Духовная жизнь

Загробная жизнь. Часть 4

Май 11
09:08 2012

Загробная жизнь. Часть 4


 Отрывки из книги монаха Митрофана. (СПб. 1897 г.) …


ЗЕМЛЯ В ОГНЕ


После всеобщего, открытого, строгого, страшного, решительного и последнего суда над существами духовно-нравственными, немедленно в тот же день и момент последует кончина мира, конец на земле благодатного царства Христова и начало царство славы, начало новой, блаженной жизни праведников и вечной жизни — страдания грешников. Эту истину за­свидетельствовал Сам Иисус Христос в Своей притче о семени: «Жатва есть кончина века, а жнецы — суть Ангелы. Посему как собирают плевелы и огнём сожигают; так будет при кончине века сего» (Мф. 13, 39). Не следует понимать под этим словом — конец — уничтожение мира; бытие мира не кончится, мир не уничтожится, но только изменится — как не уничтожается человек, изменяясь и превращаясь из состояния тленного в нетленное, из смертного в безсмертное.


 С изменением человека последует новое устроение мира, соответственно наступающему новому порядку в царстве Христовом. Изменение мира будет произведено огнём, по свидетельству слова Божия. Так, ап. Петр говорит: «Нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков… Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, рушатся, земля и все дела на ней сгорят…» (2 Пет. 3, 7-10).


 Весь видимый вещественный мир, во зле лежащий, должен очиститься от гибельных следствий человеческого греха и обновиться, чтобы прийти в соответствие с обновленным человеком: «и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божьих» (Рим. 8, 21). Обновление мира совершится в последний день посредством огня, так что на новом небе и на новой земле не останется уже ничего греховного, а будет жить одна правда.
 Точно так же учили о конце мира и все учители церкви. Св. Ириней: «Не сущность и не вещество творения упраздняется (ибо истинен и силен Тот, Кто устроил его), но переходит образ мира этого, т.е. то, в чём произошло расстройство… Когда же перейдёт этот образ и человек обновится и восстанет для нетления, тогда явится новое небо и новая земля».


 Св. Кирилл Иерусалимский: «Придёт с небес Господь наш Иисус Христос, придёт со славою при скончании мира этого в последний день. Ибо будет скончание мира сего, и сотворенный мир обновится. Поскольку разврат, воровство, прелюбодейство крайне распространились, и кровопролитие следует за кровопролитием,  то, чтобы эта чудная обитель всего живого не осталась навсегда исполненной беззакония, падёт мир этот, дабы снова явиться лучшим… Уберёт Господь небеса не для того, чтобы истребить их, но чтобы опять явить их в лучшем виде».
 Бл. Иероним: «Ясно показывается, что кончина и погибель мира означает не обращение его в ничто, но изменение в лучшее. Равным образом и то, что написано в другом месте: «свет луны будет, как свет солнца» (Ис. 30, 26) значит не погибель прежнего, но изменение в лучшее. Размыслим о сказанном: преходит образ, а не существо. То же выражает и св. Петр — не сказал: узрим иные небеса и иную землю, но прежние и древние, измененные на лучшие».


 Слово Божье открывает нам три периода бытия мира: 1) до падения, 2) после падения и 3) после восстановления. Первое состояние мира, или первый период его бытия, носит характер, высказанный Самим Богом, что всё — очень хорошо. В царстве Бога, Господа Иисуса Христа, жизнь во всём Его творении: жизнь в первобытном земном раю, где всё дышит согласием, блаженством, где всё служит с любовью и радостью друг другу, где небо и земля находятся в союзе и гармонии с духовно-нравственным миром (с прародителями), или физическая природа в союзе с духовной природой, как в человеке тело с душой. Это — первый период бытия мира в его невинном, безгрешном, блаженном состоянии, с характером и отличительным его свойством, Самим Господом засвидетельствованным: «все добро зело». В понятии «добра» нет понятия «зла». Но долго ли продолжался первый период бытия мира, т.е. его блаженное состояние, и какова была мера и степень блаженства? Слово Божье этого не открыло. За нарушение закона Божьего, закона нравственного, — последовало не уничтожение виновных и мира, но праведнейшее наказание.


 Из характера же второго периода открывается только то, что блаженство первого периода потеряно, и зло, которого совершенно не было в первом периоде, теперь в мире господствует уже так, что и самое добро не остается без примеси зла: «весь мир во зле лежит». С падением прародителей тотчас же изменилась в свойствах вся видимая природа: 1) тело восстало на дух, 2) земля изменила своё плодородие, а изменением свойств земли, подпавшей неблаго­словению и проклятию, изменилась и атмосфера, изменилось небо и земля, звери ополчились на бывшего прежде своего царя и т.д. Однажды данная миру жизнь не отнята, но блаженная жизнь изменилась в жизнь плача и скорби. Так точно, как часто мы, своевольно разрушая здоровье, впадаем в болезнь. Ныне, по словам ап. Павла, восстали части человека одна на другую: дух воюет на плоть, а плоть на дух, и человек часто не то творит, что хочет, но то — что ненавидит, исполняя волю тела и порабощая ему дух.


