12 июля — Праздник славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла
Почему святых апостолов Петра и Павла называют первопрестольными и первоверховными? Вовсе не потому, что они, якобы получили верховную власть над всеми апостолами. Для подобных утверждений мы не находим свидетельств ни в Евангелии, ни в апостольской истории. Что же касается слов Спасителя: «Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою» (Мф. 16, 18), то здесь под камнем следует понимать не саму личность апостола, а его исповедание, его твердую веру во Христа. Вслед за Петром и другие апостолы исповедовали ту же веру, и на их исповедании также основана Церковь, ведь, по слову святителя Киприана Карфагенского, «и прочие апостолы были тоже, что и Петр, — имели равное с ним достоинство и власть».
Значит, апостолы Петр и Павел именуются первоверховными не за преимущество перед другими во власти, а лишь по чести. За что же им такая особая честь? За их великие труды. Все святые апостолы понесли множество трудов в благовестии Христова учения, но эти двое потрудились больше всех (1 Кор. 15, 10). Переходя из города в город, из страны в страну, святые Петр и Павел везде ревностно возвещали слово Божие, мужественно и терпеливо перенося невзгоды и бедствия. «Я, — говорит святой апостол Павел, — был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти… Три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение… Много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников…» и так далее (2 Кор. 11, 23–32). Господь повелел Своим апостолам идти к народам, учить их и крестить (Мф. 28, 19–20). Несомненно, все святые апостолы свято исполнили эту заповедь своего Божественного наставника, но больше всех прославились благовестием святые Петр и Павел. В мир лжи и заблуждений, гордости и эгоизма, ненасытного стяжания и злобы они внесли небесную истину и Божественный свет, царство правды, мира и радости во Святом Духе (Рим. 14, 17). Тысячи людей привели они ко Христу.
Но святые апостолы не только благовествовали, но и утверждали в вере: основывали Церкви, неоднократно их посещали, для постоянного руководства ими ставили епископов и пресвитеров, писали к ним вероучительные и нравоучительные послания. Святой Петр оставил таких ко всем Церквям — два послания, а святой Павел — к отдельным Церквям — четырнадцать, из них тринадцать — к христианам из язычников. С тех пор эти послания неизменно читаются и в храмах, и дома, ведь в них заключены истины христианской веры и неисчислимые уроки жизни во Христе, в них мы находим все необходимое для правильного понимания смысла нашего земного призвания, для нашего утверждения на пути в Царство Небесное.
Награда святым первоверховным апостолам была велика еще при их земной жизни. Святой Петр был удостоен стать свидетелем важных событий в земной жизни Христа — Божественного Преображения на горе Фавор и Гефсиманской молитвы. А святому Павлу было дано быть восхищенным «до третьего неба» – в рай, и слышать там «неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 12, 2–4).
Богодухновенные поучения святых первоверховных апостолов Петра и Павла и ныне назидают нас в храмах, и будут назидать до конца времен. Это такое духовное сокровище, которое никогда не устареет и не иссякнет, несмотря на все величие и новизну завоеваний человеческого разума. Пример же их святой жизни, их духовный опыт всегда будет бережно сохраняться в церковных сказаниях и передаваться из рода в род. Будем же просить прославляемых ныне святых апостолов, чтобы они помогли нам принять их наставления умом и сердцем и ниспослали небесную помощь в исполнении их в нашей жизни.
Эль Греко «Апостолы Петр и Павел»
1590-1592. Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Апостол Петр, в миру Симон, был призван Богом на апостольское служение вместе со своим братом апостолом Андреем. “Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков” – сказал Господь, и братья не задумываясь последовали за ним. Они были свидетелями многих великих чудес Господа, ясно указывающих на Христа, как на сына Божия. Господь любил Петра за его простосердечие, и он всегда неотступно следовал за Ним. Однако, в минуты предсмертных испытаний Христа, апостол Петр трижды отрекся от Господа, в чем потом сильно раскаивался. После Своего воскресения Христос простил отречение Петра, и восстановил его в апостольском достоинстве, сделав Петра верховным среди апостолов. Наделенный чудесной силой, святой Петр исцелял больных не только прикосновением руки, но и своей тенью. Предания сохранили случаи, когда люди выходили на дорогу и выносили больных, чтобы тень святого коснулась их, и исцелила от недуга.
Находясь в Риме, апостол Петр столкнулся с волхвом Симоном, который выдавал себя за Бога, исцеляя больных и воскрешая умерших. Однако, достаточно было апостолу Петру взглянуть на дела Симона, как его волхвования сразу исчезали. Проповедуя учение о Христе, обращая язычников в христианскую веру, призывая женщин к целомудрию, апостол Петр снискал много врагов в Риме, в том числе и в царском дворе. Его, как чужеземца, решили распять. Петр знал об участи, уготованной ему, но вняв слезным мольбам христиан, обещал скрыться из Рима. Когда он уже был у городских ворот, ему явился Господь Иисус Христос, идущий в город. “Куда идешь, Господи?” – спросил Петр. “Иду в Рим, чтобы снова распяться” – ответил ему Господь и стал невидим. Изумленный апостол понял, что Христос, страдающий в рабах Своих, хочет и в его теле пострадать в Риме. Поэтому Петр вновь возвратился, и был взят воинами на смерть.
