЕТ УПЧ КОНТРОЛИРОВАТЬ СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
Да-да, Законом об УПЧ (ст. 16) ему запрещено ДАЖЕ РАССМАТРИВАТЬ жалобы на решения Госдумы, Совфеда и законодательных органов субъектов РФ. Но разве федеральными (к примеру) законами не нарушаются права человека? Убеждён, – конечно же, нарушаются. Да ещё как. ДЕСЯТИЛЕТИЯМИ. Нагляднейшие примеры чего – ниже.
Высшая власть вывела себя из-под контроля не только УПЧ. Но и других контролёров за соблюдением Конституции, прав человека (полностью или частично). А именно – Конституционного Суда (далее – КС) и прокуратуры. Тоже – прямо Законами о них.
В обращениях к Зорькину В.Д., Чайке Ю.Я и Памфиловой Э.А (ранее – к Лукину В.П.) – о конкретных решениях высшей власти, которыми, убеждён, прямо нарушаются Конституция, права человека. Но КС, Генпрокуратура РФ и УПЧ, говоря образно, «закрыли глаза» на эти нарушения.
Вот как это сделали, к примеру, Зорькин В.Д. и другие судьи КС. Они приняли Определение КС – № 402-0-0 от 22.03.12 г. (есть в инете). В котором: «…разрешение поставленных заявителем вопросов Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно».
Вот так. КС – это, можно сказать, главный в системе власти контролёр за соблюдением Конституции. Но разрешение вопросов соблюдения Конституции ему, увы, – (!) НЕПОДВЕДОМСТВЕННО. Как это?!
Бесконтрольность, недостаточный контроль над властью – это, убеждён, один из главных изъянов в организации жизни российского общества. Поскольку это даёт власть имущим возможность работать на себя В УЩЕРБ ДРУГИМ, ОБЩЕСТВУ В ЦЕЛОМ. Нарушать Конституцию, права человека. Принимать выгодные для себя (и иже с ними) законы. Искажать итоги выборов. Сращиваться с преступностью. Брать взятки. И т.д. и т.п.
Причины бесконтрольности власти весьма многообразны. Главная из них, думается, такая. В России нет по сути ГРАЖДАНСКОГО общества. ГЛАВНОГО контролёра над властью. Гражданское общество – это такое общество, в котором ДОСТАТОЧНО БОЛЬШАЯ его часть АКТИВНО участвует в формировании общественных порядков.
Для России это явно не характерно. Мы, члены общества (в массе, от домохозяек до академиков), думается, – СОЦИАЛЬНО ПАССИВНЫЕ. Вот, наверное, самая распространённая формула массового сознания: пусть КТО-ТО ДРУГОЙ добивается исправления общественных порядков, а Я «посижу дома».
Ещё средневековый философ Локк совершенно обоснованно рассуждал примерно так. Государство необходимо, чтобы защитить одних членов общества от других. Но кто защитит их от государства?
Для этого-то и необходимо ГРАЖДАНСКОЕ общество. Которое В СОСТОЯНИИ противостоять произволу государства, власти. Которое в состоянии защищать от него членов общества.
Вот, убеждён, неотъемлемые характеристики гражданского общества. ВЗАИМОКОНТРОЛЬ ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. НЕЗАВИСИМЫЙ суд. НЕЗАВИСИМЫЕ СМИ – «четвёртая власть».
Невозможно даже представить, чтобы в ГРАЖДАНСКОМ обществе Правительство (далее – ПРФ), Госдума, Совфед и т.д. не контролировались должным образом КС, прокуратурой и УПЧ.
Но в российском обществе это, думается, как раз так. КС, Генпрокуратура РФ и УПЧ высшую власть должным образом не контролируют. Их, как представляется, следует считать даже соучастниками нарушения высшими госорганами Конституции, прав человека (законами и т.п.).
А как же? Если кто-то видит, что Конституция, права человека нарушаются, но должным образом этому не противодействует, то его, конечно же, следует считать соучастником их нарушения.
На эту тему – открытое письмо от 29.04.15 г. Озаглавленное: «СОУЧАСТВУЮТ ЛИ КОНТРОЛЁРЫ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ КОНСТИТУЦИИ В ЕЁ НАРУШЕНИИ?». Передано госорганам 29.04.15 г. Есть в инете.
Не о бесконтрольности ли власть имущих и их работе на себя (и иже с ними) свидетельствуют вот эти данные?
Из «АИФ» (№ 46, 2012, стр. 4): «Россия заняла 1-е место в мире по неравенству распределения богатств. Согласно данным Global Wealth Report, на долю 1% россиян приходится 71% всех личных активов нашей страны».
При этом. Согласно обследованиям Института социологии РАН («Российская газета», 11.03.10 г., стр. 11), малообеспеченных в России (самой богатой природными и территориальными ресурсами стране в мире) – 51% (в феврале 2009 г.). То есть, – БОЛЬШИНСТВО.
Это у кого среднедушевой доход в расчёте на одно домохозяйство меньше прожиточного минимума (далее – ПМ), равен ему и чуть больше. Следует сказать, что в этом обследовании доход сравнивается с ОФИЦИАЛЬНЫМ ПМ. Который устанавливается ПРФ. И который, по данным независимых экспертов, – СИЛЬНО ЗАНИЖЕН.