 А затем стали всё более и более следовать изменения и в физической природе, которые окончательно довершились во всемирном событии — потопе, окончательно изменившем и землю, и небо, т.е. атмосферу. После потопа прежних неба и земли не стало; вода изменила землю, а земля всегда находится в соотношении с атмосферою; следовательно, последовало и изменение неба — атмосферы. И тогда явились, по слову Апостола, «нынешние небеса и земля» — состояние лежащего во зле мира, чуждого правды, ибо земля лишена благословения, проклята, а с землею и все воздушные стихии враждуют. Значительно — и очень значительно! — сократилась, противу первого периода, жизнь человеческая, и ухудшились самые условия жизни.


 И, наконец, наступит третье состояние мира, или третий период бытия его, где всё ново: и человек, и небо, и земля, и где живёт только правда, по свидетельству ап. Петра. Нынешние небо и земля не уничтожатся, но изменятся в новые посредством огня, как первый период бытия мира и человека уступил второму посредством воды. Вода и огонь имеют важное, таинственное значение в религии вообще. Как золото очищается от посторонних примесей огнём, так и миру (небу и земле, т.е. земле с её атмосферою) надлежит очиститься от зла, в котором лежат, посредством огня, по апостольскому свидетельству. Иначе и быть не может.


ЖИЗНЬ, СЛОВНО КАМЕНЬ ДРАГОЦЕННЫЙ


После воссоединения душ со своими воскресшими телами и после окончания всеобщего суда наступит второй период загробной нескон­чаемой жизни: не души только, как было в первый период, но вечной жизни полного человека, из души и тела состоящего.


 Второй период загробной жизни есть дальнейшее и безконечное развитие нравственного состояния души (или доброго, или злого) усвоенного душой ещё на земле.


 Невинному блаженному состоянию наших прародителей до их падения соответствовала и природа, их окружающая (т.е. земная); ибо место, где они жили — был рай на земле. Ничто не нарушало их блаженства; ничто не будет нарушать блаженства спасённых в царстве небесном во второй период, на обновленной и измененной земле, ибо то зло, в котором лежит весь мир, истребится, и враг будет заключён с грешниками в геенне.


 В царстве небесном нет ни солнца, ни луны, ни звёзд; оно, т.е. царство небесное, освещается славою Божьей, и единственным всеосвещающим светилом есть Господь Иисус Христос. Там не ощущается ни зноя солнечного, ни морозов, ни бурь, ни непогоды, ни голода, ни жажды, ни темноты ночной. Там нет ни уныния, ни скорби, ни печали, ни стонов, ни вздохов, ни искушений. Нет ни страха, ни отчаяния, ни разлуки с ближними, ни смерти. Там будет вечный, непомрачаемый день, вечно цветущий, озаряемый Самим Господом Богом; там небо и земля новые; там царство безсмертной и слаженной жизни, и эта жизнь поддерживается водами жизни и древом жизни. Древо жизни — Господь Иисус Христос, а воды жизни — неистощаемое обилие неоцененных и неисчислимых даров св. Духа. Царство благодати кончится, и наступит царство славы, в котором праведники наследуют уготованное им от сотворения мира царство, где разум человеческий, не подвергаясь ни ошибкам, ни заблуждениям, ясно будет созерцать вечные истины и восхищаться познанием их. Воля, не уклоняясь на строптивые пути порока, будет ощущать высочайшее наслаждение в совершенной покорности воле Божьей, желания сердца совершенно будут удовлетворены созерцанием славы Божественной; взор — вос­хищаться видением лицом к лицу Спасителя нашего Иисуса Христа, как Он есть. Слух не перестанет услаждаться песнопениями ликов ангельских; обоняние — упиваться невыразимо приятным благоуханием; вкус — полным наслаждением. Так что всякий удостоившийся наследовать царство небесное постоянно будет ощущать в себе такое удовлетворение своим состоянием во всех отношениях, как если бы был погружен в пучину безсмертных радостей и восхитительнейших наслаждений.