Апостол Павел, в миру Савл, с детства изучал закон Моисеев и относился к партии фарисеев, отвергавших проповеди о Христе, и произносивших хулу на Господа. Савл, как и другие фарисеи, ненавидел святых апостолов и принимал участие в гонениях на христиан. Преследуя верующих, Савл отправился в Дамаск. По дороге его осиял свет с неба, и он в тот же миг услышал голос Господа, говорившего ему:”Савле, Савле, что мя гониши?” Савл потерял зрение, но стал прозревать духовно. Три дня он провел в молитве, прося об одном, чтобы Господь раскрыл ему Свою волю. Спустя несколько дней, по воле Господа, апостол Анания прикосновением руки своей вернул Савлу зрение, а крещением даровал духовное прозрение. Савла был посвящен в апостольское служение, и по некоторым преданиям именно тогда получил имя Павла. За время своего служения апостол Павел обошел много стран с проповедью о Христе, снискав себе славу всемирного проповедника.
О времени страдания святого Павла нет точных данных. Одни церковные историографы считают, что апостол Павел пострадал в один год и один день со святым апостолом Петром. Другие высказывают мнение, что апостол Павел пострадал спустя год после смерти Петра в тот же день и месяц. По преданию, после усечения главы апостола, из раны потекла кровь с молоком. Святое тело его положили в одном месте со святым Петром.
Великим учителям Православия молятся об умножении веры. Святому апостолу Петру молятся об исцелении – Спаситель исцелил тещу апостола, “лежащу и огнем жигому”. Апостолу Петру молятся также о благополучной ловле рыбы, об успехах в рыболовстве. Апостолу Павлу молятся при открытии работ на фабриках, в мастерских и т.д. – сам апостол не оставался без дела ни днем, ни ночью.
Молитвы святым первоверховным апостолам Петру и Павлу
Молитва первая
О преславнии апостоли Петре и Павле, души за Христа предавшии и кровию вашею пажить Его удобрившии! Услышите чад ваших молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елеа же добраго жития обнищахом зело и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся. О сильнии! Понесите немощи наша, не отлучайтеся духом от нас, да не разлучимся в конец от любве Божия, но крепким заступлением вашим нас защитите, да помилует Господь всех нас, молитв ваших ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших и да сподобит со всеми святыми блаженнаго Царствия и Брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение, во веки веков. Аминь.
Молитва вторая
О святии апостоли Петре и Павле, не отлучайтеся духом от нас, грешных раб Божиих (имена), да не разлучимся вконец от любве Божия, но крепким заступлением вашим нас защитите, да помилует Господь всех нас молитв ваших ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших, и да сподобит со всеми святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение во веки веков.
Молитва третья
О верховнии Апостоле: Петре, веры Христовой твердый изобразителю, и Павле, сладковещательная ластовица учения Господня! Зрим вас, аки многотекущую реку сказаний Христовых словес, истекающую от истинных недр Божиих и всю глубину кладезя истин богооткровенных пред нами, жаждущими их, открывающую. Зрим вас, аки светила, с небесе токи теплоты любве божественныя нам уясняющия: ублажаем вас, приемших труды и поты, во еже всеяти учений божественных семена: целуем стопы ваша, обтекавшия вся концы земли, и в трепете греховнем зрим главы ваша, смиренно преклоненныя к пречистым стопам Господним: единаго крестным путем (повешением) и другаго мечным усечением. Умильно просим вас, святии Апостоли, сотворите и нас в буести греховней преклоненными пред Учителем нашим Господом, сотворите гордости нашей главы усекновение учением богооткровенным: глад душевный наш да утолит Господь брашном, указуемым с самаго неба, якоже Петру: – ты же, Павле, богонасыщенный Христовых словес, потщися и нас до третьяго небесе возвести твоими непрестанными о нас ко Господу молитвами, да и мы тамо прославим с лики ангельскими и апостольскими дивнаго во святых своих Отца всяческих и Его же послал в мир спасаяй и наставляяй к жизни вечной, Господа Иисуса Христа, и единосущнаго Им Святаго Духа. Аминь.
Молитва четвертая
Святый верховный Апостоле Петре, каменю веры, на Христе, краеугольном камени, в Церковь исповеданием назданный! Моли, да и аз, умными помышлении и плотскими похотении всегда колеблемый, на тоемжде Христе, Камени живом, избранном, честном, верою наздан всегда совершаюся любовию в храм духовен, в священство свято, вознесити жертвы духовныя Богови Иисусу Христу. Святый верховный Апостоле Павле, сосуде избранный Христов, благодати и славы Божия преисполненне! Моли имущаго власть над тварию Творца, да мя, ныне сосуд погубленный, сотворит Себе сосуд в честь, освящен и благопотребен, на всякое благое уготован. Аминь.