При этом (невероятно, но факт) почти 70% малообеспеченных – это РАБОЧИЕ И СПЕЦИАЛИСТЫ. Не пенсионеры и т.п.
По мнению экспертов ООН («Российская газета», 25.10.10 г., стр. 3, «Порок бедности»), в России работающие имеют большие риски бедности, чем пенсионеры, и ситуация изменится только тогда, когда минимальная зарплата будет БОЛЬШЕ ПМ в полтора раза.
В России же десятилетиями – наоборот. ПРФ, Госдума, Совфед и т.д. десятилетиями внедряют «МРОТы», которые МЕНЬШЕ ПМ (даже официального, заниженного). В 4-м квартале 2015 г. официальный ПМ превысил «МРОТ» – ПОЧТИ ВДВОЕ. Подробнее об этом и, в частности, о том, почему российские «МРОТы» надо брать в кавычки, – ниже.
Из «АИФ» (№ 44, 2012, стр. 1): «Оказывается, наш госаппарат поглощает немыслимое количество денег – 40% от ВВП. По сути, он отъедает их у народа…».
Первый заместитель председателя Верховного Суда в отставке В. Радченко пишет («Российская газета», 02.09.08 г., стр. 1, «Хорошо сидим»): «Общество насыщается людьми, имеющими судимость: 15 миллионов – это четверть взрослого мужского населения».
Одна из причин криминала – это отсутствие у людей необходимых для жизни средств. На что (убеждён, – в нарушение Конституции, прав человека) прямо «работают» законы и другие решения самой высшей российской власти.
Далее – нагляднейшие конкретные примеры такой «работы». Самый наглядный из них – это, пожалуй, как раз Законы о «МРОТ». Ими ПРФ, Госдума, Совфед и т.д. десятилетиями внедряют «зарплату», которая меньше ПМ (даже официального, заниженного).
Да-да, даже меньше (!) МИНИМАЛЬНО НЕОБХОДИМОГО для сохранения здоровья и трудоспособности людей труда (см. разъяснение Росстата, что такое ПМ). Меньше даже того, ЧТО необходимо хотя бы для их СОХРАНЕНИЯ. Что уж говорить об УЛУЧШЕНИИ здоровья людей труда и РАЗВИТИИ их трудоспособности. Что так необходимо людям, обществу, стране.
Внедряется такая «зарплата» весьма «успешно»: в России «зарплата» меньше ПМ – у каждого ПЯТОГО работника («Российская газета», 15.08.14 г., стр. 3).
Согласно постановлению ПРФ, ПМ трудоспособного человека в 4-м квартале 2015 г. (по 1-му кварталу 2016 г. постановления ПРФ о ПМ ещё нет) – 10187 руб. А «МРОТ» в 2015 году (согласно Закону о «МРОТ») – лишь 5965 руб.
То есть, ПМ (МИНИМАЛЬНО НЕОБХОДИМОЕ хотя бы только для сохранения здоровья и трудоспособности людей труда) больше «МРОТ» (!) ПОЧТИ В 2 РАЗА. Вдумаемся. Не содрогнуться при этом, думается, невозможно.
Обращает на себя внимание, что ПМ от власти во 2-м квартале 2015 г. – 10792 руб., а в 4-м квартале 2015 г. – 10187 руб. То есть, согласно постановлениям ПРФ, ПМ (!) УМЕНЬШИЛСЯ за полгода на 605 руб. (10792 – 10187).
Если ПМ и далее будет каждые полгода уменьшаться властью на такую величину, то потребуется не так уж много времени, чтобы «МРОТ» и ПМ сравнялись. Правда в этом случае – не за счёт увеличения «МРОТ» до ПМ (необходимость чего ДЕКЛАРИРУЕТСЯ высшей властью многие годы.) А за счёт уменьшения ПМ до «МРОТ».
Следует подчеркнуть, что «МРОТы» от власти, говоря образно, «били» (десятилетиями же) не только по самым низкооплачиваемым людям труда, но и по другим рабочим и специалистам.
В том числе таких, едва ли не самых ОБЩЕСТВЕННО ЗНАЧИМЫХ, профессий, как педагог, врач, учёный и т.д. Поскольку МРОТ – это была исходная база при определении размера зарплат этих бюджетников.
Говоря образно, МРОТ (в принципе) – это «фундамент» ВСЕЙ системы оплаты труда. Если недопустимо низкий «МРОТ», то и недопустимо низкие «зарплаты», при определении размера которых «МРОТ» является исходной базой.
Так вот. Могут ли быть хоть какие-то сомнения, что «МРОТы» от высшей власти (на протяжении десятилетий) – это прямое нарушение Конституции (ст. 7 и 37)? И, в частности, – права человека на вознаграждение за труд? О котором (праве) в Конституции чёрным по белому (ст. 37): «Каждый имеет право…на вознаграждение за труд…».
Вот, кстати, мнение едва ли не главного «зарплатчика» в системе власти, министра этого профиля, Топилина М.А: платить МРОТ ниже прожиточного минимума – это нонсенс (см. сообщение об этом в интернете).