 Что же может быть блаженнее этой жизни? Не нужно там бояться бедности, ни болезни, не увидишь ни обижающего, ни обижаемого, ни раздражающего, ни раздражаемого, ни гневающегося, ни завидующего, ни распаляемого гнусною похотью, ни мучимого заботою о поисках средств к жизни, и скорбящего о начальстве и власти; ибо вся буря наших страстей, затихнувши, перестанет, и всё будет в мире, веселье и радости, всё тихо и спокойно, всё — день и ясность, и свет; свет не нынешний, во столько крат светлее этого, во столько этот (солнечный) ярче света от свечи. Ибо там свет не помрачается ни ночью, ни набегом облаков; не жжёт и не палит тела; потому что нет там ни ночи, ни вечера, ни холода, ни жара, ни другой какой перемены времени; но иное какое-то состояние, такое, которое узнают одни достойные. Нет там ни старости, ни спутников старости; но все тленное изгнано, потому что повсюду господствует нетленная слава. А что всего этого важнее, это непрерывное наслаждение в об­ществе со Христом, вместе с ангелами, архангелами, с горными силами.


 Посмотри теперь на небо, и перейди мыслью к тому, что выше неба. Представь себе преобразованную всю тварь, потому что она не останется такой, но будет гораздо прекраснее и светлее. 


 К блаженству душ святых в царстве небесном присовокупится и то, что здешние их добродетели: их вера, человеколюбие, любовь к истине — процветут в царстве вечной любви, вечной истины и вечного добра. Сколько сладких чувств в здешнем мире ощущают живущие в Боге от плодов духовных, которые, по исчислению ап. Павла, суть: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость и воздержание! Те же духовные плоды войдут с душами святыми в царство небесное, и, конечно, получат новое совершенство и усугубят меру блаженства душ святых.


 Будет блаженство духовное, внутреннее, и внешнее, соответствующее новому, тонкому: эфирному телу. Это внешнее, так сказать, чувственное блаженство составляют: 1) природа райская, нигде и ничего подобного красоте которой душа не видела, не слышала, а потому и вообразить себе не может, и 2) общество св. ангелов и святых душ.


 Учение Господа Иисуса Христа о небесном блаженстве следующее: «в доме Отца Моего обителей много» (Ин. 4, 2). Эти слова Господа не нужно принимать так, что они означают разные степени блаженства на небесах. Они, как пишет архимандрит Михаил в своём тол­ковании Евангелия на это место, означают только великое число обителей, пространное место, могущее вмещать много. Учение Иисуса Христа о разных степенях блаженства основывается на других Его словах: «Прощаются ее грехи многие, за то, что она возлюбила много; а кому мало прощается, тот мало любит» (Лк. 7, 47). Вот свидетельство награды, но не в одинаковой степени: «приидет Сын человеческий во славе Отца Своего с ангелами Своими, и тогда воздаст каждому по делам его» (Мф. 16, 27). Как различны дела, так различны и воздаяния, и как одна и та же добродетель (добрые дела) может иметь большую или меньшую степень, так и одна и та же награда будет иметь разные степени. Все получают награду, но не в одинаковой степени. О том же пишет и ап. Павел: «Не всякая плоть та же плоть: но одна плоть человекам, иная скоту, иная рыбам, иная птицам. И тела небесные, и тела земные: но одна небесным слава, и иная — земным. Иная слава солнцу, иная слава луне, иная слава звездам; звезда от звезды отличается в славе. Также и воскресение мертвых» (1 Кор. 15, 39-42).


 Полное блаженство человека наступит тогда, когда он с ощущением внутреннего самоуслаждения будет и извне ощущать приятное отношение к себе других существ.


 Блаженство постоянно за гробом будет возрастать, увеличиваться. Душа каждого праведника, утвердившаяся в добре и святости, будет стараться непрестанно всё более и более приближаться к Богу, а следовательно искать большего, внутреннего совершенства, и это желание души постоянно будет удовлетворяться. Души праведников, возрастая в своих совершенствах, делаются всё премудрее и святее и будут всё ближе и ближе подходить к безконечному совершенству Бога — Господа Иисуса Христа, Которого образ и подобие на себе носят. 


 Слова Господа о жизни райской свидетельствуют, что в раю будут жить одни только верные Господу Иисусу Христу, верные всех народов, времен и мест, а не одни только евреи, как это они думали о себе.


 Всякий возраст имеет свой горизонт сознания и ему соответствующую степень понимания. Заключим настоящую статью словами ап. Павла, что райскую жизнь первого периода, мы, ещё живущие на земле, познаём только отчасти, как бы гадаем. А о втором периоде загробной жизни, как райской, так всё равно и гееннской, ничего подобного себе и представить не может. Если земля и всё земное ещё было в некоторой степени образом, подобием, символом загроб­ной жизни первого периода, то второй период не имеет себе ничего подобного ни на земле, ни на небе, которое есть преддверие рая, царства небесного, блаженства которого не могут представить не только пребывающие ещё на земле, но и уже находящиеся на самом небе.