2008-2009: итоги и перспективы для страны, Церкви и русского национального движения.
Станислав Анатольевич, что Вы можете сказать по итогам уходящего года? Какие перспективы нас ожидают впереди, что нам ждать от следующего года?
Люди неспроста сегодня говорят о возможном социальном взрыве и коллапсе политической и экономической государственной системы. На самом деле мы ожидали такого поворота событий уже в этом году: о приближающемся кризисе говорили все факты и показатели. Как застой можно обозначить политическую ситуацию, сложившуюся в России за последние восемь лет. На современном политическом языке это называется «стабильностью». В этот период руководители государства были сориентированы на вывоз из страны национальных богатств, что весьма негативно отразилось на состоянии нашей экономики и благостоянии населения. Прошедший год действительно можно назвать переломным. Та катастрофа, которую ожидает современный политический режим, начала проявлять себя именно в 2008 году. Причем проявила себя с той стороны, с которой власть не ожидала. Наши политики всегда боялись потерять политическое равновесие и постоянно боролись за политическую устойчивость. Боролось, правда, весьма своеобразно – за счет подавления национально мыслящих и оппозиционно настроенных граждан. Но вмешались экономические причины, и удар, который они отразить уже не в силах, пришел совсем с другой стороны.
Трудно поверить в то, что в Кремле сидят сплошь дураки. Неужели во властных структурах нет разумных, компетентных людей – экспертов, аналитиков, которые предоставляют необходимую информацию, делают прогнозы, указывают руководству страны на те или иные тенденции в российской, мировой экономике?
Безусловно, такие люди есть. Эта ситуация выглядит следующим образом. Со стороны средних властных исполнителей, менеджеров среднего звена, так сказать, есть некое исполнение служебного и профессионального долга. На своем уровне эти управленцы порой честно и добросовестно исполняют свои обязанности и в рамках своих должностных полномочий пытаются предпринимать какие-то правильные шаги. Но на самом верху понятия долга и обязанностей нет, там воровские понятия. Это люди с психологией временщиков, которые стремятся «украсть побольше и удрать подальше». Конечно, они не совсем идиоты, должны осознавать, что ведут страну в тупик. Но, по видимости, их это не смущает, наверно им «все равно». Действия властей сегодня направлены не на борьбу с кризисом, а на его углубление. Государство Китая в условиях кризиса проводит грамотную экономическую политику – поддерживает предпринимателей, ослабляет налоги и д.т. В нашей же стране все наоборот. Как говорят те же китайцы – воровать во время пожара легче…
Какие-то действия, которые производятся по спасению российской экономики, повторяю, – предпринимают те самые «менеджеры среднего звена». Можно сегодня сравнить страну с падающим самолетом. Эти люди отвечают за его крылья и подкрылки, пытаются удержать равновесие, выровнять его. Но в пилотной кабине сидят пьяные ребята и все равно жмут руль вниз. Сами пилоты при этом планируют спастись. Им плевать, что самолет может разбиться. Главное – вовремя воспользоваться подушкой безопасности – закопанными за границей миллиардами. Золотовалютный фонд, вывезенный из страны, власть, кстати, именно так и называет – «подушкой безопасности». Создание этого фонда в Нью-Йорке позже войдет во все учебники истории как гигантская афера по украданию государственной казны преступным «временным правительством».
Станислав Анатольевич, сегодня в российском обществе активно обсуждается тема предстоящих выборов Патриарха. Что Вы думаете о кандидатуре митрополита Кирилла Гундяева. Что можно сказать о Русской Православной Церкви в современной России?
Самое положительное, что можно отметить по итогам прошлого года – это объединение Русской Православной Церкви с РПЦЗ. В этом – безусловная историческая заслуга Святейшего Патриарха Алексия II. Кончина Святейшего – весьма печальное событие для русского народа и российского общества. Сейчас обострится борьба за пост нового Предстоятеля РПЦ. Как известно, будущий Патриарх (а в том, что им станет митрополит Кирилл – мало кто сомневается), является, попросту говоря, католиком. Утешает только то, что в истории РПЦ уже был «прецедент», когда первым лицом Церкви – митрополитом Московским – вообще стал адепт ереси «жидовствующих». История повторяется – один раз в виде трагедии, в другом – в виде фарса. Если католический кардинал будет православным патриархом это, конечно, смешно; но в то же время и очень печально…
Вы согласны с той точкой зрения, что Патриарх должен быть, условно говоря, «беспартийным». Не либеральным, как митрополит Кирилл, и в то же время не таким праворадикальным, как епископ Диомид. То есть должен проводить «центристскую» линию во взаимодействии с обществом и государством?