Согласно словарю, нонсенс – это нелепость. Убеждён, нелепость эта – не конституционная. В нарушение права человека на вознаграждение за труд (в частности). В ущерб людям, экономике, обществу, стране.
Российские «МРОТы» – это НЕ зарплата, НЕ вознаграждение за труд, НЕ МРОТы (без кавычек). Почему? Потому что НЕОБХОДИМАЯ функция зарплаты – ВОСПРОИЗВОДСТВЕННАЯ. А «МРОТы» от власти эту функцию НЕ ВЫПОЛНЯЮТ.
Экономическое назначение зарплаты-то (об этом, в частности, – в учебниках по экономике труда) – это как раз ВОСПРОИЗВОДСТВО людей труда (одного из факторов экономики). Восстановление их здоровья и трудоспособности.
Труд-то (как процесс) – это же производительное РАСХОДОВАНИЕ физиологической энергии. Нервно-психической и чисто физической. Когда люди работают, они РАСХОДУЮТСЯ. И им надо постоянно восстанавливаться, воспроизводиться.
«МРОТы» от власти – меньше НЕОБХОДИМОГО для воспроизводства, восстановления людей труда, их здоровья и трудоспособности. И значит (ещё раз), – зарплатой, вознаграждением за труд, МРОТами (без кавычек) НЕ ЯВЛЯЮТСЯ. Это, как говорят студенты, «и ежу понятно».
Чтобы люди труда воспроизводились (как фактор экономики), восстанавливались после труда, надо много чего. Но прежде всего: чтобы им платили за труд достаточные для этого деньги.
Их должно хватать не только на поесть-попить, одеться-обуться, на оплату жилища, коммунальных услуг, на полноценный отдых, на лечение и т.п. Но и на поддержание и повышение общеобразовательного и профессионального уровня. На содержание семьи, иждивенцев. И т.д.
В данном случае уместна, думается, такая аналогия. С чисто экономической точки зрения «оплачивать» труд «МРОТами» от власти – это всё равно что не выделять НЕОБХОДИМЫЕ средства на ремонт и модернизацию станков и т.п.
Что в этом случае происходит? Станки и т.п. НЕИЗБЕЖНО приходят в негодность. Досрочно, в экономически необоснованный срок. Это такая же реальность как смена дня и ночи.
Поэтому цифры из Законов о «МРОТ» надо называть не МРОТами, а как-то иначе. К примеру, – МРПТ (минимальный размер подаяния за труд). Чтобы не зарплата не выдавалась за зарплату, за вознаграждение за труд, за МРОТ (без кавычек).
Но может быть есть всё-таки какие-то ОБОСНОВАННЫЕ доводы в пользу «МРОТов» от власти (которые меньше необходимых для воспроизводства людей труда, их здоровья и трудоспособности)?
Убеждён, – разумного объяснения этим «МРОТам» нет. С позиции людей труда, экономики, общества, страны. А ответ на вопрос, почему они тем не менее так упорно внедряются властью, заключён, думается, в ответе на вопрос, кому такие «МРОТы» ВЫГОДНЫ.
Подробно о «доводах» в пользу «МРОТов» от власти; о том, почему эти «доводы» несостоятельны; почему их тоже надо брать в кавычки, – в открытом письме от 04.04.16 г. Озаглавленном: «ЗАРПЛАТА» ОТ МЕДВЕДЕВА Д.А. – МЕНЬШЕ МИНИМАЛЬНО НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ И ТРУДОСПОСОБНОСТИ. КАК ЭТО?!». Отправлено высшим госорганам 04.04.16 г. Обычной почтой. Есть в инете.
Вот один из таких «доводов» в кавычках. Внедряемая-де властью (Законами о МРОТ) зарплата (которая меньше необходимой для воспроизводства людей труда, их здоровья и трудоспособности) – это-де для экономии. Как это?!
Это же всё равно что объяснять соображениями экономии недолив смазочного масла в двигатель, из-за чего ДВИГАТЕЛЬ ВЫХОДИТ ИЗ СТРОЯ. Что перевешивает-то? Стоимость недолитого масла или нанесённый недоливом ущерб (испорчен двигатель)? Ответ понятен. «Недоливщиков»-то что в этом случае? Надо поощрять за экономию? Или привлекать к ответственности за испорченный двигатель, за нанесённый ущерб?
Самое мягкое слово для обозначения такой «экономии», «работающей» на подрыв здоровья и трудоспособности людей труда, – это РАСТОЧИТЕЛЬСТВО. С позиции экономики, общества, страны в целом. Ведь этим подрывается трудовой потенциал страны – главное богатство общества, его главный экономический ресурс («двигатель»).
Или такой вот «довод». Зарплата от высшей власти (которая меньше минимально необходимой для сохранения здоровья и трудоспособности людей труда), – это-де из-за низкой производительности труда. Как-де ПОТОПАЕШЬ, так и полопаешь.
Но связь-то здесь и обратная: как ПОЛОПАЕШЬ, так и потопаешь. Толком не «полопавший» производительно работать не может. Чтобы в этом убедиться, надо хотя бы денёк не поесть и после этого попытаться производительно поработать. Вряд ли получится.
