Первое, что стоит отметить – картина заявлена как ремейк фильма Сидни Люмета “12 разгневанных мужчин”, получившего в 1957 году “Золотого медведя” в Берлине, а также три номинации на “Оскар”. Несмотря на несколько оскорбительное звание “ремейка”, российский фильм поразил зрителя в Венеции. Даже отнюдь не самое чувствительное жюри фестиваля, как отмечали в репортажах журналисты, прослезилось на демонстрации картины. К слову, фильм показывали на русском языке, но с субтитрами.
Картина Михалкова, при всем сходстве с лентой Люмета, в первую очередь, о нашей действительности – о равнодушии людей друг к другу, сочувствии и… человечности.
Актерский состав поражает. Как заявлено в рекламном ролике, “12 лучших актеров России” – Сергей Маковецкий, Алексей Петренко, Сергей Гармаш, Валентин Гафт. Юрий Стоянов, Алексей Горбунов, Сергей Газаров, Виктор Вержбицкий, Михаил Ефремов, сам Никита Михалков и другие – постоянно находились на съемочной площадке, не участвуя параллельно в других проектах. Таково было основное условие режиссера. Единственным исключением стал Валентин Гафт, которого Никита Михалков отпускал на спектакли.
Действие картины почти постоянно происходит в спортзале школы, находящейся рядом со зданием суда, где собрались для обсуждения дела двенадцать присяжных заседателей. Дело кажется решенным, все улики и доказательства однозначны: казалось бы, что стоит – проголосовать и разойтись по своим делам. Тем не менее, решение присяжных должно быть единогласным и, несмотря на бессмысленность протеста, один из участников не согласен с большинством. Зерно сомнения, которое смог зародить в каждом из присяжных герой Сергея Маковецкого, постепенно “прорастает”… В результате, важен даже не тот вывод, к которому приходят присяжные, – подсудимый невиновен, – а то, что каждый из них нашел внутри себя.
Мальчик-чеченец, якобы убивший своего приемного отца, русского офицера, постепенно из “отморозка”, для которого “мало пожизненного заключения” становится не просто невиновным несчастным, но неким связующим звеном между такими разными людьми.
Характеры подобраны действительно потрясающие: генеральный директор “маленькой семейной телекомпании”; выпускник Гарварда (Юрий Стоянов); “бомбила”; непроницаемый циник (Сергей Гармаш); ученый-интеллигент, руководящий совместной российско-японской компанией (Сергей Маковецкий); молчаливый военный (Никита Михалков); метростроевец; “человек с чемоданом, где есть все – от стульчака до свечки” (Алексей Петренко) и другие.
Это совершенно разные люди, и у каждого – своя история, которая неизбежно переплетается с историей одного, чужого, в общем-то, мальчика.
“За столом присяжных сидят 12 совершенно разных людей. Каждый из них – представитель какой-то профессии, какой-то части социума, какой-то национальности. У них нет имен, только номера”, – рассказал Михаил Ефремов о фильме.
Представляя фильм “12” в Москве, Никита Михалков отметил, что в Венеции сам смотрел картину всего несколько минут, а потом слушал зал. “Я буду слушать, как посмотрите ее вы”, – добавил режиссер. Сложно сказать, какие выводы сделает режиссер из реакции зрителей на премьере, но в зале то воцарялась поистине ужасающая тишина, то искренний смех, то слезы – одно сменяло другое в течение пяти минут.
Открывая показ, режиссер, вопреки принятому порядку, не пригласил на сцену актеров. “Я бы хотел, чтобы они вышли к вам после того, как вы увидите фильм”, – отметил Михалков. Актеры действительно поднялись на сцену после завершения картины – зал аплодировал стоя, молча.
Вера Удовиченко