Экономика

Зачем ФТС «серые» схемы

Январь 30
16:13 2009

Зачем ФТС «серые» схемы


Недавно премьер-министр РФ пожаловался, что выполнение антикризисных мер в экономике происходит крайне медленно, от чего теряется их эффективность. При этом необходимо отметить, что подобную заторможенность российские чиновники проявляют исключительно в реализации планов правительства, зато схемы спасения собственных «теневых» доходов и структур, которые обеспечивают стабильный приток коррупционного капитала, они внедряют просто ударными темпами.


Взять, к примеру, Таможню: сокращение покупательской способности населения и деловой активности компаний грозит ей в 2009 году серьёзными убытками. Кризис нанесёт ощутимый удар не только по официальным сборам и налогам, но и по доходам, которые в налоговых декларациях обычно не учитываются. А значит – самое время закручивать гайки и выдавливать из околотаможенного бизнеса всех независимых участников, т.е. не задействованных в коррупционных схемах. Тех самых схемах, которым покровительствует нынешнее руководство ФТС.


Разумеется, такие решения ещё больше осложнят обстановку на рынке ВЭД и наполняемости госбюджета отнюдь не поспособствуют. Ну и что – в конце концов, государство малозащищённые слои населения как-нибудь да защитит, задействовав всю мощь сырьевых ресурсов страны, а вот жадненького толстенького таможенного чиновника, если он сам о себе не позаботится, жалеть никто не станет.


C 13 января 2009 года Федеральная таможенная служба (ФТС) должна принимать в обеспечение уплаты таможенных платежей поручительства, выдаваемые только ФГУП «Ростэк». При этом три другие организации, создававшие ранее конкуренцию «РОСТЕКу», получили от ФТС уведомления о досрочном прекращении действия заключенных с ними договоров с середины января 2009 года.  


По однозначному мнению участников ВЭД, подобное решение ФТС  может привести к прекращению деятельности как минимум 70-80% таможенных брокеров. То есть примерно трёмстам восьмидесяти компаниям придётся закрыться и распустить штат специалистов: качество услуг резко упадёт, цены же напротив — полезут вверх, часть брокеров будет вынуждена уйти в серые схемы.


«Такие приказы ФТC вносят нестабильность в работу участников ВЭД, а следовательно, не увеличат собираемость таможенных платежей в бюджет», — говорит пресс-секретарь компании «Таможенная карта» Вера Липина.


В настоящее время Федеральная антимонопольная служба России (ФАС ) возбудила в отношении ФТС дело по признакам нарушения части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции». Дело возбуждено по заявлению ООО «Таможенная карта», которое с 2000 года осуществляет функции координатора эмиссии таможенных карт (используемых для уплаты таможенных и иных платежей) и является конкурентом ГУП «РОСТЭК». Кроме того, Ассоциация таможенных брокеров Северо-Запада в конце декабря уже отправила премьеру Владимиру Путину письмо, в котором говорится, что ФТС выталкивает их в «серые» схемы.


В последние годы, действия руководства Федеральной таможенной службы РФ, ориентированные на монополизацию таможенного бизнеса, «непрозрачность» и запутанность операций, всё чаще встречают резкую негативную оценку участников внешнеэкономической деятельности. Но если в докризисный период интенсивная деловая активность компаний позволяла ФТС перевыполнять план, спускаемый ей Минфином, и скрывать пороки неэффективного управления, игнорируя мнение недовольных, то разразившийся кризис, в частности, снижение объёмов импорта, могут привести государство к серьёзным экономическим и социальным последствиям.
Не стоит забывать, что Таможня является органом бюджетообразующим, от эффективности её работы и правильного регулирования тарифов зависит уровень цен на внутреннем рынке, кроме того, внешнеэкономическая деятельность (которая напрямую зависит от ФТС) обеспечивает работой несколько миллионов человек… В связи с чем самоуправство таможенных властей чревато последствиями и правительство должно было бы это учитывать.


Хотя, если вспомнить, что и само правительство, вместе с той же таможней, уже более 4 лет не хочет или не может решить элементарный вопрос, искусственно созданный, но реально препятствующий деятельности участников ВЭД (в лице владельцев складов, портов, и прочих накопителей), надеяться особо не на что.


Постановление Правительства РФ от 19.04.2002 г. «О реализации арестованного имущества, реализации, переработке (утилизации), уничтожении конфискованного и иного имущества, обращенного в собственность государства», дававшее возможность владельцам складских помещений на законных основаниях освободиться от невостребованных грузов, а государству пополнить свой бюджет за счет налогов, получаемых от их реализации, в 2004 году было отменено. Но никаким иным постановлением или указом не заменено. С тех пор владельцы складов, грустно озирая затоваренные площади, пытаются добиться законной возможности освободить свои склады, обращаясь поочередно то в таможню, то в Минэкономразвития, то в транспортную прокуратуру, то в Минфин, то в Госкомимущество. Не то что рядовые чиновники, в обязанности которых входит решение подобных вопросов, но и руководители министерств и ведомств в лице г.г. Набиуллиной, Кудрина и прочих топ-менеджеров государственного уровня вопрос решить оказываются не в состоянии. Владельцы складов бегают по замкнутому кругу, стучась в различные двери, бесхозяйный груз при этом портится, теряет стоимость, и, естественно, уже не никогда не сможет принести пополнения в государственную казну за счет налоговых поступлений. Борьбе с экономическим кризисом, к которому призывает Президент, такое положение дел способствовать явно не будет.


Возвращаясь к проблеме монополизации брокерских услуг, остается лишь констатировать, что это – открытая война против эффективности Таможни. Тем же целям служит план о переносе складов временного хранения и пунктов таможенного оформления из центральных субъектов Федерации на границы, который не только приведёт к разорения сотен транспортно-логистических компаний, росту объёмов контрабанды и фальсификата, но и потребует от государства многомиллиардных затрат на строительство новой инфраструктуры таможенных центров. Настолько ли богата наша страна и наивна власть, чтобы соглашаться с подобными авантюрами?