Внедряя (десятилетиями) «зарплату», которая меньше минимально необходимой для сохранения здоровья и трудоспособности людей труда, высшая власть, убеждён, не даёт им толком «полопать». Из-за чего они не могут толком «потопать» – достаточно производительно работать.
О других подобных «доводах» в кавычках – в упомянутом выше письме от 04.04.16 г.
А вот как ЕЩЁ, убеждён, нарушается высшей властью Конституция (тоже ст. 7 и 37) и, в частности, – право человека на защиту от безработицы. Последние годы – Конституция нарушается постановлениями ПРФ. Ранее же – нарушалась законами.
В Конституции: «Каждый имеет…право на защиту от безработицы.». А «пособие по безработице», согласно постановлению ПРФ, – 850 руб.
По данным Минтруда России (исх. № 16-3/3046739-969 от 25.09.13 г., Нечаева С.М.), в январе-августе 2013 г. доля безработных граждан, получавших такое «пособие», – более 48%. ПОЧТИ ПОЛОВИНА. Следует сказать, что возможность участия в оплачиваемых общественных работах предоставляется безработным гражданам далеко не всегда и не везде.
Почему это «пособие» тоже надо брать в кавычки (как и «МРОТ»)? Потому что оно тоже не отвечает назначению настоящего пособия по безработице. А именно – предоставить безработному гражданину временный источник средств К СУЩЕСТВОВАНИЮ.
Очевидно ведь, что на такое «пособие» даже и несколько дней не просуществуешь. Не то что месяц. В расчёте на день – 28 руб. (850:30). Не хватит даже на оплату ОДНОЙ поездки в городском транспорте. К примеру, – до кладбища.
Иные «специалисты» утверждают, что можно защитить безработных граждан от безработицы И БЕЗ ПОСОБИЯ ПО БЕЗРАБОТИЦЕ. Для такой защиты-де (во исполнение Конституции) достаточно того, что государственные службы занятости собирают и распространяют информацию об имеющихся вакансиях и выполняют другую подобную работу.
Но если безработным гражданам, их семьям УЖЕ СЕГОДНЯ не на что купить еду? Можно ли в этом случае защитить их от безработицы предоставлением этой информацию (и т.п.)?
Ответ понятен: защитить этим, конечно же, нельзя. На это же еду-то сегодня не купишь. Думается, это утверждение (что можно защитить от безработицы и без пособия по безработице) может восприниматься безработными гражданами даже как издевательство.
Ещё бы. Людям еду купить не на что. А им: пособие по безработице вам не требуется, поскольку вы защищены от безработицы информацией об имеющихся вакансиях и т.п. Как это?!
Дальше больше. Высшая власть, убеждён, нарушает Конституцию, право человека на защиту от безработицы ЕЩЁ И ВОТ КАК.
Она относит (см., в частности, Закон о занятости населения) рабочих и специалистов, (!) НЕ ИМЕЮЩИХ работы и (или) заработка, к занятым в экономике, к имеющим рабочее место. То есть, – к (!) ИМЕЮЩИМ работу и заработок. Как говорят, не верь глазам своим. И вовсе лишает их пособия по безработице (хоть каких-то средств к существованию).
То есть, высшая власть как бы говорит фактически безработным рабочим и специалистам: значения не имеет, что у вас нет работы и (или) заработка. Важно то, что, по мнению высшей власти, вы заняты в экономике, имеете рабочее место. Как это?!
Согласно документам Международной организации труда, безработный (суть, главное) – это тот, у кого нет ДОХОДНОГО ЗАНЯТИЯ и он в нём нуждается. То есть, признаки безработицы такие: 1) нет занятия (работы) и 2) нет дохода (заработка).
Из чего, убеждён, неоспоримо вытекает, что если налицо ДАЖЕ ТОЛЬКО ОДИН из этих признаков (к примеру, есть работа, но нет заработка), то человек безработный. И его надо защищать от безработицы. Во исполнение Конституции (ст. 37). Конечно же, – в том числе и пособием по безработице.
У отправленных в длительный неоплачиваемый «отпуск» – нет ни работы, ни заработка. Как же можно считать их занятыми в экономике, имеющими рабочее место?! То есть, – имеющими работу и заработок?! Конечно же, – никакой это не отпуск. В том числе и не отпуск без сохранения зарплаты (ст. 128 Трудового кодекса). А самая настоящая БЕЗРАБОТИЦА.
А те рабочие и специалисты, кому подолгу не платят за работу? У них нет заработка. А раз так, то они тоже безработные. Заработка-то (один из признаков безработицы) у них нет. Беззаработица – это тоже безработица.
По сравнению с указанными «отпускниками» ситуация с отнесением к занятым в экономике тех, кому не платят за труд, – ещё более вопиющая. Они ведь, являясь безработными (поскольку не имеют заработка, средств к существованию), ещё и «вкалывают» в это время.
То есть, «работа» по лишению этих рабочих и специалистов, их семей средств к существованию в России весьма слаженная. Те, кто должен платить, но не платит за труд, лишают их вознаграждения за труд. А высшая власть, которая должна защищать, но не защищает от безработицы, – ещё и пособия по безработице. И то, и другое, убеждён, – явно вразрез с Конституцией.