Все-таки, это светский взгляд на Православную Церковь. Первоиерарх должен быть вне этих категорий. Строго говоря, с религиозной точки зрения, он должен быть таким, как Патриарх Гермоген в начале XVII века. То есть верующий человек. Человек, который готов, по евангельскому слову, стоять за веру и нацию до смерти. Имеющий настоящую веру – мудро ведет церковный корабль в бушующем политическом море. Сейчас же развелось множество иерархов, которые являются просто атеистами. Может нам и нужны сейчас в Церкви «новые жидовствующие», или патриарх-католик? По крайней мере, это может привести к отрезвлению большинства, откроет им глаза на то, что и в самом деле происходит…
Любой «экономический кризис» образуется не вследствие каких-то объективных «рыночных» причин, а является результатом злой воли отдельных политических субъектов. Как известно, «политика есть продолжение экономики», и за экономическим кризисом часто следует кризис политический. Что ждет российское общество в 2009 году?
Безусловно, экономика и политика тесно взаимосвязаны. Перспективы на 2009 год для нашей экономики выглядят очень печально. У нее нет никаких запасов прочности, она не выдержит этого кризиса по причине своей слабости и зависимости от различных внешних процессов. Российская экономика развивалась все последние годы хаотично, и никакой стратегии и последовательности в ее развитии не было. Государство поддерживало и продолжает поддерживать только крупный олигархический капитал, лоббируя интересы отдельных этнических бизнес-групп, имеющих к нашей стране весьма условное отношение. Рубль рухнет, начнется бешеная инфляция, импортные товары, соответственно, будут дорожать и станут недоступны населению. Своих же товаров у нас не в избытке: продовольствие у нас на 40 % импортное, так что покупательная способность снизится как минимум в два раза.
С другой стороны, если бы сейчас этого кризиса не настало, надежд на изменение политической ситуации было бы мало. Российская «элита» была хорошо подкормлена за счет значительных кредитных поступлений в 97 году и не склонна была менять ситуацию. У оппозиции же сил на это не было. Сейчас же нарастает активизация протестных движений и выступлений против власти, этот режим надоел всем хуже горькой редьки. Когда это поймет большинство населения – шансы удержаться на плаву нынешнему режиму будут близки к нулю.
То, что народ не собирается при усугублении ситуации и экономического пресса терпеть дальше, было видно по событиям во Владивостоке. Пока этого всего лишь «инцидент». Но таких инцидентов в следующем году будет множество и это может перерасти в тенденцию. Как говорил в свое время «великий вождь и учитель», идея, овладевающая массой, становится реальной материальной силой.
Националисты не зря опасаются, что в случае хаоса в стране инициативу могут перехватить либеральная оппозиция. Какие шансы на успех есть у национально-патриотических сил сегодня? Что можно сказать о русском национальном движении в контексте современно политической картины?
По поводу перехвата власти либералами – это вполне возможный и даже в некоторой степени предсказуемый сценарий развития событий, с учетом их финансовых возможностей и поддержки на Западе. Обама будет лоббировать перехват власти в России либералами. Сегодняшние кремлевские хозяева – ставленники Буша. Обама, естественно, желает поставить в Кремле своих людей, дав им «ярлык на княжение». Но если это и произойдет, это ненадолго. Это будет явление временное (если вспомнить, сколько просуществовало либеральное «Временное правительство» в 1917 году). Единственная идея, которая может овладеть массами – идея русского национализма. Все остальные идеи, – что коммунистическая, что либеральная, – настолько себя опорочили и дискредитировали, что народ от них уже воротит. От слова «демократия» все плюются, от слова «выборы» всех просто тошнит. Единственно, что может сплотить русский народ, превратить его из народонаселения в нацию – это национальная идея, т.е. осознание себя русскими. Нам внушали, что мы люди советские, потом россиянские. А когда нас стали бить за то, что мы все-таки русские и хотим ими оставаться, народ стал проспаться. Подлинно национальной идее не сможет противостоять никакая материальная сила – ни кремлевские власти с их «силами и техникой», ни псевдооппозиционые либеральные силы оранжевого толка. Будущее – за идеологией русского национализма, в этом просто нет никакого сомнения.
Станислав Анатольевич, что Вы хотели бы пожелать русским людям, соратникам по национальному движению накануне серьезных испытаний в наступившем 2009 году?
Всем русским людям – быть и оставаться русскими. Соратникам – не упускать инициативы (инициативы будут перехватывать) и быть готовым к любому развитию событий. Время сильно спрессовано, события все больше нарастают. Каждый день происходят события, которые могут поменять ситуацию в корне. Сложа руки седеть нельзя, необходимо быть в гуще событий, предпринимать какие-то действия, направленные на поэтапное достижение наших идей, ценностей, на приближение нашей победы.
Беседовал Александр Жучковский