27 апреля – день памяти Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия
27 апреля – день памяти Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия. Ежегодно в этот день в главном православном храме Литвы – храме Святого Духа, где и покоятся нетленные мощи святых Антония, Иоанна и Евстафия, проходит торжественная литургия.
Помимо этого, в этот день было празднование Виленской иконы Божией Матери, находящейся также в этом храме.
Ежегодно в Свято-Духовом монастыре собирается высшее духовенство Православной церкви в Литве. Божественную литургию возглавляет глава Православной церкви в Литве, архиепископ Иннокентий (в миру Валерий Федорович Васильев). С владыкой служило 24 человека, это почти половина всех священнослужителей Литвы. Сейчас в Литве официально 52 священнослужителя, это священники и диаконы.
Антоний, Иоанн и Евстафий приняли мученическую смерть за то, что исповедовали веру Христову, и, несмотря на мучения и страх смерти, отказались отречься от Христа. Было это в 1347 году во времена литовского князя Ольгерда (Альгирдаса), во времена, когда Литва была языческой страной. Один из братьев был казнен 13 апреля (27 по новому стилю), потому этот день и избран днем памяти праведников, которые отнесены к сонму местночтимых святых. Это были первые православные, пострадавшие в Литве за веру.
Игумен Антоний, насельник Свято-Духова монастыря рассказал для ИА “Русские Новости” о мучениках:
“Они жили при литовском князе Ольгерде, (по-литовски его имя – Альгирдас) в начале 14 века, когда православная вера здесь только-только появлялась. Ольгерд был женат на витебской княжне, она была православной. У историков есть такое мнение, он тоже тайно принял православие, чтобы жениться на православной княжне, но перед своими подданными он этого не открывал. В Литве тогда было сильно язычество, была партия жрецов, которые поклонялись богу Перуну (по-литовски Пяркунас), это был бог грома, молнии и огня. Поэтому на языческом капище горел неугасимый огонь.
В литовском княжестве православные жили и раньше, но мученики замечательны тем, что это люди из княжеской дружины, это элита, высший эшелон, потому что в то время это были ближайшие люди князя, помощники в делах управления княжеством. Это были двое братьев из дружины, которых звали Кумец и Нежило, которые приняли православие, в крещении им дали имена Иоанн и Антоний. Иоанн был старший, Антоний младший. Они были крещены священником Нестором, который приехал с женой Ольгерда. Они открыто стали исповедовать свою веру, их поведение стало отличаться и конечно это вызвало большое недовольство жрецов, которые требовали от князя, чтобы тот их наказал.
Само поведение князя показывает, что, по всей видимости он сам был христианином, потому что он не хотел их казнить, он посадил их в темницу, в которой они провели целый год. Условия были ужасные и в результате старший брат отрекся. Младший – нет, он остался верен Христу. Тогда князь повелел освободить старшего брата из темницы и он вернулся ко двору, а Антоний остался сидеть в тюрьме. Однако Иоанн оказался в непростом положении. Отрекшись от язычества, он принял христианство, от которого в итоге тоже отрекся. В итоге Иоанна не уважали ни язычники, ни христиане.. Брат тоже не хотел с ним общаться из-за предательства, от чего Иоанн очень мучился. В результате он раскаялся, исповедал опять себя христианином, за что его избили и он вернулся к брату в тюрьму.
Ольгерд решил казнить Антония. И вот, как раз, 27 апреля по новому стилю – день кончины Антония. Ольгерд надеялся, что Иоанн, увидев кончину брата, опять испугается, отречется и на том все закончится, но Иоанн уже был укреплен и уже не отрекся. Через 10 дней его тоже казнили. Их повесили на священном дубе. Евстафий (в язычестве его звали Круглец) был их родственником, он тоже служил в дружине князя, а пострадал через полгода. Принял крещение от священника Нестора. Пострадал он больше всех, его особенно сильно мучили, вначале жестоко избивали, потом на морозе вливали в рот холодную воду, потом содрали волосы с кожей на голове, потом отрезали нос и уши, перебили ноги, кости до колен. На мощах это очень заметно. Ноги лежат словно неестественные. У него кости перебиты. У других не перебиты. Почему его особенно мучили? Трудно сказать. Наверное потому, что это был третий такой случай. Жрецы были особенно недовольны. Он ведь был одним из приближенных князя, отличался храбростью, он тоже был казнен на том же дубе. Святые мученики в 1364 году были причислены к лику святых, прошло почти 17 лет после их кончины”.