Site icon ИА Русские новости

250 лет назад свергли Петра III

250 лет назад свергли Петра III


Петр III Федорович (10.02.1728—7.07.1762), российский император (1761—62), сын дочери Петра I Анны и герцога Голштейн-Готторпского Карла Фридриха. При рождении получил имя Карла Петра Ульриха. Последовавшая через семь дней смерть матери и беспорядочная жизнь отца отразились на воспитании принца. В 1739 он остался круглым сиротой. Воспитателем мальчика стал грубый, солдатского закала, некий фон Брюмер. Как внучатый племянник Карла XII, Петр мог стать наследником шведского престола, ему преподавался лютеранский катехизис, внушалась ненависть к исконному врагу Швеции — Московии.


Имп. Елизавета Петровна тотчас по восшествии на престол стала заботиться о своем преемнике, что необходимо было для закрепления престола за ней ввиду существования Брауншвейгской фамилии. Петр был вызван и привезен в Петербург в н. янв. 1742. Здесь кроме голштинцев Брюмера и Берхгольца к нему был приставлен академик Штелин, который, несмотря на все усилия, не смог поставить воспитание принца на должную высоту. В нояб. 1742 Петр принял Православие и был именован Петром Федоровичем, а в 1744 ему сосватали принцессу Анхальт-Цербстскую Софию Августу, впоследствии имп. Екатерину II.


В том же году во время поездки с императрицей в Киев Петр заболел оспой. Бракосочетание состоялось 21 авг. 1745. Жизнь молодой четы складывалась самым неудачным образом; положение их при дворе было тягостным. В 1754 у Екатерины родился сын Павел, будущий имп. Павел I, разлученный с родителями и взятый на воспитание императрицей, в 1756 Екатерина родила дочь Анну, умершую в 1759. В это время Петр, не любивший жену, сблизился с фрейлиной Е. Р. Воронцовой.



Цесаревич Петр Федорович и великая княгиня Екатерина Алексеевна. 1740-е гг. Худ. Г.-К. Гроот.


В 1762 умирает имп. Елизавета Петровна, не сделав никаких новых распоряжений по наследованию престола и не выразив официально своей последней воли. Петр ознаменовал начало своего царствования целым рядом милостей и государственных распоряжений; были возвращены из изгнания Б. К. Миних, Э. И. Бирон, Лесток, Лилиенфельды, Наталья Лопухина и др.; отменена притеснительная соляная пошлина; дарована грамота о вольности дворянства; упразднена Канцелярия тайных розыскных дел, возвращены раскольники, бежавшие от преследований при Елизавете и Анне Ивановне, и им была дарована полная свобода веры и т.д.


Однако все эти меры проводились непоследовательно и не снискали новому императору любовь и популярность в народе. Особенно враждебно стали к нему относиться представители армии и духовенства; у первых причиной были пристрастие к голштинцам и прусским порядкам, уничтожение лейб-компании, замена петровских мундиров на прусские, называние полков именами шефов, а не по-прежнему по провинциям, и т. д. Вторые были недовольны отношением к раскольникам, неуважением к духовенству православному и иконопочитанию и главное — указами об управлении архиерейскими и монастырскими вотчинами, превращавшими духовенство в чиновников на жалованье.


К этому добавилось общее недовольство внешней политикой. Петр был страстным поклонником Фридриха II и целиком подпал под влияние прусского посланника барона Гольца. В результате была прекращена война, стеснившая Фридриха II до крайности, и был заключен трактат в ущерб интересам России. Император отдал Пруссии завоеванные восточные области и заключил с ней союз, по которому каждая сторона должна была в случае нападения выставить помощь в 12 тыс. пехоты и 4 тыс. кавалерии.



Секретными статьями трактата, в свою очередь, прусский король обязывался помочь Петру приобрести от Дании герцогство Шлезвиг в пользу Голштинии, содействовать принцу Георгу Голштинскому занять курляндский престол и гарантировать тогдашнюю конституцию Польши, обещая, что по смерти царствующего польского короля Фридрих II будет содействовать назначению угодного для России преемника. Русской армии, стоявшей в Пруссии под начальством А. И. Чернышева, приказано было выступить против бывших союзников — австрийцев, что вызвало возмущение не только в войсках, но и во всем русском обществе. Неприязнь русских к немцам и новым порядкам усилилась вследствие жесткости, бестактности явившегося в Россию дяди императора Георга Голштинского, произведенного в фельдмаршалы.


Петр начал готовиться к войне с Данией. Датчане вступили в Мекленбург и заняли окрестности Висмара. В июне 1762 гвардии было приказано начать подготовку к боевым действиям. Император хотел предпринять поход после своих именин 29 июня, не послушав на этот раз совета Фридриха II короноваться до начала войны. Тем временем отношения Петра и Екатерины становились все более натянутыми. Ходили даже слухи, что ей угрожал арест. 28 июня Петр пребывал в Ораниенбауме.


Среди гвардейцев и вельмож зрел заговор против Петра. 28 июня утром Екатерина отправилась в С.-Петербург и объявила себя императрицей, а сына Павла — наследником, вечером же во главе гвардии двинулась в Ораниенбаум. Растерявшийся Петр попытался проникнуть в занятый сторонниками императрицы Кронштадт, но его туда не пустили. Он не внял совету Миниха удалиться в Ревель, а потом в Померанию к войскам. Император вернулся в Ораниенбаум и подписал отречение от престола.


 29 июня он был привезен в Петергоф, арестован и отправлен в Ропшу, избранную для его временного пребывания до перевода в Шлиссельбургскую крепость. Петра сопровождали гр. А. Г. Орлов, кн. Барятинский, три гвардейских офицера с сотней солдат. 6 июля император был убит, как сказано в манифесте, умер «от геморроидальных впал и прежестоких колик». На погребении его, состоявшемся в Благовещенской церкви Александро-Невской лавры, Екатерина не присутствовала по рекомендации Сената.


Личность и деятельность Петра III долгое время расценивались историками единодушно отрицательно, однако затем появился и более взвешенный подход, отмечающий ряд государственных заслуг императора. Во времена правления Екатерины за Петра Фёдоровича выдавали себя многие самозванцы (зафиксировано около сорока случаев), самым известным из которых был Емельян Пугачёв.

Exit mobile version