12.08.2000. – В Баренцевом море погибла российская подводная лодка “Курск” с экипажем в 118 человек.
Гибель «Курска» – грозный символ для всей России
В этот день экипаж “Курска” успешно завершил первую часть военно-морских учений – стрельбы торпедами в Баренцевом море. Неподалеку от “Курска” находилось американское судно, которое наблюдало за учениями в Баренцевом море. Взрыв большой силы зафиксировали даже сейсмические станции. Затем в течении четырех дней предпринимались попытки спасти оставшихся в живых, которые первое время подавали о себе сигналы. По непонятным причинам это не удалось, причем российские власти, не имея для этого необходимых спасательных средств, отказались своевременно попросить о помощи другие страны.
Члены семей погибших получили от правительства финансовую компенсацию, но убедительного ответа на вопрос о том, почему затонула лодка, им никто до сих пор не дал. Официальная версия гласит: самопроизвольный взрыв торпеды в результате халатности экипажа и общего безпорядка на Северном морском флоте, за что было уволено все его руководство. Между тем, целый ряд фактов и косвенных улик указывает истинную причину, в свете которой перекладывание вины за трагедию на моряков – ее жертв – выглядит особенно цинично.
Вице-адмирал М. Моцак тогда заявил, что подлодка погибла «в результате столкновения с иностранной подводной лодкой»; за последние 33 года известен 21 случай столкновения с подлодками США. Вскоре Моцак был уволен вместе с адмиралом В. Поповым, который тоже делал подобные высказывания, – но увольнение лишь дало еще один повод прислушаться к их версии (Независимая газета. 2002. 12 июля), даже если она не во всем точна. Была выдвинута и другая версия: применение американцами новейшего оружия (Русский Вестник. 2001. № 43-45). Официальные результаты расследования («самопроизвольный взрыв торпеды в торпедном аппарате») ставят под сомнение как разработчики торпеды, так и специалисты-подводники – именно на основании собранных вещественных доказательств, свидетельствующих о «мощном внешнем воздействии на торпеду» (Завтра. 2002. № 34).
Стоит отметить, что атомный подводный крейсер “Курск” накануне гибели вернулся из успешного длительного похода, командир был награжден золотой звездой Героя России. Это могло обезпокоить Пентагон: оказывается Россия еще обладает эффективным подводным оружием.
До сих пор нет ответа на целый ряд вопросов. Чей аварийный буй (не “Курска”!) был замечен в районе катастрофы и верно ли, что чья-то подлодка уходила из этого района и это наблюдали российские летчики? Зачем директор ЦРУ срочно прилетел в эти дни в Москву для переговоров с Путиным, содержание которых осталось тайной? Для чего перед подъемом лодки был отпилен ее первый отсек (дорогостоящая и непонятная операция), который мог бы дать разгадку? И зачем его позже приказали взорвать, не поднимая? Какова причина деформации правого борта подлодки у носовой части, которая не была следствием транспортировки, – по словам адмирала Попова в беседе с генпрокурором Устиновым? (Русский Вестник. 2002. № 12-13; Независимая газета. 2001. 27 нояб. и 2002. 7 февр.)
7 января 2005 года на французском телеканале France-2 был показан документальный фильм-расследование Ж.–М. Карре “Трагическая одиссея Курска”, в котором доказывается вина американской подлодки. В фильме утверждается, что по просьбе США президент Путин немедленно согласился скрыть правду, пожертвовав даже жизнями уцелевших моряков, которых еще можно было спасти, прибегнув к иностранной помощи; взамен США простили часть денежного долга РФ и выдали новый кредит. По мнению Карре, именно в рамках этой сделки Путин освободил и американского шпиона Э. Поупа, пытавшего добыть информацию о новой русской торпеде. Официальной публичной реакции властей РФ на этот фильм не было.
Трагедию «Курска» следует, конечно, анализировать в рамках общей внешней политики президента РФ Путина, уступки которого американцам именно к этому времени приняли лавинообразный характер: закрытие военных баз на Кубе и в Камрани, согласие на расширение НАТО и др.
“Русская Идея”
(в сокращении)