Российские «порядки» в этой части тем более недопустимы, что в России большая часть населения (по данным бывшего Председателя Центробанка России В.В. Геращенко, – 80%), как говорят, живёт «от получки до получки».
Одной из составляющих, говоря образно, «атаки» высшей власти на Конституцию, права человека, на людей труда, убеждён, следует считать И ВОТ ЧТО.
Высшая власть упорно уходит от законодательного закрепления основополагающих в области занятости понятий – что такое ЗАНЯТОСТЬ В ЭКОНОМИКЕ (занятость экономической деятельностью) и что такое РАБОЧЕЕ МЕСТО (в значении ВСЕГО необходимого для занятости, включая РАБОТУ И ЗАРАБОТОК).
Делается это, думается, как раз для того, чтобы «обосновать» отнесение не имеющих работы и (или) заработка к занятым в экономике, к имеющим рабочее место. То есть, – к имеющим работу и заработок.
Можно ли представить, чтобы власть оперировала понятием «валовой внутренний продукт» (ВВП), не вооружив практику достаточными разъяснениями, а что это такое – ВВП? В случае же с понятиями «занятость в экономике» и «рабочее место» (в значении всего необходимого для занятости) ситуация именно такая.
Представим, что обоснованные определения этих основополагающих понятий законодательно закреплены. И из них однозначно вытекает, что БЕЗ РАБОТЫ И (ИЛИ) ЗАРАБОТКА занятости в экономике, рабочего места – НЕ БЫВАЕТ.
Тогда высшей власти пришлось бы считать рабочих и специалистов, не имеющих работы и (или) заработка, БЕЗРАБОТНЫМИ (кем они и являются на самом деле). И платить им пособие по безработице.
И стало бы особенно очевидно, что она десятилетиями нарушает Конституцию, право человека на защиту от безработицы. Относя НЕ ИМЕЮЩИХ работы и (или) заработка к занятым в экономике, к имеющим рабочее место. То есть, – К ИМЕЮЩИМ работу и заработок. И лишая их пособия по безработице, хоть каких-то средств к существованию.
«Зарплата» от высшей власти (которая меньше минимально необходимой для сохранения здоровья и трудоспособности людей труда), «пособие» по безработице (на которое в расчёте на день и до кладбища не доехать) и вовсе лишение фактически безработных граждан пособия по безработице – это, убеждён, явное нарушение Конституции НЕ ТОЛЬКО в части обязательности вознаграждения за труд и защиты от безработицы (ст. 37).
Но и в части статьи 7. Которой государству, высшей власти прямо предписано создавать условия для ДОСТОЙНОЙ жизни и РАЗВИТИЯ человека. Ведь перечисленное в первом предложении предыдущего абзаца – это же явно условия ДЛЯ СТРОГО ОБРАТНОГО. Для жизни НЕДОСТОЙНОЙ (по крайней мере, – в чисто материальном отношении). Для деградации человека. А не для его развития.
Ущерб от этих решений высшей власти, убеждён, переоценить невозможно. Они ведь явно прямо «работают» против трудового потенциала страны. А люди труда, говоря образно, как атланты держат страну «на своих плечах».
Чем хуже качественные и количественные характеристики трудового потенциала, тем менее эффективная экономика, тем ниже уровень жизни, тем хуже содержатся нетрудоспособные члены общества, тем слабее обороноспособность страны и т.д. и т.п.
Поэтому, говоря образно, этими решениями высшей власти (о которых в настоящем письме), убеждён, говоря образно, просто-таки «рубится сук», на котором находится общество.
Специалисты констатируют: рабочая сила в России всё меньше отвечает требованиям рынка труда. Вот мнение экс-министра экономического развития РФ Белоусова А.Р. (АИФ, № 22, 2014, стр. 20): «Кроме того, наблюдается резкое падение качества человеческого капитала». Как ни странно, на это, убеждён, прямо работают решения самой высшей власти.
Не конституционные, убеждён, решения высшей власти, о которых в настоящем письме, – это одна из причин И ДРУГИХ острейших проблем страны. Массовой малообеспеченности. Просто-таки зашкаливающего расслоения общества по уровню доходов. Громадной преступности. И т.д. Цифры в подтверждение чего приведены, в частности, на 2-й и 3-й страницах настоящего письма.
Вывод о бесконтрольности высших госорганов весьма убедительно подтверждается и тем, КАК в них «поработали» с обращениями (по вопросам настоящего письма) к главе государства, Медведеву Д.А., Нарышкину С.Е. и Матвиенко В.И.
Должностными лицами из этих госорганов, убеждён, прямо нарушены Закон о работе с обращениями и опять-таки Конституция (ст. 33 – о праве граждан на обращение в госорганы). Чего, конечно же, не было бы, если бы они контролировались должным образом. Если бы они знали, что за нарушение этого Закона и Конституции неминуемо последует наказание.
Ответ ПО СУЩЕСТВУ поставленных в обращениях вопросов – ОБЯЗАТЕЛЕН. Но в отписках на обращения к руководству страны такого ответа НЕТ. К примеру. Поставлен вопрос о НЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ Законов о «МРОТ» и других подобных решений федеральных госорганов (с подробными обоснованиями). Ответа по существу этого вопроса нет.
Поставлен вопрос о том, что решения эти прямо «работают» на ухудшение трудового потенциала страны, а значит, – и против экономики. Ответа нет. Поставлен вопрос о том, что решения эти – одна из причин и других острейших проблем страны. Ответа нет. И т.д. (см. изложенное выше).
А вот другой пример того, как в высших госорганах, убеждён, нарушаются законы страны, включая Основной. Прекратить переписку с заявителем госорганы вправе лишь в том случае, если ими дан ответ по существу вопросов, поставленных в обращениях. Но из Администрации Президента РФ (далее – АП), ПРФ, Госдумы и Совфеда сообщили о прекращении переписки, ТАК И НЕ ДАВ ответа на вопросы, поставленные в обращениях к главе государства, к Медведеву Д.А., Нарышкину С.Е. и Матвиенко В.И.
О том, как именно изготавливаются отписки (в которых нет ответа по существу вопросов, поставленных в обращениях к главе государства) в АП (к примеру) – в открытом письме от 07.03.16 г. Озаглавленном: «ЧЕМ ИМЕННО, УБЕЖДЁН, МЕШАЮТ ВОССТАНОВЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ И ТРУДОСПОСОБНОСТИ ЛЮДЕЙ ТРУДА В АДМИНИСТРАЦИИ ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА?». Отправлено госорганам 07.03.16 г. Обычной почтой. Есть в инете.
Если решениями ПРФ, Госдумы, Совфеда и т.д., убеждён, прямо нарушаются Конституция, права человека? Если должностными лицами в высших госорганах, убеждён, прямо нарушаются Закон о работе с обращениями и опять-таки Конституция?
Какой вывод из этого прямо-таки напрашивается (в частности)? А вот какой. КС, прокуратура и УПЧ обязательно должны контролировать соблюдение Конституции, прав человека И ВЫСШИМИ ГОРГАНАМИ (в полном объёме).
Как же это можно допускать-то?! Чтобы нарушалась Конституция (общественный договор)? Принятая всенародным голосованием?! Принятая народом – «единственным источником власти в Российской Федерации» (ст. 3 Конституции»)?!
Перед Зорькиным В.Д., Чайкой Ю.Я. и Памфиловой Э.А. неоднократно ставился вопрос о том, что им надо добиваться (и добиться) возложения на КС, прокуратуру и УПЧ обязанности контролировать соблюдение Конституции, прав человека и высшими госорганами (в полном объёме).
Этот вопрос ставился перед ними и как перед руководителями госорганов, и как перед ГРАЖДАНАМИ России. В высоком, некрасовском, понимании значения этого слова: «Не может сын глядеть спокойно/ На горе матери родной,/ Не будет гражданин достойный/ К отчизне холоден душой,/.
Отчизна – это прежде всего люди, соотечественники. Которые были. Которые есть. Которые будут (если, конечно, Россия сможет ответить на вызовы современности, времени на что, думается, очень мало).
В открытом письме от 02.10.14 г., озаглавленном «НОНСЕНС» – НАРАСТАЕТ?» (стр. 8, абз. 5; есть в инете) Зорькину В.Д., Чайке Ю.Я. и Памфиловой Э.А. предложен такой вариант возможных действий: «Может быть, поставить эти вопросы (о наделении КС, прокуратуры и УПЧ правом контролировать соблюдение Конституции, прав человека высшими госорганами – Л.Г.) на аудиенции у Путина В.В.? Всем вместе?».
Как же прореагировали в КС, Генпрокуратуре и Аппарате УПЧ на этот, поставленный перед ними, вопрос? О том, что контролёрам за соблюдением Конституции, прав человека надо добиваться (и добиться) его положительного решения? А никак. Как будто эти вопросы и не поставлены в обращениях к Зорькину В.Д., Чайке Ю.Я. и Памфиловой Э.А.
На обращения К ЗОРЬКИНУ В.Д. – НЕ ОТВЕТИЛИ. В ответе (исх. № 72/1-659-08 от 31.10.14 г., Коптева Л.И., копия прилагается) на обращение К ЧАЙКЕ Ю.Я. по этому вопросу – НИ СЛОВА. Так же, как и в ответе (исх. № АГ34259 от 03.12.14 г., Глушенков А.В., копия прилагается) на обращение К ПАМФИЛОВОЙ Э.А.
Да в этой отписке из Аппарата УПЧ – ещё и о том, что он переписку прекращает. Убеждён, – в нарушение Закона о работе с обращениями и конституционного права человека на обращение в госорганы. Ответа по существу поставленного вопроса нет, а переписка прекращена. Долг УПЧ – защищать права человека, а Аппарат УПЧ – их, убеждён, нарушает.
Какой вывод можно сделать? Из того, что обращения по этому вопросу к Зорькину В.Д., Чайке Ю.Я. и Памфиловой Э.А. – ПРОИГНОРИРОВАНЫ? Вот, думается, – какой.
Что КС, Генпрокуратуру РФ и УПЧ (контролёров за соблюдением Конституции, прав человека) УСТРАИВАЕТ отведённое им высшей властью место, НЕ ПОЗВОЛЯЮЩЕЕ им контролировать должным образом соблюдение Конституции, прав человека. Что их УСТРАИВАЕТ бесконтрольность ПРФ, Госдумы, Совфеда и т.д.
Что, убеждён, конечно же, – явно вразрез с интересами общества, страны.
В интересах общества, страны, уверен, – были бы следующие меры.
По линии (прежде всего) ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА, ПРФ, ГОСДУМЫ И СОВФЕДА
- Разработка и реализация (в качестве САМОЙ ГЛАВНОЙ) программы под таким примерным названием: «Формирование ГРАЖДАНСКОГО общества в России».
Центральное место в ней – меры по проблеме МАССОВОГО СОЦИАЛЬНО ПАССИВНОГО СОЗНАНИЯ. ХХ-й век «выбил» из российского общества самую активную, самую ценную его часть (и это, убеждён, – его ГЛАВНЫЙ минус для России).
Необходимо, в частности, «поставить на поток» подготовку ДЛЯ САМОЙ ШИРОКОЙ АУДИТОРИИ правдивой и легко читаемой информации. Найти пути её доведения до сограждан и способы заинтересовать их вчитаться в неё.
При этом не навязывать ту или иную точку зрения (как это обычно, убеждён, делается властью). Показывать разные позиции. Пусть сограждане сами делают осознанный выбор. Когда перед ними весь спектр позиций, сделать такой осознанный (и обоснованный) выбор уже не так трудно.
И первое, что, думается, должно впитать в себя сознание ДОСТАТОЧНО БОЛЬШОЙ части общества, – это неприемлемость:
1) социальной пассивности;
2) бесконтрольности власти, необоснованной её организации;
3) неконституционного способа смены власти. Обратное Россия уже «проходила». От обратного подавляющему большинству членов общества, убеждён, говоря образно, «мало не покажется».
Да, для сколь-нибудь существенного решения проблемы массового сознания потребуются годы и годы. Но тем более максимально возможную активизацию работы над ней нельзя откладывать, говоря образно, «ни на секунду».
- Разработать и реализовать программу кардинального улучшения организации власти в стране. В качестве одной из САМЫХ ПРИОРИТЕТНЫХ. Реализация которой позволила бы решить имеющиеся в этой области проблемы. И прежде всего – проблему бесконтрольности власти.
Это в интересах и самой власти. Ведь власть, которая не контролируется, которой не сопротивляются, обычно деградирует и рушится. Раньше или позже. Пример – КПСС. А «расплачивается» за это народ.
- Исправить законы о КС, прокуратуре и УПЧ. НЕЗАМЕДЛИТЕЛЬНО.
Возложить на них контроль за соблюдением Конституции, прав человека И ВЫСШИМИ ГОСОРГАНАМИ (в полном объёме).
И, в частности, – обязать КС принимать к производству жалобы на нарушение Конституции, прав человека не от ОГРАНИЧЕННОГО круга лиц (см., в частности, ст. 96 Закона о КС), а и от специалистов в различных областях науки и практики и других заявителей (независимо от то, «ударили» по ним непосредственно не конституционные решения власти или нет).
Более того, следует установить, что КС, прокуратура и УПЧ всячески СТИМУЛИРУЮТ (таким-то и таким-то образом) жалобы к ним на нарушение Конституции, прав человека, включая нарушение их высшими госорганами. Речь-то – о нарушении ОСНОВНОГО закона страны, прав человека (согласно Конституции, – высшей ценности).
Власть должна всячески содействовать направлению ей обращений об их нарушении. А не ставить заслон таким обращениям. Если её главный приоритет – интересы общества. А не собственное благополучие.
- Исправить решения высшей власти в области труда и занятости, о которых в настоящем и других письмах высшим госорганам. НЕЗАМЕДЛИТЕЛЬНО.
Ущерб, который, убеждён, нанесён этими решениями конкретным рабочим и специалистам, всему трудовому потенциалу страны, экономике, обществу, стране восполнить, конечно же, нельзя, но надо наконец-то остановить его нанесение.
Для чего:
4.1. Установить МРОТ, который БОЛЬШЕ официального (по данным независимых экспертов, – сильно заниженного) ПМ.
4.2. Намного увеличить размер пособий по безработице. По крайней мере, – для тех безработных граждан, которым не предоставлена возможность участвовать в оплачиваемых общественных работах. Восстановить доплату к нему на иждивенцев.
Пособия по безработице должно быть достаточно для того, чтобы безработные граждане выходили из периода безработицы в трудоспособном состоянии. Это и в их интересах, и в интересах экономики, общества, страны в целом.
4.3. Платить пособие по безработице фактически безработным рабочим и специалистам, не имеющим работы и (или) заработка и нуждающимся в нём. Это относится:
– к отправленным организациями в длительный неоплачиваемый «отпуск» (который, конечно же, вовсе никакой не отпуск, а самая настоящая БЕЗРАБОТИЦА);
– к тем, кому подолгу не платят за работу, чей труд фактически НЕ ВОЗНАГРАЖДАЕТСЯ.
С последующим возмещением (пусть и не сразу) организациями (нарушившими Конституцию в части обязательности вознаграждения за труд) бюджетных расходов на выплату этим безработным гражданам пособия по безработице и т.п.
4.4. Закрепить в Законе о занятости определение занятости в экономике (занятости экономической деятельностью), из которого ОДНОЗНАЧНО вытекало бы, что заработок – это НЕОБХОДИМОЕ условие занятости в экономике, БЕЗ КАКИХ-ЛИБО ИСКЛЮЧЕНИЙ.
4.5. Закрепить в Законе о занятости и Трудовом кодексе определение понятия «рабочее место» в значении ВСЕГО необходимого для занятости, включая РАБОТУ И ЗАРАБОТОК. (Законопроект по этому вопросу с пояснительной запиской к нему неоднократно направлялся высшим госорганам.)
В статье 209 Трудового кодекса дано определение рабочего места в значении МЕСТА КАК ТАКОВОГО. Но очевидно, что одного только места для занятости в экономике недостаточно.
4.6. Внести в законы и другие решения высшей власти изменения и дополнения, которые вытекают из предложенного в подпунктах 4.1-4.5.
По линии КС, ГЕНПРОКУРАТУРЫ РФ И УПЧ
Им необходимо сделать всё возможное для исправления:
– Законов о КС, прокуратуре и УПЧ. Которыми высшие госорганы вывели себя (полностью или частично) из-под контроля КС, прокуратуры и УПЧ;
– убеждён, неконституционных, нарушающих права человека решений высшей власти в области труда и занятости, о которых в настоящем и других письмах Зорькину В.Д., Чайке Ю.Я. и Памфиловой Э.А. (ранее – Лукину В.П.).
ЧЛЕНОВ СОВЕТА ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ ПО РАЗВИТИЮ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА хотелось бы попросить о следующем.
Сделайте, пожалуйста, попытку убедить главу государства в необходимости решать проблемы, о которых в настоящем письме. В части гражданского общества и прав человека. В качестве самых первоочередных.
А к НИИ, ВУЗАМ, СМИ, ОБЩЕСТВЕННЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ просьба такая.
Сделать всё возможное для решения проблем, о которых в настоящем письме. Просьба также – о содействии опубликованию настоящего письма (при возможности) и (или) передаче его согражданам, пожелавшим его прочитать, использовать в своих работах и т.п.
Был бы признателен всем адресатам настоящего письма за ответ по существу поставленных в нём вопросов. За ответ по существу содержащихся в нём предложений и просьб. За ответ о принятых по ним решениях.
Приложения: копии ответов на обращения к Чайке Ю.Я. и Памфиловой Э.А. – на 2 листах.
Гречишников Л.В.
04.05.16 г.
Генеральная прокуратура
Российской Федерации
Ул. Б. Дмитровка, 15а
Москва, Россия, ГСП-3, 125 993
22.03.2015 № 72/1-659-08
Гречишникову Леониду Васильевичу
В Генеральной прокуратуре Российской Федерации рассмотрено Ваше обращение29.04.2015, адресованное в т.ч. Президенту Российской Федерации, Председателю Конституционного Суда Российской Федерации, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Председателю Верховного Суда Российской Федерации.
Согласно установленным ст. 4 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» основным терминам, используемым в данном Законе, Ваше обращение является предложением (рекомендацией) по поводу совершенствования законодательства, регулирующего вопросы функционирования федеральных органов власти, трудового законодательства и законодательства о занятости населения.
В силу ст. 10 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Вместе с тем каких-либо конкретных сведений о нарушении закона, Ваших прав и свобод в обращении Вами не указано.
Относительно довода о несогласии с порядком рассмотрения Ваших обращений вышеуказанными лицами повторно разъясняем, что прокуратура Российской Федерации не наделена полномочиями по осуществлению надзора за их деятельностью.
Начальник управления по надзору
За соблюдением прав и свобод граждан
Главного управления по надзору за
Исполнением федерального законодательства Л.И. Коптева
АР № 220915
АППАРАТ УПОЛНОМОЧЕННОГО
ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
101000, Москва, Мясницкая ул., дом 7 тел. 607-18-54, факс 607-39-77
№ АГ34250-23 03 дек 2014 г.
Гречишникову Л.В.
Ваши очередные обращения по вопросу повышения минимального размера оплаты труда и пособия по безработице не содержат новых доводов или обстоятельств.
Разъяснения о компетенции Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, определённой положениями Федерального конституционного закона от 26.02.97 г. № 1- ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», а также о том, что законодательством Российской Федерации он не наделён правом законодательной инициативы, равно как и правом на вынесение государственно-властных решений, направлялись Вам письмами должностных лиц его Рабочего аппарата.
Согласно пункту 5 статьи 11 Федерального закона от 02.05.06 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской федерации» указанные обстоятельства послужили основанием для принятия решения о прекращении с Вами переписки, о чём Вы уведомляетесь.
Руководитель Секретариата
Уполномоченного по правам человека
в Российской Федерации А.В. Глушенков